Решение №493 Жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на положения документации об элек... от 17 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 493

08 июня 2017 год                                                                                           г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;  

Члены Комиссии: <…>; <…>,

при участии председателей Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Белая средняя общеобразовательная школа» (далее - заказчик) – <…>; в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью «Асвэл-Консалт» (далее – заявитель, общество), Администрации Усольского районного муниципального образования (далее – уполномоченный орган) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя от 07.06.2017г.; рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме в порядке, предусмотренном ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 01 июня 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель считает, что в нарушение части  2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ информация о группе работ относительно дополнительных требований к участникам закупки отсутствует в аукционной документации, а также в извещении о проведении аукциона.

Помимо этого, заявитель указывает, что заказчик нарушил требования пункта  1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с установлением в документации об аукционе требований о предоставлении копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Заявитель полагает, что наличие у организации свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией на работы по организации строительства реконструкции и капитального ремонта является достаточным требованием.

Кроме того, заявитель указывает, что в нарушение части 3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик ограничил право участников закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

Также, общество указывает, что в нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчиком установлены требования к компонентам товара, результатам испытания товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Заказчиком представлены письменные возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалоба Комиссией установлено, уполномоченным органом 16.05.2017г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300054017000036 и документация об электронном аукционе на право заключить контракта на капитальный ремонт бассейна, расположенного в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Белая средняя общеобразовательная школа» по адресу: Усольский район, р.п. Средний, ул. 3-я Степная, 14 (далее – документация об аукционе).

Заявитель утверждает, что заказчиком в нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ не установлена группа работ строительных,  на выполнение которых требуется подтверждение участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к Постановлению № 99. При этом, ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» указывает, что в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ должен устанавливать в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения №1 к Постановлению № 99.

Комиссия считает, что заявителем искажаются положения пункта 6 части 5 ст. 63, части 3 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку данные нормы не обязывают заказчика указывать в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе какие-либо группы работ.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе должны содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99).

Во исполнение требований части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ № 99 заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, в пункте 14 части I документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.

Помимо этого, потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель не воспользовался.

Следовательно, довод заявителя в данной части является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в пункте 14 части I документации об электронном аукционе к участникам закупки установлены следующие требования: Наличие действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: П.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и «Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденный Приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624;  - Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с обязательным наличием следующих видов работ и услуг: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Требования к осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Так, согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно извещению об электронном аукционе № 0134300054017000036, объектом закупки является капитальный ремонт бассейна, расположенного в здании муниципального общеобразовательного учреждения «Белая средняя общеобразовательная школа» по адресу: Усольский район, р.п. Средний, ул. 3-я Степная, 14.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для выполнения которых необходимо получение свидетельства о допуске к таким видам работ, выдаваемое саморегулируемыми организациями.

Комиссией, установлено, что в документации об электронном аукционе в сметных расчетах  предусмотрены виды работ по Приказу Минрегиона РФ № 624.

Кроме того, из состава документации об электронном аукционе, а именно из локального сметного расчета №02-01-07, следует, что при выполнении работ потенциальному подрядчику необходимо выполнить работы по монтажу извещателей пожарной сигнализации.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, обязаны иметь соответствующую лицензию МЧС России. Лицензирование такой деятельности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Исходя из вышеизложенного, работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - это работы, производство которых регламентируется разными нормативно правовыми актами (работы по пожарной безопасности Федеральным законом от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», работы по строительству - Градостроительным кодексом Российской Федерации).

Следовательно, наличие у участника свидетельства о допуске к работам по организации строительства не дает право выполнять работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и наоборот.

Таким образом, требование о наличие у участников закупки свидетельства СРО и лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не противоречит требованиям статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Часть 3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии 12.1 проекта контракта настоящий контракт вступает в силу со дня подписания и действует до полного исполнения своих обязательств сторонами.

Вместе с тем, контрактом предусмотрены дата начала и окончания срока выполнения работ, а также срок оплаты заказчиком выполненных работ, из совокупности которых можно определить срок действия контракта и соответственно срок действия банковской гарантии.

Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктами 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлены, помимо прочего, следующие правила описания объекта закупки: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Требования к товарам, которые должны использоваться при выполнении работ определены заказчиком в Приложении № 1 к проекту контракта, являющемуся неотъемлемой частью документации об аукционе.

Комиссия, изучив указанную Ведомость материалов, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» относительно указания в описании товаров (материалов) излишних требований, а также требований к компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании партии товара после его производства, в частности, такие требования установлены к конвектору (содержание кислорода в воде, не более 20 мкг/дм 3), Теплообменник из нержавеющей стали (содержание хлора макс. 3 мг/л (ррт), содержание хлоридов: макс. 250 мг/л. Щёлочность: 60-120 мг/л (ррm), а также иным характеристиками требуемых заказчиком товаров.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика не смогли пояснить, каким образом будет осуществляться проверка излишне установленных значений показателей материалов при выполнении подрядчиком работ по контракту. Документы, подтверждающие возможность такой проверки, ни заказчиком, ни представителем заказчика на обозрение Комиссии Иркутского УФАС не представлены.

Сформированное заказчиком в Ведомости материалов описание товаров (материалов) подобным образом не обусловлено целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие в аукционе.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Часть 1 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии Иркутского УФАС, в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Кроме того, Комиссией установлено, что положения документации об электронном аукционе не нарушают и не могут нарушить права и законные интересы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», так как заявитель не обладает свидетельством о допуске к выполнению работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, а также лицензией на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений, которые требуются заказчиком в документации об аукционе, следовательно, не может принимать участие в электронном аукционе и быть признан победителем электронного аукциона.

Согласно представленным заказчиком документам на участие в электронном аукционе поступило 8 заявок, из которых 7 заявок признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, а участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.

Таким образом, в связи с тем, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на исход торгов, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 64, пункт 1 часть 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
  4. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…>

Члены комиссии                                                                         

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны