Решение №51 Признать ООО «Комплексный промышленный сервис» нарушившим ФЗ... от 19 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №51

 

  «10» февраля 2015г.                                                                                                        г.Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.01.2015г.

В полном объеме решение изготовлено 10.02.2015г.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:

рассмотрев дело №336 от 19.09.2014г. по признакам нарушения пунктов 9, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось:

- по пункту 9: в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ООО «СибТранс»), в части препятствования ООО «КПС» прохождению вагонов, подаваемых ООО «СибТранс» на путь №10 необщего пользования для разгрузки ООО «ТК Рефрансэкспедиция», что может иметь своим результатом ущемление интересов ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»;

- по пункту 10: в нарушении ООО «Комплексный промышленный сервис» нормативного порядка ценообразования, что выразилось в самостоятельном установлении и применении стоимости услуг по подаче и (или) уборке вагонов без установления соответствующего тарифа в установленном законодательством порядке в Службе по тарифам Иркутской области, что может иметь своим результатом ущемление интересов ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступило заявление ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» (вх.№7277 от 19.06.2014г.) на действия ООО «Комплексный промышленный сервис» (ИНН 3808066713; 664053 г.Иркутск, станция Горка, а/я 60) (далее по тексту – ООО «КПС») по препятствованию прохождению вагонов №29193596, №52505211, №29195690 для разгрузки к складскому помещению, находящемуся в распоряжении ООО «ТК Рефтрансэкспедиция».

По результатам проведения антимонопольного расследования Иркутским УФАС России установлено следующее.

1. ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» осуществляет транспортно-экспедиционную деятельность на территории Иркутской области, принимает подвижной состав на подъездных путях, расположенных на территории базы ООО «КПС».

ООО «СибТранс» организует подачу (уборку) вагонов до территории базы ООО «КПС» (до стрелочного перевода), а далее вагоны следуют по территории базы по путям необщего пользования до складского помещения, находящегося в распоряжении ООО «ТК Рефтрансэкспедиция». В целях подачи-уборки вагонов до территории ООО «КПС» между ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» и ООО «СибТранс» заключены договоры №СТ 10-13 и 11-13 от 19.08.2013г.

ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» распоряжается складским помещением на праве аренды по договору аренды б/н от 28.02.2014г. с Производственным коммерческим кооперативом «Бабренок», предметом которого является склад (пакгауз №4 – нежилое одноэтажное кирпичное здание общей площадью 3405,1 кв.м. по адресу: г.Иркутск, ст.Горка).

Между ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» и ООО «КПС» был заключен договор оказания комплекса услуг №У-03/13 от 01.06.2013г., по которому ООО «КПС» оказывало для ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» услуги согласно Приложению №1 к договору, а именно:

- пользование подъездными путями;

- услуги тепловоза по расстановке вагонов под фронт работ;

- хранение порожних и груженых вагонов по вине заказчика (ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»).

Письмом №233 от 24.12.2013г. ООО «КПС» уведомило ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» о том, что с 01.02.2014г. изменяется стоимость (включая НДС) на предоставляемые услуги:

- пользование подъездными путями предприятия - 6000 рублей за 1 вагон;

- услуги тепловоза по расстановке вагона под фронт работ (2 операции) – 3500 рублей.

Согласно ответу Службы по тарифам Иркутской области (исх.№79-37-969/14 от 21.03.2014г.) на обращение ООО «ТК Рефтрансэкспедиция», услуги по предоставлению в пользование железнодорожных путей необщего пользования (перевозка вагонов по путям, хранение вагонов на путях) не относятся к категориям регулируемых услуг на территории Иркутской области, и цены на них хозяйствующие субъекты устанавливают самостоятельно на договорных условиях в соответствии с ГК РФ.

Однако, оказываемая ООО «КПС» услуга «услуги тепловоза по расстановке вагонов под фронт работ» соответствует услуге подачи/уборки вагонов (перевозке грузов), которая в соответствии с Положением №320-пп подлежит государственному регулированию. ООО «КПС», по информации Службы по тарифам Иркутской области, не обращалась в орган регулирования тарифов с заявлением и расчетными материалами для установления тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.

Кроме того, как указало ОАО «РЖД» (исх.№32.04.1448 от 11.06.2014г.; вх.№6976 от 11.06.2014г.), пути №6 и №10, примыкающие стрелочным переводом №257 к соединительному пути 1Г станции Батарейная, принадлежат ОАО «РЖД», но находятся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «КПС».

27.01.2014г. между ООО «КПС» и ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» подписано Дополнительное соглашение №1 к договору №У-03/13 от 01.06.2013г., согласно которому стоимость услуги тепловоза по расстановке вагонов под фронт работ (1 вагон) (услуга по подаче/уборке вагонов) составляет 3500 руб. с НДС.

ООО «КПС» не имело правовых оснований самостоятельно определять стоимость услуги по подаче и уборке вагонов.

Кроме того, ООО «КПС» была установлена стоимость:

- пользование подъездными путями – 6000 руб. за 1 вагон;

- хранение порожнего вагона свыше 3 суток по вине заказчика – 800 руб. за 1 вагон;

- хранение груженого вагона свыше 3 суток по вине заказчика – 2500 руб. за 1 вагон.

ООО «КПС» (исх.№23 от 13.02.2014г.) сообщило ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» об утверждении нового перечня работ и договорных тарифов с 01.02.2014г., и о том, что ООО «КПС» уже оказало для ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» по новой стоимости, и поэтому счета за оказанные услуги будут выставлены с учетом новых цен.

Стоимость услуги по подаче и уборке вагонов под фронт выгрузки/разгрузки на территории экспедитора (2 операции) – 9500 руб. с НДС за 1 вагон. ООО «КПС» сообщило, что повышение цены на услугу по подаче/уборке вагонов обусловлено уменьшением объема вагонооборота и увеличением затратной части на оказание услуг.

Также из перечня была исключена услуга: пользование подъездными путями предприятия.

ООО «КПС» в ходе проведения антимонопольного расследования была представлена Калькуляция №7 стоимости услуги тепловоза за 1 вагон (утв. директором ООО «КПС» без указания даты) по статьям затрат, из которой не следует, с какого периода представленные расчеты начинают применяться обществом.

ООО «КПС» с ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» денежных средств за услугу «услуги тепловоза», представляющую собой по содержанию услугу по подаче и уборке вагонов, подтверждается следующими документами:

- счетом-фактурой №43 от 31.01.2014г. за январь 2014г. на сумму 25 200 руб. за 8 вагонов и на сумму 33 600 руб. за пользование подъездными путями за 8 вагонов, Актом №00000000043 от 31.01.2014г. о том, что вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок, заказчик (ООО «ТК Рефтрансэкспедиция») не имеет претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг;

- счетом-фактурой №103 от 28.02.2.2014г. за февраль 2014г. на сумму 54 000 руб. за 9 вагонов за пользование подъездными путями и 31 500 руб. за услугу тепловоза за 9 вагонов, Актом №000000000103 от 28.02.2014г.;

- счетом-фактурой №168 от 31.03.2014г. за март 2014г. на сумму 31500 руб. за услуги тепловоза за 9 вагонов и на сумму 54 000 руб. за 9 вагонов за пользование подъездными путями, Актом №00000000168 от 31.03.2014г.;

- счетом-фактурой №199 от 14.04.2014г. за период с 1 по 12 апреля 2014г. на сумму 24500 руб. за услуги тепловоза за 7 вагонов и на сумму 42 000 руб. за пользование подъездным путями за 7 вагонов, Актом №00000000199 от 14.04.2014г.;

- счетом-фактурой №202 от 16.04.2014г. за 15 апреля 2014г. на сумму 6000 руб. за 1 вагон за пользование подъездными путями и на сумму 3500 руб. за услуги тепловоза за 1 вагон, Актом №00000000202 от 16.04.2014г.

Согласно Акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2014г. по 31.03.2014г., подписанного сторонами ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» и ООО «КПС», ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» оплатило за оказанные услуги ООО «КПС» 210 450 руб.

Также факты оплаты ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» подтверждаются 14 платежными поручениями за период с 10.01.2014г. по 29.04.2014г. – №№3,5,7,8,23,24,53,53,55,73,76,87,89,90.

Как утверждает ООО «КПС» (исх.№71 от 23.05.2014г.), в услуги, оказываемые ООО «КПС» по расстановке вагонов тепловозом под фронт работ, не входила услуга по подаче/уборке вагонов.

Однако, как указала Служба по тарифам Иркутской области, указанная услуга по своему содержанию представляет собой услугу по подаче/уборке вагонов.

Таким образом, ООО «КПС» взимало с ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» денежные средства по самостоятельно определенному тарифу на услугу по подаче и уборке вагонов (услуги тепловоза по расстановке вагонов).

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в действиях ООО «Комплексный промышленный сервис» усматриваются признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. По договору №СТ 10-13 от 19.08.2013г. на подачу и уборку вагонов между ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» и ООО «СибТранс», ООО «СибТранс» осуществляет круглосуточную подачу и уборку вагонов на (с) выставочные пути необщего пользования ООО «КПС». Указано, что путь необщего пользования ООО «КПС» примыкает стрелочным переводом №257 к пути №1Г станции Батарейная. По данному договору вагоны подавались на путь №6.

Далее, между ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» и ООО «СибТранс» был заключен договор №СТ 07-14 от 03.03.2014г. по подаче, уборке вагонов на железнодорожные пути необщего пользования при станции батарейная ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» (подписан сторонами без разногласий), предметом которого является подача/уборка вагонов на путь №10 необщего пользования, принадлежащий перевозчику (ОАО «РЖД»).

В свою очередь, между ОАО «РЖД» и ООО «СибТранс» заключен договор №2/294-2009 от 25.11.2009г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, используемый ООО «СибТранс» при станции Батарейная ВСЖД – филиала ОАО «РЖД», в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2013г., в соответствии с которым (пункт 14 договора в редакции дополнительного соглашения) вагоны подаются контрагентам на ж/д пути необщего пользования  №20, №22, №1Г, №1Ч, примыкающие к станции Батарнейная. Среди контрагентов указаны ООО «ТК Рефтрансэкспедиция», ООО «Вектор Логистик» (от которого вагоны поступают в адрес ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» для разгрузки). Срок действия указанного договора – до 31.12.2014г.

Железнодорожные пути необщего пользования №6 и №10 находятся в собственности ОАО «РЖД», но расположены на земельном участке, принадлежащем ООО «КПС». Как указало ООО «ТК Рефтрансэкспедиция», ООО «КПС» эксплуатирует ворота с охраной на указанных ж/д путях. Как следует из письма ООО «КПС» (вх.№12806 от 16.10.2014г.), указанные ворота были установлены в 1962г., эксплуатируются ООО «КПС» до настоящего времени, необходимы для обеспечения безопасности выполнения маневровых работ, сохранности подвижного состава и грузов, являющейся обязанностью ООО «КПС» в соответствии с Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Комплексный промышленный сервис», примыкающего к станции Батарейная, утв.19.12.2008г. НОД-2 Семеновым А.В., согласовано с УРБ-2, НОДМ-2, НОДП-2, ПЧ-7 филиала ВСЖД ОАО «РЖД» и с ООО «КПС».

В ООО «КПС» поступило письмо ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» (исх.№10 от 03.03.2014г.; вх.ООО «КПС» №97 от 04.03.2014г.) о том, что в связи с оказанием ООО «СибТранс» услуг по подаче/уборке вагонов для ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» общество просит беспрепятственно в круглосуточном режиме пропускать через территорию имущественного комплекса ООО «КПС» ж/д вагоны, следующие по путям необщего пользования на арендуемые ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» склады и обратно.

Между ОАО «РЖД» и ООО «КПС» отсутствуют договоры на подачу и уборку вагонов. По информации ОАО «РЖД», ООО «КПС» уполномочило ООО «СибТранс» от своего имени, но за счет ООО «КПС» заключать и подписывать договоры на подачу и уборку вагонов с ОАО «РЖД», осуществлять все действия по этому поручению, в т.ч. подписывать и получать ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, подписывать памятки приемосдатчика, получать и сдавать порожние, груженые вагоны (доверенность №11 от 01.01.2014г.).

Также ООО «КПС» выдало ООО «СибТранс» доверенность №11 от 01.01.2014г., по которой уполномочило ООО «СибТранс» заключать и подписывать с ОАО «РЖД» договоры от имени ООО «СибТранс», но за счет ООО «КПС» в целях подачи, уборки вагонов договоры на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Батарейная – структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения центральной дирекции управления движением – филиалом ОАО «РЖД».

Порядок обслуживания и организации движения на ж/д путях необщего пользования №6 и №10 ООО «КПС», а также взаимоотношения по подаче и уборке вагонов силами ООО «СибТранс» на пути №6 и №10 регулируются Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Комплексный промышленный сервис», примыкающего к станции Батарейная, утв.19.12.2008г. НОД-2 Семеновым А.В., согласовано с УРБ-2, НОДМ-2, НОДП-2, ПЧ-7 филиала ВСЖД ОАО «РЖД» и с ООО «КПС» (далее по тексту – Инструкция).

Согласно п.1.1 Инструкции, пути необщего пользования ООО «КПС» и стрелочное хозяйство находятся на балансе ПЧ-7, кроме путей 15, 16, 17 и стрелочные переводы №7, 16 (пути №15, 16, 17 и стрелочные переводы №7 и 16 находятся на балансе ООО «КПС»). В п.1.3 Инструкции указано, что путь необщего пользования ООО «КПС» примыкает стрелочным переводом №257 к пути №1Г станции Батарейная, границей которого являются с одной стороны знак «Граница железнодорожного пути», установленного на расстоянии 100 метров от предельного столбика стрелочного перевода №257, с другой стороны – упор.

Пунктом 1.2 Инструкции предусмотрено, что обслуживание железнодорожных путей производится локомотивом и маневровой бригадой перевозчика. Таким образом, на основании доверенности №11, и договора на подачу-уборку вагонов между ОАО «РЖД» и ООО «СибТранс» в интересах иных контрагентов по перечню в приложении к договору, ООО «СибТранс» имеет правовые основания для провоза вагонов на пути №6 и №10.

ООО «КПС» не могло фактически оказывать услугу по подаче и уборке вагонов и маневровой работе, поскольку согласно письму Иркутской транспортной прокуратуры №102-ж-2014 в адрес ООО «ТК Рефтрансэкспедиция», «…Установлено, что у ООО «Комплексный промышленный сервис» на праве собственности имеется тепловоз ТГМ23 В48-549. Указанный тепловоз эксплуатируется без документов, подтверждающих прохождение технического обслуживания, а также с истекшим сроком эксплуатации…». Тепловоз ТГМ23 В48-549 был выпущен 17.11.1988г. Согласно указанию МПС СССР от 24.01.1991г. №ЦТЛ-32, срок службы маневровых и промышленных тепловозов с гидравлической передачей мощностью менее 550 кВт составляет 15 лет. Требованиями п.2 Приложения №5 к Приказу Минтранса России от 21.12.2010г. №286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» установлено, что на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.

Как указало ООО «КПС» (исх.№71 от 23.05.2014г.), договор №У-03/13 от 01.06.2013г. между ООО «КПС» и ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» был расторгнут с 17.04.2014г. в связи с уведомлением ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» (вх. ООО «КПС» №97 от 04.03.2014г.) о том, что обществом заключен договор по подаче/уборке вагонов с ООО «СибТранс». У ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» возникла необходимость подачи вагонов на путь №10, т.е. непосредственно к фронтам разгрузки.

ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» направило в адрес ООО «КПС» письмо от 03.03.2014г. №10 с просьбой о пропуске вагонов к складским помещениям ООО «ТК Рефтрансэкспедиция», подаваемых ООО «СибТранс».

06.03.2014г. вагон №29193596 был возвращен маневровым тепловозом ООО «СибТранс» на подъездные пути ст.Батарейная из-за запрета пропуска указанного вагона на путь №10, т.к. подачу вагона осуществляло ООО «СибТранс». Вагон №29193596, следующий по путям необщего пользования к складским помещениям ООО «ТК Рефтрансэкспедиция», не был пропущен охраной ООО «КПС» на путь №10. Как сообщил представитель ООО «КПС» (начальник коммерческого отдела П.) старшему диспетчеру ООО «СибТранс» К., «…распоряжением директора базы М. пропуск вагона на территорию базы был запрещен…». В результате маневровый тепловоз ООО «СибТранс» возвратил вагон на выставочный путь №6 базы ООО «КПС», разгрузка вагона не была осуществлена в установленный срок. Указанный вагон следовал в адрес грузополучателя ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» (от ООО «Вектор Логистик», которому ООО «СибТранс» оказывается услуга на подачу-уборку вагонов по договору №СТ 18012 от 31.05.2012г.).

По данным фактам был составлен Акт от 07.03.2014г. по факту недопуска ж/д вагона под разгрузку на склад ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»: г.Иркутск, ст.Горка,5, база «Комплексный промышленный сервис», подписанный сторонами ООО «ТК Рефтрансэкспедиция», ООО «СибТранс», ООО «Шерл ТК».

Аналогичная ситуация возникла 09.03.2014г. с вагоном №52625860, 10.03.2014г. с вагонами №52505658 и №52918455 (указанные 2 вагона простояли 3 дня в ожидании разгрузки).

02.04.2014г. вагоны №52505211 и №29195690 также не были пропущены через ворота ООО «КПС» на путь №10 к складским помещения ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» под разгрузку. Имеется Акт общей формы №281 от 03.04.2014г. по факту задержки и повторной подаче вагонов, указано, что вышеуказанные вагоны не были поданы при первой подаче на подъездной путь ООО «КПС» по причине не открытия ворот 02.04.2014г. в 04:50 часов. Повторная подача указанных вагонов произведена ООО «СибТранс» 03.04.2014г. в 19:20 часов.

ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» не имеет иной возможности прохождения вагонов через иные пути и территории к его складским помещениям.

ООО «СибТранс» оказывает услугу по подаче и уборке вагонов на основании договора с ОАО «РЖД» от 25.11.2009г. №2/294-2009 в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2013г., в котором указано, что контрагентами ООО «СибТранс» являются ООО «Комплексный промышленный сервис», ООО «ТК Рефтрансэкспедиция».

Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Комплексный промышленный сервис», примыкающего к станции Батарейная, утвержденная ОАО «РЖД», позволяет ООО «СибТранс» беспрепятственно оказывать услуги по подаче и уборке вагонов на путях необщего пользования №6 и №10, находящихся на территории базы ООО «КПС». Указанная Инструкция согласована ОАО «РЖД» с ООО «КПС».

Таким образом, ООО «КПС» не вправе препятствовать на свою территорию прохождению вагонов в случае, когда подачу и уборку вагонов в адрес ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» осуществляет ООО «СибТранс».

Пункт 1.8.3 Инструкции предусматривает своевременное открытие ворот диспетчером ООО «КПС».

ООО «КПС» (исх.№96 от 03.07.2014г.; вх.№8011 от 03.07.2014г.) указало, что информационные письма от ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» с просьбой о пропуске вышеперечисленных вагонов поступили в ООО «КПС» на следующий день после даты «мнимого» запрета на пропуск вагонов. ООО «КПС» считает, что ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» обязано было уведомлять не позднее, чем за 3 дня, о необходимом пропуске вагона в таком порядке, как это было предусмотрено договором между ООО «КПС» и ООО «ТК Рефтрансэкспедиция».

Однако, в случае, если услуги по подаче и уборке вагонов осуществляет ООО «СибТранс», порядок прохождения вагонов по территории ООО «КПС» установлен Инструкцией, которой не предусмотрено никаких дополнительных уведомлений от иных лиц о необходимости пропуска вагонов.

На основании изложенного, в действиях ООО «КПС» усматриваются признаки нарушения п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ООО «СибТранс»), в части препятствования ООО «КПС» прохождению вагонов, подаваемых ООО «СибТранс» на путь №10 необщего пользования для разгрузки ООО «ТК Рефрансэкспедиция».

3. Согласно п.3.35. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв.Приказом ФАС РФ от 25.05.2012г. №339 (далее - Регламент), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N345.

В п.3.36 Регламента указано, что при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС РФ от 28.04.2010г. №220 (зарег. в Минюсте 02.08.2010г. №18026) (далее - Порядок).

Доминирующее положение ООО «КПС» установлено на основании Аналитического отчета по анализу состояния конкуренции в целях  установления признаков наличия доминирующего положения ООО «Комплексный промышленный сервис» на товарном рынке эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования №6, 10, находящихся в пользовании ООО «КПС», в пределах географически границ земельного участка ООО «КПС», принадлежащего ему на праве собственности на товарном рынке эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования №6 и №10 находящихся в пользовании ООО «КПС», в пределах географически границ земельного участка ООО «КПС», принадлежащего ему на праве собственности.

В силу того, что ООО «КПС» распоряжается железнодорожными путями необщего пользования и пропускает через указанные пути вагоны, направляющиеся в адрес ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»  локомотивами ООО «КПС» и ООО «СибТранс», поэтому оказывает ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» услуги по предоставлению в пользование подъездных путей.

Пользование железнодорожными путями, находящимися в пользовании ООО «КПС», обусловлено отсутствием других железнодорожных путей, соединяющих погрузочно-разгрузочные фронты заявителя с железнодорожной станцией Батарейная. В качестве продуктовых границ товарного рынка принимаются услуги эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования №6, 10, находящихся в пользовании ООО «КПС», в пределах географически границ земельного участка ООО «КПС», принадлежащего ему на праве собственности.

ООО «КПС» распоряжается путями №6 и №10 необщего пользования, примыкающими стрелочным переводом №257 к соединительному пути 1Г станции Батарейная, находящимися на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «КПС».

ООО «КПС» взимало денежные средства за пользование указанными подъездными путями с контрагента ООО «ТК Рефтрансэкспедиция».

На ООО «КПС» по Инструкции ВСЖД – филиала ОАО «РЖД», возложена обязанность по своевременному открытию ворот на территорию ООО «КПС» и приеме груза на путях №6, 10 для грузополучателей.

В рассматриваемом заявлении географические границы товарного рынка оказания услуги по предоставлению в пользование железнодорожных путей необщего пользования обусловлены географическими границами принадлежащему ООО «КПС» на котором расположены железнодорожные пути необщего пользования №6 и №10, примыкающие стрелочным переводом №257 к пути необщего пользования №1Г станции Батарейная, находящиеся в пользовании ООО «КПС».

На основании изложенного, в качестве географических границ исследуемого товарного рынка принимаются географические границы железнодорожных путей необщего пользования №6 и №10 находящихся в пользовании ООО «КПС», в пределах географически границ земельного участка ООО «КПС», принадлежащего ему на праве собственности.

Поскольку в определенных географических границах услугу по предоставлению в пользование железнодорожных путей необщего пользования может оказывать только единственный продавец - ООО «КПС», - его доля на товарном рынке эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования №6 и №10 находящихся в пользовании ООО «КПС», в пределах географически границ земельного участка ООО «КПС», принадлежащего ему на праве собственности.

В силу части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как указано в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N30), арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ №30, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Сфера применения Закона N135-ФЗ ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением же антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного для охраняемых законом общественных отношений, с учетом определенной периодичности (систематики) или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов. Вместе с тем общественно опасной признается и сама возможность наступления соответствующего результата.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что ООО «Комплексный промышленный сервис» совершены действия, свидетельствующие о злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке.

В соответствии с п.9 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых  являются или могут являться  допущение, ограничение, устранение конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, а именно: создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п.10 ч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых  являются или могут являться  допущение, ограничение, устранение конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В ходе рассмотрения дела №336 Комиссией Иркутского УФАС России полно и всесторонне исследованы материалы дела, устные и письменные пояснения сторон.

На основании изложенного, в действиях (бездействия) ООО «Комплексный промышленный сервис» усматриваются признаки нарушений:

- пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ООО «СибТранс»), в части препятствования ООО «КПС» прохождению вагонов, подаваемых ООО «СибТранс» на путь №10 необщего пользования для разгрузки ООО «ТК Рефрансэкспедиция», что имеет своим результатом ущемление интересов ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»;

- пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения ООО «Комплексный промышленный сервис» нормативного порядка ценообразования, что выразилось в самостоятельном установлении и применении стоимости услуг по подаче и (или) уборке вагонов без установления соответствующего тарифа в установленном законодательством порядке в Службе по тарифам Иркутской области, что может иметь своим результатом ущемление интересов ООО «ТК Рефтрансэкспедиция».

В Иркутское УФАС России поступило письмо ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» (исх.б/н от 26.01.2015г.; вх.№764 от 27.01.2015г.) о рассмотрении вопроса о прекращении рассмотрения дела №336 в связи с тем, что по состоянию на 23.01.2015г. ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» не имеет претензий к ООО «Комплексный промышленный сервис».

По состоянию на 27.01.2015г. Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что ООО «КПС» прекратило оказание услуг по подаче и уборке вагонов для ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» в связи с окончанием действия договора между ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» и ООО «Комплексный промышленный сервис» на подачу и уборку вагонов и маневровую работу.

Руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Комплексный промышленный сервис», занимающего доминирующее положение на товарном рынке эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования №6 и №10 находящихся в пользовании ООО «КПС», в пределах географически границ земельного участка ООО «КПС», принадлежащего ему на праве собственности, нарушившим:

- пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в препятствовании ООО «Комплексный промышленный сервис» прохождению вагонов, подаваемых ООО «СибТранс» на путь №10 необщего пользования для разгрузки ООО «ТК Рефрансэкспедиция», что имеет своим результатом ущемление интересов ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»;

- пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении ООО «Комплексный промышленный сервис» нормативного порядка ценообразования, а именно: в самостоятельном установлении и применении стоимости услуг по подаче и (или) уборке вагонов без установления соответствующего тарифа в установленном законодательством порядке в Службе по тарифам Иркутской области, что может иметь своим результатом ущемление интересов ООО «ТК Рефтрансэкспедиция»

2. Предписание ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не выдавать:

- по п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения;

- по п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с прекращением оказания услуги подачи-уборки вагонов, маневровой работы, в связи с окончанием действия договора между ООО «ТК Рефтрансэкспедиция» и ООО «Комплексный промышленный сервис».

3. Копию решения направить сторонам по делу.

4. Материалы  дела №336 передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ООО «Комплексный промышленный сервис» по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции») в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны