Решение №623 Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного за... от 26 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 623

 

«23»  сентября  2016 г.                                                                                     г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» сентября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен «23» сентября  2016 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

рассмотрев дело № 434 от 22.10.2015г., возбужденное по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, выразившегося в отказе в предоставлении частной организации - ООО «Независимая судебно-психиатрическая экспертиза» лицензии на осуществление медицинской деятельности в части проведения медицинских экспертиз по судебно-психиатрической экспертизе: однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе со ссылкой на то, что данное лицо не является государственным экспертным учреждением, что не соответствует ст. 41 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ, и приводит и или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания медицинских услуг, в связи с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных  законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам,

в отсутствие представителей заявителя и ответчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Иркутское УФАС России поступило обращение ООО «Независимая судебно-психиатрическая экспертиза» (ООО «НСПЭ») на действия Министерства здравоохранения Иркутской области в связи с необоснованным отказом в предоставлении частной организации - ООО «Независимая судебно-психиатрическая экспертиза» лицензии на осуществление медицинской деятельности в части проведения медицинских экспертиз по судебно-психиатрической экспертизе: однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе.

ООО «НСПЭ» считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку ранее Министерством здравоохранения Иркутской области выдана лицензия №ЛО-38-01-001803 от 29.05.2014 г. на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских экспертиз по: судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц, судебно-психиатрической экспертизе частному учреждению «Научный специализированный центр экспертиз и исследований «Альфа» (ЧУ «НСЦЭИ «Альфа»).

По мнению заявителя, Министерством здравоохранения Иркутской области сделан неверный вывод о том, что судебно-психиатрическая экспертиза может проводиться только в государственных учреждениях. В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может проводиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

По результатам антимонопольного расследования установлено следующее.

24 апреля 2015 г. ООО «НСПЭ» обратилось в Минздрав Иркутской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности:

-при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги);

-при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: психиатрии;

-при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги);

-при проведении медицинских освидетельствований: психиатрическом освидетельствовании;

-при проведении медицинских экспертиз по: судебно-психиатрической экспертизе; однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе.

В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от «30» апреля 2015 года №868-мр, Минздрав Иркутской области проведена внеплановая проверка соискателя лицензии - ООО «НСПЭ», о чем составлен Акт проверки от «29» июня 2015 года №102. Нарушений лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности по заявленным видам работ (услуг) выявлено не было.

«01» июля 2015 г. Минздрав Иркутской области распоряжением № 1195-мр было принято решение об отказе в предоставлении лицензии в части проведении медицинских экспертиз по:

-судебно-психиатрической экспертизе:

-однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе;

-комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе.

В качестве оснований для отказа в выдаче лицензии указано:

-нарушение требований статьи 62 ФЗ от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в соответствии с которой судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности;

-статьи 1 ФЗ от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», согласно которой государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также -эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы;

-статьи 41 ФЗ от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», предусматривающей, что в соответствии с нормами процессуального законодательства РФ судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

Согласно письменным пояснениям Минздрава Иркутской области, представленным в ходе антимонопольного расследования, ООО «НСПЭ» отказано в предоставлении лицензии в части проведения судебно-психиатрических экспертиз по следующим основаниям.

Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности судебно-психиатрическая экспертиза входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Частью 1 ст.62 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

Согласно ч.1 ст.41 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

Министерство отметило, что правом экспертной деятельности норма вышеуказанной статьи наделяет лиц, а не организации. При этом частью 2 указанной статьи установлено, что на судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статьи 16 настоящего Федерального закона. Статьей 16 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.

Таким образом, по мнению Министрества, закон наделяет правом государственные экспертные учреждения привлекать лиц, не являющихся государственными экспертами, только по поручению государственной экспертной организации с возможностью проводить экспертизу вне государственного экспертного учреждения. Нормы ст.41 вышеуказанного закона не распространяют действия закона на негосударственные учреждения.

Следовательно, по мнению Министрерства, негосударственные организации не вправе проводить судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы

Пунктом 4 ч. 3 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным требованиям отнесено соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами. Пунктом 5 вышеуказанной статьи также указаны иные требования, установленные федеральными законами.

Таким образом, по мнению Министрерства, ООО «НСПЭ» не соответствует лицензионным требованиям, установленным ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» по организационно-правовой форме юридического лица для осуществления деятельности по производству судебно-психиатрической экспертизы, что является причиной отказа в предоставлении лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 2 ч.7 ст.14 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». По этой причине министерством здравоохранения было отказано в предоставлении лицензии, в части производства судебно-психиатрических экспертиз ООО «НСПЭ» и выдана лицензия на другие виды заявленной деятельности.

Министерство здравоохранения пояснило, что им ошибочно выдана лицензия на проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз ЧУ «НСЦЭИ «Альфа», поскольку лицензиат также не соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным п.п. 4,5 ч. 3 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с ч. 12 ст. 20 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Заявление об аннулировании лицензии, выданной ЧУ НСЦЭИ «Альфа», направлено в арбитражный суд Иркутской области 19.10.2015 г.

Таким образом, по результатам антимонопольного расследования установлен факт выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности по осуществлению судебно-психиатрической экспертизы негосударственной организации, которая приобрела возможность осуществлять данный вид услуг, в том числе, за плату; отказ в выдачи подобной лицензии другой негосударственной организации со ссылкой на то, что данное лицо не является государственным экспертным учреждением при отсутствии судебного решения об аннулировании (отказе) лицензии ЧУ НСЦЭИ «Альфа», содержащего выводы о законности (незаконности) выдачи лицензии на осуществление судебно-психиатрической экспертизы негосударственной организацией, на основании которого устранено преимущественное положение одного хозяйствующего субъекта. Вышеуказанные обстоятельства послужили поводом к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом №434 от 22 октября 2015г. Иркутским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения Иркутской области  по признакам нарушения пункта 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившегося в отказе в предоставлении частной организации - ООО «Независимая судебно-психиатрическая экспертиза» лицензии на осуществление медицинской деятельности в части проведения медицинских экспертиз по судебно-психиатрической экспертизе: однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе со ссылкой на то, что данное лицо не является государственным экспертным учреждением, что не соответствует ст. 41 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ, и приводит и или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания медицинских услуг, в связи с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных  законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Определением № 1856 от 22.10.2015г. рассмотрение дела № 434 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 24.11.2015г. в 14 часов 00 минут.

24.11.2015 определением № 2062 рассмотрение дела № 434 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17383/2015, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

26.02.2016 определением № 367 рассмотрение дела № 434 о нарушении антимонопольного законодательства возобновлено в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17383/2015.

24.03.2016 представитель Заявителя пояснил, что решением арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17383/2015 по заявлению Министерства здравоохранения Иркутской области об аннулировании лицензии от 29.05.2014 г. ЛО-38-01-001803, предоставленной ЧУ НСЦЭИ «Альфа» в части проведения судебно-медицинских, судебно-психиатрических экспертиз, в удовлетворении требований отказано.

Иркутским УФАС России направлен запрос в Министерство здравоохранения Российской Федерации о даче разъяснений законодательства относительно возможности предоставления частной организации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению судебно-психиатрических экспертиз.

Министерство здравоохранения Российской Федерации направило разъяснения, согласно которым действующим законодательством не установлен запрет на проведение судебно-психиатрических экспертиз негосударственными медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, следовательно, выдача соответствующих лицензий частным организациям в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью при условии соответствия таких организаций лицензионным требованиям не противоречит действующему законодательству.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, пришла к выводу о наличии  нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ в действиях Министерства здравоохранения Иркутской области, выразившихся в отказе в предоставлении частной организации - ООО «Независимая судебно-психиатрическая экспертиза» лицензии на осуществление медицинской деятельности в части проведения медицинских экспертиз по судебно-психиатрической экспертизе: однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе со ссылкой на то, что данное лицо не является государственным экспертным учреждением, что не соответствует ст. 41 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ, что приводит и или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания медицинских услуг, в связи с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных  законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч.2 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 настоящего Федерального закона лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении, в том числе статьи 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным до вступления в силу Закона N 275-ФЗ по признакам нарушений, предусматривающих с 05.01.2016 года обязательность выдачи предупреждения, и не оконченным до вступления в силу указанных изменений, антимонопольным органам после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции следует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, принимать решения о необходимости отложения рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдаче предупреждения.

23.06.2016г. Министерству здравоохранения Иркутской области выдано предупреждение №17 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отмены Распоряжения Министерства здравоохранения Иркутской области № 1195-мр от 01.07.2015г. «О частичном предоставлении лицензий на медицинскую деятельность» и отзыва письма № 54-37-2845/5 от 03.07.2015г. «Выписка из распоряжения министерства здравоохранения Иркутской области от 01.07.2015г. № 1195-мр», и как следствие повторного рассмотрения заявления ООО «Независимая судебно-психиатрическая экспертиза» о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 08.09.2016г.

Министерство здравоохранения Иркутской области исполнило предупреждение №17 от 23.06.2016г. и представило доказательства его исполнения. Исполнение предупреждения №17 от 23.06.2016г. подтверждается Распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 22 июля 2016г. №1642-мр «Об исполнении Предупреждения от 23.06.2016г. №17 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области», Распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 14.09.2016г. № 2057-мр «О предоставлении лицензии на медицинскую деятельность», лицензией от 22.07.2016г. №ЛО-38-01-002139.

При таких обстоятельствах дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного,  руководствуясь частью 7 статьи 39.1, статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1.Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 434 от 22.10.2015г. в связи с отсутствием нарушения.

2. Копию решения направить лицам, участвующим в деле.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии                                                                        <…>

                                       

Члены Комиссии:                                                                                  <…>

                                                                                                       

                                                                                                              <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны