Решение №038/420/23 Решение от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена «16» мая 2023 года.

Полный текст решения изготовлен «30» мая 2023 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

К - заместитель руководителя — начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;

Члены Комиссии:

М - главный специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;

С – ведущий специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России.

При участии:

представителя ОАО «А», ООО «АВ», ООО «З», ООО «Г» В (доверенности; паспорт);

директора ООО «АВ» П (паспорт);

представителя Администрации П. (доверенность, удостоверение);

с использованием систем ВКС:

председателя Комитета Ш.

рассмотрев дело 038/01/16-1205/2022 от 14.07.2022г., возбужденное в отношении Администрации, КОМИТЕТА , ОАО «А», ООО «АВ, ООО «З», ООО «Г» по признакам нарушения пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», в связи с заключением антиконкурентного соглашения, выразившегося в предоставлении Администрацией, Комитетом субсидии из бюджета Ангарского городского округа в целях возмещения ОАО «А», ООО «АВ», ООО «З», ООО «Г» недополученных доходов (части доходов), возникающих при оказании услуг отдельным категориям граждан по льготной перевозке автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок №№ 1, 5, 102, 103, 104, 105 на территории Ангарского городского округа, в отсутствие экономически обоснованного расчета тарифа,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России, Управление) поступили обращения К (вх. № 5119-ЭП/22 от 13.04.2022г.), З (5201-ЭП/22 от 14.04.2022г.) по факту повышения стоимости проезда по муниципальным маршрутам Ангарского городского образования.

По доводам приведенным в заявлениях, Иркутским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого приказом от 14.07.2022г. № 038/255/22 возбуждено дело № 038/01/16-1205/2022 по признакам нарушения Администрацией, КОМИТЕТАОМ, ОАО «А», ООО «АВ», ООО «З», ООО «Г» пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», в связи с заключением антиконкурентного соглашения, выразившегося в предоставлении Администрацией, Комитетом субсидии из бюджета Ангарского городского округа в целях возмещения ОАО «А», ООО «АВ», ОАО «З», ООО «Г» недополученных доходов (части доходов), возникающих при оказании услуг отдельным категориям граждан по льготной перевозке автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок №№ 1, 5, 102, 103, 104, 105 на территории Ангарского городского округа, в отсутствие экономически обоснованного расчета тарифа.

В рамках рассмотрения дела № 038/01/16-1205/2022, в соответствии с
частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен
аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции.

В соответствии с п.10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения ст.16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка.

Выводы о временного интервала исследования

В соответствии с требованиями п.9 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения должен составлять 1 год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Постановлением от 18.01.2022г. № 28-па Администрации предоставлен льготный проезд автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отдельным категориям граждан», согласно которому в период c 01.03.2022 по 31.12.2022 граждане, пользующиеся определенными  маршрутами, смогут воспользоваться  льготным проездом.

11.02.2022г. постановлением Администрации N125-па утвержден порядок предоставления субсидии из бюджета Ангарского городского округа в целях возмещения недополученных доходов (части доходов), возникающих при оказании услуг отдельным категориям граждан по льготной перевозке автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, а также утверждено положение и состав Комиссии по рассмотрению и оценке предложений (заявок) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях возмещения недополученных доходов (части доходов), возникающих при оказании услуг  отдельным категориям граждан по льготной перевозке автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок.

16.02.2022г. ОАО «А», ООО «АВ», ОАО «З», ООО «Г» в адрес Администрации были направлены расчеты экономически обоснованной стоимости проезда по каждому маршруту, с которыми Администрация согласилась.

В результате, предоставлены субсидии из бюджета Ангарского городского округа в целях возмещения ОАО «А», ООО «АВ», ОАО «З», ООО «Г» недополученных доходов (части доходов), возникающих при оказании услуг отдельным категориям граждан по льготной перевозке автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок № 1, 5, 102, 103, 104, 105 на территории Ангарского городского округа,

С учетом целей исследования временной интервал определен равный 1 году — с 14.07.2021г. по 14.07.2022г. (включая период на момент совершения действий по заключению соглашения и его реализации).

Так как целью исследования является анализ состояния конкуренции  и возможные изменения на товарном рынке вследствие достигнутых соглашений, то проводится перспективный анализ, в ходе которого определено состояние конкуренции на момент совершения действий по заключению соглашения и его реализации.

Определение продуктовых границ товарного рынка.

Согласно п.10.9 Порядка при определении продуктовых границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку рассматриваемое соглашение касается организации автомобильных перевозок пассажиров, то товаром, предназначенным для введения в оборот, являются регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок № 1, 5, 102, 103, 104, 105 на территории Ангарского городского округа.

Правовые основы регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок закреплены Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон № 220-ФЗ).

Таким образом, предварительно продуктовые границы рынка возможно определить в границах услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам.

Из имеющихся материалов установлено, что все маршруты, по которым осуществляют перевозки участники соглашения, являются регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам.

Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) деятельность по перевозке пассажиров в городском сообщении входит в группировку «Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении» (код по ОКВЭД 49.31).

С учетом изложенного, объектом исследования является товарный рынок предоставления услуг перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском и пригородном сообщении.

Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар, и отсутствия такой возможности либо целесообразности за ее пределами.

В соответствии с п.10.9 Порядка при определении границ могут приниматься во внимание следующие обстоятельства:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

На основании Свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрутов, выданных Управлением, в результате проведенного в июле 2018 года открытого конкурса (срок действия Свидетельства — 10 лет). Перевозки Обществами осуществляются по нерегулируемым тарифам на территории Ангарского городского округа Иркутской области.

Маршрут № 1 осуществляет перевозки сообщения: «Микрорайон Цементный (микрорайон Строитель) – парк Строителей».

Маршрут № 5 осуществляет перевозки сообщения: «Автостанция – микрорайон Юго-Восточный».

Маршрут № 103 осуществляет перевозки сообщения: «Автостанция – п. Мегет».

Маршрут № 103 осуществляет перевозки сообщения: «г. Ангарск – д. Зуй – п. Мегет – Шароны».

Маршрут № 104 осуществляет перевозки сообщения: «г. Ангарск – с. Одинск».

Маршрут № 105 осуществляет перевозки сообщения: «г. Ангарск – с. Савватеевка».

На основании изложенного, в качестве географических границ принимаются границы Ангарского городского округа Иркутской области.

Выводы

1.Временной интервал исследования товарных рынков принимается интервал с 14.07.2021г. по 14.07.2022г.

2.Продуктовые границы товарного рынка – товарный рынок предоставления услуг перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

3. Географические границы товарного рынка – границы Ангарского городского округа Иркутской области.

ОАО «А», ООО «АВ», ООО «З», ООО «Г» по существу возбужденного дела представлены аналогичные пояснения и сводятся к следующему.

Исходя из системного толкования норм закона следует, что Администрация в пределах своей компетенции для решения вопросов местного значения, основываясь на имеющихся финансовых возможностях бюджета АГО, установила дополнительную меру социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также в силу действующих законодательно установленных обязательств определило порядок согласования размеров компенсации недополученных доходов с автотранспортными предприятиями, которые непосредственно реализуют предоставленную Администрацией меру социальной поддержки, что свидетельствует о соблюдении Администрацией норм действующего законодательства при принятии постановлений от 18.01.2022 г. № 28-па и от 11.02.2022 г. № 125-па.

Все маршруты, по которым постановлением Администрации от 18.01.2022 г. предоставлена возможность льготного проезда, являются различными по всем имеющимся экономическим характеристикам, а именно по классу используемых ТС, по протяженности, по объему выполняемых рейсов, по количеству перевезенных пассажиров. Кроме этого, установленный ООО «Г» тариф по маршруту № 105 не совпадает с тарифами, установленными ОАО «А» по маршруту № 102, ООО «Ав» по маршруту № 104 и ООО «З» - по маршруту № 103 соответственно. Установление тарифа на маршрут основано на экономических расчетах. Доказательства, свидетельствующие об ограничении конкуренции, антимонопольным органом не приведены.

В системе действующего федерального законодательства предусмотрено право перевозчиков, действующих на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, самостоятельно устанавливать, а, следовательно, изменять/повышать/понижать тарифы, в связи с чем ОАО «А», ООО «АВ», ООО «З», ООО «Г» осуществили изменение тарифа по рассматриваемым маршрутам в соответствии с правом, предоставленным нормами федерального законодательства.

С 2016 года полномочия по установлению регулируемого тарифа по муниципальным маршрутам Ангарского городского округа переданы Администрации, а полномочия по установлению тарифов по муниципальным маршрутам Иркутской области исключена из компетенции Служба.

На основании вышеизложенного, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчиков по настоящему делу отсутствуют, в связи с чем дело подлежит прекращению.

Администрацией по существу возбужденного дела представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

В силу норм Закона № 220-ФЗ перевозчики, осуществляющие перевозки по нерегулируемым тарифам, имеют возможность устанавливать цену проезда самостоятельно, при этом дата изменения цены также определяется перевозчиками самостоятельно.
На основании поступивших 16.02.2022г. от ОАО «А», ООО «Ав», ОАО «З», ООО «Г» расчетов экономически обоснованных тарифов по маршрутам №№ 1, 5, 102, 103, 104, 105, Администрацией подготовлено заключение.

Администрация считает возможным использование перевозчиками методических рекомендаций при расчете стоимости пробега пассажирского транспортного средства и нерегулируемых тарифов.

Представленное Службой в материалы настоящего дела заключение подготовлено в отсутствие законных полномочий в части рассмотрения установления стоимости проезда пассажиров и проведения экспертизы расчетов
экономически обоснованных тарифов на регулярные перевозки пассажиров
автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам.

Доказательства, указывающие на достижение ответчиками по делу антиконкурентного соглашения, влекущего за собой ограничение конкуренции на товарном рынке, в материалах дела отсутствуют.

Комитетом представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

Службой по результатам изучения в соответствии с требованиями прокуратуры документов, предоставленных ООО «Ав», ОАО «З», ОАО «А» делает вывод, что представленные указанными организациями документы не позволяют сделать вывод об обоснованности определенной в расчетах перевозчиков стоимости одной поездки по муниципальным маршрутам № 1, 5, 102, 103, 104, 105. При этом в выводах Службы присутствует заключение об отсутствии в документах результатов натурных обследований пассажиропотоков на муниципальных маршрутах, необходимых для определения коэффициента пассажирской загрузки транспортных_средств.

В связи с вышеуказанным фактом КЖКХ ответственно заявляет о том,
что в округе в 2016 и 2019 годах проводились натурные обследования. Так в 2016 году был заключен муниципальный контракт от 05.12.2016 на оказание услуг по обследованию пассажиропотоков на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок на территории Ангарского городского округа с ФГБОУВО «Ангарский государственный технический университет». Обследование было проведено только в период с 01.11.2016 по 20.12.2016 г. В 2019 году был заключен муниципальный контракт от 11.03.2022 №
032Д/2019 с ФГБОУВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» на оказание услуг по обследованию пассажиропотоков на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок на территории Ангарского городского округа. Период оказания данных услуг с 11.03.2019 г. по 20.12.2019 г.

В рамках проведенного исследования осуществлялась сплошная оценка
количества перевезенных пассажиров на всех муниципальных маршрутах в
Ангарском городском округе по всем автобусным маршрутам в течение
весеннего, летнего, осеннего и зимнего периодов года, а также производился
расчет коэффициента наполнения автобусов по всем маршрутам, периодам
года и его средней величины.

В 2021 году в связи получением неоднократных обращений граждан о необходимости введения дополнительных рейсов по маршрутам № 1 и № 5 администрацией округа было организовано совместное с жителями обследование пассажиропотока по указанным маршрутам. Жители микрорайонов Цементный и Юго-Восточный совместно со специалистами МКУ «ЦПОИ» АГО в течение 10 дней проводили сплошной подсчет количества проезжающих пассажиров на маршрутах № 1 и 5.

Также следует обратить внимание комиссии на тот факт, что постановление Администрации от 25.02.2016 г. № 371-па применяется при установлении тарифов на перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемому тарифу.

Согласно Реестра муниципальных маршрутов АГО, утв. Постановление Администрации АГО от 28.03.2016 г. № 630-па, по муниципальным маршрутам № 1, № 5, № 104, 103, 105 установлен вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу.

Таким образом, применение положений Постановления Администрации от 25.02.2016 г. № 371-па является необоснованным.

Более того, в настоящее время перевозка пассажиров осуществляется
по транспортным картам, с использованием безналичной системы оплаты проезда. Исключение составляют лишь лица, оплачивающие полную стоимость проезда по собственному_желанию.
Данные о количестве перевезенных пассажиров имеются у администрации округа, а также у крупного оператора ЭСПБ ОГАУ «ИТЦИО».

В части доводов Службы о том, что осуществлении регулярных перевозок пассажиров используется автобусы средней и большой вместимости, что ведет к увеличению тарифов на пассажирские перевозки (абзац 3 стр. 4) поясняю, что указанные маршруты характеризуются высокой пиковой нагрузкой и низкой межпиковой нагрузкой. В основной своей части маршруты №1, 5, 102, 103, 104, 105 обслуживаются 1 единицей
транспортного средства каждый. В случае если будет принято решение о
выпуске в межпиковый период по указанным маршрутам еще по одному
транспортному средству малой вместимости (пиковое время - необходим
автобус средней или большой вместимости, в межпиковое время - необходим автобус малой вместимости), то в этом случае затраты на обслуживание каждого из указанных маршрутов только вырастут.

Службой представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

ОАО «А», ООО «АВ», ОАО «З», ООО «Г» при формировании расходов на регулярные пассажирские перевозки и расчете тарифов на одну поездку (один пассажирокилометр) руководствовались методикой, утвержденной Распоряжением Минтранса РФ от 18.04.2013г. № НА-37-р (далее — Методические рекомендации № НА-37-р).

Указанное распоряжение Минтранса России от 18.04.2013г. № НА-37-р необходимую регистрацию в Минюсте России не прошло, официально не опубликовано и носит рекомендательный характер.

Согласно п. 7 Методических рекомендаций № НА-37-р применение указанных рекомендаций не затрагивает вопросы, связанные с расчетом величины тарифа на проезд в пассажирском транспорте, учитывающего платежеспособный спрос населения, и стоимостью льготного проезда в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с финансовыми взаимоотношениями бюджетов различных уровней.

В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций № НА-37-р расчет экономически обоснованной стоимости перевозки выполняется на основании следующей информации данных о маршрутной сети на расчетный (плановый) период: расписаний движения пассажирских транспортных средств в расчетном (плановом) периоде с учетом типов транспортных средств; о пробеге транспортных средств на плановый период и плановых объемах перевозок пассажиров; данных о фактически выполненных объемах перевозок пассажиров и пассажирообороте на маршрутах, по которым ведется расчет, а также о пробегах пассажирских транспортных средств с учетом их вместимости за сопоставимый период, предыдущий расчетному (плановому) периоду, с учетом их сезонности; статистической и бухгалтерской отчетности (копии приказа об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, заверенной в установленном порядке).

Учитывая изложенное, на основании представленных Перевозчиками материалов достоверно оценить определенную в расчетах стоимость одного пассажирокилометра, одной поездки по обозначенным муниципальным маршрутам при отсутствии данных о фактически выполненных объемах перевозок пассажиров и пассажирообороте на маршрутах, гробегах пассажирских транспортных средств с учетом их вместимости, понесенных расходах при оказании транспортных услуг за отчетный период, предыдущий
расчетному (плановому) периоду, не представляется возможным. (указанный вывод Службы по тарифам Иркутской области также отражен в представленном заключении от 31.10.2022г. № 02-79-2431/22).

Министерством представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

Министерство в соответствии с Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от
18.11.2013 № 521-пп, с 01.01.2022 осуществляет предоставление субсидий
хозяйствующим субъектам в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - предоставление субсидий, субсидии). В частности, субсидии предоставляются ОАО «З», ООО «Ав»,
ООО «Г», ОАО «А» (далее - перевозчики) за
перевозку льготных категорий граждан на муниципальных маршрутах пригородного сообщения № 102, № 103, № 104, № 105. В январе, феврале 2022 года в отчетах о сумме расходов перевозчиков в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в пригородном сообщении по маршрутам № 102, № 103, № 104, № 105
указывался единый регулируемый тариф в размере 2,32 руб./пасс.км, установленный постановлением администрации Ангарского городского округа от 28.04.2016 № 925-па. Министерством в январе 2022 года перевозчикам за перевозку льготных категорий пассажиров на рассматриваемых маршрутах выплачено субсидий на сумму 342879,88 руб., в феврале – на сумму 326254,18руб.

Из администрации Ангарского (исходящий номер письма 4/13- 561 от 13.05.2022) в министерство поступила информация об увеличении перевозчиками тарифов: на маршруте № 102 с 01.03.2022 до 6,41 руб./пасс.км; на маршруте № 103 с 11.03.2022 до 13,25 руб./пасс.км; на маршруте № 104 с 01.03.2022 до 7,89 руб./пасс.км; на маршруте № 105 с 01.03.2022 до 7,4 руб./пасс.км.

Следует отметить, что средний размер тарифа, установленный хозяйствующими субъектами, работающими, к примеру, на аналогичных межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения с видом перевозок по нерегулируемым тарифам, за первое полугодие текущего года составляет 2,42 руб./пасс.км, что в 2,65 – 5,48 раза меньше тарифа, установленного перевозчиками Ангарского городского округа.

Таким образом, установление новых (увеличенных) тарифов на перевозки по маршрутам № 102, № 103, № 104, № 105 приводит к увеличению размера субсидий из областного бюджета более чем на 200%.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/16-1205/2022 от 14.07.2022г., исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Постановлением администрации от 28.03.2016 № 630-па утвержден Реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории Ангарского городского округа (далее - Реестр).

В соответствии с Реестром ООО «АВ» осуществляет перевозку пассажиров по следующим муниципальным маршрутам:

- № 1 «Микрорайон Цементный (микрорайон Строитель) - парк Строителей»;

- № 3 «Магистральный - Железнодорожный вокзал»;

- № 5 «Автостанция - микрорайон Юго-Восточный - 17 микрорайон («Колхозный рынок»)»;

- № 11 «189 квартал (МЖК) - Техническое училище»;

- № 104 «г. Ангарск - с. Одинск»;

- № 101 «г. Ангарск - СНТ «Ясная поляна»;

- № 108 «г. Ангарск - СНТ «Лесная поляна»;

- № 112 «г. Ангарск - СНТ «Таежное-2»;

- № 114 «г. Ангарск - СНТ «Электротехник»;

- № 129 «г. Ангарск - СНТ «Широкая Падь».

ООО «АВ» осуществляет перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по вышеуказанным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

С декабря 2018 года ООО «АВ» установлена стоимость проезда по муниципальным маршрутам №№ 1, 3, 5, 11 в размере 25 рублей. По муниципальным маршрутам №№ 104, 101, 108, 112,114,129 Администрацией установлен тариф 2,32 руб. за 1 пассажирокилометр.

Письмом (исх. № 16/127 от 15.09.2020г.) ООО «АВ» уведомило Управление о возможном повышении стоимости проезда по муниципальным маршрутам №№ 1,3,5,11 по следующим причинам:

- экономически обоснованный размер тарифа за одну поездку составляет по маршруту № 1 – 69,30 руб., по маршруту № 3 – 50,56 руб., по маршруту № 5 – 99,07 руб., по маршруту № 11 – 40,47 руб. Средняя стоимость за одну поездку составляет 47,23 руб.;

- внешние экономические факторы: сокращение пассажиропотока от 70-90% в период с марта по июль 2020 года, с июля по дату направления письма уровень пассажиропотока составлял 70% от уровня аналогичного периода 2019 года; рост стоимости дизельного топлива, запасных частей;

- отсутствие финансовой поддержки организаций транспортной отрасли со стороны государства;

- в октябре наступает период выплаты по обязательным платежам (налоги, сборы, отчисления) за 1 и 3 квартал 2020 года.

Приказом от 19 октября 2020 года № 3 «Об установлении тарифов» стоимость одной поездки пассажира по муниципальным маршрутам №№ 1,3,5,11 установлена в размере 30 рублей.

Приказом от 18 октября 2021 года № 04 «Об установлении тарифов» с 18.10.2021г. стоимость одной поездки пассажира по муниципальным маршрутам №№ 1,5 установлена в размере 35 рублей. По муниципальному маршруту № 104 стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 3,32 руб. за один пассажирокилометр.

Приказом от 03 декабря 2021 года № 05 «Об установлении тарифов» с 06.12.2021г. стоимость одной поездки пассажира по муниципальным маршрутам №№ 3,11 установлена в размере 35 рублей.

Приказом от 18 февраля 2022 года № 06 «Об установлении тарифов» с 01.03.2022г. стоимость одной поездки пассажира по муниципальному маршруту № 1 установлена в размере 60 руб. за наличный расчет, стоимость одной поездки пассажира по муниципальному маршруту № 5 установлена в размере 107 руб. за наличный расчет. При использовании электронных кошельков серии №№ 10, 11,31 установлен дифференцированный тариф за одну поездку по указанным маршрутам в размере 30 руб.

Вышеуказанным приказом с 01.03.2022г. по муниципальному маршруту № 104 стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 7,89 руб. за один пассажирокилометр при наличном расчете. При использовании электронных кошельков серии №№ 10, 11,31 установлен дифференцированный тариф в размере 2,32 руб. за один пассажирокилометр.

Приказом от 01 марта 2022 года № 07 «Об установлении тарифов по сезонным (садоводческим) маршрутам АГО» с 01.05.2022г. устанавливаются следующие тарифы за проезд:

- № 101 «г. Ангарск - СНТ «Ясная поляна» -10 руб. 70 коп. за один пассажирокилометр;

- № 108 «г. Ангарск - СНТ «Лесная поляна» - 8 руб. 05. коп. за один пассажирокилометр;

- № 112 «г. Ангарск - СНТ «Таежное-2» - 7 руб 65 коп. за один пассажирокилометр;

- № 114 «г. Ангарск - СНТ «Электротехник» - 7 руб 53 коп. за один пассажирокилометр;

- № 129 «г. Ангарск - СНТ «Медик» - 8 руб. 54 коп. за один пассажирокилометр.

Стоимость провоза багажа по указанным маршрутам составляет 25% от стоимости проезда.

В соответствии с Реестром ОАО «А» осуществляет перевозку пассажиров по следующим муниципальным маршрутам:

- № 9 - «Железнодорожный вокзал - 211 квартал (Мрия)»

- № 102 «г. Ангарск - п. Мегет»

ОАО «А» осуществляет перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по вышеуказанным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Письмом (исх. № б/н от 02.10.2020 г.) ОАО «А» уведомило Управление о возможном повышении стоимости проезда в октябре 2020 года по муниципальному маршруту № 9 из-за существенного снижения пассажиропотока в 2020 году и невозможности обеспечения основных расходов предприятия при сохранении действующего тарифа на перевозку пассажиров.

Приказом от 28 октября 2020 года № 38 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в городском сообщении» стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 30 рублей.

Для обоснования повышения стоимости проезда по муниципальным маршрутам г. Ангарска ОАО «А» подготовлен сводный расчет по методике расчета экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утв. Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № НА-37-р, согласно которому экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом составляет по маршруту № 9 – 46,51 руб.  

Приказом от 11.10.2021г. № 1 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении» с 11.10.2021г. устанавливаются следующие тарифы на проезд:

- № 102 «г. Ангарск - п. Мегет» - 3, 08 руб за один пассажирокилометр;

- № 194 «г. Ангарск (автостанция) — с/о Архиреевка — Целоты» - 2,64 руб. за один пассажирокилометр;

- № 203 « г. Ангарск (Горгаз) — с/о Строитель — д. Китой» - 2, 64 руб. за один пассажирокилометр.

Стоимость провоза багажа по указанным маршрутам составляет 25% от стоимости проезда.

Приказом от 15.11.2021г. № 1/1 «Об установлении тарифов» с 01.06.2022г. устанавливаются следующие тарифы на проезд:

- № 194 «г. Ангарск (автостанция) — с/о Архиреевка — Целоты» - 4,94 руб. за один пассажирокилометр;

- № 201 «г. Ангарск (автостанция) — садоводство Лужки — садоводство Усть-Целоты» 6,02 руб. за один пассажирокилометр;

- № 203 « г. Ангарск (Горгаз) — с/о Строитель — д. Китой» - 5, 59 руб. за один пассажирокилометр;

- № 205 «г. Ангарск (автостанция) — садоводство Калиновка» - 6, 05 руб. за один пассажирокилометр.

Стоимость провоза багажа по указанным маршрутам составляет 25% от стоимости проезда.

Приказом от 25.01.2022г. №2 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении» с 26.01.2022г. стоимость одной поездки пассажира по муниципальному маршруту № 9 установлена в размере 35 руб.

Приказом от 24.02.2022г. №3 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в пригородном сообщении» с 01.03.2022г. по муниципальному маршруту № 104 стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 6,41 руб. за один пассажирокилометр при наличном расчете. При использовании электронных кошельков серии №№ 10, 11, 31 установлен дифференцированный тариф в размере 2,32 руб. за один пассажирокилометр.

Стоимость провоза багажа по указанному маршруту составляет 25% от стоимости проезда.

В соответствии с Реестром ОАО «З» осуществляет перевозку пассажиров по следующим муниципальным маршрутам:

- № 2 «22 микрорайон - микрорайон Китой (ж/д станция «Китой»)»;

- № 7 «Железнодорожный вокзал - микрорайон 4-Новый»;

- № 27 «Железнодорожный вокзал - 219 квартал»;

- № 28 «Железнодорожный вокзал - 290 квартал»;

- № 103 «г. Ангарск - д. Зуй - п. Мегет — Шароны»;

- № 109 «г. Ангарск - СНТ «Родник»;

- № 110 «г. Ангарск - СНТ «Еловые ключи» - СНТ «Аист»;

- № 122 «г. Ангарск - СНТ «Березовая роща»;

- № 124 «г. Ангарск - СНТ «Строитель-1»;

- № 131 «г. Ангарск - СНТ «Аэлита» - СНТ «Этилен».

ОАО «З» осуществляет перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по вышеуказанным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Письмом (исх. № 1452 от 28.09.2020 г.) ОАО «З» уведомило Управление о возможном повышении стоимости проезда в октябре 2020 года по муниципальным маршрутам №№ 2, 7, 27, 28 по следующим причинам:

- взимание провозной платы ОАО «З» в размере 25 рублей за одну поездку объективно не позволяет покрыть расходы, вытекающие из объема транспортной работы, выполняемой предприятием;

- внешние экономические факторы, усугубившие финансовую стабильность транспортных предприятий (существенное снижение пассажиропотока при сохранившемся объеме расходов, увеличение стоимости расходов на выполнение одного рейса, рост цен на дизельное топливо и т.д.) ставят руководство ОАО «З» в положение необходимости сохранения хозяйственной деятельности предприятия, а также рабочих мест;

- экономически обоснованный тариф значительно превышает установленный размер стоимости проезда по вышеуказанным муниципальным маршрутам г. Ангарска.

Приказом от 25 октября 2020 года № 10 «О тарифах» стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 30 рублей.

Для обоснования повышения стоимости проезда по муниципальным маршрутам г. Ангарска ОАО «З» подготовлен сводный расчет по методике расчета экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и  пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утв. Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № НА-37-р, согласно которому экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом составляет по маршруту № 2 – 100,30 руб., по маршруту № 7 – 86,76 руб., по маршруту № 27 -74,94 руб., по маршруту № 28 – 91,83 руб.

Согласно Приказу от 15.10.2021г. № 2 «О тарифах», тариф на перевозку пассажиров и багажа транспортом в городском сообщении продолжает действовать в ранее установленном размере — 30 руб., по маршруту № 103 стоимость одной поездки устанавливается в размере 3,05 руб за один пассажирокилометр.

Приказом от 24.11.2021г. № 03 «О тарифах» с 25.11.2021г. стоимость одной поездки пассажира по муниципальным маршрутам №№ 2, 7, 27, 28 установлена в размере 35 рублей.

Приказом от 17.01.2022г. № 04 (О тарифах по сезонным (садоводческим) маршрутам» с 01.05.2022г. устанавливаются следующие тарифы на проезд:

- № 109 «г. Ангарск - СНТ «Родник» - 7, 30 руб за пассажирокилометр;

- № 110 «г. Ангарск - СНТ «Еловые ключи» - СНТ «АИСТ» - 7, 39 руб. за пассажирокилометр;

- № 122 «г. Ангарск - СНТ «Березовая роща»- 9, 18 руб. за пассажирокилометр;

- № 124 «г. Ангарск - СНТ «Строитель-1»- 6, 66 руб. за пассажирокилометр;

- № 131 «г. Ангарск - СНТ «Аэлита» - СНТ «Этилен»- 7, 13 руб. за пассажирокилометр.

Стоимость провоза багажа по указанным маршрутам составляет 25% от стоимости проезда.

Приказом от 28.02.2022г. № 05 «О тарифах» с 01.03.2022г. по муниципальному маршруту № 103 стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 13,25 руб. за один пассажирокилометр при наличном расчете. При использовании электронных кошельков серии №№ 10, 11, 31 установлен дифференцированный тариф в размере 2,32 руб. за один пассажирокилометр.

В соответствии с Реестром ООО «Г» осуществляет перевозку пассажиров по следующим муниципальным маршрутам:

- №8 «Железнодорожный вокзал - 12 микрорайон»;

- № 10 «РМЗ - 17А микрорайон»;

- № 20 «212 квартал — РМЗ»;

- № 105 «г. Ангарск - с. «Савватеевка»;

- № 117 «г. Ангарск - СНТ «Васюки»;

- № 118 «г. Ангарск - СНТ «Нива».

ООО «Г» осуществляет перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по вышеуказанным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Письмом (исх. № 344/4 от 21.09.2020г.) ООО «Г» уведомило Управление о возможном повышении стоимости проезда в октябре 2020 года по муниципальным маршрутам №№ 8, 10, 20 ввиду негативной экономической ситуации, вызванной принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, которые привели падению пассажиропотока, роста цен на дизельное топливо, запасные части и сопутствующие расходы. ООО «Г» указало, что предприятие находится на грани прекращения деятельности.

Приказом от 23 октября 2020 года № 12 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в городском сообщении» стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 30 рублей.

Для обоснования повышения стоимости проезда по муниципальным маршрутам г. Ангарска ООО «Г» подготовлен сводный расчет по методике расчета экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утв. Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № НА-37-р, согласно которому экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом составляет по маршруту № 8 - 55,87 руб., по маршруту № 10 – 66,29 руб., по маршруту № 20 - 59,31 руб.

Приказом от 25.10.2021г. № 13 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в городском сообщении» с 20.10.2021г. по муниципальному маршруту № 105 стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 2,87 руб. за один пассажирокилометр.

Приказом от 29.11.2021г. № 13/1 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом по сезонным (садоводческим) маршрутам» с 01.05.2022г. устанавливаются следующие тарифы на проезд:

- № 117 «г. Ангарск - СНТ «Васюки» 5, 10 руб. за один пассажирокилометр;

- № 118 «г. Ангарск - СНТ «Нива» 7, 29 руб. за один пассажирокилометр.

Стоимость провоза багажа по указанным маршрутам составляет 25% от стоимости проезда.

Приказом от 17.12.2021г. № 14 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в городском сообщении» стоимость одной поездки пассажира по муниципальным маршрутам №№ 8, 10, 20 с 18.12.2021г. установлена в размере 35 рублей.

Приказом от 22.02.2022г. № 15 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа транспортом в пригородном сообщении». с 01.03.2022г. по муниципальному маршруту № 105 стоимость одной поездки пассажира установлена в размере 7,4 руб. за один пассажирокилометр при наличном расчете. При использовании электронных кошельков серии №№ 10, 11, 13 установлен дифференцированный тариф в размере 2,32 руб. за один пассажирокилометр.

18.01.2022г. Администрацией принято постановление_№ 28-па «О предоставлении льготного проезда автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отдельным категориям граждан», согласно которому в период c 01.03.2022 по 31.12.2022 граждане, пользующиеся вышеуказанными маршрутами, смогут воспользоваться_льготным_проездом.
Размер льготного тарифа по городским маршрутам установлен в
размере 30 рублей, по пригородным маршрутам - 2,32 рублей за пассажирокилометр.
Согласно указанному постановлению, условием для предоставления льготного проезда является предъявление пассажиром «льготной» транспортной карты «Ангарчанин».

Сопровождение электронных транспортных карт осуществляет ООО «С» в рамках соглашения об информационном взаимодействии_от_01.03.2022г., заключенного с Комитетом.

11.02.2022г. Постановлением Администрации № 125-па утвержден порядок предоставления субсидии из бюджета Ангарского городского округа в целях возмещения недополученных доходов (части доходов), возникающих при оказании услуг отдельным категориям граждан по льготной перевозке автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, а также утверждено положение и состав Комиссии по рассмотрению и оценке предложений (заявок) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях возмещения недополученных доходов (части доходов), возникающих при оказании услуг отдельным категориям граждан по льготной перевозке автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок.

Согласно утвержденному порядку, главный распорядитель, как получатель бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством РФ, как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств по предоставлению Субсидии - Комитет.

Целью предоставления Перевозчикам Субсидии из бюджета Ангарского городского округа является возмещение недополученных доходов (части доходов) Перевозчиков, возникающих при оказании услуг по перевозке автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отдельных категорий граждан, в рамках основного мероприятия «Обеспечение транспортной доступности и комфортности пассажирских перевозок общественным транспортом на территории Ангарского городского округа» подпрограммы «Развитие пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры» на 2020-2024 годы муниципальной программы Ангарского городского округа «Развитие транспортного комплекса» на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации Ангарского городского округа от 13.11.2019 №1171-па и в соответствии с постановлением администрации Ангарского городского округа от 18.01.2022 №28-па «О предоставлении льготного проезда автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отдельным категориям граждан».

Сумма Субсидии, подлежащая перечислению из бюджета Ангарского городского округа, определяется ежемесячно, исходя из фактических данных о количестве перевезенных отдельных категорий граждан за отчетный месяц.

16.02.2022г. ОАО «А», ООО «АВ», ОАО «З», ООО «Г» в адрес Администрации были направлены расчеты экономически обоснованной стоимости проезда по каждому маршруту.

16.02.2022г. Комитет направляет вышеуказанные расчеты тарифов направлены в Комитет по экономике и финансам Администрации Ангарского городского округа.

17.02.2022г. Комитетом принято заключение о результатах экономической экспертизы обоснованности расходов, включаемых в расчет нерегулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в границах Ангарского городского округа, и о правильности формирования нерегулируемых тарифов согласно которому отделом цен и тарифов скорректировано большинство показателей.

21.02.2022г. Состоялось совещание по вопросу предоставления льготного проезда автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам отдельным категориям граждан при участии председателя Комитета Ш, представителя ангарского городского союза автотранспортников В, директора ООО «АВ» и депутата Думы АГО Ш. По результатам проведения указанного совещания решили в срок до 28.02.2022г. предложить автотранспортным предприятиям исключить из ранее представленных расчетов части расходов и направить повторные предложения о согласовании размеров компенсации недополученных доходов, связанных с реализацией постановления Администрации от 18.01.2022г. № 28-па .

23.03.2022г. в адрес Комитета поступили заявки ОАО «А», ООО «АВ», ОАО «З», ООО «Г» на предоставление субсидии из бюджета Ангарского городского округа юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя в целях возмещение недополученных доходов (части доходов) в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на 2022г.

Протоколом заседания комиссии от 04.04.2022г. №1 по предоставлению субсидии из бюджета Ангарского городского округа юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя в целях возмещение недополученных доходов (части доходов) в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на 2022г. ОАО «А», ООО «АВ», ОАО «З», ООО «Г» допущены к участию в отборе на право получения субсидии и определены получателями субсидии.

07.04.2022г. между Комитет и ОАО «А» (№ 7/2022), ООО «АВ» (№ 8/2022), ОАО «З» (№ 6/2022), ООО «Г» (№ 5/2022) заключены соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Ангарского городского округа субсидии на возмещение недополученных доходов (части доходов) в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан автомобильным транспортом общего пользования.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Указанный федеральный закон предусматривает два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифа. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифа осуществляются с применением тарифов, установленных перевозчиками самостоятельно.

Частью 1 статьи 20 Закона о регулярных перевозках установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок
по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок,
межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или
смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации
недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Согласно пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата. Закон о регулярных перевозках не регулирует порядок ценообразования на услуги регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, действующим законодательством предусмотрено право перевозчика самостоятельно устанавливать стоимость проезда на таких маршрутах, исходя из затрат понесенных при оказании услуг по перевозке пассажиров.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, в случаях,
когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы
или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа,
понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет
средств соответствующего бюджета.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что субсидии
юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в
целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения
(возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78).

Субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами
уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения сторон соглашения. Иначе говоря, факт наличия соглашения, ограничивающего конкуренцию, устанавливается исходя из совокупности доказательств по делу.

Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, далее - Обзор). Согласно пункту 9 Обзора в указанной сфере, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают антиконкурентное соглашение, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному

контролю, в том числе в порядке статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции квалифицирующее значение имеют не только действительные, но и возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке), которые подлежат доказыванию антимонопольным органом.

На особенности доказывания наличия антиконкурентного согласованного поведения, указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 30 июня 2008 года № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства": согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Названный подход применим и к доказыванию соглашений, то есть договоренностей, которые, по их существу, не могут быть подтверждены прямыми доказательствами; наличие таких договоренностей косвенно может подтверждаться иными доказательствами, которые могут убедить правоприменительный орган в наличии или отсутствии таких договоренностей.

Согласно Разъяснению Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3), при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных.

В результате изучения и анализа предоставленных сторонами по настоящему делу сведений и документов Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что совокупность установленных по делу косвенных доказательств не является достаточной для вывода о наличии между ответчиками антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия ответчиков не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 038/01/16-1205/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Администрации, КОМИТЕТА, ОАО «А», ООО «АВ», ООО «З», ООО «Г» по признакам нарушения пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Копии решения направить лицам, участвующим в деле;

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии К

 

Члены Комиссии М

 

С

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны