Решение №038/737/22 Решение о признании необоснованной жалобы АО ВладИнвест на д... от 12 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2022г.

Решение в полном объеме изготовлено 12.08.2022г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

Члены Комиссии: ;

при участии представителя заказчика ООО «Ресурс» — (доверенность);

при участии представителя заявителя — АО «ВладИнвест» -  (доверенность) ;

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось АО «ВладИнвест» с жалобой на действия заказчика – ООО «Ресурс» при организации и проведении открытого конкурса на поставку энергетического угля для нужд ООО «Ресурс», извещение №32211544856.

Заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлены такие критерии конкурса, как «Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001», «Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации». По мнению заявителя, указанные критерии оценки заявок приводят к ограничению конкуренции среди участников закупочной процедуры, никоим образом не влияют на качество поставляемого товара.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Ресурс», утвержденным решением единственного участника ООО «Ресурс» от 23 июля 2021г. № 3 (далее - Положение о закупке).

Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru было размещено извещение 32211544856 о проведении открытого конкурса на поставку энергетического угля для нужд ООО «Ресурс».

Ознакомившись с указанной информацией ООО «ВладИнвест» была подана жалоба в антимонопольный орган.

В соответствии с пунктом 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закон о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке

Пунктом 5.3.9. конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок:

    1. Цена контракта - 50%.

    2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки — 50% :

    1. Качественные характеристики объекта закупки;

    2. Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001

    3. Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации.

В частности, документацией установлен порядок оценки заявки по критерию «Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001»:

Каждой заявке выставляется значение от 0 до 35 баллов:

нет собственного производства – 0 баллов;

собственное производство, но оно не сертифицировано по ISO 9001 – 15 баллов;

собственное производство, сертифицировано по ISO 9001 – 35 баллов.

Порядок оценки заявок по критерию «Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации» предусматривает следующее:

Каждой заявке выставляется значение от 0 до 30 баллов:

нет – 0 баллов;

от 500 до 2000 единиц – 15 баллов;

свыше 2000 единиц – 30 баллов.

Как указывает заявитель, вышеназванные критерии оценки заявок приводят к ограничению конкуренции среди участников закупочной процедуры, никаким образом не влияют на качество поставляемого товара. Применение данных критериев оценки заявок приводит к тому, что только участник, обладающий сертификатом по ISO 9001 и собственным вагонным парком свыше 2000 единиц обладает реальным шансом стать победителем закупочной процедуры.

Заказчик, по мнению заявителя, преднамеренно создает преимущественные условия для определенного круга участников, поскольку именно АО «СУЭК-Красноярск» обладает сертификатом по ISO 9001 и собственным вагонным парком свыше 2000 единиц.

Согласно пояснениям заказчика, ООО «Ресурс» - является единой теплоснабжающей организацией на территории Лесогорского муниципального образования. Требование в части предъявления к участнику закупки наличия сертификата ISO 9001 гарантирует заказчику качество товара и его безопасность при эксплуатации, что для заказчика, как для гарантирующего поставщика теплоэнергии и горячего теплоснабжения для населения, является важным критерием. Требование о представлении участниками закупки указанного сертификата не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции, а направлено на привлечение квалифицированных участников закупки.

Как указывает заказчик, требование о наличии парка собственных вагонов у поставщика от 500 единиц так же является главным критерием. Это является гарантией бесперебойных поставок энергетического угля в отопительный период, а значит заказчик может бесперебойно выполнять свои обязательства по отоплению и горячему водоснабжению населения и социальных объектов.

Комиссия Иркутского УФАС, сопоставив позицию заявителя и заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что указанные в пункте 5.3.9 документации критерии «Наличие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001» и «Наличие достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации» не противоречат Закону о закупках, Положению о закупках, при этом порядок оценки заявок по указанному подкритерию является измеряемым, в том числе содержит шкалу оценки, позволяющую определить пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, что также соответствует условиям Положения о закупках.

Установление указанных критерием обусловлено потребностью заказчика в заключении договора с участником, заинтересованным в заключении и исполнении договора. Критерии служат цели выбора квалифицированного поставщика, имеющего реальную возможность поставить уголь в указанных в документации объемах без перебоев связанных с его производством/приобретением, погрузкой/разгрузкой и перевозкой. Отсутствие подтверждения возможности поставки несёт слишком большой риск выбора ненадёжного поставщика, а, значит, риск срыва поставок и срыва теплоснабжения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 октября 2017 года № 309-КГ17-7502, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 июля 2017 года № 305-КГ17-2243, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки; право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Из пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, следует, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции; Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора; иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что установление обжалуемых критериев с учетом коэффицентов значимости не ограничивает конкуренцию и не нарушает положения Закона о закупках, а также не является для потенциального участника закупки обязательным требованием, так как позволяет набрать баллы по другим показателям и критериям документации.

Таким образом, отсутствие собственного производства с сертифицированной системой контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9001 и достаточного парка собственных ж.д. вагонов, находящихся на балансе организации, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке и не свидетельствует о невозможности стать победителем проводимого конкурса, поскольку такой участник не лишен возможности получения максимального количества баллов по иным показателям.

Учитывая изложенное, Комиссия Иркутского УФАС не находит в действиях заказчика нарушений действующего законодательства при организации и проведении конкурса на поставку энергетического угля.

Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу АО «ВладИнвест» на действия заказчика – ООО «Ресурс» при организации и проведении открытого конкурса на поставку энергетического угля для нужд ООО «Ресурс», извещение №32211544856, необоснованной;

      2. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

   

 

Члены Комиссии

   

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "ВЛАДИНВЕСТ"
ИНН 7743113462, ОГРН 1157746705808
ООО "Ресурс"
ИНН 3816032690, ОГРН 1213800002305