Решение №484 Признать необоснованной жалобу ИП Зыкова С.М. на действия З... от 1 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 484

22 июля 2016 г.                                                                                   г. Иркутск

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия),  в составе: (…),

при участии заявителя – (…); представителей заказчика (организатора закупки) – Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (далее - ПАО «Иркутскэнерго»: (…) (по доверенности), (…) по доверенности,

рассмотрев жалобу ИП Зыкова С.М. на действия заказчика (организатора закупки) – ПАО «Иркутскэнерго» при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в порядке, установленном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Иркутской области обратился ИП Зыков С.М. с жалобой на действия Заказчика (организатора аукциона) – Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ПАО «Иркутскэнерго»), Закупочной Комиссии при организации и проведении электронного аукциона (извещение № 31603738082) на ремонт помещений в здании Исполнительной дирекции ул. Сухэ-Батора, 3, в связи с неразмещением в Единой информационной системе (далее – ЕИС) протоколов, составляемых в ходе закупки не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с доводами жалобы, рассмотрение и оценка заявок, а также подведение итогов закупки, в соответствии с Закупочной документацией, должны быть осуществлены 24.06.2016 г. По состоянию на 06.07.2016 г. протокол рассмотрения заявок, а также итоговый протокол в  ЕИС не размещены, что является нарушением установленного ч. 12 ст. 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) срока размещения протоколов, составленных в ходе заявки на официальном сайте.

На рассмотрении жалобы заявитель дополнил доводы жалобы указанием на отсутствие в Закупочной документации четких критериев оценки сопоставления заявок участников, а именно: по подкритерию «годовой оборот»; необоснованное ограничение участия в закупке путем установления подкритерия оценки «годовой оборот», а также неправомерную оценку предложений участников о цене договора без учета налога на добавленную стоимость.

На основании изложенного, заявитель просит вернуть закупку на стадию рассмотрения заявок.

Из пояснений организатора закупки следует, что в соответствии с п. 10.3.4.6 Положения о закупках при закупке путем открытого запроса предложений предусмотрено составление единого итогового протокола о результатах рассмотрения заявок (решение о допуске), содержащего также результаты оценки заявок, решение о присвоении заявкам порядковых номеров), который подписывается членами закупочной комиссии и размещается Заказчиком в ЕИС не позднее, чем через три дня со дня подписания такого протокола.

В соответствии с вышеуказанным пунктом Положения о закупке, пунктом 12 ст. 4 Закона о закупках, протокол по результатам закупки с реестровым номером № 31603738082 был подписан 08.07.2016 г. и размещен в ЕИС – 11.07.2016 г. Срок подписания протокола не установлен ни Законом о закупке, ни Положением о закупке, в связи с чем Заказчиком не нарушен срок размещения итогового протокола на официальном сайте.

Учет при оценке заявок, представленных для участия в указанной закупке, стоимости предложений участников без учета НДС, установлен п. 5 Документации, которым в качестве сведений о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) указана цена: 2 991 606, 00 рублей, кроме того НДС (18%) 538 489,08 рублей.

Оценка цены предложений без учета НДС, установлена Заказчиком в целях исключения дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, т.к. НДС не является расходом Заказчика и на цену договора, подлежащую уплате подрядчику за выполненные работы не влияет.

В отношении довода Заявителя об отсутствии в Закупочной документации четких критериев оценки сопоставления заявок участников, а именно: по подкритерию «годовой оборот», необоснованном ограничении участия в закупке путем установления подкритерия оценки «годовой оборот», представители Заказчика пояснили следующее.

Критерий «годовой оборот» предусмотрен Документацией о закупке и применяется для оценки и сопоставление квалификации участников закупки. Для оценки всех участников использовались данные бухгалтерских балансов участников за последний отчетный период – 2015 г.  Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применен в равной степени ко всем участникам закупки, что соответствует требованиям законодательства, не нарушает прав заявителя и не влияет на результаты проведенной закупки.

По мнению, Заказчика применение указанного критерия, позволяет подтвердить квалификацию участника закупки, и в том числе, выявить лицо исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Кроме того, данный критерий оценки не является единственным или вес которого является преобладающим при итоговой оценке предложений, что не исключает конкуренции участников.

На основании изложенного выше, Заказчик считает необоснованной жалобу Заявителя.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения организатора конкурса, устные пояснения, представленные документы, установила следующее.

03 июня 2016 года на сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр закупок и заказов» опубликовано извещение № 31603738082 о проведении открытого запроса предложений на выполнение работ «Ремонт помещений в здании Исполнительной дирекции ул. Сухэ-Батора, 3», а также Закупочная документация.

Срок подачи заявок на участие в закупке (с учетом внесенных изменений) до 11 часов 24.06.2016 г.

Дата рассмотрения заявок участников запроса предложений и подведения итогов запроса предложений – в 14 часов 00 минут 24.06.2016 г.

Протокол № 2-250 заседания центральной закупочной комиссии по выбору победителя запроса предложений (открытый запрос предложений для субъектов малого и среднего предпринимательства № 31603738082) подписан 08.07.2016 г. и размещен на сайте ЕИС - 11.07.2016 г.

В соответствии с указанным протоколом на участие в закупке поступило 4 заявки: ИП Зыков С.М., ООО «ПРОЦЕССТРОЙ», ООО Финансово-строительная компания «Гранд Строй», ООО «Иркутская домостроительная компания».

Заявка ООО Финансово-строительной компании «Гранд Строй» по решению Комиссии отклонена как несоответствующая п. 5 Закупочной документации, участнику отказано в допуске к участию в закупке.

По результатам рассмотрения и оценки заявок, проведения процедуры переторжки  ООО «Иркутская домостроительная компания» присвоен 1 номер <...> ИП Зыкову С.М. – 2 номер.

По итогам закупки Закупочной комиссией принято решение о заключении договора с ООО «Иркутская домостроительная компания»

08.07.2016 г. между Заказчиком и ООО «Иркутская домостроительная компания» заключен договор № 4, сведения о договоре размещены Заказчиком на сайте ЕИС – 12.07.2016 г.

В отношении довода жалобы о нарушении Заказчиком срока размещения на официальном сайте Комиссией установлено следующее.

Пунктом 10.3.4 Положения о закупках установлен Порядок рассмотрения и оценки заявок.

Согласно подпункту 10.3.4.1.Закупочная комиссия в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки.

Оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Положения (п. 10.3.4.2).

Победителем запроса предложений признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер (пункт 10.3.4.5).

Согласно пункту 10.3.4.6. Положения о закупках, пункту 13.8 Документации, результаты рассмотрения заявок (решение о допуске или отказе в допуске к участию в закупке), результаты оценки заявок на участие в запросе предложений оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках запроса предложений, подавших заявки, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений решении о присвоении заявкам на участие в запросе предложений порядковых номеров. Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии и размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее, чем через три дня со дня подписания такого протокола.

Положение о закупках Заказчика не регламентирует срок подписания протокола рассмотрения заявок.

Закон о закупках также не устанавливает требования к сроку подписания протоколов, составленных в ходе закупки.

Частью 12 ст. 4 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Из документов, представленных Заказчиком, следует, что протокол, подписанный 08.07.2016 г. размещен на сайте ЕИС - 11.07.2016 г., что не противоречит требованиям Закона о закупках, Положению о закупках.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком сроков размещения протоколов, составленных в ходе закупки в ЕИС, не нашел документального подтверждения.

В отношении довода жалобы о неправомерной оценке предложений участников о цене договора без учета налога на добавленную стоимость Комиссией установлено следующее.

В извещении о проведении закупке, а также п. 5 Документации о закупке в качестве сведений о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) указана цена: 2 991 606, 00 рублей, кроме того НДС (18%) 538 489,08 рублей.

Пунктом 5 Документации, а также в Извещении предусмотрено, что  в случае, если стоимость работ, предложенная участником закупки, будет превышать начальную (максимальную) стоимость, Заказчик вправе отклонить такую заявку без рассмотрения по существу.

Пунктом 7 Документации предусмотрен порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), а именно: в цену должны быть включены все расходы на качественное выполнение работ (оказание услуг), включая страхование, уплату налогов, сборов, транспортные, командировочные, погрузочно-разгрузочные расходы, непредвиденные затраты подрядчика 1,5 % и другие платежи. По результатам запроса предложений к цене договора применяется коэффициент снижения на все статьи затрат.

Пунктом 2 Документации установлено, что участники закупки подают предложения (заявку)  по форме, установленной Приложением 2 к Документации.

Согласно указанному приложению, а также инструкции по заполнению данной формы, участник указывают итоговую стоимость своего предложения без НДС, величину НДС, а также полную итоговую стоимость предложения в рублях с НДС.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена договора без учета НДС, а также предоставление участниками закупки ценовых предложений без учета НДС, с указанием величины НДС (при необходимости).

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В закупке вправе принять участие лицо, применяющее любую систему налогообложения в соответствии с законодательством.

НДС не является расходом Заказчика (впоследствии возмещается из бюджета) и доходом участника закупки, поскольку подлежит перечислению в бюджет.

Комиссия принимает довод Заказчика о том, что НДС не влияет на цену договора, подлежащую уплате подрядчику за выполненные работы и договор заключается по цене предложенной участником закупки, вне зависимости от применяемой участником системы налогообложения, что в наибольшей степени отвечает  принципам отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Оценка цены предложений без учета НДС, установленная Заказчиком в целях исключения дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, не противоречит требованиям Закона о закупках и Положению о закупках.

Указание Заявителя на отсутствие в протоколе подведения итогов закупки указания на величину НДС, которая указана в договоре с победителем закупки, не свидетельствует о неправомерности действий Заказчика, поскольку договор заключен по цене предложения участника.

В отношении доводов Заявителя об отсутствии в Закупочной документации четких критериев оценки сопоставления заявок участников, а именно: по подкритерию «годовой оборот», необоснованном ограничении участия в закупке путем установления подкритерия оценки «годовой оборот», установлено.

Пункт 13.6 Закупочной документации предусматривает, что Закупочная комиссия в соответствии с критериями, установленными в пункте 12 Документации, оценивает предложения (заявки) участников запроса предложений. Победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого, присвоен первый номер.

Критерии оценки и сопоставления предложений (заявок) определены в Приложении № 4 Закупочной документации, которое включает, в том числе, критерий - «годовой оборот».

Из протокола подведения итогов закупки следует, что данный критерий применяется для оценки и сопоставление квалификации участников закупки.

Пунктом 5 Приложения № 2 Закупочной документации предусмотрено предоставление в составе заявки (предложения) копий бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (с пометкой налоговой) за два последних отчетных периодов, а именно: 2014 г., 2015 гг.

Таким образом, указание Заявителя на то, что в Закупочной документации не указано за какой период участниками предоставляется годовой оборот, документально не подтвержден.

Согласно протоколу подведения итогов закупки для оценки и сопоставления по данному критерию использовались данные бухгалтерских балансов участников закупки за последний отчетный период – 2015 год без учета данных за предыдущие периоды.  Порядок оценки данного критерия, включая формулу расчета, установлен в Приложении № 4.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Критерий «годовой оборот» предусмотрен Документацией о закупке и применяется для оценки и сопоставление квалификации участников закупки. Для оценки всех участников использовались данные бухгалтерских балансов участников за последний отчетный период – 2015 г.  Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применен в равной степени ко всем участникам закупки, что соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав заявителя.

Кроме того, использования данных о годовом обороте участников закупки за другой период (документы о котором представлены в составе заявки), не приведет к изменению результатов оценки и итогов закупки.

Комиссия приходит к выводу об обоснованности возражений Заказчика, согласно которым применение указанного критерия (годовой оборот), позволяет подтвердить квалификацию участника закупки, и в том числе, выявить лицо исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.

Данный критерий оценки применяется Заказчиком в совокупности с другими критериями оценки, установленная значимость данного критерия при итоговой оценке предложений, не исключает конкуренции участников, и не может рассматриваться как ограничение конкуренции или дискриминация по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия

 

РЕШИЛА

  1. Признать необоснованной жалобу ИП Зыкова С.М. на действия Заказчика (организатора закупки) – Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ПАО «Иркутскэнерго»), Закупочной Комиссии при организации и проведении электронного аукциона (извещение № 31603738082) на ремонт помещений в здании Исполнительной дирекции ул. Сухэ-Батора, 3.

2.     Копию решения направить заявителю и заказчику.

 

Председатель Комиссии                                                      

Члены Комиссии:                                                                

Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны