Решение №507/18 Жалоба ООО «Гильдия современных проектов» на действия членов... от 4 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 507/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05.05.2018 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

 члены Комиссии: <….>, <….>,

 при участии представителей ОГКУ «Управление капитального строительства Иркутской области» (далее – заказчик) – <….> по доверенности; Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – <….> по доверенности, <….> – член конкурсной комиссии, Общества с ограниченной ответственностью «Гильдия современных проектов» <….> по доверенности, Акционерного общества «Гипроздрав» <….>  по доверенности, <….>  по доверенности, рассмотрев жалобу заявителя на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на выполода № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 20 июля 2017 года поступила жалоба заявителя на действия членов конкурсной комиссии уполномоченного органа, при проведении открытого конкурса.

Заявитель считает, что принятое конкурсной комиссией решение об отказе ему в допуске к участию открытом конкурсе противоречит требованиям Федерального закона №44-ФЗ, поскольку его заявка на участие в открытом конкурсе полностью соответствовала требованиям конкурсной документации и нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Согласно данным возражениям уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы комиссией установлено, что уполномоченным органом 28 февраля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса №0134200000118000533 (далее – извещение), а также проект контракта на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объекта: «Здание перинатального центра в г. Братске на 130 коек» (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 275 000 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.

20 апреля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.04.2018 для закупки №0134200000118000533.

Согласно названном протоколу, участнику закупки, подавшему заявку под номером «3» ‒ заявителю, ‒ отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по следующему основанию:

«Участник закупки Общество с ограниченной ответственностью «Гильдия современных проектов» и заявка на участие в конкурсе, поданная Обществом с ограниченной ответственностью «Гильдия современных проектов» не соответствуют требованиям конкурсной документации и требованиям действующего законодательства, а именно:

В соответствии с пунктом г части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии таких документов.

В соответствии с пунктом 27 Части II «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации установлены требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области инженерных изысканий и области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев предусмотренных ч. 2.1 ст. 47 и ч 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;

2) если совокупный размер обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договора, не ограничивается.

Заявка Общества с ограниченной ответственностью «Гильдия современных проектов» содержит копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 14 марта 2018 № 20, выданную саморегулируемой организацией АССОЦИЯ «Объединение изыскателей «Альянс», в которой в графе 6 «Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств» включена информация об уровне ответственности (1 уровень ответственности), в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, что не соответствует п. 27 Части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА» конкурсной документации открытого конкурса и п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как предельный размер обязательств по первому уровню ответственности не превышает двадцать пять миллионов рублей, что не соответствует п. 27 Части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА» конкурсной документации открытого конкурса и п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как предельный размер обязательств по первому уровню ответственности не превышает двадцать пять миллионов рублей».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона №44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Федерального закона № 44-ФЗтребования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона №44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Одним из единых требований, которое заказчик должен установить к участникам закупки при осуществлении закупок, является требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Во исполнение указанного требования Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом в пункте 27 части II «Информационная карта открытого конкурса» документации об открытом конкурсе заказчиком установлены предъявляемые к участникам закупки требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ, а именно:

«Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области инженерных изысканий и области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев предусмотренных ч. 2.1 ст. 47 и ч 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ».

Иркутское УФАС отмечает, что каких-либо требований относительно уровня ответственности, которому должен соответствовать участник конкурса, конкурсная документация не устанавливает.

В соответствии с частью 2 статьи 47, части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, а также работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования соответственно.

При этом, согласно статьи 55.3 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, а также саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются отдельными видами саморегулируемых организаций.

Условия, при соблюдении в совокупности которых член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства закреплены в части 3 статьи 55.8 ГрК РФ:

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

- если совокупный размер обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договора, не ограничивается.

Документом, подтверждающими членство в саморегулируемой организации является выписка из реестра членов саморегулируемых организации, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование по форме утверждённой Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», при этом выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении и конкурсной документации.

Указанные положения ГрК РФ также прописаны в пункте 17 части II конкурсной документации.

Таким образом, лицо, выполняющее работы по договору на осуществление инженерных изысканий и проектных работ, должно в связи с этим быть членом одновременно двух саморегулируемых организаций объединяющей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих инженерные изыскания, а также объединяющей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Каждая из перечисленных саморегулируемых организаций будет нести ответственность за действия члена соответствующей саморегулируемой организации в соответствующей части (в части работ по выполнению инженерных изысканий либо в части работ по подготовке проектной документации).

В части III «Наименование и описание объекта закупки конкурсной документации» заказчиком предусмотрено выполнение проектных работ и выполнение инженерных изысканий.

Кроме этого, календарным графиком производства работ на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Здание перинатального центра в г.Братске на 130 коек» (Приложение №3 к Контракту) предусмотрены следующие этапы работ:

1. этап Выполнение инженерных изысканий

1.1. Выполнение инженерно-геодезических изысканий

1.2. Выполнение инженерно-геологических изысканий

1.3. Выполнение инженерно-экологических изысканий

1.4. Выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий

2.этап Выполнение схемы планов этажей для согласования с Заказчиком

3. этап Разработка проектной документации

4. этап Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

5. этап Разработка рабочей документации

6. этап Государственная экспертиза о достоверности определения сметной стоимости строительства.

Таким образом, контракт, подлежащий заключению по результатам конкурса, является смешанным договором, включающим в себя элементы договоров на выполнение проектных, а также изыскательских работ. Применительно к смешанным договорам для определения требований к уровню ответственности необходимо исходить из объема обязательств, приходящегося на соответствующий вид работ (по выполнению инженерных изысканий и по подготовке проектной документации).

Данная позиция согласуется с выводами Арбитражного суда Московского округа, изложенными в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2015г. по делу №А40-132814/2014.

Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Федерального закона №44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона №44-ФЗ, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В составе заявки на участие в открытом конкурсе ООО «Гильдия современных проектов» представлены:

- выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 14 марта 2018г. №455, выданная саморегулируемой организацией Союз проектных организаций «ПроЭк», в соответствии с которой предельный размер по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкуретных способов заключения договора, не превышает 50 000 000 рублей;

- выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 14.03.2018 №20, выданная саморегулируемой организацией АССОЦИЯ «Объединение изыскателей «Альянс», в которой указан первый уровень ответственности по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемыми с использованием конкурентных способов заключения договоров, то есть предельный размер обязательств по договорам не превышает 25 000 000 рублей.

В заявке на участие в открытом конкурсе ООО «Гильдия современных проектов» предложена цена контракта в размере 36 800 000 рублей. При этом, на проектные работы выделено ‒ 25 835 945,03, а на изыскательские работы10 964 054,97.

Представителем заявителя в ходе рассмотрения жалобы было предоставлено экспертное заключение от Акционерного общества «Иркутскгражданпроект» №01-188 от 24.04.2018 года. В указанном заключении АО «Иркутскгражданпроект», указывает, что заявка ООО «Гильдия современных проектов» соответствует требованиям установленными конкурсной документацией, поскольку объем обязательств, приходящихся на выполнение инженерных изысканий, в рассматриваемом случае существенно ниже 25 000 000 руб.

Также, аналогичная позиция отражена в Сборнике разъяснений, вопросов и ответов по реализации федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс российской федерации и отдельные законодательные акты российской федерации», выпуск 2. опубликованным Национальным объединением изыскателей и проектировщиков.

Таким образом, формально заявка ООО «Гильдия современных проектов» соответствует требованиям конкурсной документации, следовательно, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для признания ее несоответствующей.

Более того, Комиссией установлено, что участник закупки с порядковым номером заявки 5 (ООО «ЦПИСРР «ВестЛайн»), предложил цену контракта в размере 23 000 000 рублей, предоставил выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 21.03.2018г. №0228, выданная ассоциацией саморегулируемая организация «Байкальское региональное объединение изыскателей», согласно которой уровень ответственности по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет 25 000 000 рублей, однако, комиссия признает заявку участника не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необъективном подходе комиссии по осуществлению закупок к рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе.

Таким образом, действия конкурсной комиссии, признавшей заявку заявителя несоответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Федерального закона №44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Гильдия современных проектов» обоснованной.

2. Признать конкурсную комиссию уполномоченного органа нарушившей часть 3 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.Выдать уполномоченному органу, конкурсной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.04.2018г. и проведения процедуры оценки заявок на участие в открытом конкурсе повторно.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

5. Направить копии решения и предписания заявителю, уполномоченному органу, конкурсной комиссии уполномоченного органа.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

<….>

Члены комиссии

 

<….>

 

<….>

 

ПРЕДПИСАНИЕ  № 134/18

 

Резолютивная часть предписания объявлена 28.04.2018 года.

Предписание в полном объеме изготовлено 04.05.2018 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

 члены Комиссии: <….>, <….>,

 при участии представителей ОГКУ «Управление капитального строительства Иркутской области» (далее – заказчик) – <….>  по доверенности; Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – <….>  по доверенности, <….> – член конкурсной комиссии, Общества с ограниченной ответственностью «Гильдия современных проектов» <….>  по доверенности, Акционерного общества «Гипроздрав» <….>  по доверенности, <….>  по доверенности, на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России №507/18 от 04 мая 2018 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.04.2018г. для закупки №0134200000118000533 и назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информацию об отмене Протокола.

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе должна быть назначена не ранее чем через шесть рабочих дней со дня отмены протокола.

2. Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии осуществить рассмотрение и оценку заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 04 мая 2018 года №507/18;

3. Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения 04 мая 2018 года №507/18;

4. В срок до 05 июня 2018 года Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.

 

Председатель комиссии

<….>

Члены комиссии

 

<….>

 

<….>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны