Решение №038/675/21 Решение ООО "Бизнес Партнер" от 9 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск
Резолютивная часть решения оглашена «27» «мая» 2021г.
В полном объеме решение изготовлено «__» «июня» 2021г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – .;
члены Комиссии: ; ,
рассмотрев дело 038/05/7-302/2021 возбужденное по признакам нарушения требований установленных ч.7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламной статьи «Красота без компромиссов!» в журнале «RAFINAD», следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э.» (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер или в директ Инстаграм doc_belladonna...».
в присутствии представителя ООО «Бизнес Парнер» по доверенности — ;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление от территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области (вх. 19654-ЭП/20 от 28.12.2020г.) по факту распространения в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области установлено, что в журнале «RAFINAD» от ноября 2020 г. в статье «Красота без компромиссов!» с рекламой медицинских услуг следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э.» (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер или в директ Инстаграм doc_belladonna...».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г № 38- ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Обозначенная информация полностью соответствует законодательному понятию реклама, закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования.
В рассматриваемой рекламе содержится информация об оказании медицинских косметологических услуг, в том числе на основе инъекций гиалуроновой кислоты.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу. Класс "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 г. N 804н к медицинским услугам относятся:
• A11.02.002 - «Внутримышечное введение лекарственных препаратов (ботулинотерапия)»;
• А11.01.012 - «Введение искусственных имплантатов в мягкие ткани»;
• А11.01.013 - «Введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы»;
• А16.01.026 - «Внутрикожная контурная пластика»;
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С").
В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. No 38-ФЗ, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 7 несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В силу положений статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель — это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Иркутским УФАС России установлено, что рекламодателем рекламной статьи «Красота без компромиссов!» следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э. (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер или в директ Инстаграм doc_belladonna...», распространенной в журнале «RAFINAD» от ноября 2020 г. является Р., 28.10.1985г.р., рекламораспространителем - учредитель журнала «RAFINAD» - ООО «Бизнес Партнер».
В связи с обнаружением признаков нарушения ч. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе», 01.03.2021г. Иркутским УФАС России определением № 038/264/21 возбуждено дело по факту распространения в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» рекламы, следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э.» (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер 89642257393 или в директ Инстаграм doc_belladonna...».
К участию в его рассмотрении привлечены лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодатель — Романова Эмилия Викторовна; рекламораспространитель – ООО «Бизнес Партнер».
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 1922 от 24 ноября 2020 года (далее – Правила).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» содержит в себе все признаки рекламы. А именно: распространена в печатном СМИ, адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к деятельности и услугам Романовой Э.В.; продвижения ее услуг на рынке, следовательно, является рекламой, и на такую информацию распространяются требования ФЗ «О рекламе».
В ходе рассмотрения дела ООО «Бизнес Партнер» представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми журнал «RAFINAD» зарегистрирован как средство массовой информации — периодическое печатное издание, журнал в соответствии со Свидетельством о регистрации СМИ от 10.08.2012 ПИ № ТУ38-00554. Примерная тематика журнала — рекламное издание. По решению учредителя действие СМИ прекращено 01.02.2021.
Статья в номере журнала за ноябрь 2020г. под названием «Красота без компромиссов», по мнению ООО «Бизнес Партнер» не является рекламной статьей, не содержит информации, которая может быть квалифицирована в качестве рекламы.
В статье идет речь о главной героине — Э.— жительнице г. Ангарска, яркой девушке, «бьюти-коуч» и косметологе, не по наслышке знающей о новых течениях и тенденциях в мире красоты.
В связи с «нерекламным» характером статьи договор на распространение рекламы не заключался. Заявки, платежные документы, иные документы, связанные с распространением рекламы отсутствуют.
Текст статьи «Красота без компромиссов!» в журнале «RAFINAD» подготовлен главным редактором журнала К. под псевдоним «Е.».
Согласно пп.12 п.1 ст.47 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», журналист вправе распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Комиссия Иркутского УФАС России критически относится к представленным доводам ООО «Бизнес Партнер», поскольку, информация, размещенная в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» содержит в себе все признаки рекламы. А именно: распространена в печатном СМИ, адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к деятельности и услугам Р..; продвижения ее услуг на рынке, следовательно, является рекламой, и на такую информацию распространяются требования ФЗ «О рекламе».
Исходя из текста статьи, можно сделать вывод, что речь идет об услугах медицинского характера, а именно косметологических. По тексту статьи нередко указывается на то, что Э., под псевдонимом Беладонна, является «мастером инъекционной косметологии», осуществляет данные услуги на профессиональной основе.
В конце статьи размещены контактные данные Р. (Viber и аккаунт в социальной сети «Instagram») для просмотра отзывов о косметологических процедурах, осуществляемых Р.. и записи на прием.
Информация, представленная ПАО «Вымпелком» подтверждает тот факт, что абонентский номер +7 964-225-7393, указанный в тексте рекламной статьи, принадлежит Романовой Эмилии Викторовне на основании договора об оказании услуг связи.
Комиссией в ходе рассмотрения дела были осуществлены процессуальные действия по осмотру информации, размещенной в социальной сети «Instagram» на аккаунте doc_beladonna, указанному в тексте рекламной статьи, в соответствии с которыми подтверждается факт осуществления Романовой Эмилией Викторовной косметологических услуг, в том числе инъекций ботулотоксина, гиалуроновой кислоты и прочее.
В соответствии с информацией, представленной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области, в отношении Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с письмом ГУ МВД России по Иркутской области установлено, что Р., представляет населению услуги эстетический косметологии без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без государственный регистрации в качестве юридического лица.
Протокол в отношении Р. направлен мировому судье судебного участка №29 г. Ангарска, для рассмотрения и принятия правового решения.
Сотрудники Иркутского УФАС России связались с Р. через ее аккаунт в социальной сети «Instagram» (doc_belladonna), данные переписки также подтверждают факт осуществления Р. косметологических услуг.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу. Класс "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 г. N 804н к медицинским услугам относятся:
• A11.02.002 - «Внутримышечное введение лекарственных препаратов (ботулинотерапия)»;
• А11.01.012 - «Введение искусственных имплантатов в мягкие ткани»;
• А11.01.013 - «Введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы»;
• А16.01.026 - «Внутрикожная контурная пластика»;
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С").
В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ.
Р. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.01.2021г. (ИНН 380110229160), лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет, что подтверждается материалами дела, а также скриншотом страницы официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, за нарушение требований ч. 7 ст. 7 данного Федерального закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В силу положений статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В настоящее время по решению учредителя действие журнала «RAFINAD» прекращено 01.02.2021г., в связи с чем реклама не распространяется. В связи с чем, Комиссией Управления принято решение о нецелесообразности выдачи предписания об устранении допущенного правонарушения.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, распространенную в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э. (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер или в директ Инстаграм doc_belladonna...», поскольку данная реклама нарушает требования ч. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе», а именно, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
-
Предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения.
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его принятия.