Решение №532 Признать ОГУЭП «Облкоммунэнерго» нарушившим часть 1 статьи 1... от 30 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №532

 

  «22» октября 2015г.                                                                                                         г.Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 13.10.2015г.

В полном объеме решение изготовлено 22.10.2015г.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия)

рассмотрев дело №158 от 19.05.2015г. по признакам нарушения ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (ОГРН 1023801542412; ИНН 3800000252; 664075 г.Иркутск, ул.Ширямова,54) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в  нарушении пункта 16 Правил технологического присоединения в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., что может иметь своим результатом ущемление интересов ИП Б.,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступило заявление ИП Б. на действия ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по нарушению сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., максимальной мощностью 150 кВт.

         Иркутским УФАС России по данному заявлению установлено следующее.

         1. На основании заявки ИП Б. на технологическое присоединение №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 24.12.2012г. между ИП Б. и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» заключен договор об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., выданы технические условия №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г. по энергопринимающему устройству по адресу: р.п.Листвянка, ул.Гудина,6А, с максимальной мощностью присоединяемого энергопринимающего устройства 150 кВт.

В соответствии с пунктом 5 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год, т.е. до 28.02.2014г.

Согласно пункту 10 договора, размер платы за технологическое присоединение составляет 950 313 рублей.

ИП Б. оплачено 59 472 рубля (платежное поручение №632 от 13.03.2013г.) в счет платы за технологическое присоединение по заключенному договору №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г.

В соответствии с пунктом 8 Технических условий №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., основной источник энергоснабжения – ПС «Листвянка», яч.18, опора №96.

Указанный договор действует в редакции Дополнительного соглашения №1 от 20.11.2013г., в соответствии с которым сетевая организация спустя 8 месяцев с момента заключения договора с ИП Б. изменило основной источник энергоснабжения на «…ПС «Листвянка», ячейка «новая»…». ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не указало, в связи с чем произошло изменение основного источника энергоснабжения.

Договор о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства является публичным, и сетевая организация не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению, и в заключении указанного договора.

На основании п.16 Правил технологического присоединения, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон

        С учетом срока, установленного пунктом 16 Правил, обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, принятые договором №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г. подлежат выполнению не позднее 28.02.2014г.(1 год).     

В соответствии с выданными ИП Б. техническими условиями сетевая организация обязана выполнить следующие мероприятия:

- п.10.1: мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные для сетевой организации п.18 Правил технологического присоединения;

- п.10.2: проектные работы на реконструкцию ТП, строительство ВЛ-0,4 кВ;

- п.10.3: реконструкцию КТП «Гудина-1»: замена КТП-250/10/0,4кВ ТМ-250 кВА на КТП-630/10/0,4кВ с ТМ 630 кВА согласно проекту;

- п.10.4: строительство ВЛ 0,4кВ от реконструируемой ТП «Гудина-1» до границы участка заявителя, ориентировочная длина 150 м, точную длину линии, марку и сечение провода определить проектом;

- п.10.5: получить отбор мощности в вышестоящей организации;

- п.10.6: после окончания строительных и монтажных работ электроустановку предъявить инспектору Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор) для освидетельствования и получения разрешения на ее эксплуатацию.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не представлено в Иркутское УФАС России никаких документов (сведений, информации), которые бы свидетельствовали о выполнении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» свой части технических условий, а именно: пунктов 10.1, 10.2, 10.3, 10.4 Технических условий.

По информации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (исх.№ИК/041-445 от 02.03.2015г.), ИП Борисова А.М. обратилась в сетевую организацию с уведомлением вх.№560 от 24.07.2013г. о выполнении своей части технических условий, т.е. в пределах срока, установленного договором.

Согласно Акту осмотра электроустановки от 24.09.2013г. ТУ заявителем выполнены, со стороны ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не выполнены. Указанный Акт подписан сторонами.

Далее, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» составлен Акт осмотра электроустановки от 26.02.2014г., в котором указано что заявитель ИП Борисова А.М. не выполнила пункты 11.1, 11.4, 11.5 ТУ, а также «…электроустановка выполнена в нарушение пунктов 11.2,11.3 ТУ…». Со стороны заявителя данный акт не подписан.

При этом, в письменных пояснениях ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (исх.№ИК/041-445 от 02.03.2015г.) отсутствует информация о мероприятиях, которые сетевая организация выполнила в рамках выданных ИП Б. технических условий до границы земельного участка заявителя.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обратилось в вышестоящую сетевую организацию ОАО «Иркутская Электросетевая компания» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств:

- ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., максимальной мощностью 150 кВт;

- жилого комплекса ООО «Байкал Девелопмент» по адресу: р.п. Листвянка, ул.Горная,21, с запрашиваемой максимальной мощностью 650 кВт.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (исх.№ИК/041-445 от 02.03.2015г.) представлены письменные пояснения, в которых указано, что заявки ИП Б. и ООО «Байкал Девелопмент» поступили в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» одновременно.

Однако, заявка ООО «Байкал Девелопмент» подана в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» 21.01.2013г. (№ИЭС-13/ЮЛ-43), т.е. спустя 1 месяц с даты подачи заявки ИП Б.

На основании указанных заявок ОГУЭП «Облкоммунэнерго» подало в вышестоящую сетевую организацию ОАО «Иркутская Электросетевая компания» объединенную (комплексную) заявку (вх.№1335 от 06.02.2013г.) (спустя 1 месяц 12 дней с даты подачи заявки в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ИП Б.).

В заявке ОГУЭП «Облкоммунэнерго» указано наименование энергопринимающего устройства – «…для электроснабжения земельного участка…» ИП Б., максимальная мощность 150 кВт (совместно с заявкой ООО «Байкал Девелопмент» для электроснабжения жилого комплекса).

Пунктом 30.5 Правил технологического присоединения не предусмотрена возможность обращения в вышестоящую сетевую организацию с объединенными (комплексными) заявками на технологическое присоединение по разным объектам разных заявителей, поданных в разные периоды времени.

Также, Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность обращения в вышестоящую сетевую организацию с объединенными (комплексными) заявками на технологическое присоединение по разным объектам разных заявителей, поданных в разные периоды времени.

В пояснениях ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (исх.№ИК/041-445 от 02.03.2015г.) отсутствуют какие-либо ссылки на нормативно-правовые акты, которыми бы была предусмотрена подача в вышестоящую сетевую организацию объединенной (комплексной) заявки на технологическое присоединение, в которой учтена мощность по различным энергопринимающим устройствам разных заявителей, и которые поданы в разное время.

По указанной заявке ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (вх.ОАО «ИЭСК» №1335 от 06.02.2013г.), ОАО «ИЭСК» направлено письмо (исх.№79 от 12.02.2013г.) в адрес ОГУЭП «Облкоммунэнерго» о необходимости предоставления недостающих документов по пп.г) п.10 Правил технологического присоединения, а именно: документа на объект электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ от ПС «Листвянка», ячейка «новая».

В ответ на указанное письмо ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (исх.№ИК/48-568 от 19.02.2013г.) направлено письмо о неправомерности предоставления дополнительной информации по заявке на технологическое присоединение, со ссылкой на то, что заявка подана в вышестоящую сетевую организацию в целях увеличения перетока электрической энергии (мощности). ОАО «ИЭСК» (исх.№091 685 от 22.02.2013г.) сообщило, что поскольку увеличение перетока электрической энергии возможно при наличии точки присоединения к электрическим сетям, - новой точки, которой не существует на момент подачи заявки, увеличение в несуществующей точке присоединения невозможно, в связи с чем необходимо предоставление указанных выше документов в соответствии с требованиями пп.г) п.10 Правил технологического присоединения.

На основании заявки ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (вх.ОАО «ИЭСК» №1335 от 06.02.2013г.), со стороны ОАО «Иркутская Электросетевая компания» в адрес ОГУЭП «Облкоммунэнерго» направлен подписанный со стороны ОАО «Иркутская Электросетевая компания» проект договора №4975/13-ЮЭС об осуществлении технологического присоединения и технические условия.

В договоре №4975/13-ЮЭС указано, что:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 800 кВт;

- технологическое присоединение необходимо для электроснабжения «…земельного участка ИП Борисовой А.М…. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, и жилого комплекса ООО «Байкал Девелопмент»… по адресу: р.п. Листвянка, ул.Горная,21)…»;

- общая стоимость платы за технологическое присоединение с четом одного независимого источника электроснабжения составляет 5 068 336 рублей.

По состоянию на 14.04.2015г. указанный проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия не подписаны со стороны ОГУЭП «Облкоммунэнерго», со ссылкой на получение от заявителя ООО «Байкал Девелопмент» заявления об аннулировании своей заявки на технологическое присоединение жилого комплекса по адресу: р.п. Листвянка, ул.Горького,21.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» представлена копия письма генерального директора ООО «Байкал Девелопмент» в адрес ОГУЭП «Облкоммунэнерго» без номера и даты, в том числе без штампа входящей корреспонденции, об аннулировании заявки от 21.01.2013г. (№ИЭС-13/ЮЛ-43) в связи с ошибочно указанной мощностью. Исходя из указанной копии письма не представляется возможным сделать вывод о дате поступления данного письма в сетевую организацию.  В письменных пояснениях указана дата поступления письма – 27.08.2013г.

На момент подачи ИП Б. заявки в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» действовала редакция Правил технологического присоединения от 03.05.2012г., согласно которой пункт 21 Правил технологического присоединения предусматривал, что в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 10 рабочих дней с даты получения заявки направляет в вышестоящую сетевую организацию информацию о планируемом технологическом присоединении, содержащую указание на максимальную мощность, характер нагрузки, категорию надежности электроснабжения.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» такую информацию не направляло в адрес ОАО «ИЭСК».

Несмотря на то, что 20.11.2013г. между ИП Б. и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» было подписано дополнительное соглашение №1 к договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не стало подписывать полученный проект договора с вышестоящей сетевой организации, и также вновь не обратилось с заявкой на технологическое присоединение только энергопринимающего устройства ИП Б., таким образом бездействовало, что повлекло за собой ущемление интересов ИП Б. в части отсутствия электроснабжения по ее электроустановке.

Кроме того, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не представлено подтверждающих документов, выданных уполномоченным органом – Ростехнадзором, об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающему устройства ИП Б.

Постановлением Правительства №861 от 27.12.2004г. утверждены "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее по тексту – Правила технологического присоединения).

 Правилами технологического присоединения определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 определил Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам в рамках своих полномочий уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии со ст.307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 310 ГКРФ предусматривает недопустимость односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

        Договор является соглашением сторон, в соответствии с которым каждая из сторон обязана выполнить те или иные условия в предусмотренный законом и договором срок.

       В случае если выполнение тех или иных условий договора не зависят друг от друга, а зависит только конечный результат, то невыполнение обязательств договора одной стороной не освобождает другую сторону от выполнения своих обязательств по договору в предусмотренный срок. 

Как предусмотрено ст.329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

        Таким образом, у ОГУЭП «Облкоммунэнерго» имеется реальная возможность защиты своих прав законным способом, в случае неисполнения обязательств заявителем.

        Согласно ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Однако, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ссылаясь в своих пояснениях (исх.№ИК/041-445 от 02.03.2015г.; исх.№ИК/041-852 от 14.04.2015г.) на ст.401 ГК РФ не представило каких-либо документов подтверждающих свою невиновность в бездействии, повлекшим невыполнение в срок своих договорных обязательств.

        Следует отметить, что выполнение мероприятий по технологическому присоединению одной стороной не зависят от степени выполнения мероприятий другой стороной, они  независимыми и могут быть реализованы в отдельности. 

2. ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Министром имущественных отношений Иркутской области 14.03.2011г. В соответствии с Уставом основным видом деятельности ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.

        Приказом от 24.12.2009г. №112-спр Службой по тарифам Иркутской области для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» установлен тариф за технологическое присоединение к электрическим сетям ГУЭП «Облкоммунэнерго» с 01.01.2010г.

        Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012 N249-спр ОГУЭП «Облкоммунэнерго» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии с 1 января 2013 года.

       Таким образом, ОГУЭП «ОКЭ» является сетевой организацией в силу п.2 Правил недискриминационного доступа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Географические границы товарного рынка – это характеристика рыночной среды, которая характеризуется доступностью товаров для конечных потребителей в рамках этой рыночной среды, при этом, конечный потребитель не имеет доступа к товарам, находящимся вне этой рыночной среды. 

Определение географических границ товарного рынка – это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар и не имеют такой возможности за ее приделами.

          Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике".

  Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка, что согласуется с правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.09.2009 №6057/09.

        Установленное законом определение услуг по передаче электрической энергии не содержит указания на передачу электроэнергии лишь по линиям электропередач, выходящим за пределы электростанции или подстанции и предназначенным для передачи электрической энергии на расстояние.

       Напротив, определение носит более широкий характер и включает в себя передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, к которым относятся не только линии электропередач, но и иные устройства, не исключая технические устройства объектов электросетевого хозяйства какого-либо определенного населенного пункта.        

Товарный рынок по передаче электрической энергии является единым и не делится на категории покупателей, мощность и т.д.

Согласно ГОСТ 24291-90, утвержденному Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27 декабря 1990г. N3403, "электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии". В соответствии с настоящим ГОСТом под электрической подстанцией понимается "электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств". Под линией электропередачи ГОСТ понимает "электроустановку, состоящую из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенную для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором".

Под линией электропередачи (ЛЭП) понимается электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы (п.2 ГОСТ 24291-90).     

Электропередача представляет собой совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой (п.5 ГОСТ 24291-90).

Как видно из вышеприведенных определений, энергопередача представляет собой процесс движения электрической энергии в рамках электрических сетей. Указанный процесс включает в себя также технологически необходимое действие по преобразованию электрической энергии, под которым понимается изменение рода тока, напряжения, частоты или числа фаз. (п.20  Государственного стандарта Союза ССР ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения").

При этом производство (генерация) электроэнергии представляет собой отдельный процесс, не связанный с преобразованием энергии.

ГОСТ 19431-84 предусмотрено, что для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла используется отдельный тип энергоустановок – электростанция (п.27).

При этом согласно тому же стандарту линия электропередачи представляет собой электрическую линию, выходящую за пределы электростанции или подстанции и предназначенную для передачи электрической энергии на расстояние. (п.34 ГОСТ 19431-84).

Производство электроэнергии заканчивается внутри электростанции, и там же начинается ее передача, что подтверждается тем, что токопровод, а именно устройство, выполненное виде шин или проводов с изоляторами и поддерживающими конструкциями, предназначено для передачи и распределения электрической энергии в пределах электростанции, подстанции или цеха. (п.64 ГОСТ 24291-90).             

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка, что согласуется с правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.09.2009 №6057/09.

Как следует из п.10 Правил недискриминационного доступа, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил недискриминационного доступа, обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а п.6 Правил недискриминационного доступа – устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (договор является публичным).

Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

       В силу п.3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Таким образом, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. №147-ФЗ определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Обязательство по совершению действий, указанных в ст.3 ФЗ «Об электроэнергетике», возникает у сетевой организации в силу ст.26 этого закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются неразрывной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В силу части 2 статьи 1  Закона N135-ФЗ «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункты 4 и 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии.

ОГУЭП «Облкомунэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, приказом №6-р от 02.07.2001г., на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах Иркутской области в пределах инженерных сетей с долей более 65%.

Согласно п.3.35. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв.Приказом ФАС РФ от 25.05.2012г. №339 (далее - Регламент), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N345.

В п.3.36 Регламента указано, что при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС РФ от 28.04.2010г. №220 (зарег. в Минюсте 02.08.2010г. №18026) (далее - Порядок).

Доминирующее положение ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на товарном рынке установлено на основании Аналитического отчета: на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии (в том числе по технологическому присоединению), в географических границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и (или) объектов электросетевого хозяйства ОГУЭП «Облкоммунэнерго», расположенных на территории муниципального образования п.Листвянка от ПС «Листвянка» до энергопринимающего устройства ИП Б.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Так, п.7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Из анализа данного пункта, можно сделать вывод, что каждая сторона обязана выполнить мероприятия, предусмотренные договором.

Требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом - в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, установлены в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора (подпункт "б" пункта 16 Правил технологического присоединения), который  не может превышать, в данном случае, 6 месяцев.

Таким образом, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» вследствие невыполнения мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный правилами, нарушены требования п.п.«б» п.16 Правил.

В силу части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как указано в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N30), арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Сфера применения Закона N135-ФЗ ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением же антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного для охраняемых законом общественных отношений, с учетом определенной периодичности (систематики) или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов. Вместе с тем общественно опасной признается и сама возможность наступления соответствующего результата.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что ОГУЭП «ОКЭ» совершено действие, свидетельствующее о злоупотреблении  доминирующим положением на рынке.

В соответствии сч.1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых  являются или могут являться  допущение, ограничение, устранение конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц.

Сам факт неисполнения обязательств по заключенным договорам технологического присоединения, в нарушение императивно установленных Правилами срок свидетельствуют о реальной угрозе ущемления интересов заявителя.

На сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целый ряд подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта "б" пункта 25 и подпункта "б" пункта 25.1 Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. Так, согласно пункту 2 статьи 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. Эти мероприятия направлены на обеспечение технической возможности технологического присоединения. В Правилах технологического присоединения имеется перечень возлагаемых на сетевую организацию мероприятий, который соответствует общей норме пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, относящей мероприятия по разработке технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), к обязанностям сетевой организации по договору об осуществлении технологического присоединения. Пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации не охватываются и не регулируются вопросы содержания публичного договора, поэтому нет оснований полагать, что при утверждении оспариваемого в части нормативного правового акта Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, определив содержание публичного договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике и включив в перечень принимаемых на себя сетевой организацией обязательств по реализации мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе перечисленные выше подготовительные мероприятия, обеспечивающие создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя.

Таким образом, действия (бездействие) ОГУЭП «Облкоммунэнерго», как лица, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в том числе по технологическому присоединению), путем необоснованного уклонения от осуществления мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами, которое могло привести к ущемлению интересов заявителя, нарушают часть 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

   На основании изложенного, Приказом Иркутского УФАС России №158 от 19.05.2015г. в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении пункта 16 Правил технологического присоединения в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., что может иметь своим результатом ущемление интересов ИП Б.

Исходя из доводов ИП Б., изложенных в заявлении, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» нарушило сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., максимальной мощностью 150 кВт, бездействует и уклоняется от выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г.

По мнению ОГУЭП «Облкоммунэнерго», в действиях сетевой организации отсутствует уклонение от выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б., поскольку со стороны ИП Б. не были выполнены технические условия.

Как следует из пояснений ОГУЭП «Облкоммунэнерго», на дату рассмотрения дела 13.10.2015г. договор между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и вышестоящей сетевой организацией ОАО «Иркутская Электросетевая компания» в целях технологического присоединения энергопринимающего устройства ИП Б. является незаключенным.

Первоначально ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обратилось в «ИЭСК» в заявкой на технологическое присоединение (вх.№10500 от 18.06.2013г.), которая впоследствии была аннулирована, и договор между сетевыми организациями на дополнительный отбор мощности в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств ИП Б. и ООО «Байкал-Девелопмент» не был заключен. Заявка ОГУЭП «Облкоммунэнерго» была аннулирована письмом ОАО «ИЭСК» №327/030-60/213 от 17.01.2014г.

Согласно пояснениям ОАО «ИЭСК» (исх.№09/4228 от 08.10.2015г.; вх.№11345 от 08.10.2015г.), 02.07.2015г. ОГУЭП «Облкоммунэнерго» направлена заявка в ОАО «ИЭСК» на технологическое присоединение №12129 в отношении ПС «Листвянка» ячейка «новая», максимальной мощностью 800 кВт по уровню напряжения 10 кВ, 3 категория надежности. В самой заявке указано энергопринимающее устройство – проектируемая ВЛ-10 кВ по адресу: п.Листвянка Иркутского р-на. К указанной заявке в качестве правоустанавливающего документа была приложена копия свидетельства о государственной регистрации права на объект капитального строительства – воздушную линию ВЛ-10 кВ протяженностью 6101 м, местонахождение: п.Листвянка Иркутского р-на, ПС «Листвянка» - «Судоверфь». Поскольку в отношении данного объекта ранее уже было осуществлено технологическое присоединение, что подтверждается Актом разграничения балансовой ответственности и эксплуатационной ответственности сторон №1851 от 11.05.2007г., со стороны ОАО «ИЭСК» в адрес ОГУЭП «Облкоммунэнерго» было направлено письмо исх.№9034 от 10.07.2015г. с запросом дополнительных сведений и документов, либо корректировки заявки в зависимости от цели технологического присоединения. Т.е. как пояснил представитель ОАО «ИЭСК», вышестоящая сетевая организация на основании содержания заявки и приложенных к ней правоустанавливающих документов на иной объект электросетевого хозяйства не может объективно сделать вывод о том, будет ли это новое технологическое присоединение нового энергопринимающего устройства (проектируемого), либо это будет увеличение мощности в рамках уже имеющегося технологического присоединения.

В ходе рассмотрения Комиссией Иркутского УФАС России дела №158 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Представитель ОГУЭП «Облкоммунэнерго» заявил о том, что по состоянию на 13.10.2015г. в заключении указанного договора нет необходимости, поскольку у ОГУЭП «Облкоммунэнерго» имеется техническая возможность подключить энергопринимающее устройство ИП Б. без отбора мощности у вышестоящей сетевой организации. ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не представляло каких-либо официальных заключений уполномоченных органов о том, что по расположенным в п.Листвянка объектам электросетевого хозяйства отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающего устройства ИП Б. максимальной мощностью 150 кВт.

20.11.2013г. между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ИП Б. было подписано Дополнительное соглашению к договору об осуществлении технологического присоединения, о внесении изменений в технические условия в части изменения точки подключения (в п.8 технических условий №ИЭС-12-ФЛ/1406 от 28.02.2013г.).

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» представлены документы:

- Акт комиссии по приемке оборудования после комплексного опробования законченного реконструкцией объекта «Реконструкция ВЛ-10 кВ «Судоверфь» от 21.12.2012г.;

- Акт приемки законченного строительством объекта 21.12.2012г.;

- договор №648 подряда на выполнение работ по реконструкции ВЛ-10 кВ «Судоверфь» п.Листвянка Иркутского р-на от 28.10.2011г.

Следует отметить, что работы произведены ранее заключенного с ИП Борисовой А.М договора и осуществлены ни в целях технологического присоединения ее энергопринимающего устройства, а в рамках выполнения инвестиционной программы на 2011г.

Как указывает ОГУЭП «Облкоммунэнерго», в настоящее время не представляется возможным подать напряжение на электроустановку ИП Б. по причине того, что заявителем не выполнены технические условия в части установки прибора учета, требуемого согласно техническим условиям.

При этом в материалах дела имеется акт осмотра электроустановки от 24.09.2013г., составленный ОГУЭП «Облкоммунэнерго», согласно которому заявителем ИП Б. технические условия выполнены. В ходе рассмотрения дела представителем ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по доверенности заявлено, что указанный акт составлен ошибочно. Однако указанный акт является официальным документом, и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не представлено каких-либо актов и т.д., свидетельствующих о наличии технической ошибки, описки либо опечатки в указанном акте осмотра электроустановки.

Кроме того, после указанной даты составления акта – 24.09.2013г., в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не поступало каких-либо уведомлений от ИП Б. о повторном осмотре электроустановки в целях выполнения заявителем технических условий. Поэтому представитель ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в ходе рассмотрения дела затруднился назвать причины со ссылкой на подтверждающие документы и нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми сетевая организация сочла необходимым повторно осмотреть электроустановку заявителя в то время, как выполнение технических условий со стороны ИП Б. уже было проверено сетевой организацией.

Согласно пояснениям ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (вх.№10100 от 07.09.2015г.), «…осмотр, произведенный 24.09.2013г. мастером Большереченского ЭСУ филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Иркутские электрические сети» З. по адресу: р.п.Листвянка, ул.Гудина,6А, был осуществлен до заключения дополнительного соглашения, изменяющего основной источник энергоснабжения. В связи с невыполнением ИП Б. технических условий Акт осмотра электроустановки, Акт о выполнении технических условий, Акт разграничения балансовой принадлежности, Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ИП Б. не составлялись. Кроме того, в Акте осмотра от 24.09.2013г. было отражено, что Заявителем (ИП Б.) установлено 3 прибора учета электрической энергии: Нева 3031 SO 5-100 А №005463, Нева 3031SO 5-100 А №004057, Нева 3031SO 5-100 А №015817, что является нарушением требований действующего законодательства и п.11 Технических условий к Договору №ИЭС- 12-ФЛ/1406 от 28.02.2013г. После заключения дополнительного соглашения, 26.02.2014г. мастером Большереченского ЭСУ филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Иркутские электрические сети» З., с целью выполнения мероприятий со стороны Сетевой организации был осуществлен выезд, в результате которого осуществлен осмотр электроустановки ИП Б., и установлено, что технические мероприятия со стороны ИП Б. выполнены не в соответствии с техническими условиями…».

Следует отметить, что в результате заключения сторонами дополнительного соглашения, перечень мероприятий для заявителя – ИП Б., не изменился.

Как указывает ОГУЭП «Облкоммунэнерго», все необходимые мероприятия до границ земельного участка заявителя выполнены полностью. Согласно пояснениям ОГУЭП «Облкоммунэнерго», за период с октября 2013г. по декабрь 2013г. сетевой организацией выполнены все необходимые мероприятия по инвестиционной программе - строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в районе ТП-10/0,4 кВ 630 кВА «Школа», установлена новая ТП «Школа» и возведены новые электрические сети ВЛ-0,4 кВ по улицам Горького, Гудина, Шторкмана, Чапаева в п.Листвянка Иркутского р-на.

Однако такой вывод не представляется возможным сделать на основании представленных ОГУЭП «Облкоммунэнерго» документов. Как пояснило ОГУЭП «Облкоммунэнерго», невозможно представить наряды по выполненным работам, т.к. в соответствии с нормами пункта 6.5 Приказа Минтруда России от 24.07.2013г. №328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», наряды, работы по которым полностью закончены, должны храниться 30 дней, после чего могут быть уничтожены. Иных документов, подтверждающих выполнение необходимых мероприятий со стороны сетевой организации не представлено по причине отсутствия таких документов.

На дату рассмотрения дела 13.10.2015г. фактическое технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя ИП Б. отсутствует. Акт осмотра электроустановки от 24.09.2013г., составленный ОГУЭП «Облкоммунэнерго», свидетельствует о выполнении заявителем ИП Б. технических условий.

С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод о том, что ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не были приняты все зависящие от него меры и действия, направленные на технологическое присоединение энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., максимальной мощностью 150 кВт в установленные действующим законодательством и договором сроки.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что ОГУЭП «Облкоммунэнерго» нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении пункта 16 Правил технологического присоединения в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., что может иметь своим результатом ущемление интересов ИП Б., руководствуясь статьями 10, 23, 41, 49 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (ОГРН 1023801542412; ИНН 3800000252; 664075 г.Иркутск, ул.Ширямова,54), занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии (в том числе по технологическому присоединению), в географических границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и (или) объектов электросетевого хозяйства ОГУЭП «Облкоммунэнерго», расположенных на территории муниципального образования п.Листвянка от ПС «Листвянка» до энергопринимающего устройства ИП Б., нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении пункта 16 Правил технологического присоединения в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., что может иметь своим результатом ущемление интересов ИП Б.

2. Выдать ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении пункта 16 Правил технологического присоединения в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., что может иметь своим результатом ущемление интересов ИП Б., путем выполнения в срок до 16 декабря 2015г. мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., предусмотренных для сетевой организации в соответствии с заключенным договором.

3. Копию решения и предписания направить в адрес ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

4. Копию решения направить в адрес ИП Б., ОАО «Иркутская Электросетевая компания».

5. Материалы дела №158 передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и должностного лица ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции») в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ №283

 

«22» октября 2015г.                                                                                                                               г. Иркутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь п.1, п.2 ч.1 ст.23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения №532 от «__» октября 2015г. по делу №158 от 19.05.2015г. о нарушении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (ИНН 3800000252, 664075, г.Иркутск, ул.Ширямова,54, а/я 52) ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОГУЭП «Облкоммунэнерго», в срок до «16» декабря 2015г., прекратить нарушение ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении пункта 16 Правил технологического присоединения в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., что может иметь своим результатом ущемление интересов ИП Б., путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства ИП Б. по адресу: р.п. Листвянка, ул.Гудина,6А, по договору об осуществлении технологического присоединения №ИЭС-12/ФЛ-1406 от 28.02.2013г., предусмотренных для сетевой организации в соответствии с заключенным договором.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее трех рабочих дней со дня его выполнения.

 

 

  Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны