Решение №489 Реклама РЕГИОНАЛЬНОЙ ОКОННОЙ СЛУЖБЫ признана ненадлежащей от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 489

 

«18» сентября 2015г.                                                                                              г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2015г.

В полном объеме решение изготовлено 18 сентября 2015г.

  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя Иркутского УФАС России; члены Комиссии: начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России,

рассмотрев дело № 167 от 09.02.2015г., возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы РЕГИОНАЛЬНОЙ ОКОННОЙ СЛУЖБЫ в рекламно-информационном еженедельнике «Город рекламы» № 26 (698) от 12 июля 2014г. на стр. 18, следующего содержания: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОКОННАЯ СЛУЖБА… (далее по тексту)… ОКНА, БАЛКОНЫ ЗАМЕР, ДОСТАВКА, МОНТАЖ БЕСПЛАТНО специальные условия для пенсионеров* скидки до 50%* при заказе балкона ** 6000 руб. в ПОДАРОК! При заказе окна** 2000 руб. в ПОДАРОК!... (далее по тексту)»,

в присутствии созаявителя,

в отсутствии лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела:

заявителя;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – рекламодателя – ООО «Сансу» (654103, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Дорстроевская, д. 6А; ИНН 5407476811; ОГРН 1125476095910),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Иркутское УФАС России поступило заявление гражданки Г.Н.Ф. (вх. № 9803 от 15.08.2014г.) о распространении рекламы РЕГИОНАЛЬНОЙ ОКОННОЙ СЛУЖБЫ в рекламно-информационном еженедельнике «Город рекламы» № 26 (698) от 12 июля 2014г. на стр. 18.

В заявлении гражданка Г.Н.Ф. указала, что реклама, распространенная в рекламно-информационном еженедельнике «Город рекламы» от 12.07.2014г. на стр. 18, содержит информацию о предоставлении специальных условий для пенсионеров, в том числе скидки до 50%. Она 15.07.2014г. позвонила по номеру тел. 99-61-52, указанному в тексте рекламы, где ей сообщили о том, что размер скидки определяется мастером-замерщиком на месте и зависит от стоимости заказа. Гражданка Г.Н.Ф. оформила заявку, по которой 16.07.2014г. к ней приехал мастер-замерщик. Он произвел замеры, расчеты и сообщил, что общая стоимость работ составит 29720 рублей с учетом размера предоставляемой скидки. В данную стоимость включены: оплата работ по демонтажу старых рам (2500 рублей), доставка товара (1000 рублей). Однако, Г.Н.Ф. отказалась оплачивать услуги по доставке товара, поскольку согласно тексту рекламы доставка осуществляется бесплатно. Таким образом, окончательная стоимость работ составила 26220 рублей. При этом, заявителю не была сообщена стоимость лоджии без учета скидки.

17.07.2014г. гражданка Г.Н.Ф. заключила договор № 17/07 розничной купли-продажи с ООО «ВИП ОКНА». Согласно данному договору, заказ должен быть исполнен в течение 45 рабочих дней.

К заявлению приложены: реклама, следующего содержания: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОКОННАЯ СЛУЖБА… (далее по тексту)… ОКНА, БАЛКОНЫ ЗАМЕР, ДОСТАВКА, МОНТАЖ БЕСПЛАТНО специальные условия для пенсионеров* скидки до 50%* при заказе балкона ** 6000 руб. в ПОДАРОК! При заказе окна** 2000 руб. в ПОДАРОК!... (далее по тексту).» и распечатки с интернет адресов http:/vk.com/club52510182 и http:/smartnews.ru/regions/novosibirsk/13130.html.

19.08.2014г. гражданка Г.Н.Ф. в дополнение к заявлению (вх. № 9803 от 15.08.2014г.) представила в Иркутское УФАС России Договор розничной купли-продажи № 17/07 от 17.07.2014г. и квитанцию об оплате аванса в размере 15000 рублей.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» от  13.03.2006г. № 38-ФЗ, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Общие требования к рекламе определены статьей 5 Закона о рекламе.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным покупателям (пенсионерам) пластиковых окон, о предоставлении скидки в размере до 50%, то есть, направлено на привлечение внимания лиц, заинтересованных в получении скидки при покупке товара. При этом рекламная информация не содержит всей существенной информации об условиях приобретения товара, и получения скидки в размере до 50%, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

В связи с тем, что реклама не содержит всей существенной информации об условиях приобретения товара, и получения скидки в размере до 50%, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы, следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» от  13.03.2006г. № 38-ФЗ.

Иркутским УФАС России было проведено расследование, в ходе которого было установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Сансу».

С учетом данных обстоятельств, Иркутским УФАС России возбуждено дело № 167 от 09.02.2015г. Лицами, участвующими в деле признаны: заявитель – Г.Н.Ф.; рекламодатель, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ООО «Сансу». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2015г. в 16 часов 00 минут.

Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 508 от 17.08.2006 г. (Далее - Правила).

04 марта 2015 года в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела № 167 от 09.02.2015г. явился заявитель. ООО «Сансу», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явилось, представителя не направило, документы, запрашиваемые определением № 167, не представило.

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила).

Согласно пункту 34 Правил, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения: в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лиц, участвующих в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствии данных лиц; в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств; в связи с необходимостью привлечения, по мнению антимонопольного органа, к участию в деле других лиц.

Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Иркутского УФАС России в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 167 от 09.02.2015г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с абз. 2 п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела отложила.

Определением № 415 от 18.03.2015г. рассмотрение дела № 167 назначено на 20.04.2015г.

20 апреля 2015 года в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела № 167 от 09.02.2015г. заявитель и ООО «Сансу» не явились, представителей не направили, документы, запрашиваемые определением № 167, Общество не представило. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения гражданки Г.Н.Ф. о времени и месте рассмотрения дела № 167 от 09.02.2015г.

В Иркутское УФАС России 30.03.2015г. поступило заявление Б.Э.А. Также Б.Э.А. представила: Договор № 17/07 от 17.07.2014г. розничной купли-продажи и квитанцию об оплате аванса в размере 12000 рублей.

В заявлении гражданка Б.Э.А. обратилась с жалобой на рекламу, распространенную в начале июля в газете «Город рекламы». Между гражданкой Б.Э.А. и ООО «ВИП ОКНА» также был заключен  договор № 17/07 от 17.07.2014г. розничной купли-продажи. Стоимость товара по данному договору составила 17000 рублей, при этом, заявителю не была сообщена стоимость лоджии без учета скидки.

Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в связи с необходимостью привлечения к участию в деле созаявителя гражданки Б.Э.А., а также необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Иркутского УФАС России в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 167 от 09.02.2015г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с абз. 2, 3 п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела отложила.

Определением № 1404 от 18.08.2015г. рассмотрение дела № 167 от 09.02.2015г. назначено на 16.09.2015г.

К участию в рассмотрении дела привлечен рекламодатель – ООО «Сансу», заявитель – Г.Н.Ф. и созаявитель – Б.Э.А.

В указанную дату в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела № 167 от 09.02.2015г. явился созаявитель. Заявитель и законный представитель ООО «Сансу» на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, документы, запрашиваемые определением № 167, Общество не представило. Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО «Сансу» (Согласно маршрутному листу № 252218 и почтовому уведомлению ООО «Национальной почтовой службы» заказное письмо вручено 09.09.2015г.) и заявителя (согласно почтовому уведомлению № 66402589362153 заказное письмо вручено 31.08.2015г.) о времени и месте рассмотрения дела № 167 от 09.02.2015г.

В ходе рассмотрения дела 16.09.2015г., исходя из имеющихся в материалах дела документов и пояснений, Иркутским УФАС России установлено следующее.

Иркутским УФАС России направлен запрос ИП Митроновой М.М. (исх. № 7812 от 29.08.2014г.) с целью установления рекламодателя рекламы, распространенной в газете «Город рекламы» № 26 июль 2014 на стр. 18, следующего содержания: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОКОННАЯ СЛУЖБА… (далее по тексту)… ОКНА, БАЛКОНЫ ЗАМЕР, ДОСТАВКА, МОНТАЖ БЕСПЛАТНО специальные условия для пенсионеров* скидки до 50%* при заказе балкона ** 6000 руб. в ПОДАРОК! При заказе окна** 2000 руб. в ПОДАРОК!... (далее по тексту)».

В соответствии с запросом в Иркутское УФАС России представлены запрашиваемые документы, согласно которым установлено следующее.

В письменных пояснениях ИП Митронова М.М. указала, что реклама «РЕГИОНАЛЬНОЙ ОКОННОЙ СЛУЖБЫ» была размещена в газете «Город рекламы» № 26 июль 2014г. на стр. 18 заявка на основании заявки от ООО «Сансу».

09.07.2014г. ООО «Сансу» подало заявку на размещение рекламы в газете «Город рекламы» № 26 от 12.07.2014г. площадью 36 модулей (1/2 полосы). Готовый макет рекламы представлен ООО «Сансу» в заявке.

В соответствии со счетом на оплату № 1616 от 10.07.2014г., выставленным ООО «Сансу», стоимость услуг по размещению рекламы в газете «Город рекламы» № 26 составила 22185 рублей.

Таким образом, рекламодателем рекламы является ООО «Сансу».

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным покупателям (пенсионерам) пластиковых окон, о предоставлении скидки в размере до 50%, а также бесплатной услуги по замеру, доставке и монтажу. При этом рекламная информация не содержит всей существенной информации об условиях приобретения товара и получения скидки в размере до 50%, и об условиях бесплатной доставки, замера и монтажа, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Вместе с тем, информация о скидках и бесплатном замере, доставке, монтаже окон и балконов в рекламе является существенной для потребителей рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемых товаров.

Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу словосочетаний «скидки до 50%» и «бесплатно замер, доставка и монтаж» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Указание в рекламе информации о возможности получения подробностей об условиях осуществления бесплатной доставки не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение.

Следовательно, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в связи с тем, что в ней отсутствует существенная для потребителя рекламы информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения: информация об условиях приобретения товара и получения скидки в размере до 50%, информация об условиях осуществления бесплатного замера, доставки и монтажа, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от  13.03.2006г. № 38-ФЗ, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из представленных документов и письменных пояснений следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Сансу».

В соответствии с  п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган  в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Однако ООО «Сансу» не представлено доказательств прекращения нарушения требований рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального   закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42   Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам   нарушения   законодательства   Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу РЕГИОНАЛЬНОЙ ОКОННОЙ СЛУЖБЫ, распространенную в рекламно-информационном еженедельнике «Город рекламы» № 26 (698) от 12 июля 2014г. на стр. 18, следующего содержания: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОКОННАЯ СЛУЖБА… (далее по тексту)… ОКНА, БАЛКОНЫ ЗАМЕР, ДОСТАВКА, МОНТАЖ БЕСПЛАТНО специальные условия для пенсионеров* скидки до 50%* при заказе балкона ** 6000 руб. в ПОДАРОК! При заказе окна** 2000 руб. в ПОДАРОК!... (далее по тексту)», поскольку она не соответствует  требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в связи с отсутствием следующей существенной для потребителя рекламы информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения: информации об условиях приобретения товара и получения скидки в размере до 50%; информации об условиях осуществления бесплатного замера, доставки и монтажа, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2. Выдать ООО «Сансу» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    

Члены Комиссии                                                                                        

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 264

 

«18» сентября 2015г.                                                                                                      г. Иркутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Иркутского УФАС России; члены Комиссии: начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России; ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России,

на основании своего решения № 489 от 18.09.2015г. по делу № 167 от 09.02.2015г. о признании ненадлежащей рекламы РЕГИОНАЛЬНОЙ ОКОННОЙ СЛУЖБЫ, распространенной в рекламно-информационном еженедельнике «Город рекламы» № 26 (698) от 12 июля 2014г. на стр. 18, следующего содержания: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОКОННАЯ СЛУЖБА… (далее по тексту)… ОКНА, БАЛКОНЫ ЗАМЕР, ДОСТАВКА, МОНТАЖ БЕСПЛАТНО специальные условия для пенсионеров* скидки до 50%* при заказе балкона ** 6000 руб. в ПОДАРОК! При заказе окна** 2000 руб. в ПОДАРОК!... (далее по тексту)», в связи с нарушением требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи  36 Федерального  закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Сансу» (654103, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Дорстроевская, д. 6А; ИНН 5407476811; ОГРН 1125476095910) в 5ти-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, а именно прекратить распространение в рекламно-информационном еженедельнике «Город рекламы» рекламы РЕГИОНАЛЬНОЙ ОКОННОЙ СЛУЖБЫ с отсутствием следующей существенной для потребителя рекламы информации о рекламируемом товаре об условиях его приобретения: информации об условиях приобретения товара и получения скидки в размере до 50%, информации об условиях осуществления бесплатного замера, доставки и монтажа.

2. ООО «Сансу» в 5ти-дневный срок со дня исполнения данного предписания представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об  административных правонарушениях.

 

Предписание   может  быть  обжаловано в арбитражный суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

  Председатель Комиссии                                                                                         

  Члены Комиссии                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны