Решение №038/348/22 решение от 18 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18.04.2022 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <.....>;

Члены Комиссии: <.....>;

при участии представителя ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (далее – Заказчик) – <.....>, представителя Акционерного общества «АльфаСтрахование» (далее – АО «АльфаСтрахование», Заявитель) – <.....>;

рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 0334100031622000008), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 07 апреля 2022 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с доводами жалобы Заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок об отклонении его заявки на участие в закупке в связи с предложением цены контракта ниже предельно минимального значения размера базовых ставок страховых тарифов по транспортным средствам, поскольку, по мнению заявителя, его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствует требованиям Извещения об осуществлении электронного аукциона, нормам Федерального закона № 44-ФЗ и предложенная цена рассчитана с учетом действующих на момент подачи заявки базовых ставок.

Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 26 марта 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона № 0334100031622000008 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 662 157 руб. 81 коп.

На участие в указанном электронном аукционе подано 7 заявок.

Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 04.04.2022 №ЦПА1 минимальное ценовое предложение поступило от участника № 111589032 (АО «АльфаСтрахование») – 352 036 руб. 05 коп. Аналогичные ценовые предложения поступили от заявок №№ 111589029, 11197091, 111632228.

Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2022 №ИЭА1 заявка участника № 111589032 (АО «АльфаСтрахование») и заявки №№ 111589029, 11197091, 111632228 отклонены от участия в электронном аукционе в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона № 44-ФЗ.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.

 

Требования к порядку проведения электронного аукциона установлены статьей 49 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно п.п. «а» пункта 3 части 5 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона № 44-ФЗ.

Из содержания пункта 8 части 12 статьи 48 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Как было указано выше, начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 662 157 руб. 81 коп.

Из Приложения № 2 к Извещению о проведении электронного аукциона следует, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитана в соответствии с Указанием Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Как следует из материалов дела, АО «АльфаСтрахование» предложило цену контракта в размере 352 036 руб. 05 коп., что меньше начальной (максимальной) цены контракта.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

В силу пунктов 1-2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с данным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 данной статьи.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России, и Закон об ОСАГО предусматривает специальные правила относительно определения стоимости страхования, в том числе, при заключении государственного/муниципального контракта, при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствий с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного закона.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного закона. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

На основании пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости, в том числе, от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (коэффициент КБМ).

Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

С учетом изложенного, установленные законом страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО обязательны для применения страховщиками.

Данное правило не предусматривает исключения для случаев формирования цены предложения в целях подачи заявки на участие в закупке товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии Федеральным законом № 44-ФЗ.

Следовательно, формируя цену предложения по оказанию услуг ОСАГО, участник закупки обязан применять тарифы в соответствии с законом об ОСАГО, Указанием Банка России, а также применять информацию, размещенную в документации заказчика.

Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (страховая премия) сформирована заказчиком на основании Указания Банка России № 6007-У с применением минимальных базовых тарифов на каждое автотранспортное средство.

На момент размещения указанного извещения № 0334100031622000008 о проведении электронного аукциона, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии, по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств действовало Указание Банка России от 08.12.2021 № 6007-У.

Указание Банка № № 6007-У устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Соответствие коэффициента страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее – коэффициент КБМ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022года, классу КБМ на 31 марта 2022года, при осуществлении обязательного страхования, при расчете размера страховой премии.

Ежегодно 1 апреля каждому водителю присваивается новый КБМ. Пересчёт КБМ для юридических лиц также происходит 1 апреля каждого года, его величина определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициентов КБМ юридического лица по каждому транспортному средству, владельцем которого оно является, по всем действующим договорам обязательного страхования и коэффициентов КБМ юридического лица по каждому транспортному средству, владельцем которого оно являлось и по которому отсутствуют действующие на следующий день после периода КБМ договоры обязательного страхования, по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие в период КБМ.

Вместе с тем, влиять на изменение цены контракта может только коэффициент КМБ, который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от наличия произошедших ранее у заказчика страховых случаев.

Учитывая данное условие, коэффициент КМБ является одинаковым для всех страховщиков-участников конкурса и не может быть произвольно снижен участником аукциона, а заявка участника закупки, изменившего цену за услуги ОСАГО, подлежит отклонению в связи с предоставлением недостоверных сведений о цене контракта, поскольку страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных.

Заказчиком в расчете указан КБМ равный – 0,72 на основании данных полученных от страховой компании Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ»), в которой на момент размещения закупки застрахованы транспортные средства Заказчика. АО «СОГАЗ» является членом Российского союза автостраховщиков (далее – РСА) и передает все данные о страховых возмещениях заказчика в РСА. На официальном сайте РСА есть также сведения о совершенных заказчиком ДТП в 2021году.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных: и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Начальная (максимальная) цена контракта (страховая премия) сформирована Заказчиком на основании статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ в соответствии со страховыми тарифами, утвержденными Указанием Банка России № 5000-У.

Комиссией установлено, что заявка участника закупки – АО «АльфаСтрахование» не соответствует требованиям Извещения, поскольку содержит недостоверные сведения о цене контракта (заявка содержит предложение о цене контракта в размере – 352 036 руб. 05 коп., что не соответствовало начальной (максимальной) цене контракта, определенной заказчиком в размере 1 662 157 руб. 81 коп.

Вместе с тем, участникам электронного аукциона при подаче заявок следовало руководствоваться действующим на дату размещения Извещения об осуществлении электронного аукциона № 0334100031622000008 в Единой информационной системе (26 марта 2022 года) Указанием Банка России № 6007-У, оснований для применения данного Указания, вступившего в силу с 01.04.2022 года и изменяющего порядок начисления коэффициента КБМ, у Заявителя не имелось.

С момента размещения в Единой информационной системе Извещения информация о закупке становится доступной неограниченному кругу лиц. Внесение каких-либо изменений в Извещение после их опубликования законодателем не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, использование в заявке участника в расчете страховой премии сниженного с 01.04.2022 КБМ (при том, что извещение опубликовано 26 марта 2022 года и срок подачи заявок завершился 04 апреля 2022 года) неправомерно, направлено на получение необоснованных преимуществ.

Как следует из пояснений Заказчика, цена контракта (страховая премия) в размере: 389 947руб. 15 коп. рублей соответствует предельным размерам базовых ставок страховых тарифов, их минимальному значению, выраженному в рублях.

Соответственно, победителем было признано ценовое предложение участника закупки под № 111589030 - СПАО «Ингосстрах», которое соответствовало Федеральному закону № 44-ФЗ, а также минимальному значению предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (согласно Указания Банка № 6007-У) выраженному в рублях, в размере 389 947 руб. 15 коп..

Ценовое предложение участника закупки, с порядковым номером заявки №111589032 - АО «АльфаСтрахование», а также ценовые предложения участников закупки с номерами заявок №№ 111589029, 11197091, 111632228 были отклонены, так как они указали цену контракта (страховую премию) в размере 352 036 руб. 05 коп. с КБМ - 0,65, вступившим в действие с 01 апреля 2022 года, после даты опубликования Заказчиком Извещения.

Таким образом, комиссией по осуществлению закупок Заказчика принято обоснованное решение отклонить заявку заявителя (заявка № 111589032) на участие в электронном аукционе. В рассматриваемом случае, Заявитель предложил цену контракта ниже предельно минимального значения размера базовых ставок страховых тарифов по транспортным средствам, действующих на момент размещения Извещения в ЕИС.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика отсутствует нарушение Федерального закона № 44-ФЗ, следовательно, довод жалобы не находит свое подтверждение и является необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «АльфаСтрахование» необоснованной;

  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;

  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

<.....>

Члены комиссии

<.....>

 

<.....>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны