Решение №543 Признать администрацию г. Усолье-Сибирское нарушившей Федера... от 28 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 543

 

«27» октября 2015г.                                                                                  г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» октября 2015 г.

Полный текст решения изготовлен «27» октября 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – /…………../; члены Комиссии: /…………../, /…………../, при участии представителей ответчика – администрации г. Усолье-Сибирское по доверенности /…………../, /…………../ рассмотрев дело № 352 от 17.09.2015г., возбужденное в отношении администрации г. Усолье-Сибирское, по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Приказом № 352 от 30.07.2015г., в связи с непосредственным обнаружением антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено дело в отношении администрации города Усолье-Сибирское по признакам нарушения пункта 2 части  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с принятием Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, утвержденного Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, пункт 4.1 раздела 4 «Информационное сообщение о проведении аукциона» и пункт 7.1 раздела 7 «Организация и проведение аукциона», которого устанавливают сокращенные срок опубликования извещения о проведении торгов и срок для подачи заявки на участие в аукционе, соответственно, противоречащие условиям доступности информации о проведении аукциона и не обеспечивающие доступ к участию в торгах потенциально заинтересованным лицам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, желающими получить право на размещение нестационарного торгового объекта путем участия в аукционе для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно устным и письменным пояснениям представителя ответчика – администрации г. Усолье-Сибирское, по доверенности, выявленные признаки нарушения, в связи с принятием Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, утвержденного Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, ответчиком устранены.

Комиссия, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиком, приходит к следующим выводам.

Администрацией г. Усолье-Сибирское принято Положение об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, утвержденное Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986. Указанное постановление опубликовано в газете «Официальное Усолье» и размещено на официальном сайте администрации города в сети «Интернет».

Пунктом 4.1 раздела 4 «Информационное сообщение о проведении аукциона» Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, утвержденное Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986 предусмотрено, что информационное сообщение о проведении аукциона публикуется в официальном печатном издании, а также размещается на официальном сайте администрации города Усолье-Сибирское не менее чем за пятнадцать дней до даты проведения аукциона.

Согласно пункту 7.1 раздела 7 «Организация и проведение аукциона» Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, утвержденного Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении аукциона, осуществляется в течении не менее 15 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения аукционной комиссией заявок и документов претендентов.

Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции РФ). Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (статья 8 Конституции РФ).

В процессе управления муниципальной собственностью, муниципальное образование не просто реализует свои властные полномочия, предусмотренные также пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а вступает в гражданско-правовые отношения.

Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Частью 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – Гражданский кодекс РФ) определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ установлено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.

Принимая во внимание указанные выше положения норм действующего законодательства, Администрации города Усолье-Сибирское при принятии Постановления администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, «Об утверждении Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, надлежало учитывать общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие заключение договоров по результатам проведения торгов и предусматривающие, в том числе положения статьи 448 ГК РФ, согласно которой извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Установленный Администрацией срок опубликования извещения о проведении торгов и срок для подачи заявки на участие в аукционе не является объективно достаточным для осуществления потенциальными участниками аукциона, предусмотренных действующим законодательством, необходимых действий, с целью своевременной подачи соответствующей заявки, а значит такой публичный срок не обеспечивает разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в открытом (публичном) аукционе.

В течение 15 дней потенциальный участник аукциона должен совершить следующие действия: ознакомится с информацией о проведении аукциона, принять решение об участии в аукционе, определить по доверенности представителя для совершения всех действий для подачи заявки; обратиться в Администрацию с письменным заявлением о заключении соглашения о задатке; заключить соглашение о задатке; перечислить задаток на счет администрации; получить банковскую выписку о зачислении задатка на счет администрации.

При установлении срока опубликования извещения о проведении торгов и срока для подачи заявки на участие в аукционе надлежит учитывать направленность таких сроков на обеспечение доступа к торгам, то есть реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку (гарантированное законом право), и не допускать в связи с этим их сокращение, влекущие для всех возможных участников спорных правоотношений и иных лиц, с которыми связаны действия по подготовке к участию в аукционе ограничения: банков, организатора аукциона, потенциальных участников аукциона - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также уполномоченных по контролю за проведением торгов органов и судов.

При этом Администрацией не учтено, что претендентами на участие в аукционе могут быть любые юридические и физические лица, в том числе находящиеся в отдаленных местностях Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товаром или хозяйствующим субъектам.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлены признаки ограничения конкуренции, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Сокращение срока опубликования извещения о проведении торгов и срока для подачи заявки на участие в аукционе приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку противоречит условиям доступности информации о проведении аукциона и не обеспечивает открытость проведения такого аукциона, в связи с чем хозяйствующие субъекты, желающие принять участие в открытом аукционе, объективно не имеют возможности заблаговременно, в разумные сроки, ознакомиться с информацией о проведении открытого аукциона, подготовить и подать соответствующую всем требованиям законодательства заявку на участие в открытых торгах, что сокращает число потенциальных участников.

Таким образом, условия подачи заявки в совокупности с существенно сокращенным сроком на их выполнение, нарушают требования к организации и порядку проведения открытых торгов, являясь не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в торгах всем желающим принять в них участие, что является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании вышеизложенного, принятие администрацией г. Усолье-Сибирское Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, утвержденного Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, пункт 4.1 раздела 4 «Информационное сообщение о проведении аукциона» и пункт 7.1 раздела 7 «Организация и проведение аукциона», которого устанавливают срок опубликования извещения о проведении торгов и срок для подачи заявки на участие в аукционе, соответственно, противоречащий условиям доступности информации о проведении аукциона и не обеспечивающий открытость проведения такого аукциона и доступ к участию в торгах потенциально заинтересованным лицам, приводят или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку уменьшает количество потенциальных участников торгов желающих получить права на размещение нестационарного торгового объекта для осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, Комиссии Иркутского УФАС на рассмотрении дела администрацией г. Усолье-Сибирское предоставлено постановление № 1626 от 21.09.2015 «О внесении изменений в постановление администрации г. Усолье-Сибирское от 16.06.2015г. № 986 «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Усолье-Сибирское» и постановление № 1782 от 12.10.2015г. «о внесении изменений в положение «об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Усолье-Сибирское от 16.06.2015г. № 986 «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское» с изменениями, внесенными постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 21.09.2015г. № 1626», согласно которым пункты 4.1 раздела 4 «Информационное сообщение о проведении аукциона» и пункт 7.1 раздела 7 «Организация и проведение аукциона», Положения изложены в новой редакции. Однако, как установлено Комиссией указанные постановление не опубликовано в официальном печатном издании – газете «Официальное Усолье» в соответствии с уставом муниципального образования «г. Усолье-Сибирское».

Комиссия считает, что оснований для прекращения дела о нарушении законодательства не имеется, вместе с тем, имеются основания для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать администрацию г. Усолье-Сибирское нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усолье-Сибирское, утвержденного Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, пункт 4.1 раздела 4 «Информационное сообщение о проведении аукциона» и пункт 7.1 раздела 7 «Организация и проведение аукциона», которого устанавливают сокращенные срок опубликования извещения о проведении торгов и срок для подачи заявки на участие в аукционе, соответственно, противоречащие условиям доступности информации о проведении аукциона и не обеспечивающие доступ к участию в торгах потенциально заинтересованным лицам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению                                          конкуренции на соответствующем товарном рынке, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, желающими получить право на размещение нестационарного торгового объекта путем участия в аукционе для осуществления предпринимательской деятельности.

2.  Выдать администрации г. Усолье-Сибирское предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в пункты 4.1 раздела 4 «Информационное сообщение о проведении аукциона» и 7.1 раздела 7 «Организация и проведение аукциона» Положения, утвержденного Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, в соответствии с действующим законодательством, в срок до 06.11.2015.

3. Копию решения и предписания направить в адрес администрации г. Усолье-Сибирское.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             /…………../

 

Члены Комиссии                                                                         /…………../

 

                                                                                                       /…………../

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 285

 

27.10.2015г.                                                                                     г. Иркутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – /…………../; члены Комиссии: /…………../, /…………../, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41,  статьей  50  Федерального  закона  от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 543 от 27.10.2015г. по делу № 352 о признании нарушившей администрацию г. Усолье-Сибирское п. 2 ч. 1  ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации города Усолье-Сибирское прекратить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в пункты 4.1 раздела 4 «Информационное сообщение о проведении аукциона» и 7.1 раздела 7 «Организация и проведение аукциона» Положения, утвержденного Постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 16.06.2015 № 986, в соответствии с действующим законодательством, в срок до 06.11.2015.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 06.11.2015г.

 

Председатель Комиссии                                                              /…………../

 

Члены Комиссии                                                                      /…………../

 

                                                                                                              /…………../

 

 

 

               

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны