Решение №038-682-С/19 решение по делу № 1-11-24/38--19 от 21 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ 038-682-С/19

 

                                                                                                                           г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2019 года

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2019 года

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

«…» – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;

Члены Комиссии:

«…» – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России; «…» – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;

при участии представителя ответчика – ИП Тарасовой И.А. – «…», и представителя ООО «Город» «…»,

рассмотрев дело № 1-11-24/38—19 от 12.03.2019г., возбужденное по признакам нарушения ООО «Реверс», ООО «Город и ИП Тарасовой И.А. по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Иркутское УФАС России из Усть-Илимской межрайонной прокуратуры поступили материалы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (вх. №17269/18 от 30.11.2018г.). На основании указанных материалов проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

16.01.2018г. в ЕИС размещено извещение о проведении аукциона на выполнение работ по содержанию дорог в левобережной части города Усть-Илимска (извещение № 0134300051918000002).

Заказчик – Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации г.Усть-Илимска.

Начальная (максимальная) цена контракта – 21461355,00 руб.

На участие в аукционе было подано 7 заявок следующих участников: ООО «УИ Автодор», ИП Тарасова И.А., ООО «Реверс», ООО «Город», ООО «ПрофСтрой», ООО «СТПО «Леон», ООО «БЗСЖБ». Все организации были допущены к участию в аукционе.

Следует отметить, что согласно представленной оператором электронной торговой площадки - ООО «РТС-тендер» информации, ООО «Город» и ООО «Реверс» подавали заявки с одного IP-адреса: 91.219.136.247.

В соответствии с информацией, представленной ООО «Илим Телеком», по состоянию на 17.01.2018г. в 13:30 (дата и время подачи заявки ООО «Реверс») и 31.01.2018г. в 04:29 (дата и время подачи заявки ООО «Город») вышеуказанный IP-адрес - 91.219.136.247 – числился за Невмержицкой Викторией Юрьевной.

Согласно сведений из ЕГРЮЛ, Невмержицкая В.Ю. является учредителем ООО «Город» с размером доли 100%.

05.02.2018г. непосредственно в ходе торгов поступили ценовые предложения от следующих участников:

Участник

Время подачи ценового

предложения

 

Размер ценового

предложения

 

ООО «БЗСЖБ»

04:25:20

21354048,22

 

ООО «УИ Автодор»

04:25:49

21246741,44

 

ИП Тарасова И.А.

04:25:52

21246741,44

 

ООО «СТПО «Леон»

04:30:01

21139434,66

 

ИП Тарасова И.А.

04:36:10

21032127,88

 

ООО «СТПО «Леон»

04:36:16

20924821,1

 

ИП Тарасова И.А.

04:41:37

20817514,32

 

ООО «Реверс»

04:41:48

19744446,57

 

ООО «Город»

04:41:48

19637139,79

 

ООО «Город»

04:41:49

18456765,26

 

ООО «Реверс»

04:41:49

18564072,04

 

ООО «Реверс»

04:41:50

17383697,51

 

ООО «Город»

04:41:50

17276390,73

 

ООО «Реверс»

04:41:51

16203322,98

 

ООО «Город»

04:41:52

16096016,2

 

ООО «Реверс»

04:41:53

15022948,45

 

ООО «Город»

04:41:53

14915641,67

 

ООО «Реверс»

04:41:54

13842573,92

 

ООО «Город»

04:41:54

13735267,14

 

ООО «Город»

04:41:55

12554892,61

 

ООО «Реверс»

04:41:55

12662199,39

 

ООО «Реверс»

04:41:56

11481824,86

 

ООО «Город»

04:41:57

11374518,08

 

ООО «Реверс»

04:41:58

10301450,33

 

ООО «Город»

04:41:58

10194143,55

 

ООО «Реверс»

04:41:59

9121075,8

 

ООО «Город»

04:41:59

9013769,02

 

ООО «Реверс»

04:42:00

7940701,27

 

ООО «Город»

04:42:00

7833394,49

 

ООО «Реверс»

04:42:01

6760326,74

 

ООО «Город»

04:42:02

6653019,96

 

ООО «Реверс»

04:42:03

5579952,21

 

ООО «Город»

04:42:03

5472645,43

 

ООО «Реверс»

04:42:04

4399577,68

 

ООО «Город»

04:42:04

4292270,9

 

ООО «Реверс»

04:42:05

3219203,15

 

ООО «Город»

04:42:05

3500000

 

ООО «СТПО «Леон»

05:01:10

20815000

 

ИП Тарасова И.А.

05:02:03

20800000

 

 

Из анализа хода подачи участниками ценовых предложений в торгах следует, что наиболее активными участниками торгов явились ООО «Город» и ООО «Реверс», в результате чего начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 83,7 % - до 3500000 руб.

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается (ч.11 ст.68 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи (ч.12 ст.68 Федерального закона №44-ФЗ).

ООО «СТПО «Леон» и ИП Тарасовой И.А. были сделаны ценовые предложения в соответствии с ч.12 ст.68 Федерального закона №44-ФЗ.

Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона №0134300051918000002 от 06.02.2018г., победителем аукциона признана ИП Тарасова И.А.

При этом вторые части заявки ООО «Реверс» и ООО «Город» признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе по одним и тем же основаниям.

В силу п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств приказом Иркутского УФАС России от 12.03.2019г. №91/19 возбуждено дело в отношении ООО «Реверс», ООО «Город», ИП Тарасовой И.А. по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-11-24/38--19 от 12.03.2019г. Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 1-11-24/38—19 от 12.03.2019г. проведен анализ состояния конкуренции среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее – Порядок проведения анализа).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка.

16.01.2018г. в ЕИС zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона на выполнение работ по содержанию дорог в левобережной части города Усть-Илимска (извещение №0134300051918000002).

В соответствии с протоколом от 02.02.2018г. на участие в торгах подано 7 заявок участников, по результатам рассмотрения которых аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в торгах всех участников. 

Дата проведения аукциона - 05.02.2018г.

Дата заключения контракта по результатам проведения торгов – 21.02.2018г.

Следовательно, временной интервал исследования по торгам №0134300051918000002 принимается с даты размещения информации в ЕИС – 16.01.2018г. по дату заключения контракта с победителем торгов – 21.02.2018г. 

Определение предмета торгов.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, заказчиком по торгам является Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации г.Усть-Илимска, уполномоченным органом, осуществляющим размещение закупки – Финансовое управление администрации г. Усть-Илимска.

Предметом торгов №0134300051918000002 является выполнение работ по содержанию дорог в левобережной части города Усть-Илимска.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

На участие в торгах поданы заявки следующих хозяйствующих субъектов: ООО «УИ Автодор» (ИНН 3817024050), ИП Тарасова И.А. (ИНН 381700429188), ООО «Реверс» (ИНН 3817045710), ООО «Город» (ИНН 3817042300), ООО «ПрофСтрой» (ИНН 3811163273), ООО «СТПО «Леон» (ИНН 3812153310), ООО «БЗСЖБ» (ИНН 3804053921).

ИП Тарасовой И.А. по существу возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ представлены письменные пояснения исх. № 55 от 05.04.2019г., исходя из которых лицо считает, что дело подлежит прекращению ввиду отсутствия нарушения.

ООО «Город» и ООО «Реверс» пояснений по факту возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ в Иркутское УФАС России не представлено.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 1-11-24/38—19 от 12.03.2019г., исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Реализация заключенного между хозяйствующими субъектами соглашения предполагает предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на торгах.

Постановлением от 21.12.2010г. № 9966/10 Президиума ВАС РФ разъяснено, что Закон о защите конкуренции содержит специальное определение понятия соглашения для целей применения антимонопольного законодательства.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленных гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

 Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 16.03.2016г.

 Таким образом, соглашение является согласованным выражением воли двух и более участников, которое означает, во-первых, осведомленность каждого из участников о намерении другого участника действовать определенным образом, во-вторых, согласованность выражения воли невозможна без намерения каждого из участников действовать единообразно с известными ему предполагаемым действиями других участников.

Из официального толкования нормы п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции следует, что системная оценка взаимообусловленных действий для констатации антиконкурентного соглашения сводится к необходимости проведения анализа ряда косвенных доказательств, сопоставления каждого из них с другими, не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.

Исходя из фактических обстоятельств ООО «Город» и ООО «Реверс» подавали заявки с одного IP-адреса: 91.219.136.247, который согласно информации, представленной ООО «Илим-Телеком» во время подачи заявок числился за учредителем ООО «Город» - Невмержицкой В.Ю.

Наиболее активными участниками торгов явились ООО «Город» и ООО «Реверс», в результате чего начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 83,7 % - до 3500000 руб.

При этом по результатам рассмотрения заявок аукционной комиссией принято решение о несоответствии вторых частей заявок ООО «Реверс» и ООО «Город» требованиям документации по проведению торгов по идентичным основаниям.

Цель участия в торгах добросовестного участника - победа в торгах и заключение по его результатам контракта.

ООО «Город» и ООО «Реверс» изначально на стадии подачи заявок на участие в торгах, а затем и непосредственного участия в аукционе путем активной подачи ценовых предложений, не были ориентированы на заключение контракта, а лишь создавали «мнимую» конкуренцию с целью обеспечения победы в торгах определенного хозяйствующего субъекта, в рассматриваемом случае – ИП Тарасову И.А.

Также, на рассмотрение дела 10.07.2019г. ИП Тарасовой И.А. представлено заявление о признании факта картельного сговора с ООО «Город» и ООО «Реверс». 

Таким образом, при участии в торгах № 0134300051918000002 ООО «Реверс», ООО «Город» и ИП Тарасова И.А. совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение взаимовыгодного результата - победы заранее определенному участнику в торгах, и данные действия квалифицированы как нарушение п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.

Кроме этого, Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Реверс» (ИНН 3817045710) прекратило свою деятельность 30.11.2018г. в связи с ликвидацией юридического лица.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае ликвидации юридического лица.

Следовательно, в соответствии с п.2 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции дело № 1-11-24/38—19 от 12.03.2019г. подлежит прекращению.

Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, направлено заключение об обстоятельствах дела от 16.07.2019г. №038/3274/19.

ИП Тарасовой И.А. возражений на заключение об обстоятельствах дела не представлено.

ООО «Город» на рассмотрение дела 12.08.2019г. представлены письменные пояснения по настоящему делу, согласно которым Общество относится к категории «микропредприятие». Выводы антимонопольного органа по установлению в действиях хозяйствующих субъектов нарушения п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции построены на догадках и предположениях. Участвуя в торгах ООО «Город» делало для себя экономически выгодное ценовое предложение, и намеревалось заключить контракт. Кроме ООО «Город» и ООО «Реверс» также подавали ценовые предложения и иные участники. ООО «Город» являлось участником и других торгов, и признавалось победителем. ООО «Город» с ИП Тарасовой И.А. не аффилировано, действия не были направлены на победу ИП Тарасовой И.А. Какие-либо преимущества ООО «Город» не получило в результате победы ИП Тарасовой И.А. Таким образом, антиконкурентное соглашение между участниками торгов отсутствует.

 Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев пояснения ООО «Город», приходит к выводу о несостоятельности доводов, изложенных в них в силу следующего.

Исходя из толкования нормы п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции системная оценка взаимообусловленных действий для констатации антиконкурентного соглашения сводится к необходимости проведения анализа ряда косвенных доказательств, сопоставления каждого из них с другими, не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией Иркутского УФАС России проанализированы фактические обстоятельства при участии хозяйствующих субъектов в торгах и установлены следующие обстоятельства, подтверждающие наличие антиконкурентного соглашения:

  1. ООО «Город» и ООО «Реверс» заявки на участие в торгах № 0134300051918000002 поданы с одного IP-адреса, который на даты подачи заявок числился за учредителем ООО «Город» Невмержицкой Викторией Юрьевной;
  2. Контактный телефон, указанный ООО «Город» и ООО «Реверс» во вторых частях заявок на участие в торгах в разделе «сведения о лице, подавшем заявку на участие», является идентичным – 89085766400;
  3. В ходе аукциона ООО «Город», ООО «Реверс» и ИП Тарасова И.А. осуществляли подачу ценовых предложений с ip-адреса 193.33.232.41, вследствие чего установлена взаимосвязь трех участников торгов;
  4. ООО «Город» и ООО «Реверс» намеренно занижали начальную (максимальную) цену контракта с целью исключения подачи ценовых предложений от других участников аукциона, не состоявших в сговоре;
  5. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС zakupki.gov.ru ООО «Город» и ООО «Реверс» принимают участие в закупках с 2016г. Данный факт свидетельствует о знании, ООО «Город» действующего законодательства о контрактной системе. Из чего следует, что указанные участники ознакомлены и с порядком подготовки, и подачи заявок на участие в закупках. В связи с чем, подготовка ООО «Город» и ООО «Реверс» заявок на участие в торгах № 0134300051918000002 с нарушениями действующего законодательства и положениями документации осуществлена намеренно с целью признания второй части заявки несоответствующей. При этом следует обратить внимание на абсолютно идентичные основания по признанию вторых частей заявок хозяйствующих субъектов не соответствующими установленным требованиям;
  6. Наличие договорных отношений между ООО «Город» и ООО «Реверс», что подтверждается представленной ООО «Город» в материалы настоящего дела электронной выпиской по лицевому счету за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. (договоры беспроцентного займа от 18.12.2017г. и 05.12.2017г.);  
  7. ИП Тарасовой И.А. признано выявленное Иркутским УФАС России нарушение антимонопольного законодательства в части заключения соглашения с хозяйствующими субъектами при участии в торгах.

Поведение ООО «Город», ООО «Реверс» и ИП Тарасовой И.А.  в ходе проведения аукциона может объяснятся только в том случае, если стратегии всех участников заранее согласованны и участники информированы о действиях друг друга. Именно полный детерминизм группового поведения позволяет участникам уверенно проводить стратегию, которая в условиях неопределенности и отсутствия сговора была бы заведомо проигрышной.

Согласование действий по подготовке и направлении заявок на участие в торгах, поведение участников на аукционе, наличие договорных отношений, в совокупности указывает на то, что действия ответчиков, отвечают интересам каждого из участников соглашения.

Иные доводы ООО «Город», изложенные в письменных пояснениях от 12.08.2019г., не содержат новых фактических обстоятельств и не опровергают выводы Комиссии о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых в рамках настоящего дела действиях участников торгов.

Основания для выдачи ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения отсутствуют в связи с завершением его реализации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Производство по делу № 1-11-24/38—19 от 12.03.2019г.  в отношении ООО «Реверс» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции в связи с ликвидацией юридического лица.
  2. Признать ООО «Город» (ОГРН 1133817000371) и ИП Тарасову И.А. (ОГРНИП 30438173200040) нарушившими п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, выразившихся в достижении и реализации соглашения, которое привело к поддержанию цен при проведении электронного аукциона № 0134300051918000002 на выполнение работ по содержанию дорог в левобережной части г. Усть-Илимска. конкуренции.

3. Предписания ООО «Город» и ИП Тарасовой И.А. не выдавать.

  1. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

5. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 
   

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии                                                 «…»

                                      

Члены Комиссии:                                                            «…»

 

                                                «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны