Решение №038/598/23 решение;признание;15;1;2;МКУ Администрация Тыретского МО от 21 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск
Резолютивная часть решения оглашена «08» декабря 2023 года.
Полный текст решения изготовлен «___» декабря 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
и;
рассмотрев дело №038/01/15-2377/2023, возбужденное по признакам нарушения МКУ «Администрация Тыретского муниципального образолвания» п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило обращение ООО «Иркутскэнергосбыт» (вх. № 8422/22 от 23.06.2022г.) на действия МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» (далее – Администрация), выразившиеся в заключении договоров аренды муниципального имущества с нарушением действующего законодательства.
Иркутским УФАС России, в связи с поступлением указанных материалов, проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Заларинский район» (далее – КУМИ Заларинского района) 15.08.2011г. заключен договор № 8 аренды муниципального имущества с ООО «Тыретские инженерные сети». По договору аренды № 8 от 15.08.2011г. КУМИ Заларинского района переданы объекты теплоснабжения, расположенные в р.п. Тыреть Заларинского района Иркутской области. Срок указанного договора: 11 месяцев с 11.08.2011г. до 11.07.2012г., с последующей пролонгацией договора на каждые 11 месяцев, до 5 лет с момента подписания договора аренды, при отсутствии оснований для его расторжения.
Таким образом, максимальный срок договора аренды № 8 от 15.08.2011г. определен сторонами до 15.08.2016г.
Согласно правоустанавливающим документам, представленным Администрацией, муниципальное имущество, являющееся предметом договора аренды № 8 от 15.08.2011г., в период с 2013 года по 2015 год передано в муниципальную собственность Тыретского муниципального образования.
Срок договора аренды № 8 от 15.08.2011г. неоднократно продлевался по соглашению сторон. Дополнительным соглашением от 31.05.2022г. к договору аренды № 8 от 15.08.2011г. срок действия договора продлен с 01.06.2022г. по 31.12.2022г. либо до момента заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды № 8 от 15.08.2011г. в зависимости от того, какое событие наступит ранее.
КУМИ Заларинского района 15.08.2011г. заключен договор № 9 аренды муниципального имущества с ООО «Тыретские инженерные сети». По договору аренды № 9 от 15.08.2011г. КУМИ Заларинского района переданы объекты водоснабжения, расположенные в р.п. Тыреть Заларинского района Иркутской области. Срок указанного договора: 11 месяцев с 11.08.2011г. до 11.07.2012г., с последующей пролонгацией договора на каждые 11 месяцев, до 5 лет с момента подписания договора аренды, при отсутствии оснований для его расторжения.
Таким образом, максимальный срок договора аренды № 9 от 15.08.2011г. определен сторонами до 15.08.2016г.
Согласно правоустанавливающим документам, представленным Администрацией, муниципальное имущество, являющееся предметом договора аренды № 9 от 15.08.2011г., в период с 2013 года по 2021 год передано в муниципальную собственность Тыретского муниципального образования.
Срок договора аренды № 9 от 15.08.2011г. неоднократно продлевался по соглашению сторон. Дополнительным соглашением от 31.05.2022г. к договору аренды № 9 от 15.08.2011г. срок действия договора продлен с 01.06.2022г. по 31.12.2022г. либо до момента заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды № 9 от 15.08.2011г. в зависимости от того, какое событие наступит ранее.
КУМИ Заларинского района 11.08.2011г. заключен договор № 10 аренды муниципального имущества с ООО «Тыретские инженерные сети». По договору аренды № 10 от 11.08.2011г. КУМИ Заларинского района переданы объекты водоотведения, расположенные в р.п. Тыреть Заларинского района Иркутской области. Срок указанного договора: 11 месяцев с 11.08.2011г. до 11.07.2012г., с последующей пролонгацией договора на каждые 11 месяцев, до 5 лет с момента подписания договора аренды, при отсутствии оснований для его расторжения.
Таким образом, максимальный срок договора аренды № 10 от 11.08.2011г. определен сторонами до 11.08.2016г.
Согласно правоустанавливающим документам, представленным Администрацией, муниципальное имущество, являющееся предметом договора аренды № 10 от 11.08.2011г., в период с 2016 года по 2020 год передано в муниципальную собственность Тыретского муниципального образования.
Срок договора аренды № 10 от 11.08.2011г. неоднократно продлевался по соглашению сторон. Дополнительным соглашением от 31.05.2022г. к договору аренды № 10 от 11.08.2011г. срок действия договора продлен с 01.06.2022г. по 31.12.2022г. либо до момента заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды № 10 от 11.08.2011г. в зависимости от того, какое событие наступит ранее.
Согласно письменным пояснениям, Администрацией проводится работа по заключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом договоров аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 3.1. Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении, статьей 41.1 Федерального закона Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении.
В силу части 3 статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло более пяти лет, передача прав владения или пользования хозяйствующим субъектам на такие объекты теплоснабжения может осуществляться только по концессионному соглашению.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Ввиду изложенного действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ООО «Тыретские инженерные сети» по договорам аренды, в нарушение действующего законодательства, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности такому хозяйствующему субъекту.
Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ООО «Тыретские инженерные сети» по договорам аренды, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и, следовательно, содержат признаки нарушения п.2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст.39.1. Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.39.1. Закона о защите конкуренции», Администрации выдано предупреждение № 035/28/22 от 06.09.2022г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом вышеуказанных договоров, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 01.03.2023г.
Согласно ч.5 ст.39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Администрацией в адрес Иркутского УФАС России направлено ходатайство (вх. № 3536-ЭП/23 от 01.03.2023г.) о продлении срока выполнения предупреждения № 038/28/22 от 06.09.2022г., по результатам рассмотрения которого Иркутским УФАС России принято решение об удовлетворении указанного ходатайства и продлении срока выполнения предупреждения до 01.09.2023г.
По окончанию срока, установленного для выполнения предупреждения № 038/28/22 от 06.09.2023г. в адрес Иркутского УФАС России Администрацией в адрес Иркутского УФАС России направлено ходатайство (вх. № 15341-ЭП/23 от 31.08.2023г.) о продлении срока выполнения предупреждения № 038/28/22 от 06.09.2022г., которое признано не мотивированным и не подлежащим удовлетворению.
Следовательно, предупреждение № 038/28/22 от 06.09.2022г. в установленный срок Администрацией не исполнено.
Согласно ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Следовательно, предупреждение № 038/28/22 от 06.09.2022г. в установленный срок Администрацией не исполнено.
Наличие вышеуказанных обстоятельств послужило поводом к возбуждению приказом № 038/246/23 от 14.09.2023г. в отношении Администрации дела № 038/01/15-2377/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Определением № 038/9429/23 от 26.09.2023г. рассмотрение дела назначено на 26.10.2023г. в 11 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/15-2377/2023 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.
Для рассмотрения дела № 038/01/15-2377/2023 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок).
По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды на товарном рынке поставки продовольственных товаров, установлено следующее.
Определение временного интервала исследования товарного рынка.
В соответствии с требованиями п. 9 ст. 5 Закона о защите конкуренции, временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Поскольку целью проведения анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления рассматриваемых действий, то в качестве временного интервала настоящего исследования определен период с 11.08.2011г. (дата заключения договора аренды № 10) по 14.09.2023г. (дата возбуждения дела № 038/01/15-2377/2023).
Определение продуктовых и географических границ товарного рынка.
В соответствии с Порядком (п.3.4) определение товара, в том числе проводится на основе: условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Услуги теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения характеризуются:
- использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;
- неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
- невозможностью для потребителя отказаться от получения данной услуги на сколько-нибудь длительный срок;
-невозможность компенсации недопроизводства услуги в один период за счет более интенсивного их производства в другой;
- необходимость четкой взаимоувязки на всех стадиях производственного процесса;
- тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных решений от местных условий;
- невозможностью либо нецелесообразностью потребителя, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретать товар за пределами сферы обращения товара, в границах определенной территории.
Продуктовые границы товарного рынка являются услуги теплоснабжения и услуги водоснабжения и (или) водоотведения.
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.
На основании особенностей и свойств услуг теплоснабжения, а также единственной возможностью транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры, географическими границами исследуемого рынка является зона обслуживания потребителей в границах, имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов на территории Заларинского района Иркутской области.
Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).
Действия МКУ «Администрации Тыретского муниципального образования», выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договорам аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г., заключенным с ООО «Тыретские Инженерные Сети» в нарушение норм Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями – хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке в границах Заларинского района Иркутской области.
Администрация считает, что в ее действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства и дело № 038/01/15-2377/2023 подлежит прекращению, поскольку Администрацией предпринимаются меры для заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, а именно: регулярно проводятся технические совещания с ресурсоснабжающей организацией – ООО «Тыретские инженерные сети», направлены обращения губернатору Иркутской области и в НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области».
Комиссия Иркутского УФАС России отклоняет данный довод Администрации в связи со следующим.
В целях эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения потребителей услугами теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, необходима регулируемая организация, осуществляющая деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и(или) водоотведения. Учитывая положения Закона о теплоснабжении и Закона о водоснабжении и водоотведении, Администрацией с такой организацией должно быть заключено концессионное соглашение в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях, а именно путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. Объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся предметом договоров аренды № 8 от 15.08.2011 г., № 9 от 15.08.2011 г., № 10 от 11.08.2011г., продолжают эксплуатироваться по указанным договорам в нарушение действующего законодательства.
Для вывода о наличии нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции достаточным является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/15-2377/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договорам аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г., заключенным с ООО «Тыретские Инженерные Сети» в нарушение норм Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создают необоснованные препятствия к осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам-конкурентам ООО «Тыретские Инженерные Сети», по п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Лицам, участвующим в деле направлено заключение Комиссии № 038/6259/23 от 27.11.2023г. об обстоятельствах дела № 038/01/15-2377/2023.
Администрацией представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 038/01/15-2377/2023, которые не содержат новых существенных обстоятельств, способных повлиять на выводы Комиссии Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 038/01/15-2377/2023 о наличии в действиях МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» (ИНН 3814010109, место нахождения: 666331, Иркутская область, Заларинский р-н, р.п. Тыреть 1-я, мкр Солерудник, 9) нарушившей п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, выразившихся в передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договорам аренды № 8 от 15.08.2011г., № 9 от 15.08.2011г., № 10 от 11.08.2011г., заключенным с ООО «Тыретские Инженерные Сети» в нарушение норм Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 21.06.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создают необоснованные препятствия к осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам-конкурентам ООО «Тыретские Инженерные Сети».
2. Выдать МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом вышеуказанных договоров, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 23.12.2024г.
2. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания – ответчику.
3. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.