Решение №646 Признать необоснованной жалобу ООО «ТЕРРА-механика» от 20 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 646

05 октября 2016 г.                                                                                            г. Иркутск

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия),  в составе: (…)

в отсутствие заявителя – ООО «ТЕРРА-Механика», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы; при участии представителя заказчика (организатора закупки) – ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (далее-Заказчик) Р. по доверенности;

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ жалобу ООО «ТЕРРА-Механика» (далее – Заявитель) на действия заказчика (организатора закупки) – ОАО «ДСИО» при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Иркутской области обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика, при организации и проведении закупки путем запроса предложений в электронной форме (№ извещения 31604105626) на поставку экскаватора-погрузчика TLB 825-RM или аналог для ОАО «ДСИО».

Из жалобы следует, что Заказчик, установив 2 равнозначные критерия оценки: цена и квалификация участников с возможностью присвоения максимального значения баллов по критерию «квалификация» исключительно участнику, имеющему статус официального дилера ООО «РМ-Терекс», ввел ограничение конкуренции и создал такому участнику преимущественные условия участия в закупке, гарантирующие победу.

Из пояснений заказчика следует, что заказчики вправе самостоятельно определять перечень и содержание критериев оценки. Установленные критерии, по мнению заказчика, не ограничивают конкуренцию и не свидетельствуют о создании преимущественных условий какому-либо участнику, обеспечивая приобретения качественного товара и соблюдения принципа одномарочности парка техники, что соответствует экономическим интересам Заказчика.

На основании изложенного, Заказчик считает жалобу необоснованной.

На рассмотрение жалобы Заказчиком представлены документы, свидетельствующие об отказе от проведения указанной закупке и ее отмене.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика, представленные документы, установила следующее.

16.09.2016 г. организатором закупки – в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее-ЕИС) размещено извещение № 31604105626 о проведении закупки способом запроса предложений в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика TLB 825-RM или аналог для ОАО «ДСИО», а также Документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении закупки, дата завершения приема предложений – 25.09.2016 г., дата рассмотрения заявок – 28.09.2016 г., дата подведения итогов – 29.09.2016 г.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений в электронной форме от 26.09.2016 г. (размещен 28.09.2016 г.), к установленному сроку для участия в закупке предложений поступили 2 заявки:

- АО «Уральская марка».

- ООО «ТЕРРА-Механика».

 

Пунктом 3 раздела 7 «Информационная карта запроса предложений» Документации о закупке (далее-Информационная карта) установлено, что предметом запроса предложения является поставка экскаватора-погрузчика TLB 825-RM или аналог для ОАО «ДСИО».

Пунктом 17 Информационной карты установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и их значимость:

  1. Цена договора - значимость критерия = 50 %

В Заявке на участие в запросе предложений (Приложение  к настоящей документации) Участник обязан указать предлагаемую им цену за товар, указанный в Техническом задании (Раздел 10). Предлагаемая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену договора.

  1. Квалификация участника - значимость критерия = 50 %

В Заявке на участие в запросе предложений (Приложение  к настоящей документации) Участник обязан указать предлагаемую им информацию по данному критерию

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме в Разделе 11. Настоящей документации

Разделом 11 Документации о закупке предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией  в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены закупочной документацией отдельно для каждого лота. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, поданных участниками закупочной процедуры, признанными участниками закупочной процедуры.

Критериями оценки заявок на участие в запросе предложений установлены:

  • Цена договора
  • Квалификация участника

Совокупная значимость критериев -100 процентов.

Значимости критериев составляют:

  • Цена договора = 50 процентов.
  • Квалификация участника = 50 процентов.

№ п/п

Критерии оценки предложений

Значение критерия (баллы)

1.

Цена договора

(от 1 до n) * 0,50

где n – количество предложений, поданных по запросу предложений.

Участнику закупочной процедуры, предложившему лучшие условия по стоимости, присваивается максимальное число в диапазоне от 1 до n.

0,50 – коэффициент весомости данного критерия.

Участнику закупочной процедуры, предложившему минимальную цену договора, присваивается максимальный балл, и так далее, по мере увеличения цены договора  уменьшается присваиваемый балл.

4.

Квалификация участника

(от 1 до n) * 0,50

Наличие статуса «официальный дилер» завода-изготовителя ООО «РМ-Терекс» по продаже и гарантийному обслуживанию – 10 балл.

Наличие статуса «официальный дилер» иного завода-изготовителя. Либо отсутствия статуса «официальный дилер» – 0 баллов.

В подтверждение участник предоставляет копию сертификата «официального дилера» завода - изготовителя, заверенная подписью руководителя и печатью организации-участника и/или нотариально заверенная копия договора (-ов), подтверждающего факт того, что участник является «официальным дилером» производителя поставляемой продукции.

Общий порядок:

  1. Оценка заявок осуществляется по каждому предложению отдельно.
  2. На заседании  коллегиально (всеми членами Комиссии) выставляются баллы по каждому критерию каждого Предложения претендента.
  3. Оценка критерия рассчитывается путем умножения выставленных баллов на соответствующий коэффициент весомости данного критерия.
  4. Общая оценка рассчитывается по формуле:

Общая оценка предложения = ( баллов оценки критериев).

По результатам оценки заявок на участие в запросе предложений, представленных участниками закупочной процедуры, в случае признания запроса предложений состоявшимся, закупочная комиссия определяет победителя запроса предложений.

Победителем запроса предложений признается участник, предложение которого наиболее полно соответствует предъявленным требованиям Технического задания (т.е. заявка на участие в запросе предложений которого оценена наибольшим количеством баллов) и заявке на участие в запросе предложений которого присвоено первое место.

Принятые коэффициенты весомости для групп критериев оценки заявки по указанному предмету запроса предложений показаны в таблице:

Основные группы критериев 

Коэффициент весомости

Цена договора

50%

Квалификация участника

50%

Итого

100%

 

Пунктом 12.3 Положения о закупке также установлено, что ценовые и неценовые критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе качественные и квалификационные критерии оценки, а также иные критерии, характеризующие условия исполнения договора, для каждой конкретной закупки указываются в документации о закупке, и их совокупная значимость не может превышать 100 (сто) %.

Из указанных выше критериев оценки предложений и порядка их сопоставления следует, что участнику-официальному дилеру ООО «РМ-Терекс» присваивается наибольшее количество баллов по критерию «квалификация», а именно – 5 (10*0,5=5 баллов), а иным участникам – 0 баллов, в то время как по цене предложения при 2 заявках максимальное количество баллов составляет 1 балл (2*0,5=1) и только при оценке 10 заявок может достигнуть 5 баллов, таким образом участник, не являющейся официальным дилером ООО «РМ-Терекс», при наличии статуса официального дилера иного завода-изготовителя или при отсутствии статуса «официальный дилер» предположительно может стать победителем (лицом, набравшим наибольшее количество баллов) только при оценке предложений не менее чем 12 участников, при условии участия в закупке единственного участника с официальным статусом дилера ООО «РМ-Терекс» и предложения таким участником наибольшей цены предложения по сравнению с другими предполагаемыми 11 участниками закупки (12*0,5=6 баллов).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСИО», утвержденное протоколом совета директоров от 13.05.2016г. (далее Положение) регулирует отношения, связанные с проведением закупок товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг (далее также - закупки) и стимулирования такого участия; развития добросовестной конкуренции (п.п.4.1. Положения).

Положением о закупках воспроизведены общие принципы и положения Закона о закупках, которые кроме указания на необходимость установления требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, также содержит принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В ходе рассмотрения обращения Заказчиком не представлены доказательства того факта, что установление в закупочной документации указанного выше порядка оценки и сопоставления предложений участников, согласно которым баллы по критерию квалификацию, который по значимости равен 50 % из 100 возможных процентов оценки всего предложения участников, присваиваются исключительно участнику с официальным статусом дилера ООО «РМ-Терекс», способствует достижению установленных в Законе о закупках целей, направлено на удовлетворение потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности, наиболее эффективном использовании денежных средств при закупке товара необходимого качества и функциональных характеристик, поскольку допускается поставка аналога товара, в т.ч. иного изготовителя.

Доводы Заказчика о наличие 5 единиц экскаватора-погрузчика соответствующей марки, обученного персонала по проведению технического обслуживания и ремонта именно указанной марки не свидетельствуют о гарантированной закупке товара необходимого качества и функциональных характеристик в соответствии с потребностями Заказчика.

Так, в Документации указано на возможность поставки аналога требуемого товара.

Согласно Положению о закупке, требования к товару устанавливаются исходя из потребностей Заказчика путем указания потребительских свойств и технических характеристик товара, установления требований к качеству и иным показателям товара, что свидетельствует о возможности поставки эквивалентного товара того же наименования, но другой марки (другого производителя), поскольку марка (модель) товара не является в данном случае показателем качества или иных характеристик товара.

Доводы Заказчика свидетельствуют о том, что установленная система оценки предложений участника включено в документацию о закупке исключительно с целью обеспечения победы в закупке участнику, имеющему статус официального дилера ООО «РМ-Терекс», что создает такому участнику преимущественные условия участия в закупке, ограничивает конкуренцию среди возможных поставщиков аналогов требуемого товара и не соответствует общим принципам Закона о закупках.

Указание Заказчика на несоответствие технических характеристик товара, заявленного Заявителем, характеристикам, указанным на официальном сайте завода-изготовителя, также не имеет правового значения при рассмотрении данного дела, поскольку данное обстоятельство не устанавливалось Заказчиком при рассмотрении заявок и не явилось основанием для отклонения заявки.

Вместе с тем, 04.10.2016 г. Заказчиком принято решение об отказе от закупки.

04.10.2016 г. Заказчиком размещено извещение об отказе от проведения закупки в ЕИС.

Согласно пункту 8.2.1 Документации, пункту 17 Положения о закупке Заказчик вправе на любом этапе проведения запроса предложений в электронной форме отказаться от его проведения до заключения договора, разместив извещение об отказе на Официальном сайте, в течение рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Заявителя, факт проведения Заказчиком закупки на условиях, указанных выше отсутствует, в связи с чем жалоба является необоснованной.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия

РЕШИЛА

  1. Признать необоснованной жалобу ООО «ТЕРРА-механика» на действия организатора закупки ОАО «Дорожная служба Иркутской области» при организации и проведении закупки путем запроса предложений в электронной форме (№ извещения 31604105626) на поставку экскаватора-погрузчика TLB 825-RM или аналог для ОАО «ДСИО» в связи с необоснованным ограничением участия в закупке и созданием преимущественных условий участия официальному дилеру конкретной торговой марки ООО «РМ-Терекс» в документации о закупке.

2. Копию решения направить заявителю и Заказчику.

 

Председатель Комиссии                                                           

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                           

Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны