Решение №038/598/23 решение;признание;15;1;2;МКУ Администрация Тыретского МО от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» декабря 2023 года.

Полный текст решения изготовлен «___» декабря 2023 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

и;

рассмотрев дело №038/01/15-2377/2023, возбужденное по признакам нарушения МКУ «Администрация Тыретского муниципального образолвания» п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило обращение ООО «Иркутскэнергосбыт» (вх. № 8422/22 от 23.06.2022г.) на действия МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» (далее – Администрация), выразившиеся в заключении договоров аренды муниципального имущества с нарушением действующего законодательства.

Иркутским УФАС России, в связи с поступлением указанных материалов, проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Заларинский район» (далее – КУМИ Заларинского района) 15.08.2011г. заключен договор № 8 аренды муниципального имущества с ООО «Тыретские инженерные сети». По договору аренды № 8 от 15.08.2011г. КУМИ Заларинского района переданы объекты теплоснабжения, расположенные в р.п. Тыреть Заларинского района Иркутской области. Срок указанного договора: 11 месяцев с 11.08.2011г. до 11.07.2012г., с последующей пролонгацией договора на каждые 11 месяцев, до 5 лет с момента подписания договора аренды, при отсутствии оснований для его расторжения.

Таким образом, максимальный срок договора аренды № 8 от 15.08.2011г. определен сторонами до 15.08.2016г.

Согласно правоустанавливающим документам, представленным Администрацией, муниципальное имущество, являющееся предметом договора аренды № 8 от 15.08.2011г., в период с 2013 года по 2015 год передано в муниципальную собственность Тыретского муниципального образования.

Срок договора аренды № 8 от 15.08.2011г. неоднократно продлевался по соглашению сторон. Дополнительным соглашением от 31.05.2022г. к договору аренды № 8 от 15.08.2011г. срок действия договора продлен с 01.06.2022г. по 31.12.2022г. либо до момента заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды № 8 от 15.08.2011г. в зависимости от того, какое событие наступит ранее.

КУМИ Заларинского района 15.08.2011г. заключен договор № 9 аренды муниципального имущества с ООО «Тыретские инженерные сети». По договору аренды № 9 от 15.08.2011г. КУМИ Заларинского района переданы объекты водоснабжения, расположенные в р.п. Тыреть Заларинского района Иркутской области. Срок указанного договора: 11 месяцев с 11.08.2011г. до 11.07.2012г., с последующей пролонгацией договора на каждые 11 месяцев, до 5 лет с момента подписания договора аренды, при отсутствии оснований для его расторжения.

Таким образом, максимальный срок договора аренды № 9 от 15.08.2011г. определен сторонами до 15.08.2016г.

Согласно правоустанавливающим документам, представленным Администрацией, муниципальное имущество, являющееся предметом договора аренды № 9 от 15.08.2011г., в период с 2013 года по 2021 год передано в муниципальную собственность Тыретского муниципального образования.

Срок договора аренды № 9 от 15.08.2011г. неоднократно продлевался по соглашению сторон. Дополнительным соглашением от 31.05.2022г. к договору аренды № 9 от 15.08.2011г. срок действия договора продлен с 01.06.2022г. по 31.12.2022г. либо до момента заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды № 9 от 15.08.2011г. в зависимости от того, какое событие наступит ранее.

КУМИ Заларинского района 11.08.2011г. заключен договор № 10 аренды муниципального имущества с ООО «Тыретские инженерные сети». По договору аренды № 10 от 11.08.2011г. КУМИ Заларинского района переданы объекты водоотведения, расположенные в р.п. Тыреть Заларинского района Иркутской области. Срок указанного договора: 11 месяцев с 11.08.2011г. до 11.07.2012г., с последующей пролонгацией договора на каждые 11 месяцев, до 5 лет с момента подписания договора аренды, при отсутствии оснований для его расторжения.

Таким образом, максимальный срок договора аренды № 10 от 11.08.2011г. определен сторонами до 11.08.2016г.

Согласно правоустанавливающим документам, представленным Администрацией, муниципальное имущество, являющееся предметом договора аренды № 10 от 11.08.2011г., в период с 2016 года по 2020 год передано в муниципальную собственность Тыретского муниципального образования.

Срок договора аренды № 10 от 11.08.2011г. неоднократно продлевался по соглашению сторон. Дополнительным соглашением от 31.05.2022г. к договору аренды № 10 от 11.08.2011г. срок действия договора продлен с 01.06.2022г. по 31.12.2022г. либо до момента заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды № 10 от 11.08.2011г. в зависимости от того, какое событие наступит ранее.

Согласно письменным пояснениям, Администрацией проводится работа по заключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом договоров аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 3.1. Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении, статьей 41.1 Федерального закона Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении.

В силу части 3 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более пяти лет, передача прав владения или пользования хозяйствующим субъектам на такие объекты теплоснабжения может осуществляться только по концессионному соглашению.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Ввиду изложенного действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ООО «Тыретские инженерные сети» по договорам аренды, в нарушение действующего законодательства, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности такому хозяйствующему субъекту.

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ООО «Тыретские инженерные сети» по договорам аренды, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и, следовательно, содержат признаки нарушения п.2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.2 ст.39.1. Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.39.1. Закона о защите конкуренции», Администрации выдано предупреждение № 035/28/22 от 06.09.2022г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом вышеуказанных договоров, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 01.03.2023г.

Согласно ч.5 ст.39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Администрацией в адрес Иркутского УФАС России направлено ходатайство (вх. № 3536-ЭП/23 от 01.03.2023г.) о продлении срока выполнения предупреждения № 038/28/22 от 06.09.2022г., по результатам рассмотрения которого Иркутским УФАС России принято решение об удовлетворении указанного ходатайства и продлении срока выполнения предупреждения до 01.09.2023г.

По окончанию срока, установленного для выполнения предупреждения № 038/28/22 от 06.09.2023г. в адрес Иркутского УФАС России Администрацией в адрес Иркутского УФАС России направлено ходатайство (вх. № 15341-ЭП/23 от 31.08.2023г.) о продлении срока выполнения предупреждения № 038/28/22 от 06.09.2022г., которое признано не мотивированным и не подлежащим удовлетворению.

Следовательно, предупреждение № 038/28/22 от 06.09.2022г. в установленный срок Администрацией не исполнено.

Согласно ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Следовательно, предупреждение № 038/28/22 от 06.09.2022г. в установленный срок Администрацией не исполнено.

Наличие вышеуказанных обстоятельств послужило поводом к возбуждению приказом № 038/246/23 от 14.09.2023г. в отношении Администрации дела № 038/01/15-2377/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Определением № 038/9429/23 от 26.09.2023г. рассмотрение дела назначено на 26.10.2023г. в 11 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/15-2377/2023 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 038/01/15-2377/2023 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды на товарном рынке поставки продовольственных товаров, установлено следующее.

Определение временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с требованиями п. 9 ст. 5 Закона о защите конкуренции, временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Поскольку целью проведения анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления рассматриваемых действий, то в качестве временного интервала настоящего исследования определен период с 11.08.2011г. (дата заключения договора аренды № 10) по 14.09.2023г. (дата возбуждения дела № 038/01/15-2377/2023).

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка.

В соответствии с Порядком (п.3.4) определение товара, в том числе проводится на основе: условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Услуги теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения характеризуются:

- использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;

- неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

- невозможностью для потребителя отказаться от получения данной услуги на сколько-нибудь длительный срок;

-невозможность компенсации недопроизводства услуги в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

- необходимость четкой взаимоувязки на всех стадиях производственного процесса;

- тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных решений от местных условий;

- невозможностью либо нецелесообразностью потребителя, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретать товар за пределами сферы обращения товара, в границах определенной территории.

Продуктовые границы товарного рынка являются услуги теплоснабжения и услуги водоснабжения и (или) водоотведения.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

На основании особенностей и свойств услуг теплоснабжения, а также единственной возможностью транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры, географическими границами исследуемого рынка является зона обслуживания потребителей в границах, имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов на территории Заларинского района Иркутской области.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

Действия МКУ «Администрации Тыретского муниципального образования», выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договорам аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г., заключенным с ООО «Тыретские Инженерные Сети» в нарушение норм Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями – хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке в границах Заларинского района Иркутской области.

Администрация считает, что в ее действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства и дело № 038/01/15-2377/2023 подлежит прекращению, поскольку Администрацией предпринимаются меры для заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, а именно: регулярно проводятся технические совещания с ресурсоснабжающей организацией – ООО «Тыретские инженерные сети», направлены обращения губернатору Иркутской области и в НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области».

Комиссия Иркутского УФАС России отклоняет данный довод Администрации в связи со следующим.

В целях эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения потребителей услугами теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, необходима регулируемая организация, осуществляющая деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и(или) водоотведения. Учитывая положения Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении, Администрацией с такой организацией должно быть заключено концессионное соглашение в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях, а именно путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. Объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся предметом договоров аренды № 8 от 15.08.2011 г., № 9 от 15.08.2011 г., № 10 от 11.08.2011г., продолжают эксплуатироваться по указанным договорам в нарушение действующего законодательства.

Для вывода о наличии нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции достаточным является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/15-2377/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договорам аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г., заключенным с ООО «Тыретские Инженерные Сети» в нарушение норм Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создают необоснованные препятствия к осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам-конкурентам ООО «Тыретские Инженерные Сети», по п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Лицам, участвующим в деле направлено заключение Комиссии № 038/6259/23 от 27.11.2023г. об обстоятельствах дела № 038/01/15-2377/2023.

Администрацией представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 038/01/15-2377/2023, которые не содержат новых существенных обстоятельств, способных повлиять на выводы Комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/15-2377/2023 о наличии в действиях МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» (ИНН 3814010109, место нахождения: 666331, Иркутская область, Заларинский р-н, р.п. Тыреть 1-я, мкр Солерудник, 9) нарушившей п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, выразившихся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договорам аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г., заключенным с ООО «Тыретские Инженерные Сети» в нарушение норм Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создают необоснованные препятствия к осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам-конкурентам ООО «Тыретские Инженерные Сети».

2. Выдать МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом вышеуказанных договоров, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 23.12.2024г.

2. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания – ответчику.

3. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Иркутскэнергосбыт ООО
ИНН 3808166404, ОГРН 1073808009659
Администрация Тыретского муниципального образования МКУ
ИНН 3814010109, ОГРН 1053814024494