Решение №5 Признать жалобу РОСИНКАС на действия заказчика– МУП «Иркут... от 18 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 5

 

11.01.2017г.                                                                                                  г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: председателя Комиссии: (...); при участии (...); рассмотрев жалобу,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области сообщает, что Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (далее РОСИНКАС) обратилось с жалобой на действия заказчика– МУП «Иркутскгорэлектротранс», при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по инкассации денежных средств МУП «Иркутскгорэлектротранс» на 2017 год., извещение № 31604484970, в связи с нарушением порядка определения победителя.

Жалоба заявителя рассмотрена в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе о нарушении законодательства, выразившиеся в следующем.

При проведении запроса котировок заказчиком нарушен порядок определения победителя. В соответствии п. 7 Документации запроса котировок участник должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом размещения заказа, а так же обязан обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора.

В соответствии с п. 8 победителем в запросе котировок признается участник, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении и документации запроса котировок, и в которой указан наиболее низкая цена. В соответствии с п. 12, п. 13 Заказчик рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Заказчик отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса котировок.

Пунктом 1.5. Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской федерации (утв. Банком России 24.04.2008 г № 318-П) определено понятие инкассация наличных денег - это сбор, доставка наличных денег клиентов в кредитную организацию, ВСП, в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, для зачисления их сумм на банковские счета.

Пунктом 5 абзаца 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц относится к банковской операции. В соответствии ст. 13 указанного закона осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

У Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» лицензия на инкассацию отсутствует.

Котировочная заявка Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» не отвечает всем требованиям, установленным в извещении и документации запроса котировок. В соответствии с п. 13 Документации запроса котировок Заказчик обязан был отклонить данную котировочную заявку.

В соответствии ст. 83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Победителем в запросе котировок признается участник, подавший котировочную заявку, соответствующую двум критериям одновременно:

-  котировочная заявка должна отвечать всем требованиям, установленным в извещении и документации запроса котировок,

-  в котировочной заявке указана наиболее низкая цена.

Определяя победителем Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи», заказчик нарушил принцип одновременного соблюдения обоих вышеназванных критериев.

Представители заказчика, комиссии считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»" (далее - Закон о банках) к числу банковских операций, осуществляемых кредитными организациями, относится инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Согласно ст. 13 Закона о банках осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соответственно, указанная деятельность кредитных организаций подлежит лицензированию и надзору со стороны Банка России.

В пункте 1.5 Положения Банка России от 24.04.2008 N 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее -Положение N 318-П) используются термины «инкассация наличных денег» и «перевозка наличных денег», которые определены путем перечисления действий, которые могут осуществлять кредитные организации.

В понятии «инкассация наличных денег», содержащееся в Положении N 318-П, необходимо подчеркнуть, что инкассация включает исчерпывающий перечень действий по сбору, доставке наличных денег клиентов в кредитную организацию, внутреннее структурное подразделение (далее - ВСП), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с  последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях.

Под «перевозкой наличных денег» в Положении N 318-П понимается транспортировка принятых ими наличных денег в кредитной организации, ВСП, учреждении Банка России, осуществляющем кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и сдача их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России, осуществляющее кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, или передача клиенту, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства наличных денег.

Таким образом, состав действий при инкассации и перевозке наличных денег отличен, и ключевым элементом, позволяющим отличить инкассацию от перевозки, является последующее зачисление (перечисление) денежных средств на банковские счета клиентов, открытые в кредитных организациях.

Согласно Письму Департамента наличного денежного обращения Банка России от 13.01.2009 N 29-1-2-5/44, перевозка наличных денег не может быть отнесена к банковской операции и не требует лицензии Банка России, и ее могут осуществлять как кредитные организации, так и организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

В соответствии с Письмом Банка России от 23.03.2009 N 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег»перевозка наличных денег также может осуществляться кассовыми работниками в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег. Клиенты кредитных организаций, получающие наличные деньги в кредитных организациях, могут осуществлять транспортировку наличных денег собственными силами.

При рассмотрении инкассации в качестве банковской операции необходимо подчеркнуть, что инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов нельзя отделять от кассового обслуживания физических и юридических лиц. Исходя из формулировки данной банковской операции, содержащейся в ст. 5 Закона о банках, инкассация и кассовое обслуживание только в совокупности будут составлять банковскую операцию, которую вправе осуществлять исключительно кредитные организации на основании лицензии Банка России.

К признакам инкассации как банковской операции можно отнести технологическую неразрывность упорядоченной совокупности функционально связанных операций и процедур по доставке наличных денег в кредитную организацию с осуществлением кассовых операций и безусловной обязанностью зачисления (перечисления) соответствующих сумм денежных средств на банковские счета клиентов.

Подводя итоги анализа законодательства и нормативных актов Банка России, регулирующих инкассацию наличных денег, можно прийти к выводу о том, что банковскую операцию составляют инкассация наличных денег и кассовое обслуживание клиентов, осуществляемые кредитными организациями и требующие лицензии Банка России. Перевозку наличных денег и иных ценностей вправе осуществлять иные организации и лица без лицензии Банка России.

При подаче заявки на участие в запросе котировок, участник ФГУП «ГЦСС» признанный победителем в запросе котировок, предоставил полный комплект документов указанных в разделе III Документации о проведении запроса котировок. Также, ФГУП «ГЦСС» была представлена иная дополнительная документация подтверждающая деятельность организации, а в частности Лицензия № 112530 от 04.09.2013 г., Сертификат ISO 9001:2008 на оказание услуг по хранению, перевозке, обработке и доставке отправления грузов включая отделения согласно приложению, разрешение на хранение и использование оружия.

Таким образом, МУП «Иркутскгорэлектротранс» подготовило и провело запрос котировок фактически  на услуги по перевозке денежной наличности, а не инкассации. Победителем по данной закупке был признан ФГУП «ГЦСС», заявка которого содержала исчерпывающий перечень необходимых документов при наименьшей цене относительно других участников.

Представитель победителя ФГУП «ГЦСС», также считает жалобу заявителя необоснованной, в силу следующего.

Из пункта 1.5 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», утвержденных Банков России 24 апреля 2008 года №318-П (далее - Положение № 318-П) следует, что инкассация наличных денег - это действия по сбору, доставке наличных денег клиентов в кредитную организацию, внутреннее структурное подразделение (далее;- ВСП), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитный организациях.

Вместе с этим, перевозкой  наличных  денег  является  транспортировка наличных денег, принятых в кредитной организации, ВСП или учреждении Банка

России, осуществляющем кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и сдача их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России, осуществляющее кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и передача клиенту, а также изъятых из программно-технических средств подлежащих вложению в программно-технические средства наличных денег.

Из названных определений следует, что состав действий при инкассации перевозке наличных денег различен, при этом, основным элементом, позволяющим отличить инкассацию от перевозки, является последующее зачисление; (перечисление) денежных средств на банковские счета клиентов, открытые в кредитных организациях.

В пункте 1.1 проекта договора по рассматриваемому запросу котировок в электронной форме указано, что Исполнитель своими силами и средствами согласованные с Клиентом в дни и часы проводит инкассацию наличных денег Клиента (прием сумок с наличными деньгами от уполномоченного на это должностного лица Клиента, их доставку в банк, согласно сведения, указанным в препроводительных документах к сумкам с наличными деньгами) последующую сдачу сумок с наличными деньгами в кассу этого банка для

последующего зачисления банком суммы наличных денег на счет Клиента.

Из текста проекта договора следует, что он предусматривает:

1.  Прием Исполнителем сумок с наличными деньгами от уполномоченного на это должностного лица Клиента.

2.             Доставку Исполнителем сумок с наличными деньгами в банк.

3.      Сдачу сумок с наличными деньгами в кассу этого банка.

Зачисление наличных денежных средств производит не Исполнитель, а банк в который Исполнителем сданы наличные денежные средства, в связи с чем в соответствии с определениями, данными в Положении № 318-П, характеру услуг рассматриваемый запрос котировок в электронной форме является перевозкой наличных денег.

ФГУП ГЦСС для осуществления перевозки и инкассации наличных денежных средств не требуется лицензия Банка России.

В соответствии со статьями 2, 9 и абзацем 3 статьи 18 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» ФГУП ГЦСС вправе осуществлять как инкассацию наличных денег, так и их перевозку на основании положений пункта 1.5. Положения № 318-П.

В силу пункта 1.5. Положения № 318-П для перевозки наличных денежных средств кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов. В соответствии с Положением о службе специальной связи», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1994 года № 1379-68, ФГУП ГЦСС относится к таким организациям.

Перевозка наличных денежных средств не относится к банковским операциям и не требует лицензии Банка России, что подтверждается правовой позицией Банка России (письмо Банка России от 13 января 2009 года № 29-1-2-5/44).

ФГУП ГЦСС является организацией федеральной почтовой связи, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи». Данный закон предоставляет ФГУП ГЦСС право осуществлять инкассацию наличных денежных средств без получения соответствующей лицензии Банка России, что подтверждается также правовой позицией Центрального банка Российской Федерации (письмо Центрального Банка Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 26-2-2/2196).

Деятельность организаций, осуществляющих исключительно: транспортировку наличных денег с обязательством перед собственником наличных; денег по их перевозке в заранее оговоренное место, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами, и издаваемыми в соответствии  с ними правилами. Осуществление данной деятельности не требует получения; лицензии Банка России на осуществление банковских операций. Для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов, в том числе для перевозки из кредитной организации наличных денег, подлежащих вложению в программно-технические средства, и изъятых из программно-технических средств в кредитную организацию (письмо Центрального Банка Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 29-1-1-6/1990).

Таким образом, ФГУП «ГЦСС» для осуществления перевозки инкассации наличных денежных средств лицензия Центрального Банка Российской Федерации не требуется.

Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

13.12.2016г. заказчиком МУП «Иркутскгорэлектротранс» в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение № 31604484970 о проведении запроса котировок.

 Предметом закупки в настоящем случае является оказание услуг исключительно по сбору, доставке и сдаче денежных средств, а зачисление данных средств осуществляется самим банком и не входит в обязанности исполнителя по  договору, в связи с чем в соответствии с определениями, данными в Положении № 318-П, характеру услуг рассматриваемый запрос котировок в электронной форме является перевозкой наличных денег.

Инкассация, помимо непосредственно сбора и перевозки денежных средств, предусматривает обязанность организации по зачислению денежных средств на банковские счета клиентов.

Следовательно, в настоящем случае обязанность исполнителя по договору осуществлять исключительно перевозку (транспортировку) денежных средств без зачисления их на какие-либо счета свидетельствует о невозможности приравнивания услуг, подлежащих оказанию по спорному договору, к инкассации в контексте Положения N318-П. При этом, перевозкой является вид деятельности, порядок осуществления которой регулируется договором перевозки, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Операция по перевозке наличных денег не относится к банковским  операциям в контексте ст. 13 Закона о банках и не требует лицензии Банка России. Заявителем не учтено, что согласно абз. 5 п. 1.5 Положения N 318-П для перевозки наличных денег могут привлекаться организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов, к которым каких-либо особых требований относительно круга субъектов, осуществляющих данную деятельность, банковское законодательство не предъявляет.

Данная позиция подтверждается письмами Центрального Банка России от 13.01.2009 N 29-1-2-5/44 "О перевозке наличных денег", от 14.03.2014 N 29-1-1-6/1990.

Таким образом, поскольку ни закупочная документация, ни договор не предусматривают обязанности исполнителя по такому договору по зачислению денежных средств на банковский счет, а устанавливают исключительно перевозку данных средств в определенный банк, что, в свою очередь, не относится к банковским операциям и, соответственно, не требует наличия лицензии, в отсутствие каких-либо особых условий к организации, осуществляющей такой вид деятельности, заказчик в настоящем случае не требует наличия у участника закупочной процедуры лицензии на осуществление деятельности, которая в действительности не имеет отношения к предмету закупки и, следовательно, осуществляться в рамках исполнения договора не будет.

Согласно протоколу от 20.12.2016г. на участие в закупке поступило 2 заявки: № 1-РОСИНКАС, № 2 -ФГУП «ГЦСС».

По результатам оценки поступивших заявок, победителем закупки признан участник № 2.

В соответствии со статьями 2, 9 и абзацем 3 статьи 18 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» ФГУП ГЦСС вправе осуществлять как инкассацию наличных денег, так и их перевозку на основании положений пункта 1.5. Положения № 318-П.

В силу пункта 1.5. Положения № 318-П для перевозки наличных денежных средств кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

В соответствии с Положением о службе специальной связи», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1994 года № 1379-68, ФГУП ГЦСС относится к таким организациям.

Перевозка наличных денежных средств не относится к банковским операциям и не требует лицензии Банка России, что подтверждается правовой позицией Банка России (письмо Банка России от 13 января 2009 года № 29-1-2-5/44).

ФГУП ГЦСС является организацией федеральной почтовой связи, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Данный закон предоставляет ФГУП ГЦСС право осуществлять инкассацию наличных денежных средств без получения соответствующей лицензии Банка России, что подтверждается также правовой позицией Центрального банка Российской Федерации (письмо Центрального Банка Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 26-2-2/2196).

Деятельность организаций, осуществляющих исключительно: транспортировку наличных денег с обязательством перед собственником наличных; денег по их перевозке в заранее оговоренное место, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами, и издаваемыми в соответствии  с ними правилами.

Осуществление данной деятельности не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций.

Для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов, в том числе для перевозки из кредитной организации наличных денег, подлежащих вложению в программно-технические средства, и изъятых из программно-технических средств в кредитную организацию (письмо Центрального Банка Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 29-1-1-6/1990).

Таким образом, ФГУП «ГЦСС» для осуществления перевозки инкассации наличных денежных средств лицензия Центрального Банка Российской Федерации не требуется.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на действия заказчика– МУП «Иркутскгорэлектротранс», при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по инкассации денежных средств МУП «Иркутскгорэлектротранс» на 2017 год., извещение № 31604484970,в связи с нарушением порядка определения победителя, необоснованной.
  2. Копию решения направить сторонам по жалобе.

 

Председатель комиссии                                                                                  (...)

 

Члены комиссии                                                                                            (...)

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны