Решение №038/411/21 Решение от 16 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16.04.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – <…..>, представителей Областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Иркутская областная клиническая психиатрическая больница №1» (далее – заказчик) – <…..>,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Энзовин Нутришн» (далее – ООО «Энзовин Нутришн», заявитель); 

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку смеси белковой композитной сухой, извещение № 0134200000121001204 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 08 апреля 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

По мнению заявителя, заказчиком в нарушение положений Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ в Техническом задании установлены избыточные требования к смеси сухой белковой композитной (смесь белковая композитная сухая должна содержать кальций не менее 1,85г на 100г), что влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 31 марта 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134200000121001204, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку смеси белковой композитной сухой (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 353 340 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

Пунктом 1.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от19 ноября 2014 года № 727/14, предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрение жалобы заявителя производится в порядке, установленном главой 6 Федерального закона № 44-ФЗ, а также названным административным регламентом, и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом «О защите конкуренции» в связи с чем доводы заявителя о нарушении положений Федерального закона № 135-ФЗ Комиссией не рассматривались.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании объекта закупки доложен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

На основании части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности. Законодательство в сфере закупок на сегодняшний день допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа.

Законодательством не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товарам, работам, услугам являющихся значимыми для заказчика, а также не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.

Так, заказчик сформировал часть III документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» в соответствии со своими потребностями и в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что не является нарушением требований Федерального закона № 44-ФЗ.

Также Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, информации, работам, услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Федерального закона № 44-ФЗ.

При этом, ссылка заявителя на то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер несостоятельна, в связи с тем, что данные требования исключены из положений статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление № 145).

Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» – «г» и «е» – «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

В техническом задании заказчиком для описания объекта закупки использованы показатели характеристик в соответствии с КТРУ 10.86.10.910-00000002. При этом, дополнительные характеристики к области применения, безопасности, качеству, энергетической ценности, составу, остаточному сроку годности и фасовке установлены исходя из потребности заказчика и с учетом специфики и особенностей деятельности заказчика.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» предусмотрено использование в лечебном питании двух специализированных продуктов диетического лечебного питания: смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов (% от физиологической нормы - 50 - 100). Также из приказа следует, что из специализированных пищевых продуктов диетического леченого питания в рационы лечебного питания предусмотрено поступление от 50 до 100% от физиологической нормы минералов, в том числе кальция. Уточненная физиологическая потребность в кальции для взрослых установлена в Методических указаниях МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утвержденных 18.12.2008 г. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и составляет 1000 мг/сутки (1 г/сутки).

В качестве национального стандарта приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2016 г. № 1299-ст с 01.01.2018 г. введен в действие ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия». Из таблицы ВЗ Приложения В (обязательного) ГОСТ 33933-2016 следует допустимость содержания в 20 смеси белковой композитной сухой кальция в количестве от 150,00 до 500,0 мг включ., что при пересчете на 100 г. такой смести составит от 750,00 мг до 2500 мг. включ.

Учитывая Методические указания МР 2.3.1.2432-08, приказ Минздрава России от 21.06.2013 № 395н, а также применяемую заказчиком стандартную диету лечебного питания, использование в лечебном питании смеси белковой композитной сухой с содержанием в 100 г сухой смеси не менее 1,85 г кальция удовлетворяет физиологическую потребность в этом минеральном веществе.

Указанное количество кальция определено расчетным путем, исходя из следующего: согласно приказу Минздрава России от 21.06.2013 № 395н количество смеси белковой композитной сухой на одного человека в сутки в стандартной диете (ОВД) - 27 г, на эти 27 г смеси белковой композитной сухой должно приходиться не менее 50% физиологической нормы кальция, то есть не менее 0,5 г кальция, в пересчете на 100 г. смеси белковой композитной сухой содержание кальция составит не менее 1,85 г. (0,5x100/27).

Содержание в 100 г смеси белковой композитной сухой 1,85 г кальция соответствует ГОСТ 33933-2016, так как находится в пределах, установленных в таблице В3.

Кроме того, как следует из пояснений заказчика, необходимость наличия кальция в питании пациентов также обусловлено следующим.

Современные исследования свидетельствуют о распространенности остеопении и остеопороза, а также остеопоретических переломов костей у пациентов, страдающих психическими расстройствами, превышающей показатели в общей популяции. Повешение распространенности данной патологии среди лиц, страдающих психическими заболеваниями, обусловлено эндокринными и иммунными нарушениями, ассоциированными с аффективными расстройствами (биполярное аффективное расстройство, депрессия). У женщин с шизофренией, а также у мужчин с аффективным психозом наблюдаются достоверно более низкие показатели плотности кости по результатам УЗИ в сравнении с общепопуляционной группой контроля.

Кроме того, длительный прием психотропных препаратов ассоциирован с высоким риском развития эндокринных нарушений, например, синдром нейролептической гиперпролактинемии. Патогенетические аспекты развития остеопороза на фоне приема психотропных препаратов обусловлены непосредственным блокированием рецепторов дофамина 2 типа (D2) на лактотропных клетках передней доли гипофиза, освобождая эти клетки от ингибирования их дофамином, что приводит к повышению секреции пролактина.

Таким образом, пациентам рекомендуется достаточное потребление кальция с продуктами питания (лицам старше 16 лет и до 50 лет суточная норма потребления кальция составляет 1000 мг) или прием препаратов кальция при его недостаточном содержании в пищевом рационе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в Техническом задании установлены дополнительные требования к требуемым к поставке товарам в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ и Постановления № 145 и свидетельствуют о необоснованности доводов жалобы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энзовин Нутришн» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны