Решение №519 Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием наруше... от 15 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №    519

 

 

« 12  » октября  2015г.                                                                                                       г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения объявлена   « 02»  октября  2015 года.

Полный текст решения изготовлен  « 12  »  октября   2015 года.

 

    Комиссия Иркутского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

     В присутствии  …………………….

                                                             У С Т А Н О В И Л А :

 

     В адрес Иркутского УФАС России  поступило  заявление гр. Д  об отсутствии  электроснабжения с 02.06.2013г. в жилом доме, расположенном  по адресу: <…> и необходимости понудить  ООО «База отдыха»  произвести ремонтные работы  кабельной линии  0,4 кВ, расположенной между  трансформаторной  подстанцией  и близстоящей  опорой  ВЛ-0,4 кВ, необходимые  для восстановления   электроснабжения  жилого дома, что ущемляет  его интересы  в пользовании электрической энергии.

       В целях выявления нарушения антимонопольного законодательства, для установления наличия или отсутствия в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства  Иркутским УФАС России  была запрошена информация у  лиц <…>….по доводам,  изложенным заявителем.

      По результатам  получения  и анализа  антимонопольным органом дополнительных  доказательств, позволяющих сделать  вывод  о наличии  или  об отсутствии  признаков  нарушения антимонопольного  законодательства, руководствуясь Административным  регламентом  Федеральной антимонопольной  службы по исполнению государственной  функции  по возбуждению  и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного  законодательства  РФ, утв. Приказом  ФАС России от 25.05.2012 N 339  и   изучения документов, представленных  вышеуказанными  юридическими лицами,   по данному заявлению установлено следующее.

        Между Д. и  ООО «Русэнергосбыт» заключен  договор  энергоснабжения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу <…>с ООО «Русэнергосбыт» жилого дома,  расположенного по адресу: <…>.

     Жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу имеет надлежащее технологическое  присоединение  к электрическим сетям ОАО «РЖД». Со слов  заявителя  акт разграничения  балансовой принадлежности сторон,   между  сетевой  организацией  и  Д.. по результатам  выполнения  технических условий  от 10.07.09 №2202-03/05-31 и выполнению мероприятий по технологическому присоединению его  энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: с.Смоленщина ( 15 км Култукского тракта)  к электрическим сетям  ОАО «РЖД»  не составлялся.

        Согласно  справке   ООО «Русэнергосбыт»  от 13.01.2015  № 1/09050/00241  задолженность  за электрическую энергию  по договору  № н.  у заявителя по состоянию на 13.01.2015г.  отсутствует. ООО «Русэнергосбыт»  не вводило  режим  ограничения подачи  электрической энергии на объект, расположенный  по адресу:  <…>

     В соответствии с п.5 указанного договора  гарантирующий поставщик  (ООО «Русэнергосбыт») обязуется оказать Потребителю  услуги по передаче электрической энергии  и по оперативно-диспетчерскому управлению самостоятельно (в технологически  изолированной   территориальной   электроэнергетической системе, когда гарантирующий поставщик  является субъектом оперативно-диспетчерского управления) или путем  заключения  соответствующих договоров, а Потребитель обязуется оплатить  указанные услуги по ценам   (тарифам), установленных  органом  исполнительной власти  субъекта Российской Федерации  в области  государственного  регулирования тарифов.

       03.07.2014г. заявителем  было направлено  обращение  в адрес ООО «Русэнергосбыт»  об отсутствии  энергоснабжения его дома, расположенного  по адресу:  и выявлении   повреждения  силового кабеля проходящего  по территории  турбазы «», что было подтверждено актом от 02.10.2013г. обнаружения повреждения  и выполнения ремонтных работ по восстановлению энергоснабжения жилых домов, составленного и подписанного гр. Д., П., С онским В.В., гр. (от энергоснабжающей организации  РЭС-6 ВСЖД).

       В связи с этим  25.07.14г. исх.   № 43/613   ООО «Русэнергосбыт» ( гарантирующий поставщик) в интересах защиты прав и законных интересов потребителя  направило  обращение в адрес  Восточно-Сибирской  дирекции  по энергообеспечению  СП Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД» об оказании  содействия  в предоставлении  доступа ремонтной  бригады  на территорию  базы отдыха «»  для проведения  восстановительных работ  КЛ-0,4 кВ, питающей жилые дома. Также, обществом  было направлено обращение  в адрес ООО «» (исх.  № 43/712  от 21.08.14г.)  о недопустимости  препятствования  проведению восстановительных  ремонтных работ со стороны  ООО «», так как кабельная  линия   0,4 кВ  питающая  жилые дома, расположенные <…> пролегает между трансформаторной  подстанцией  и близстоящей опорой  ВЛ-0,4 по территории базы отдыха «».

      Трансэнерго Восточно-Сибирская  дирекция по энергообеспечению – филиал ОАО «РЖД»  ( исх. 12.08.154г. № 1028/В-Сиб НТЭ ) сообщило   о том, что  распределительное  устройство 0,4 кВ комплектной  трансформаторной подстанции «Т»  ( далее  КТПН-1) от которого подключена   электроустановка  абонента передана на баланс  ООО « «», о чем свидетельствует  Акт № 1284  разграничения  балансовой  принадлежности   распределительных сетей и эксплуатационной  ответственности  сторон за их содержание  от 30.12.2010.г.  и указанный собственник имеет право  осуществлять  допуск персонала  на данный объект   для ремонта.

     В связи  с этим, ООО «Русэнергосбыт» направило ( исх. от 21.08.14  № 43/712) в адрес  ООО «»  обращение  о  согласовании  времени и даты  проведения  ремонтных работ по восстановлению  кабельной линии  0,4 кВ  между  трансформаторной  подстанции и близстоящей опорой ВЛ-0,4 кВ, питающей жилые дома, расположенные по адресу: сообщая о договоренности ( исх. 21.08.1ё4  № 43/712)  в проведении ремонтных работ с руководителем  сетевого участка РЭС-6 ВСЖД.

      ООО «» ( вх.  № 3092  от 23.03.2105г. ) представило информацию, согласно которой  общество не имеет  право собственности  ни на  земельный участок, ни на объекты недвижимости  базы отдыха, ни на электрические сети  всем имуществом, в том числе  объектами  электросетевого хозяйства,   пользуется  на правах аренды в соответствии  с Договором аренды от 30.09.14г., заключенным с «» -…….  ОАО «РЖД».

      Согласно информации предоставленной  «» ( исх.  от 24.04.15г. № 107/4900; вх. Иркутского УФАС России  24.04.2015г.)  жилые дома получают электроснабжение  по выделенным  сетям электросетевого  хозяйства, не принадлежащим  «Д» и  ООО «База  отдыха «».

      Одновременно ОАО «РЖД»  ( вх. № 4867 от 30.04.15г.) были  представлены сведения  о принадлежности  объектов  электросетевого хозяйства:  КТПН-1, РУ -0,4 кВ , расположенных  Иркутской  дистанции  электроснабжения - структурное  подразделение Восточно-Сибирской  дистанции  электроснабжения - структурное подразделение  Центральной  дирекции –филиала ОАО «РЖД»  ( далее –Иркутская дистанция электроснабжения) .       

           В соответствии с п. 13  Правил  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утв.  Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 N 861  ( далее – Правил № 861) заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация - до границ участка заявителя.

     ОАО «РЖД» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

     ОАО «РЖД» как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. №147-ФЗ определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

     Обязательство по совершению действий, указанных в ст.3 ФЗ «Об электроэнергетике», возникает у сетевой организации в силу ст.26 этого закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

    Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

    Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются неразрывной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

    В силу части 2 статьи 1  Закона N135-ФЗ «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

     Таким образом, препятствование  ОАО «РЖД» по восстановлению  поврежденного кабеля  КЛ-0,4 между трансформаторной подстанцией  и близстоящей опорой  ВЛ-0,4 кв, питающие  жилые дома : с.Смоленщина, 15 км Култукского тракта, а также неправомерное  препятствование перетоку  электрической энергии в отношении  жилого дома Д., расположенного : с.Смоленщина, 15 км Култукского тракта, свидетельствуют о наличии признаков нарушения   ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

     В силу части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

     Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

    В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

     В соответствии с ч.1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых  являются или могут являться  допущение, ограничение, устранение конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц.

      Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике".

    Согласно ГОСТ 24291-90, утвержденному Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27 декабря 1990г. N3403, "электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии". В соответствии с настоящим ГОСТом под электрической подстанцией понимается "электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств". Под линией электропередачи ГОСТ понимает "электроустановку, состоящую из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенную для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором".

    Установленное законом определение услуг по передаче электрической энергии не содержит указания на передачу электроэнергии лишь по линиям электропередач, выходящим за пределы электростанции или подстанции и предназначенным для передачи электрической энергии на расстояние.

    Напротив, определение носит более широкий характер и включает в себя передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, к которым относятся не только линии электропередач, но и иные устройства, не исключая технические устройства объектов электросетевого хозяйства какого-либо определенного населенного пункта.

    Товарный рынок по передаче электрической энергии является единым и не делится на категории покупателей, мощность и т.д.

    Определение границы рынка, как места расположения энергопринимающих устройств конкретного потребителя (на чем настаивает общество в своих доводах), с учетом особенностей и специфики деятельности по передаче электрической энергии, не отвечает понятию «товарного рынка», приведенному в пункте 4 статьи 4 Закона №135-ФЗ: технические устройства электрических сетей, обеспечивающие передачу электрической энергии, не ограничиваются только энергопринимающим устройством конкретного потребителя, а включают в себя весь комплекс технологически связанных устройств электросетевого хозяйства.

    В данной ситуации Управление приняло во внимание общее расположение технологической структуры электрических сетей и возможность конкретного приобретателя по доступу к этой инфраструктуре, в связи с чем правомерно определило географические границы товарного рынка – как границы действия филиала ВСЖД, в регионе которого расположены энергоустановки потребителей.

Указанные  обстоятельства также подтверждаются Приказом Службы по тарифам Иркутской области « Об установлении  долгосрочных параметров  регулирования  для территориальных сетевых  организаций на территории  Иркутской области, которые применяются  в отношении ОАО «РЖД»,   Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26.12.2014 N 764-спр  "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций на территории Иркутской области" ,  Приказом  от 26 декабря 2014 г. N 763-спр  «Об установлении индивидуальных тарифов  на услуги  по передаче электрической энергии  на 2015год; Приказом  Службы по тарифам Иркутской области от 19.03.2014 N 70-спр установлена (ред. от 25.07.2014) «Об установлении платы за технологическое присоединение заявителей с присоединяемой мощностью, не превышающей 15 кВт включительно".

     В соответствии с указанными приказами установлен тарифы для ВСЖД-филиала ОАО «РЖД» установлены на всей территории Иркутской области.

     В соответствии с пунктом 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220 (зарегистрировано в Минюсте России от 02.08.2010 N 18026), определение географических границ товарного рынка основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами. В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям). В свою очередь Методикой предусмотрено, что определение географических границ товарного рынка осуществляется с учетом особенностей и специфики нарушений и действий ответчика, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства; географические границы рынка определяются исходя из трех критериев: административно-территориального, организационного и технологического. При использовании того или иного критерия должна учитываться техническая возможность расчета и верификации выручки хозяйствующего субъекта в рамках определенных географических границ (пункт 5).

    Деятельность предприятия как сетевой организации предполагает (при решении последовательно возникающих вопросов о технологическом присоединении ряда потребителей) использование не только своего ближайшего к точке присоединения объекта электросетевого хозяйства (с определенным лимитом нагрузки), а комплекса подобных (взаимосвязанных) объектов, расположенных в границах, соотносимых с затратами по технологическому присоединению. Именно такой подход позволяет оперативно, эффективно и без опасных последствий удовлетворить потребности в электроснабжении всех потребителей, связанных соответствующими электросетями, гарантировать равномерное распределение нагрузки на сети, исключить вероятность технологических инцидентов.

      Таким  образом,  действия  (бездействии) ОАО «РЖД», доминирующего положения  ОАО «РЖД»   на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии (в том числе по технологическому присоединению), в географических границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и (или) объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», расположенных на территориях муниципальных образований, входящих в состав Иркутской области,  содержали признаки  нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившихся в  необоснованном препятствовании    по восстановлению  поврежденного кабеля  КЛ-0,4 между трансформаторной подстанцией  и близстоящей опорой  ВЛ-0,4 кв, питающие  жилые дома: с.Смоленщина, Култукский тракт, неправомерном  препятствовании перетоку  электрической энергии в отношении  указанных жилых домов,  непредусмотренных и противоречащих п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,  п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», могут привести к ущемлению интересов заявителя,  результатом которых являются или могут являться ущемление прав и законных интересов гр-на  . , Д.  в пользовании электрической энергии в личных (бытовых) целях  и нарушают часть 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

     В силу части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

    Как указано в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N30), арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

    Также,  надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

    Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

    Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

    В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

    Сфера применения Закона N135-ФЗ ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением же антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного для охраняемых законом общественных отношений, с учетом определенной периодичности (систематики) или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов. Вместе с тем общественно опасной признается и сама возможность наступления соответствующего результата.

     На основании изложенного, в действиях (бездействия) ОАО «РЖД», занимающего доминирующее положение  на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии (в том числе по технологическому присоединению), в географических границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и (или) объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», расположенных на территориях муниципальных образований, входящих в состав Иркутской области, усматриваются признаки нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции», в части необоснованного  препятствования  ОАО «РЖД» по восстановлению  поврежденного кабеля  КЛ-0,4 между трансформаторной подстанцией  и близстоящей опорой  ВЛ-0,4 кВ, питающего жилые дома: с., неправомерном  препятствовании перетоку  электрической энергии в отношении  указанных жилых домов,  непредусмотренных и противоречащих п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,  п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,  результатом которых являются или могут являться ущемление прав и законных интересов гр-на в пользовании электрической энергии в личных (бытовых) целях   и нарушают часть 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

    В связи с этим, Приказом № 171  от 26.05.2015г.  было возбуждено дело   по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708603737; 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) (далее – ОАО «РЖД») ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном  препятствовании   перетоку электрической  энергии  в отношении   жилых домов, расположенных  от базы отдыха «», непредусмотренных и  противоречащих п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,  п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,  результатом которых являются или могут являться ущемление прав и законных интересов гр-на Д…в пользовании электрической энергии в личных (бытовых) целях.

   Определением  № 836  от 26.05.15г.  дело № 171  назначено  к рассмотрению  на 26.06.2015г.  В связи  с необходимостью  получения  Иркутским  УФАС  России   дополнительной  информации  и анализа дополнительных доказательств, позволяющих  сделать вывод  об отсутствии  в действиях ( бездействии) ОАО «РЖД»  нарушения антимонопольного законодательства  рассмотрение дела  было отложено , о чем имеются   соответствующие  определения  № 1092 от 26.06.2015г., № 1220  от 0.07.15г.,  №1426 от 20.08.2015г. Определением № 1428  от 20.08.15г. срок рассмотрения  дела № 171  был продлен.

      Определением  №  1427 от 20.08.2015г.  в качестве  ответчика  по делу  было привлечено ООО «»   ( 664013, г.Иркутск.  ул. Академика Образцова, д. 20  ИНН  3810043086), занимающего доминирующее положение на рынке перетока электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности и  эксплуатационной ответственности электрических сетей и (или) объектов электросетевого хозяйства  ОАО «РЖД», расположенных на территории  ООО «База отдыха» и  необоснованно препятствующее по восстановлению  поврежденного кабеля  КЛ-0,4 между трансформаторной подстанцией  и близстоящей опорой  ВЛ-0,4 кВ, питающего жилые дома: с. в отношении  жилого дома гр. Д ,  непредусмотренных и противоречащих п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,  п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,  результатом которых являются или могут являться ущемление прав и законных интересов гр-на в пользовании электрической энергии в личных (бытовых) целях , что нарушает часть 1 ст.10 Закона о защите конкуренции  и  может повлечь негативные последствия  для заявителя, путем  ущемления ее прав  и законных интересов.

     21.09.2015г. в ходе рассмотрения  дела  представителем ОАО «РЖД»  было заявлено ходатайство  об объединении  в одно производство  дел по заявлению гр.Д.   и гр. Б

     Дело № 340 от 21.09.2015г. по заявлению  Б. ( вх. 6181 от 03.06.15г.) об отсутствии  электроснабжения с 02.06.2013г.   в жилом доме, расположенном  по адресу: возбуждено  Иркутским УФАС России   по тем же доводам  и  тем же основаниям  в отношении ОАО «РЖД»  и ООО «База отдыха .

     Определением  № 1586 от  21.09.15г.  ходатайство ОАО «РЖД» от 21.09.2015г.  было удовлетворено, в связи с чем,     дела  № 171 от 26.05.15 и  № 340 от 04.09.15г. были   объединены в одно производство. Рассмотрение  дела № 359 назначено к рассмотрению  на 02.10.2015г.

     В ходе рассмотрения   дела №  359 представитель ОАО «РЖД»  ( вх. №11018  от 30.09.15г.)  пояснил, что общество не  препятствовало  восстановлению поврежденного кабеля. Препятствования  к допуску ремонтной бригады  были допущены руководством   ООО «». Данное  обстоятельство  подтверждается  в письме  ООО «Русэнергосбыт»  в адрес  руководителя  ООО «база отдыха»  от 21.08.14 №  43/712, актом от 14.07.15г.  обнаружения  повреждения  и выполнения ремонтных работ  по восстановлению  энергоснабжения   жилых домов Д. и Б.. ,  заявление  Д. от  02.07.15г.

    Комиссии был предоставлен   акт № 1149 от 24.06.20110г.  разграничения  балансовой  принадлежности  распределительных сетей  и эксплуатационной ответственности  сторон  за их содержание подписанный   между  энергоснабжающей  организацией  и потребителем  электрической энергии. Границей ответственности  считать:  контакты подключения  наконечников  кабельной линии  0, 23 кВ  Ф – «Жилые дома»  в РУ-0,4 кВ  КТП  «Т». За состояние  кабельных наконечников  и КЛ -0, 23 кВ  несет ответственность  персонал Потребителя.

       Представитель ОАО «РЖД»  пояснил, что поврежденный кабель принадлежит  Д., проходит по территории,  которую занимает база отдыха «». Осмотр  повреждений  и ремонт кабеля  был возможен  по письменному заявлению  физических лиц,  однако заявлений  в адрес ОАО «РЖД» от заявителей не поступало. Кроме того, повреждения  кабеля  устранены  сетевой организацией  добровольно  без обращения  физических лиц и бесплатно. По мнению представителя ОАО «РЖД»  нарушения  ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»  в действиях  сетевой организации  отсутствуют.

    Представителем  ООО Русэнергосбыт» ( вх. 7365  от 02.07.15)  были даны  пояснения,   согласно которым  ООО «База отдыха»,   как непосредственный  владелец  объектов  электросетевого хозяйства, через которые получают энергоснабжение   жилые дома заявителей   несет обязанность обеспечения  перетока  электрической энергии. Согласно  акту разграничения  балансовой принадлежности  распределительных  сетей  и эксплуатационной  ответственности  от 30.12.2010 № 1284  составленному  между ОАО «РЖД»  и ООО «База отдыха «», электроснабжение  жилых домов, расположенных  по адресу Иркутский район, с. выполнено  от объектов  электросетевого  хозяйства ООО «База отдыха «распределительное устройство  0,4 кВ  к которому   и имеется  непосредственное  присоединение  дома гр. Д., Б.  находится  на балансе  ООО «База отдыха .Считает,  что  ООО «База отдыха » как непосредственный  владелец объектов электросетевого  хозяйства, несет  обязанность  обеспечения перетока электрической энергии в отношении  жилых домов заявителей, в связи с этим,  действия ООО «База отдыха»  , по его мнению,  по препятствованию перетока  электрической энергии нарушают  п.6 Правил  недискриминационного  доступа к услугам  по передаче электрической  энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. 

     «Дл» представил информацию ( вх  7366 от 02.07.15г.) согласно которой  земельный  участок, на котором  расположен  имущественный комплекс Базы отдыха  «предоставлен  » в соответствии с Договором  субаренды  частей  земельного  участка  № ЦРИ/4/СА/8434/10/000595 от 02.08.2010.       Энергоснабжение  ООО « База отдыха» осуществляется  в соответствии с договором  № 48/290  купли – продажи  электрической энергии  от 18.11.2011г. заключенным  между ООО «База отдыха»  и ООО «Русэнергосбыт» .

      Электрохозяйство базы отдыха «  подключено к точкам подключения  вводного  руб 0,4 кВ  шинам трансформатора КТП-1 Турбаза и КТП-2 Турбаза.  Трансформатор  КТП-1  Турбаза и КТП-2  Турбаза  принадлежит   Иркутской дистанции  электроснабжения   Восточно-Сибирской  Дирекции  инфраструктуры  Центральной  дирекции  инфраструктуры – филиала  ОАО «РЖД». Акт  № 1284 от 30.12.2010г. разграничения  балансовой принадлежности  распределительных сетей  и  эксплутационной  ответственности сторон  за их содержание  подписан между  ЭЧ-5 ВСЖД   и ООО «База отдыха». Аварий  на объекте электросетевого хозяйства  ООО «База отдыха» не происходило. Жилые дома  подключены   по выделенным сетям  электросетевого хозяйства, не  принадлежащим  Дорпрофжел и ООО «База отдыха «Железнодорожник».  В связи  с этим считает доводы заявителей и ООО «Русэнергосбыт» в части  наличия нарушения  п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 не обоснованными.

      Представитель  ООО «База отдыха» пояснил, что не препятствует  выполнению договора  энергоснабжения заключенного между   ООО «Русэнергосбыт» с Д.., Б.  Право собственности  ни на земельный  участок, ни на объекты недвижимости, ни на электрические сети не  имеет. Имущественным комплексом   ООО «База отдыха»пользуется на правах аренды в соответствии  с   договором    аренды  от 30.09.14г. заключенным  между обществом  и «Д» сроком на 11 месяцев. Сведениями  об авариях  на  электрических сетях питающих дома, расположенные  по адресу: Шелеховский район,  15 км Култукского тракта не располагает. Аварий  на  объекте электросетевого хозяйства  ООО «База отдыха» не происходило.  Заявлений, обращений   от гр.., в адрес  общества не поступало.

      Представитель заявителей  пояснил, что технологическое присоединение  энергопринимающих устройств осуществлялось  в  соответствии с техническими условиями  № 2202-03/05-31  от 10.07.09   выданными  сетевой организацией -  ОАО «РЖД»  одни  на троих соседствующих собственников домов.   Представленный ОАО «РЖД» Акт    № 1149 от 24.06.2010г.  разграничения  балансовой принадлежности  распределительных  сетей и эксплуатационной  ответственности    сторон  за их содержание  подписан  между Д.  .                           ( собственноручно)  и  Иркутской дистанцией  электроснабжения – структурное подразделение  Центральной дирекции  инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД». Поврежденный кабель проходит по территории  ООО «База отдыха »  и принадлежит Д..

     14.07.15г.   Д  и  сетевой организацией  были  выполнены  работы  по  определению  прохождения  кабельной трассы 0,4 кВ  по территории  ООО «База отдыха»  и определено  место повреждения  кабельной линии 0,4 кВ  питающей потребителя Д.., о чем составлен акт  от 14.07.15, подписанный между  Д. и Иркутской дистанцией  электроснабжения – структурного подразделения  Восточно-Сибирской  дирекции  инфраструктуры  - филиала ОАО «РЖД».

      Энергоснабжение жилых домов, расположенных   по адресу: с. было восстановлено 14.07.15г. сетевой  организацией  Иркутской дистанцией  электроснабжения – структурного подразделения  Восточно-Сибирской  дирекции  инфраструктуры  - филиала ОАО «РЖД». Представитель  считает действия  ООО «База отдыха»,  выразившиеся в отказе  по ремонту  поврежденного  кабеля проходящего по территории  базы  отдыха и запрете осуществить  ремонт  самостоятельно   Д.,    нарушающими законные права и интересы гр.Д., Б.      

      Заслушав  доводы сторон  и рассмотрев  представленные  сторонами  документы               ( информацию),  Комиссия  установила, что   поставка электрической энергии  в жилые дома Д.Б.  осуществляется  по договорам  энергоснабжения  № 5818 , 5819   ( дата  не указана, акт  приемки прибора учета электроэнергии от  29.08.2010г.)  через  РУ-0,4 кВ КТПН-1, принадлежащей  Иркутской дистанции  электроснабжения  - структурного  подразделения  Восточно-Сибирской  дирекции инфраструктуры  - структурного  подразделения  Центральной  дирекции  инфраструктуры  -филиала ОАО «РЖД», контакты  подключения  наконечников  кабельной  линии  0, 23 кВ Ф «Жилые дома»  в РУ-0,4 кВ  КТП «Т» . Границей ответственности  согласно  акта  № 1149 от  24.06.10г.   разграничения  балансовой  принадлежности  распределительных  сетей  и эксплуатационной  ответственности  сторон  за их содержание  считаются   контакты подключения  наконечников  кабельной  линии  0, 23  кВ Ф «Жилые дома»  в РУ -0,4 кВ КТП «Т».  Иркутская  Дистанция  электроснабжения несет  ответственность  за состояние  контактных  присоединений,  за состояние  кабельных наконечников  и кабельной линии КЛ-0,23 кВ  ответственность  несет  Д. . Акт  разграничения  балансовой принадлежности распределительных  сетей   и эксплуатационной  ответственности  сторон   за их содержание   № 1149  от 24.06.2010г.     подписан  сторонами  без замечаний  и разногласий.  Таким образом,  при заключении  договора  технологического  присоединения  гр. Д.. в действиях сетевой организации  отсутствовали   признаки нарушения п.3. ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части  навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

    Одновременно,  Д  по ее обращению  в адрес  сетевой организации  в связи  с утерей акта   разграничения  эксплуатационной  ответственности сторон, ей был выдан  документ  ( акт   разграничения  эксплуатационной  ответственности сторон от 26.02.2015г.)   Иркутской дистанцией электроснабжения – филиал ОАО «РЖД.   Границы ответственности сторон в акте  от 26.02.2015г.  совпадают  с границами балансовой  принадлежности  распределительных сетей  и эксплуатационной  ответственности  за их содержание  от 24.06.2010г., подписанного между Д. и  сетевой организацией.  Ответственность  за состояние кабельной линии, включая наконечники ответственность несет заявитель,  за состояние  контактов  подключения  кабельной линии  несет сетевая организация. Кабельная  линия  КЛ-0, 23  кВ  принадлежит  Д.  и  пролегает  от  контактов  подключения  в РУ -0,4  КТП «Турбаза» до  жилого дома  Д   по  территории  ООО  « База отдыха».

       Комиссия исследовала договор  аренды от 30.09.2014г.,  заключенный между ООО «База отдыха «и   Д- филиал ОАО «РЖД» и установила, что ООО «База отдыха» вправе распоряжаться  имущественным  комплексом  базы  отдыха  «Железнодорожник» на правах аренды   для  размещения и организации  отдыха железнодорожников  и членов  их семей, а также для  ведения хозяйственной  деятельности.

      Также,  Комиссия установила, что  «Дл»  и  ОАО  «РЖД»  заключили  договор   № ЦРИ /4 /СА/8434/10/000595 от 02.08.10г.  субаренды земельных участков   в соответствии с п. 1.1. которого субарендатор - «Дл» принимает  и использует  на праве  субаренды части  земельного участка  полосы отвода  железной дороги из земель  промышленности, энергетики,  транспорта, связи , радиовещания , телевидения, информатики,  земель  для обеспечения космической деятельности , земель обороны, безопасности  и земель специального назначения   с кадастровым номером  : 38: 06:0 : 0047, расположенный  по адресу Иркутская область, Иркутский район, 1-2 главного пути  с 5195-5202 км  направления  Тайшет-Чита, уч.1  для  полосы  отвода железной дороги, площадью  592670,00 кв.м    Общая  площадь  передаваемых  в субаренду  частей земельного участка  составляет  37512, 00 кв.м, в том числе :  часть №1 – часть земельного  участка, необходимая  для организации туристической  деятельности  базы и отдыха железнодорожников, площадью  -27338, 18 кв.м;  часть № 2 – часть  земельного участка, необходимая  для организации  деятельности  туристической базы и  отдыха железнодорожников, площадью  9 489, 00 кв.м.;  часть №3 – часть земельного  участка, занятая  объектом недвижимости  субарендатора  площадью  53. 48 кв.м.; часть  №4 – часть  земельного  участка, занятая  объектом недвижимости  субарендатора  площадью 53, 48 кв.м.; часть №5 - часть  земельного  участка, занятая  объектом недвижимости  субарендатора  площадью 359, 82 кв.м.; часть №6 - часть  земельного  участка, занятая  объектом недвижимости  субарендатора  площадью 55, 90 кв.м.;  часть № 7 - часть  земельного  участка, занятая  объектом недвижимости  субарендатора  площадью 95. 39 кв.м.; часть №8 - часть  земельного  участка, занятая  объектом недвижимости  субарендатора  площадью 66, 72 кв.м.  Местоположение  передаваемых  в субаренду  частей земельного участка: Иркутская область, Иркутский район,  15 км  Култукского тракта  остановочный пункт Турбаза. К дополнительному соглашению приложена  ситуационная  схема   границ  частей земельного  участка  полосы  отвода, переданных в субаренду.

       Исследовав ситуационную схему  к договору  субаренды земельных участков № ЦРИ /4 /СА/8434/10/000595 от 02.08.10г.  Комиссия установила, что  кабельная  линия Донского В.В.,    от  КТПН принадлежащей  Иркутской дистанции  электроснабжения –филиала ОАО «РЖД»    пролегает по части №1 участка  переданного «Дл» по договору аренды  от 30.09.14г.  ООО «База отдыха «» для организации туристической  деятельности  базы и отдыха железнодорожников. Энергопринимающие устройства заявителей не присоединены опосредованно  к  объектам  электросетевого хозяйства  ООО «База отдыха» и энергоснабжение домов  не осуществляется  через   объекты  электросетевого хозяйства ООО «База отдыха».

     Таким образом, не может быть принят обоснованным довод  о препятствовании  перетока  электрической энергии ООО «База отдыха» в отношении  жилых домов, расположенных по адресу: <…>.

      Силовой кабель,  проходящий по территории ООО «База отдыха «принадлежит Д.В.В.  Ответственность   за состояние кабельной  линии, начиная с   наконечников  кабельной линии  КЛ-0, 23  кВ  Ф. «Жилые дома»  в  РУ-0,4 кВ КТП «Турбаза» несет Д.   в соответствии с актом  № 1149 от 24.06.2010г.,  подписанным  между  сетевой организацией  и потребителем  без замечаний  и разногласий.

     В соответствии со ст. 210 ГК РФ  собственник  несет  бремя  содержания принадлежащего ему имущества.

      Таким  образом,  обязанность  по восстановлению повреждений  кабельной  линии лежит на Д.В.  и  довод  об обязании  понуждения   ООО «База отдыха» выполнить  ремонтные работы по восстановлению повреждений  кабельной линии, принадлежащей ему  является  не законным.

      Комиссии Иркутского УФАС России не были  представлены доказательства необоснованного   препятствования   со перетоку электрической  энергии  в отношении   жилых домов, расположенных  по адресу: Иркутский район, с. непредусмотренных и  противоречащих п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,  п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,  со стороны ОАО «РЖД»,  результатом которых являются или могут являться ущемление прав и законных интересов гр.  пользовании электрической энергии в личных (бытовых) целях.  Осмотр  повреждений  и ремонт кабельной линии  был возможен  по письменному заявлению  физических лиц,  однако заявлений  в адрес ОАО «РЖД» от заявителей не поступало. Кроме того, Комиссии предоставлен  акт от 14.07.2015г. об устранении  повреждения  кабельной линии сетевой организацией, подписанный со стороны сетевой организации и Д. (представитель по доверенности).  

      На основании  изложенного Комиссия считает, что   в действиях ОАО «РЖД», ООО «База отдыха» отсутствует  нарушение ч.1 ст. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции».

      Руководствуясь ст. 23, 41, п.2. ч.1 ст. 48, ч.11 ст. 51.2  ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

 

 1. Прекратить  рассмотрение дела  в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного   законодательства  в рассматриваемых  комиссией  действиях  ОАО «РЖД», ООО «База отдыха».

2.     Копию решения    направить лицам,  участвующим  в деле.

 

       Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны