Решение №038/737/22 Решение о признании необоснованной жалобы АО ВладИнвест на д... от 12 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2022г.
Решение в полном объеме изготовлено 12.08.2022г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ;
Члены Комиссии: ;
при участии представителя заказчика — ООО «Ресурс» — (доверенность);
при участии представителя заявителя — АО «ВладИнвест» - (доверенность) ;
рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось АО «ВладИнвест» с жалобой на действия заказчика – ООО «Ресурс» при организации и проведении открытого конкурса на поставку энергетического угля для нужд ООО «Ресурс», извещение №32211544856.
Заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлены такие критерии конкурса, как «Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001», «Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации». По мнению заявителя, указанные критерии оценки заявок приводят к ограничению конкуренции среди участников закупочной процедуры, никоим образом не влияют на качество поставляемого товара.
Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Ресурс», утвержденным решением единственного участника ООО «Ресурс» от 23 июля 2021г. № 3 (далее - Положение о закупке).
Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32211544856 о проведении открытого конкурса на поставку энергетического угля для нужд ООО «Ресурс».
Ознакомившись с указанной информацией ООО «ВладИнвест» была подана жалоба в антимонопольный орган.
В соответствии с пунктом 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закон о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке
Пунктом 5.3.9. конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок:
-
-
Цена контракта - 50%.
-
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки — 50% :
-
-
-
Качественные характеристики объекта закупки;
-
Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001
-
Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации.
-
В частности, документацией установлен порядок оценки заявки по критерию «Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001»:
Каждой заявке выставляется значение от 0 до 35 баллов:
• нет собственного производства – 0 баллов;
• собственное производство, но оно не сертифицировано по ISO 9001 – 15 баллов;
• собственное производство, сертифицировано по ISO 9001 – 35 баллов.
Порядок оценки заявок по критерию «Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации» предусматривает следующее:
Каждой заявке выставляется значение от 0 до 30 баллов:
• нет – 0 баллов;
• от 500 до 2000 единиц – 15 баллов;
• свыше 2000 единиц – 30 баллов.
Как указывает заявитель, вышеназванные критерии оценки заявок приводят к ограничению конкуренции среди участников закупочной процедуры, никаким образом не влияют на качество поставляемого товара. Применение данных критериев оценки заявок приводит к тому, что только участник, обладающий сертификатом по ISO 9001 и собственным вагонным парком свыше 2000 единиц обладает реальным шансом стать победителем закупочной процедуры.
Заказчик, по мнению заявителя, преднамеренно создает преимущественные условия для определенного круга участников, поскольку именно АО «СУЭК-Красноярск» обладает сертификатом по ISO 9001 и собственным вагонным парком свыше 2000 единиц.
Согласно пояснениям заказчика, ООО «Ресурс» - является единой теплоснабжающей организацией на территории Лесогорского муниципального образования. Требование в части предъявления к участнику закупки наличия сертификата ISO 9001 гарантирует заказчику качество товара и его безопасность при эксплуатации, что для заказчика, как для гарантирующего поставщика теплоэнергии и горячего теплоснабжения для населения, является важным критерием. Требование о представлении участниками закупки указанного сертификата не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции, а направлено на привлечение квалифицированных участников закупки.
Как указывает заказчик, требование о наличии парка собственных вагонов у поставщика от 500 единиц так же является главным критерием. Это является гарантией бесперебойных поставок энергетического угля в отопительный период, а значит заказчик может бесперебойно выполнять свои обязательства по отоплению и горячему водоснабжению населения и социальных объектов.
Комиссия Иркутского УФАС, сопоставив позицию заявителя и заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что указанные в пункте 5.3.9 документации критерии «Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001» и «Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации» не противоречат Закону о закупках, Положению о закупках, при этом порядок оценки заявок по указанному подкритерию является измеряемым, в том числе содержит шкалу оценки, позволяющую определить пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, что также соответствует условиям Положения о закупках.
Установление указанных критерием обусловлено потребностью заказчика в заключении договора с участником, заинтересованным в заключении и исполнении договора. Критерии служат цели выбора квалифицированного поставщика, имеющего реальную возможность поставить уголь в указанных в документации объемах без перебоев связанных с его производством/приобретением, погрузкой/разгрузкой и перевозкой. Отсутствие подтверждения возможности поставки несёт слишком большой риск выбора ненадёжного поставщика, а, значит, риск срыва поставок и срыва теплоснабжения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 октября 2017 года № 309-КГ17-7502, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 июля 2017 года № 305-КГ17-2243, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки; право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.
Из пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, следует, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции; Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора; иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что установление обжалуемых критериев с учетом коэффицентов значимости не ограничивает конкуренцию и не нарушает положения Закона о закупках, а также не является для потенциального участника закупки обязательным требованием, так как позволяет набрать баллы по другим показателям и критериям документации.
Таким образом, отсутствие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001 и достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке и не свидетельствует о невозможности стать победителем проводимого конкурса, поскольку такой участник не лишен возможности получения максимального количества баллов по иным показателям.
Учитывая изложенное, Комиссия Иркутского УФАС не находит в действиях заказчика нарушений действующего законодательства при организации и проведении конкурса на поставку энергетического угля.
Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу АО «ВладИнвест» на действия заказчика – ООО «Ресурс» при организации и проведении открытого конкурса на поставку энергетического угля для нужд ООО «Ресурс», извещение №32211544856, необоснованной;
-
Направить копии решения сторонам по жалобе.
-
-
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии |
||
Члены Комиссии |