Решение №038/675/21 Решение ООО "Бизнес Партнер" от 9 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» «мая» 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «__» «июня» 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – .;

члены Комиссии: ; ,

рассмотрев дело 038/05/7-302/2021 возбужденное по признакам нарушения требований установленных ч.7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламной статьи «Красота без компромиссов!» в журнале «RAFINAD», следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э.» (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер  или в директ Инстаграм doc_belladonna...».

в присутствии представителя ООО «Бизнес Парнер» по доверенности — ;

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление от территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области (вх. 19654-ЭП/20 от 28.12.2020г.) по факту распространения в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области установлено, что в журнале «RAFINAD» от ноября 2020 г. в статье «Красота без компромиссов!» с рекламой медицинских услуг следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э.» (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер или в директ Инстаграм doc_belladonna...».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г № 38- ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Обозначенная информация полностью соответствует законодательному понятию реклама, закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования.

В рассматриваемой рекламе содержится информация об оказании медицинских косметологических услуг, в том числе на основе инъекций гиалуроновой кислоты.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу. Класс "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 г. N 804н к медицинским услугам относятся:

A11.02.002 - «Внутримышечное введение лекарственных препаратов (ботулинотерапия)»;

А11.01.012 - «Введение искусственных имплантатов в мягкие ткани»;

А11.01.013 - «Введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы»;

А16.01.026 - «Внутрикожная контурная пластика»;

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С").

В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. No 38-ФЗ, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 7 несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В силу положений статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель — это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Иркутским УФАС России установлено, что рекламодателем рекламной статьи «Красота без компромиссов!» следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э. (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер  или в директ Инстаграм doc_belladonna...», распространенной в журнале «RAFINAD» от ноября 2020 г. является Р., 28.10.1985г.р., рекламораспространителем - учредитель журнала «RAFINAD» - ООО «Бизнес Партнер».

В связи с обнаружением признаков нарушения ч. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе», 01.03.2021г. Иркутским УФАС России определением № 038/264/21 возбуждено дело по факту распространения в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» рекламы, следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э.» (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер 89642257393 или в директ Инстаграм doc_belladonna...».

К участию в его рассмотрении привлечены лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламодатель — Романова Эмилия Викторовна; рекламораспространитель – ООО «Бизнес Партнер».

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 1922 от 24 ноября 2020 года (далее – Правила).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» содержит в себе все признаки рекламы. А именно: распространена в печатном СМИ, адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к деятельности и услугам Романовой Э.В.; продвижения ее услуг на рынке, следовательно, является рекламой, и на такую информацию распространяются требования ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела ООО «Бизнес Партнер» представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми журнал «RAFINAD» зарегистрирован как средство массовой информации — периодическое печатное издание, журнал в соответствии со Свидетельством о регистрации СМИ от 10.08.2012 ПИ № ТУ38-00554. Примерная тематика журнала — рекламное издание. По решению учредителя действие СМИ прекращено 01.02.2021.

Статья в номере журнала за ноябрь 2020г. под названием «Красота без компромиссов», по мнению ООО «Бизнес Партнер» не является рекламной статьей, не содержит информации, которая может быть квалифицирована в качестве рекламы.

В статье идет речь о главной героине — Э.— жительнице г. Ангарска, яркой девушке, «бьюти-коуч» и косметологе, не по наслышке знающей о новых течениях и тенденциях в мире красоты.

В связи с «нерекламным» характером статьи договор на распространение рекламы не заключался. Заявки, платежные документы, иные документы, связанные с распространением рекламы отсутствуют.

Текст статьи «Красота без компромиссов!» в журнале «RAFINAD» подготовлен главным редактором журнала К. под псевдоним «Е.».

Согласно пп.12 п.1 ст.47 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», журналист вправе распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Комиссия Иркутского УФАС России критически относится к представленным доводам ООО «Бизнес Партнер», поскольку, информация, размещенная в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» содержит в себе все признаки рекламы. А именно: распространена в печатном СМИ, адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к деятельности и услугам Р..; продвижения ее услуг на рынке, следовательно, является рекламой, и на такую информацию распространяются требования ФЗ «О рекламе».

Исходя из текста статьи, можно сделать вывод, что речь идет об услугах медицинского характера, а именно косметологических. По тексту статьи нередко указывается на то, что Э., под псевдонимом Беладонна, является «мастером инъекционной косметологии», осуществляет данные услуги на профессиональной основе.

В конце статьи размещены контактные данные Р. (Viber и аккаунт в социальной сети «Instagram») для просмотра отзывов о косметологических процедурах, осуществляемых Р.. и записи на прием.

Информация, представленная ПАО «Вымпелком» подтверждает тот факт, что абонентский номер +7 964-225-7393, указанный в тексте рекламной статьи, принадлежит Романовой Эмилии Викторовне на основании договора об оказании услуг связи.

Комиссией в ходе рассмотрения дела были осуществлены процессуальные действия по осмотру информации, размещенной в социальной сети «Instagram» на аккаунте doc_beladonna, указанному в тексте рекламной статьи, в соответствии с которыми подтверждается факт осуществления Романовой Эмилией Викторовной косметологических услуг, в том числе инъекций ботулотоксина, гиалуроновой кислоты и прочее.

В соответствии с информацией, представленной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области, в отношении Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии с письмом ГУ МВД России по Иркутской области установлено, что Р., представляет населению услуги эстетический косметологии без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без государственный регистрации в качестве юридического лица.

Протокол в отношении Р. направлен мировому судье судебного участка №29 г. Ангарска, для рассмотрения и принятия правового решения.

Сотрудники Иркутского УФАС России связались с Р. через ее аккаунт в социальной сети «Instagram» (doc_belladonna), данные переписки также подтверждают факт осуществления Р. косметологических услуг.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу. Класс "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 г. N 804н к медицинским услугам относятся:

A11.02.002 - «Внутримышечное введение лекарственных препаратов (ботулинотерапия)»;

А11.01.012 - «Введение искусственных имплантатов в мягкие ткани»;

А11.01.013 - «Введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы»;

А16.01.026 - «Внутрикожная контурная пластика»;

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С").

В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. 38-ФЗ.

Р. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.01.2021г. (ИНН 380110229160), лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет, что подтверждается материалами дела, а также скриншотом страницы официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, за нарушение требований ч. 7 ст. 7 данного Федерального закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В силу положений статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В настоящее время по решению учредителя действие журнала «RAFINAD» прекращено 01.02.2021г., в связи с чем реклама не распространяется. В связи с чем, Комиссией Управления принято решение о нецелесообразности выдачи предписания об устранении допущенного правонарушения.

На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

      1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, распространенную в журнале «RAFINAD» от ноября 2020г. в статье «Красота без компромиссов!» следующего содержания: «Секреты преображения от Белладонны...(далее по тексту). Хотите стать участником «Секретного чата Э. (группа в Viber, где оставляют отзывы о процедурах и раздают невероятные скидки) и попасть на прием к Белладонне? Пишите в WhatsApp, Viber на номер  или в директ Инстаграм doc_belladonna...», поскольку данная реклама нарушает требования ч. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе», а именно, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

      2. Предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения.

      3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Росздравнадзор
ИНН 3808113956, ОГРН 1043801064031
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Партнер"
ИНН 3801119317, ОГРН 1123801002071