Решение №627 Признать наличие факта нарушения Департаментом жилищной поли... от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 627

« 15 » декабря 2015 г.                                                                      г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена « 01 » декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» декабря 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: (…),

в отсутствие представителей ответчиков - Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска; ИП Шавырина И.П., надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела; представителей заинтересованного лица - администрации города Усть-Илимска, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 319 от 25 августа 2015 г. по признакам нарушения Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска и ИП Шавыриным И.П. ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

Приказом № 319 от 25 августа 2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по собственной инициативе возбуждено дело в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (Героев Труда ул., д. 38, г. Усть-Илимск, Иркутская область, 666683) и ИП Шавырина И.П. (666671, Российская Федерация, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Братское шоссе, д. 7) по признакам нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения от 02.02.2015 г. о взаимодействии по погребению на территории муниципального образования «Усть-Илимский район» умерших лиц, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего и лиц, личность которых не установлена, а также лиц, родственники которых отказались от их захоронения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к предоставлению преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке ритуальных услуг отдельному хозяйствующему субъекту – ИП Шавырину И.П., в связи с неисполнением Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска функции органа местного самоуправления по надлежащей организации ритуальных услуг, что необоснованно обеспечивает отдельному хозяйствующему субъекту гарантированный рынок сбыта услуг по погребению.

Из документов и пояснений ответчика – Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (далее-Департамент) следует, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Закон о погребении) гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным решением Городской Думы города Усть-Илимска от 25.06.2008г. № 78/453, в полномочия Департамента входят функции органов местного самоуправления муниципального образования город Усть-Илимск по вопросам организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Для этих целей с ИП Шавыриным И.П. 02.02.2015г. заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно соглашению, сторонами согласован порядок организации взаимодействия по погребению умерших лиц, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего и лиц, личность которых не установлена, а также лиц, родственники которых отказались от их захоронения (далее — умершие).

По заявке Департамента, составленной на основании сообщения из моргов города Усть-Илимска о наличии умершего, ИП Шавырин И.П. осуществляет погребение умершего на специально отведенном участке муниципального кладбища.

За возмещением затраченных средств на погребение умерших ИП Шавырин И.П. обращается в управление пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе или в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району».

Соглашение заключено по причине ликвидации МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» (далее -Учреждение), на которое ранее были возложены функции по погребению умерших.

Затраты на погребение умерших возмещались управлением пенсионного фонда и управлением социальной защиты только Учреждению, возмещение данных затрат Департаменту Законом о погребении не предусмотрено, бюджетом города расходы на погребение умерших не предусмотрены.

В настоящее время Департамент и ИП Шавырин И.П. расторгли указанное соглашение (дополнительное соглашение от 26.10.2015 г.).

Из документов и пояснений ответчика – ИП Шавырина И.П. следует, что соглашение о взаимодействии от 02.02.2015 г. было заключено между ИП Шавырина И.П. и Департаментом жилищной политики и городского хозяйства г. Усть-Илимска. Захоронение происходит в соответствии с порядком организации ритуальных услуг и содержания муниципальных кладбищ муниципального образования г. Усть-Илимска, утвержденного решением городской думы г. Усть-Илимска от 26.10.2011 г. №31/198.

Данное соглашение было заключено, так как заключенный ранее договор о погребении на территории муниципального образования г. Усть-Илимск прекратил свое действие. Инициатором данного соглашения является Департамент, который своевременно не провел соответствующие аукционы на заключения договора на погребение умерших лиц, не имеющих супруга и т. д.

Срок этого соглашение должен был быть минимальным, только на период проведения соответствующего аукциона, но по неизвестным причинам не проведен и до настоящего времени.

В последнем абзаце раздела 3 Соглашения определен Порядок взаимодействия. Для возмещения материальных средств на погребение необходимо обратиться в Управление Пенсионного Фонда г. Усть-Илимска и Усть-Илимском районе или ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-илимскому району». Договоры с Пенсионным Фондом и Управлением социальной защиты населения не заключались. Выплаты материальных средств на погребение получены от УПРФ в Усть- Илимском районе Иркутской области на 6 умерших. Управлением Социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району в выплате материальных средств отказано.

Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 319 установила следующее.

В связи с ликвидацией МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», между Департаментом и ИП Шавыриным И.П. заключено Соглашение о взаимодействии от 02.02.2015 г.

Согласно пункту 1 указанного Соглашения, его предметом является организация взаимодействия Сторон по погребению умерших лиц, не имеющих  супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего и лиц, личность которых не установлена, а также лиц, родственники которых отказались от их захоронения.

Статья 12 Закона о погребению, обязанность осуществить погребение умерших лиц, личность которых не установлена и умерших, не имеющих супруга иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, возлагает на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Кроме того, согласно ст. 9 ФЗ «О погребении» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю, или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению. Гарантированный перечень услуг по погребению оказывается специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств внебюджетных фондов, федерального бюджета или бюджета субъекта.

В соответствии с ч. 2 ст. 25, ст. 29  ФЗ «О погребении и похоронном деле»  организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.  Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством оказание услуг по погребению с последующим возмещением из средств бюджета и внебюджетных фондов может осуществляться специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления

Департаментом представлены документы о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, а затем ее ликвидации.

Пункт 23 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа, в частности, относит организацию ритуальных услуг.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).

Статьи 25, 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле»  определяют, что организация ритуальных услуг (похоронного дела) осуществляется путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Заключение соглашения о взаимодействии от 02.02.2015 г. по погребению на территории муниципального образования «Усть-Илимский район» умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, может привести к предоставлению преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке ритуальных услуг отдельному хозяйствующему субъекту – ИП Шавырину И.П., что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с необоснованным обеспечением отдельному хозяйствующему субъекту гарантированного рынка сбыта услуг по погребению, за счет  средств бюджета и внебюджетных фондов, которые могут предоставляться только специальным субъектам (специализированным службам).

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

На основании выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (Героев Труда ул., д. 38, г. Усть-Илимск, Иркутская область, 666683) и хозяйствующего субъека – ИП Шавырина И.П. по заключению соглашения от 02.02.2015 г. о взаимодействии по погребению на территории муниципального образования «Усть-Илимский район» умерших лиц, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего и лиц, личность которых не установлена, а также лиц, родственники которых отказались от их захоронения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к предоставлению преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке ритуальных услуг отдельному хозяйствующему субъекту – ИП Шавырину И.П., в связи с неисполнением Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска функции органа местного самоуправления по надлежащей организации ритуальных услуг, что необоснованно обеспечивает отдельному хозяйствующему субъекту гарантированный рынок сбыта услуг по погребению, являются нарушением ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

Доводы ответчиков о том, что нарушение антимонопольного законодательства отсутствует в связи с тем, что возмещение затрат, понесенных ИП Шавыриным И.П., фактически не производилось Управлением Пенсионного Фонда в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе или ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», являются необоснованными. Так, ИП Шавыриным И.П. представлена информация о возмещении понесенных затрат на захоронение 6 умерших УПРФ в Усть- Илимском районе Иркутской области. Кроме того, отказ в возмещении не исключает возможность такого возмещения в судебном порядке.

Вместе с тем, на рассмотрение дела представлены документы, свидетельствующие о расторжении выше указанного соглашения путем заключения дополнительного соглашения от 26.10.2015 г., что свидетельствует о добровольном устранении ответчиками нарушения антимонопольного законодательства, а также его последствий в связи с отказом ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району от возмещения затрат на погребение, понесенных ИП Шавыриным И.П. на основании указанного Соглашения.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ст. 41.1, ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

РЕШИЛА

 

  1. Признать наличие факта нарушения Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (Героев Труда ул., д. 38, г. Усть-Илимск, Иркутская область, 666683) и ИП Шавыриным И.П. (666671, Российская Федерация, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Братское шоссе, д. 7) ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения от 02.02.2015 г. о взаимодействии по погребению на территории муниципального образования «Усть-Илимский район» умерших лиц, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего и лиц, личность которых не установлена, а также лиц, родственники которых отказались от их захоронения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к предоставлению преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке ритуальных услуг отдельному хозяйствующему субъекту – ИП Шавырину И.П., в связи с неисполнением Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска функции органа местного самоуправления по надлежащей организации ритуальных услуг, что необоснованно обеспечивает отдельному хозяйствующему субъекту гарантированный рынок сбыта услуг по погребению.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 319 в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (Героев Труда ул., д. 38, г. Усть-Илимск, Иркутская область, 666683) и ИП Шавырина И.П. (666671, Российская Федерация, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Братское шоссе, д. 7), в связи с нарушением ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившимся в заключении соглашения от 02.02.2015 г. о взаимодействии по погребению на территории муниципального образования «Усть-Илимский район» умерших лиц, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего и лиц, личность которых не установлена, а также лиц, родственники которых отказались от их захоронения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к предоставлению преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке ритуальных услуг отдельному хозяйствующему субъекту – ИП Шавырину И.П., в связи с неисполнением Департаментом жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска функции органа местного самоуправления по надлежащей организации ритуальных услуг, что необоснованно обеспечивает отдельному хозяйствующему субъекту гарантированный рынок сбыта услуг по погребению, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицами, совершившими такое нарушение.
  3.  Передать материалы должностному лицу Иркутского УФАС для принятия решения о возбуждении в отношении должностного лица Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска и ИП Шавырина И.П. дел об административном правонарушении по ст. 14.32 КоАП РФ.
  4. Копию решения направить в адрес ответчиков: Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (Героев Труда ул., д. 38, г. Усть-Илимск, Иркутская область, 666683); и ИП Шавырина И.П. (666671, Российская Федерация, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Братское шоссе, д. 7) и заинтересованного лица - администрации города.

 

Председатель Комиссии                                                                

Члены Комиссии                                                                             

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны