Решение №566 Признать ненадлежащей рекламу «VODKA BAR» от 6 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 566
« 02 » ноября 2015 г. г. Иркутск
Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2015г.
В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2015г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя Иркутского УФАС России; члены Комиссии: начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России; специалист-эксперт отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России;
рассмотрев дело № 1676 от 30.09.2015г., возбужденное Иркутским УФАС России по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.vk.com/vodkabar_angarsk рекламы «VODKA BAR», содержащая следующую текстовую информацию: «23.01 Вот и наступили выходные после тяжелой трудовой недели! А это значит, что можно расслабиться и немного пошалить! Тебя ждут Д*** Б*** со своей нереальной шоу программой, танцующие официанты, дымные, вкусные авторские кальяны от Д*** Б***, флейринг шоу от барменов и шальные шарманщики DJ SAM & DJ RULEVOY, которые заставят танцевать тебя до самого утра! Не пропусти! Шалим до 9 утра! Заказ столов по телефону 6-8888-1». Данная информация сопровождается графическим изображением, содержащим мультипликационные образы двух обнажённых женщин и одного мужчины, сидящих за столом, и текстом: «VODKA BAR Водяра-б***ди-патефон Шальная пятница 23.01. 14 кв. Дом 1 Зажигаем до 9 утра бронирование столиков: 6-8888-1»,
в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Бренн Плюс»;
УСТАНОВИЛА:
Иркутским УФАС России установлено, что 05.02.2015г., 19.03.2015г. и 26.08.2015г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.vk.com/vodkabar_angarsk распространена реклама «VODKA BAR», содержащая следующую текстовую информацию: «23.01 Вот и наступили выходные после тяжелой трудовой недели! А это значит, что можно расслабиться и немного пошалить! Тебя ждут Д*** Б*** со своей нереальной шоу программой, танцующие официанты, дымные, вкусные авторские кальяны от Д*** Б***, флейринг шоу от барменов и шальные шарманщики DJ SAM & DJ RULEVOY, которые заставят танцевать тебя до самого утра! Не пропусти! Шалим до 9 утра! Заказ столов по телефону 6-8888-1». Данная информация сопровождается графическим изображением, содержащим мультипликационные образы двух обнажённых женщин и одного мужчины, сидящих за столом, и текстом: «VODKA BAR Водяра-б***ди-патефон Шальная пятница 23.01. 14 кв. Дом 1 Зажигаем до 9 утра бронирование столиков: 6-8888-1».
В соответствии с определением № 1840 от 20.10.2015г. рассмотрение дела № 1676 назначено на 30.10.2015г.
К участию в его рассмотрении привлечен рекламодатель и рекламораспространитель – ООО «Бренн Плюс».
В указанную дату в Иркутское УФАС России для участия в рассмотрении дела явился законный представитель ООО «Бренн Плюс».
В ходе рассмотрения дела законный представитель ООО «Бренн Плюс» полностью поддержал данные ранее письменные пояснения о том, что ООО «Бренн Плюс» никакого отношения к несуществующей странице в социальной сети «В контакте» по адресу www.vk.com/vodkabar_angarsk не имеет. Обществом неоднократно были замечены фейковые страницы с логотипами, афишами, описанием заведения «VODKA BAR» (пример таких страниц: VK.com./id 256692054; VK.com/vb_ang). ООО «Бренн Плюс» в социальной сети принадлежит только одна официальная группа «В контакте» по адресу: VK.com/vodka_bar_angarsk. Помещение по адресу 665806, Иркутская область, г. Ангарск, 14-й квартал, дом 1 ООО «Бренн Плюс» занимает на основании договора аренды. К мероприятию «Шальная пятница» ООО «Бренн Плюс» не имеет никакого отношения.
К письменным пояснениям приложена копия договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 14, дом 1.
На основании имеющихся в материалах дела пояснений и документов Комиссией установлено следующее.
05.02.2015г., 19.03.2015г. и 26.08.2015г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.vk.com/vodkabar_angarsk распространена реклама «VODKA BAR», содержащая следующую текстовую информацию: «23.01 Вот и наступили выходные после тяжелой трудовой недели! А это значит, что можно расслабиться и немного пошалить! Тебя ждут Д*** Б*** со своей нереальной шоу программой, танцующие официанты, дымные, вкусные авторские кальяны от Д*** Б***, флейринг шоу от барменов и шальные шарманщики DJ SAM & DJ RULEVOY, которые заставят танцевать тебя до самого утра! Не пропусти! Шалим до 9 утра! Заказ столов по телефону 6-8888-1». Данная информация сопровождается графическим изображением, содержащим мультипликационные образы двух обнажённых женщин и одного мужчины, сидящих за столом, и текстом: «VODKA BAR Водяра-б***ди-патефон Шальная пятница 23.01. 14 кв. Дом 1 Зажигаем до 9 утра бронирование столиков: 6-8888-1».
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, данное положение Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006г. № 38-ФЗ запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова для слов «непристойность», «оскорбить», «брань» имеется следующее лексическое значение: «непристойность» — крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; «оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; «брань» - осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.
В «Современном толковом словаре русского языка» отмечено, что грубый это - «не соблюдающий этики человеческих или профессиональных отношений, невежливый»; «выражающий неуважение, пренебрежение к кому-либо, неучтивый, резкий»; «нарушающий элементарные правила чего-либо; непозволительный, недопустимый».
Обсценизм («неприличный», «зазорный») - непристойное выражение, бранное слово, ругательство («Словарь иностранных слов», Комлев Н.Г., 2006).
Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.
Сленг, жаргон, мат являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.
Согласно Большому толковому словарю под редакцией С.А. Кузнецова: слово «б***дь» обозначает развратную, распутную женщину.
В рассматриваемой рекламе данное бранное слово используется во множественном значении, тем самым обозначая несколько развратных, распутных женщин.
При этом, реклама сопровождается мультипликационными изображениями двух обнаженных женщин и одного обнаженного мужчины, сидящих за столом.
Иркутское УФАС России считает, что мультипликационное изображение двух обнаженных женщин, сидящих за столом с мужчиной, обнимающего их за плечи, в сочетании с обсценизмом «Б***ди» имеет непристойный смысл, оскорбляет чувства граждан, нарушает общепринятые нормы морали, гуманности, нравственности, пропагандируют беспорядочные половые связи, сексуальное поведение, свободное от всяческих общественно установленных норм и правил, полное пренебрежение при удовлетворении своих сексуальных потребностей моральными нормами, переходящее границы закона.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что используемый в рассматриваемой рекламе обсценизм «Б***ди» в сочетании с мультипликационным изображением двух обнаженных женщин являются непристойными и оскорбительными для женщин, для всего общества в целом, в том числе для лиц, которые в силу нравственных, религиозных и семейных ценностей считают её таковой.
Данная позиция антимонопольного органа подтверждена членами Экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России.
Так, в целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Иркутским УФАС России рассмотрение данной рекламы было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС России (далее – Экспертный совет).
Экспертный совет образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию. Он является консультативно-совещательным органом при Иркутском УФАС России. В состав Экспертного совета входят специалисты антимонопольного органа, представители органов исполнительной власти Иркутской области, саморегулируемых организаций и профессиональные участники рекламного рынка, эксперты и специалисты в отдельных областях знаний, в том числе в области лингвистики.
В ходе заседания 30.03.2015г. члены Экспертного совета выразили мнение о том, что в указанной рекламе использованы ненормативное слово, обозначающее продажных женщин, и непристойные изображения. В результате, исходя из текста рекламы, можно сделать вывод о том, что в данном случае речь идет об организации и содержании притона.
По результатам голосования члены Экспертного совета единогласно признали наличие в рассматриваемой рекламе непристойных и оскорбительных образов и выражения.
Таким образом, реклама не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ.
Кроме того, реклама не соответствует требованиям ч. 8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, в соответствии с которой не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, так как содержит информацию о кальяне.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, за нарушение требований ч. 6 ст. 5 данного Федерального закона ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с ч. 6, ч.7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, за нарушение требований ч. 8 ст. 7 данного Федерального закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ООО «Бренн Плюс» является арендатором нежилого помещения на 1 этаже, находящегося по адресу: г. Ангарск, квартал 14, д. 1 с 07.11.2013г..
Помимо этого, ООО «В Контакте» в ответ на запрос Иркутского УФАС России, предоставило следующие сведения: страница https://vk.com/vodkabar_angarsk (в настоящее время поддоменное имя изменено на https://vk.com/vb_ang) является персональной страницей пользователя сайта (id 234468700). В феврале и августе 2015г. в качестве имени и фамилии пользователя было указано «Vodka Bar».
Таким образом, в рассматриваемой рекламе указан адрес: г. Ангарск, 14 кв., дом 1, по которому расположен «Vodka Bar». При этом, помещение по данному адресу также арендует ООО «Бренн Плюс», оказывающее услуги общественного питания. В качестве имени и фамилии лица при создании страницы www.vk.com/vodkabar_angarsk указано «Vodka Bar».
С учетом изложенного, Иркутское УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы «Vodka Bar» является ООО «Бренн Плюс», использующее коммерческое наименование «Vodka Bar», оказывающее услуги общественного питания по указанному в рекламе адресу.
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «VODKA BAR», распространенную 05.02.2015г., 19.03.2015г. и 26.08.2015г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.vk.com/vodkabar_angarsk, содержащую следующую текстовую информацию: «23.01 Вот и наступили выходные после тяжелой трудовой недели! А это значит, что можно расслабиться и немного пошалить! Тебя ждут Д*** Б*** со своей нереальной шоу программой, танцующие официанты, дымные, вкусные авторские кальяны от Д*** Б***, флейринг шоу от барменов и шальные шарманщики DJ SAM & DJ RULEVOY, которые заставят танцевать тебя до самого утра! Не пропусти! Шалим до 9 утра! Заказ столов по телефону 6-8888-1». Данная информация сопровождается графическим изображением, содержащим мультипликационные образы двух обнажённых женщин и одного мужчины, сидящих за столом, и текстом: «VODKA BAR Водяра-б***ди-патефон Шальная пятница 23.01. 14 кв. Дом 1 Зажигаем до 9 утра бронирование столиков: 6-8888-1», в связи с нарушением требований ч. 6 ст. 5, ч. 8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, поскольку в рекламе содержится бранное слово, непристойные и оскорбительные образы, а так же информация о кальянах.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения требования рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ № 298
« 02 » ноября 2015 г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя Иркутского УФАС России; члены Комиссии: начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России; специалист-эксперт отдела контроля органов власти Иркутского УФАС России;
на основании решения № 566 от 02.11.2015г. по делу № 1676 от 30.09.2015г. о признании ненадлежащей рекламы «VODKA BAR», распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.vk.com/vodkabar_angarsk, содержащей следующую текстовую информацию: «23.01 Вот и наступили выходные после тяжелой трудовой недели! А это значит, что можно расслабиться и немного пошалить! Тебя ждут Д*** Б*** со своей нереальной шоу программой, танцующие официанты, дымные, вкусные авторские кальяны от Д*** Б***, флейринг шоу от барменов и шальные шарманщики DJ SAM & DJ RULEVOY, которые заставят танцевать тебя до самого утра! Не пропусти! Шалим до 9 утра! Заказ столов по телефону 6-8888-1». Данная информация сопровождается графическим изображением, содержащим мультипликационные образы двух обнажённых женщин и одного мужчины, сидящих за столом, и текстом: «VODKA BAR Водяра-б***ди-патефон Шальная пятница 23.01. 14 кв. Дом 1 Зажигаем до 9 утра бронирование столиков: 6-8888-1», с нарушением требований ч. 6 ст. 5, ч. 8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Бренн Плюс» в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 6 статьи 5, части 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, а именно: прекратить распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы «VODKA BAR», содержащей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, информацию о кальянах.
2. ООО «Бренн Плюс» представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в двухдневный срок после его исполнения.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.