Решение №486/18 ООО «Олимп», ООО «СибЭлит», ООО «Антухай» признаны нарушивш... от 26 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 486/18

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Иркутской области;

Члены Комиссии:

<...> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Иркутской области,

<...> – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Иркутской области;

в отсутствие представителей ООО «СибЭлит», ФКУ "ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МВД РФ", ООО «АтомПро», ООО «Олимп», ООО «Антухай», извещенных о времени и месте рассмотрения дела;

рассмотрев дело № 187 от 02.08.2017г. возбужденное в отношении ООО «Олимп», ООО «СибЭлит», ООО «Антухай» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

03.04.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком - ФКУ "ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МВД РФ" размещены извещение № 0334100000217000040 и документация по проведению электронного аукциона на право заключение контракта на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Начальная (максимальная) цена контракта по указанным торгам – 1669998 руб. 40 коп.

14.04.2017г. единой комиссией уполномоченного органа проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в торгах: всего на участие в торгах подано 7 заявок. Все участники допущены к участию в электронном аукционе.

17.04.2017г. состоялся электронный аукцион: время начала – 04:15, время окончания – 04:43:15 (время московское).

Согласно реестру ценовых предложений в торгах наиболее активными участниками явились ООО «СибЭлит» и ООО «Олимп», в результате чего начальная (максимальная) цена контракта снижена на 65,08%.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона заявка ООО «Олимп» признана не соответствующей пп.3.2.5 п. 3.2, п. 4.5 и п.9 аукционной документации и отклонена в соответствии с п.1 и п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В заявке не представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. ООО «Олимп» состоит в реестре недобросовестных поставщиков.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона заявка ООО «Сибэлит» признана не соответствующей п. 4.5 и п.9 аукционной документации и отклонена в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В заявке не представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

Победителем аукциона признано ООО «Антухай», предложившее цену контракта 1579960 руб. 80 коп., что всего на 5,39% ниже начальной (максимальной) цены.

Единственным учредителем и генеральным директором ООО «Антухай» является <...>, который согласно протоколу №1 от 07.07.2015г. общего собрания учредителей ООО «СибЭлит» являлся председателем собрания. Кроме того, <...> был секретарем внеочередного общего собрания учредителей ООО «СибЭлит» от 16.12.2015г.

В рассматриваемом случае поведение ООО «СибЭлит» и ООО «Олимп» при участии в торгах свидетельствует о наличии между лицами соглашения по совершению действий путем подачи несоответствующих установленным документацией требованиям заявок, направленных не на заключение контракта по итогам торгов, а с целью снижения начальной (максимальной) цены контракта до экономически невыгодной для иных участников торгов, что обеспечит признание победителем ООО «Антухай».

В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, приказом Управления ФАС по Иркутской области от 02 августа 2017г. № 187 возбуждено дело в отношении ООО «Олимп», ООО «СибЭлит», ООО «Антухай» по признакам нарушения п.2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 187 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 187 от 02.08.2017г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.

Определение временного интервала исследования

Фактическая дата размещения информации о проведении открытого конкурса на официальном сайте - 3 апреля 2017 года. Дата заключения муниципального контракта с объявленным победителем 11 мая 2017 года.

Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен периодом с 03.04.2017 по 11.05.2017.

Определение предмета торгов

Предметом аукциона является право заключения государственного контракта на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, связанных с деятельностью ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России»

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

Поскольку настоящий анализ проводится по результатам проведенной закупки, то состав хозяйствующих субъектов ограничен лицами, подавшими заявки на участие в аукционе:

ООО «Строительно-транспортно-правовая организация «Леон»;

ООО «СибЭлит»;

ООО «Антухай»;

ООО «Олимп»;

ООО «Ренко Логистика»;

ООО «Атом Про»;

ООО Торгово-строительная компания «Сибирь».

В ходе рассмотрения дела ООО «СибЭлит» представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

17.04.2017г. ООО «СибЭлит» участвовало в электронном аукционе на выполнение погрузо-разгрузочных работ, связанных с деятельностью ВСБХР ФКУ "ВСОУМТС МВД России" (номер закупки: 0334100000217000040). Участие в самой процедуре проведения аукциона никто из представителей ООО «СибЭлит» не принимал, участие принимал «активный робот» (функция электронной площадки «Сбербанк АСТ» позволяющая лично не принимать участие в аукционе путем заблаговременного установления минимально допустимого предложения участника закупки). Конечная цена, предложенная ООО «СибЭлит» была равна сумме 591466.01 рублей, что соответствовало заранее рассчитанной смете затрат на выполнение условий предложенного контракта (с прибылью в 20-25 тысяч рублей), однако нам не удалось стать победителем данного аукциона ввиду того, что предложенная ООО «СибЭлит» цена не являлась самой низкой, а также в виду технической ошибки при составлении и подаче документов на участие в закупке. Таким образом, комиссия заказчика признала заявку ООО «СибЭлит» не соответствующей требованиям аукциона. Тот факт, что в 2015 году Алеткин В.В. имел отношение к ООО «СибЭлит», по мнению ответчика, не означает наличие факта сговора с ООО «Антухай». С 2015г. он не является работником ООО «СибЭлит» и не имеет никакого отношения к деятельности компании.

ФКУ «ВСОУМТС МВД России» представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела. Государственный контракт №0334100000217000040-0001010-02 с ООО «Антухай», заключенный по результатам аукциона расторгнут по соглашению сторон в связи с прогнозируемым уменьшением грузооборота материально-технических средств, а также планируемой корректировкой лимитов бюджетных обязательств (уменьшением лимитов бюджетных обязательств). Информация о прогнозируемых объемах грузооборота была представлена ФКУ «ВСОУМТС МВД России» в рамках встречи представителей ведомств, поскольку рассматриваемый государственный контракт заключался для нужд Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации.

Иными лицами, участвующими в рассмотрении дела, пояснений по существу возбужденного дела не представлено.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 187 исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика приходит к следующим выводам.

03.04.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком - ФКУ "ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МВД РФ" размещены извещение № 0334100000217000040 и документация по проведению электронного аукциона на право заключение контракта на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Начальная (максимальная) цена контракта по указанным торгам – 1669998 руб. 40 коп.

Пунктом 3.2.5 Документации установлено требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

Пунктом 4.5.2 Документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3,4,5,7,7.1,9 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ.

14.04.2017г. единой комиссией уполномоченного органа проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в торгах: всего на участие в торгах подано 7 заявок. Все участники допущены к участию в электронном аукционе.

17.04.2017г. состоялся электронный аукцион: время начала – 04:15, время окончания – 04:43:15 (время московское).

Оператором электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ», на которой проводились вышеуказанные торги, в Иркутское УФАС России представлен реестр ценовых предложений, сделанных участниками в ходе проведения торгов:

 

Участник

Предложенная цена

Дата подачи ценового предложения

Статус предложения

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1586498,48

17.04.2017 4:15:29

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1586498,48

17.04.2017 4:15:30

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1502998,56

17.04.2017 4:15:38

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1502998,56

17.04.2017 4:15:43

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1419498,64

17.04.2017 4:15:45

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1419498,64

17.04.2017 4:15:50

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1419498,64

17.04.2017 4:15:51

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1335998,72

17.04.2017 4:15:57

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1335998,72

17.04.2017 4:16:03

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1335998,72

17.04.2017 4:16:06

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1335998,72

17.04.2017 4:16:07

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1252498,8

17.04.2017 4:16:11

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1168998,88

17.04.2017 4:16:14

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1168998,88

17.04.2017 4:16:15

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1168998,88

17.04.2017 4:16:15

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

0

17.04.2017 4:16:16

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1168998,88

17.04.2017 4:16:19

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1168998,88

17.04.2017 4:16:21

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1168998,88

17.04.2017 4:16:21

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1085498,96

17.04.2017 4:16:32

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1085498,96

17.04.2017 4:16:39

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1085498,96

17.04.2017 4:19:54

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

1001999,04

17.04.2017 4:20:01

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

1001999,04

17.04.2017 4:20:07

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

918499,12

17.04.2017 4:20:11

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

834999,2

17.04.2017 4:20:19

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

834999,2

17.04.2017 4:20:22

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

751499,28

17.04.2017 4:20:28

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

667999,36

17.04.2017 4:20:36

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

667999,36

17.04.2017 4:20:42

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

635636,97

17.04.2017 4:20:57

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

659649,37

17.04.2017 4:21:06

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

651299,38

17.04.2017 4:21:13

Ставка принята

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

599816

17.04.2017 4:24:09

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью "СибЭлит"

591466,01

17.04.2017 4:28:07

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп»

583116,02

17.04.2017 4:33:16

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью «Антухай»

1579960,8

17.04.2017 4:53:06

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью "Атом ПРо"

1582823,3

17.04.2017 4:53:09

Ставка отклонена

Общество с ограниченной ответственностью "Атом ПРо"

1572823,29

17.04.2017 4:53:18

Ставка отклонена

Согласно реестру ценовых предложений в торгах наиболее активными участниками явились ООО «СибЭлит» и ООО «Олимп», в результате чего начальная (максимальная) цена контракта снижена на 65,08%.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона заявка ООО «Олимп» признана не соответствующей пп.3.2.5 п. 3.2, п. 4.5 и п.9 аукционной документации и отклонена в соответствии с п.1 и п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В заявке не представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. ООО «Олимп» состоит в реестре недобросовестных поставщиков.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона заявка ООО «Сибэлит» признана не соответствующей п. 4.5 и п.9 аукционной документации и отклонена в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В заявке не представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, что свидетельствует об отсутствии намерения заключить контракт.

Победителем аукциона признано ООО «Антухай», предложившее цену контракта 1579960 руб. 80коп., что всего на 5,39% ниже начальной (максимальной) цены.

Единственным учредителем и генеральным директором ООО «Антухай» является <...>, который согласно протоколу №1 от 07.07.2015г. общего собрания учредителей ООО «СибЭлит» являлся председателем собрания. Кроме того, <...> был секретарем внеочередного общего собрания учредителей ООО «СибЭлит» от 16.12.2015г. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии связи между ООО «Антухай» и ООО «СибЭлит» не только в рамках данного аукциона.

В силу п.2 ч.1 ст.11 указанного Закона признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Реализация заключенного между хозяйствующими субъектами соглашения предполагает предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на торгах.

Исходя из смысла вышеуказанных норм Закона соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.

По мнению суда, соглашение в антимонопольном праве не может быть ничем иным, как согласованным выражением воли двух и более участников. Согласованность выражения воли означает, во-первых, осведомленность каждого из участников о намерении каждого другого участника действовать определенным образом. Во-вторых, согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников.

При этом такой вид горизонтальных соглашений, как картели, запрещены вне зависимости от того, установлено ли антимонопольным органом, что указанное соглашение привело или могло привести к ограничению конкуренции.

Антимонопольному органу достаточно установить, что в результате заключения картеля наступили последствия, указанные в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признает картелем и запрещает соглашение, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В рассматриваемом случае поведение ООО «СибЭлит» и ООО «Олимп» при участии в торгах свидетельствует о наличии между лицами соглашения по совершению действий путем подачи несоответствующих установленным документацией требованиям заявок, направленных не на заключение контракта по итогам торгов, а с целью снижения начальной (максимальной) цены контракта до экономически невыгодной для иных участников торгов, что обеспечит признание победителем ООО «Антухай».

ООО «СибЭлит» и ООО «Олимп» намерено занижали начальную (максимальную) цену контракта с целью исключения подачи ценовых предложений от других участников аукциона, не состоявших в сговоре. Отсутствие ценовых предложений от других лиц, подавших заявки на участие в аукционе, а также факт подачи заявления в антимонопольный орган ООО «Атом Про» (лицом, подавшим заявку на участие в аукционе), свидетельствуют о достижении цели антиконкурентного соглашения.

Доводы ООО «СибЭлит» отклоняются Комиссией как не подтвержденные документально и противоречащие установленным обстоятельствам. Поведение ООО «СибЭлит», ООО «Олимп» и ООО «Антухай» в ходе проведения аукциона может объясняться только в том случае, если стратегии всех участников заранее согласованы и участники информированы о действиях друг друга. Действия указанных лиц в рамках достигнутого соглашения обеспечили победу ООО «Антухай» в ходе проведения аукциона при минимальном снижении начальной цены контракта, что привело к ограничению конкуренции между участниками аукциона.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о необходимости квалификации действий ООО «Олимп» (664528, Иркутская обл., Иркутский р-н, СНТ "Птица", д. 349/2; ОГРН 1163850082241), ООО «СибЭлит» (664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 81/2; ОГРН 1153850031422), ООО «Антухай» (666135, Иркутская обл., р-н Ольхонский, местность Камыши 2, д. 1, оф.5; ОГРН 1063827004570), выразившихся в заключении и реализации соглашения, направленного на поддержание цены на торгах (электронный аукцион № 0334100000217000040) по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Лицам, участвующим в деле 02.03.2018г. направлено заключение № 972/18 Комиссии об обстоятельствах дела. Лицами, участвующими в рассмотрении дела, возражений на заключение об обстоятельствах дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Олимп», ООО «СибЭлит», ООО «Антухай» нарушившими п.2 ч.1 ст. 11 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ в связи с заключением и реализацией соглашения, направленного на поддержание цены на торгах (электронный аукцион № 0334100000217000040);

2. Выдать ООО «Олимп» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

3. Выдать ООО «СибЭлит» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

4. Выдать ООО «Антухай» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

5. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копии предписаний – ответчикам.

6. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны