Решение №65 О наличии в действиях субъектов нарушения антимонопольного з... от 27 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 65

 

 

«25» февраля 2015г.                                                                                         г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2015г.

Полный текст решения изготовлен 25.02.2015г.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель комиссии:

«…»;

Члены Комиссии:

«…»;

«…»;

«…»;

рассмотрев дело № 235 от 16.07.2014г. по признакам нарушения ОАО «Автоколонна 1948» (664047, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д.121, офис 514, ИНН 3801015269), ООО «Автоколонна 1948-город» (665830, г.Ангарск, ул.Кирова, 40, ИНН 3801097350), ЗАО «Автоколонна 1950» (665830, г.Ангарск, ул.Кирова, 40. ИНН 3801070397), ООО «АнгарскАвтоКом» (665819, г.Ангарск, квартал 84, Радиостанция, 3, ИНН 3801060423), ООО «АвтоЛайф» (665832, г.Ангарск, 6 микрорайон, д.6, офис 96, ИНН 3801105699), ООО «Авто-Версия» (665806, г.Ангарск, 120 квартал. стр.2/1, офис 14, ИНН 3811146831), ООО «Автоколонна 1949» (665806, г.Ангарск, 120 квартал, стр.12, пом.11,  ИНН 3801122285), ООО «Автоцентр «ПК» (665821, г.Ангарск, ул.Жданова, 4, ИНН 3801042520), ИП Белозор С.Г. (665824, г.Ангарск,  212 квартал, д.10, кв.37, ИНН 380115129426), ООО «Диспетчерская служба»  (665830, г.Ангарск, ул.Кирова, 40, ИНН 3801105226) ч.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашения, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции, в том числе к экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар, в частности в заключении агентских договоров по реализации ЕСПБ и реализации ЕСПБ по различным ценам, результатом чего явилось ограничение конкуренции на рынке услуг по  внутригородским регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в г. Ангарске,

при участии представителя заявителя – МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай», «…», представителя заявителя - Администрация г. Ангарска, «…», законного представителя ответчика – ООО «Диспетчерская служба», «…», представителя ответчика - ОАО «Автоколонна 1948», «…», представителя ответчика - ООО «Автоколонна 1949» «…», представителя ответчиков - ООО «Авто-Версия», ООО «Автоколонна 1948», ООО «АнгарскАвтоКом», ООО «Автоколонна 1948-город», ЗАО «Автоколонна 1950», «…», представителей ответчика - ИП Белозор С.Г., «…» и «…», представителя заинтересованного лица – Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, «…» и «…», и в отсутствие надлежащих образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела ООО «Автоколонна 1951», ООО «Автоцентр «ПК», 

 

УСТАНОВИЛА:

22.01.2014г. в Иркутское УФАС России поступили заявления МУП «Ангарский трамвай», ООО «Автоколонна 1951» и Администрации г.Ангарска на действия ОАО «Автоколонна 1948» при продаже единых социальных проездных документов.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по изложенным в заявлениях обстоятельствам проведено антимонопольное расследования, по результатам которого установлено следующее.

С 01.01.2014г. вступило в силу Положение об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013г. №521-пп (далее – постановление № 521-пп).

Указанное  Положение определяет порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси).

Согласно п.3 Положения для реализации права на проезд транспортом общего пользования городского сообщения (кроме такси) и (или) автомобильным транспортом пригородного сообщения (кроме такси) гражданами приобретается единый социальный проездной билет либо электронное транспортное приложение универсальной электронной карты.

Единый социальный проездной билет либо электронное транспортное приложение приобретается гражданами в пунктах реализации проездных билетов перевозчика (п.4 Положения).

Пунктом 8 Положения определено, что  перевозчики – это юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси) обязанность перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения.

Кроме того, вышеуказанной нормой Положения закреплено право перевозчика на предоставление бюджетных ассигнований при соблюдении определенных условий, в том числе   заключении договора о предоставлении бюджетных ассигнований на приобретение услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения с уполномоченным органом (в рассматриваемой ситуации  - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области) и установлении стоимости единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения в размере 150 рублей.

При этом согласно п.8 Положения для заключения договора о предоставлении бюджетных ассигнований перевозчик обязан представить в территориальное управление уполномоченного органа заявку с приложением документов, в том числе  локального нормативного правового акта перевозчика об установлении стоимости единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения в размере 150 рублей.

Таким образом, на январь 2014г. независимо от срока реализации стоимость единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) должна составлять 150 рублей.

В 2013г. порядок предоставления ЕСПБ осуществлялся в соответствии Порядком предоставления единого социального проездного билета для отдельных категорий граждан в Иркутской области, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 16.01.2009 №7-пп.

Согласно п.2 Постановления Правительства Иркутской области от 16.01.2009 №7-пп органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендовано, в том числе организовать работу по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме единого социального проездного билета, дающего право на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения (кроме такси) и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), стоимость которого не должна превышать 150 рублей.

На основании п.2, 2(1) Порядка возмещения расходов перевозчиков, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утв. Постановлением администрации Иркутской области от 20.03.2008 №57-па, возмещение расходов перевозчиков, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - расходы), осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Минсоцразвития) на основании договоров, заключенных с перевозчиками, и документов, подтверждающих произведенные расходы, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Возмещение расходов осуществляется путем предоставления субсидий перевозчикам, под которыми в настоящем Порядке понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира общественным транспортом (транспортом общего пользования) городского сообщения и автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения обязанность перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения.

Пунктом 4 вышеуказанного Порядка установлено, что возмещению подлежат расходы перевозчиков, составляющие разницу между объемом транспортных услуг, предоставленных отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, и стоимостью единого социального проездного билета, установленной в муниципальном образовании Иркутской области, с учетом количества реализованных единых социальных проездных билетов и (или) расходы перевозчиков в размере предоставленных транспортных услуг с учетом количества выданных единых социальных проездных билетов. При этом объем предоставленных транспортных услуг, включаемый в расчет суммы расходов перевозчиков, определяется исходя из установленных в соответствии с действующим законодательством тарифов за одну поездку и количества поездок в городском сообщении и (или) тарифов за пассажирокилометр, среднего расстояния перевозок и количества поездок в пригородном сообщении.

Действующим в настоящее время Положением, утв. Постановлением Правительства №521-пп от 18.11.2013, установлено, что расчет затрат перевозчиков определяется как разница между объемом транспортных услуг, предоставленных гражданам, и стоимостью единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения с учетом количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов либо электронных транспортных приложений. Объем транспортных услуг, предоставленных гражданам, определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов за пассажирокилометр, среднего расстояния перевозки, а также количества поездок в расчете 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении и 20 поездок на автомобильном транспорте пригородного сообщения в месяц (п.14 Положения).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав).

В соответствии с п.13 ст.2 Устава перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира (п.2 ст.2 Устава).

В силу ч.2 ст.19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в т.ч. организация продажи билетов, требования к перевозчикам, к владельцам транспортной инфраструктуры и иные требования к организации перевозок пассажиров установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.

Транспортное обслуживание населения в г.Ангарске осуществляется на основе Положения об организации транспортного обслуживания населения в г.Ангарске, утв. решением Думы г.Ангарска от 17.11.2008 №187-16гД, которое регламентирует деятельность перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок на территории города автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, кроме перевозок по заказам и перевозок легковыми такси. Положением утверждены полномочия администрации г.Ангарска в части определения потребности населения г.Ангарска в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок (п.2.1); проведения открытых конкурсов на оказание услуг по перевозкам пассажиров и заключения договоров с перевозчиками об организации регулярных перевозок (п.2.1.3., п.2.1.4).

Продуктовые границы товарного рынка определены на основе нормативных актов, регулирующих деятельность перевозчиков (Положение об организации транспортного обслуживания населения в г.Ангарске), договоров об организации регулярных перевозок как услуги по регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в городском сообщении.

Географические границы рынка услуг по регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в городском сообщении установлены в пределах г.Ангарска.

На территории г.Ангарска на дату поступления заявлений зарегистрировано 12 перевозчиков, в т.ч. один перевозчик, осуществляющий перевозки наземным электрическим транспортом (МУП города Ангарска «Ангарский трамвай»):

  1. ОАО «Автоколонна 1948» (зарегистрировано отделом регистрации Администрации Ангарского муниципального образования 10.06.1994 г., ИНН 3801015269, юридический адрес: 664047, г.Иркутск, ул.Карла Либкнехта, 121, оф.514; генеральный директор – Шарков Сергей Валерьевич);

- основной вид деятельности в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ – внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11.

  1. ЗАО «Автоколонна 1950»  (г.Ангарск, ул.Кирова, 40. ИНН 3801070397; генеральный директор Ершов О.В., доля Ершова О.В. в уставном капитале Общества 100%);

- основной вид деятельности в соответствии с  выпиской из ЕГРЮЛ - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11;

- обслуживает три маршрута. Объем оказанных  услуг за январь 2014 года составил 13024 рейсов;

- заключены договоры аренды транспортных средств с ОАО «Автоколонна 1948»

3.  ООО «Автоколонна 1948-город»  (г.Ангарск, ул.Кирова, 40, ИНН 3801097350; директор Кокин А.А., учредитель Общества Глотова Н.В. с долей в 100%);

- основной вид деятельности в соответствии с  выпиской из ЕГРЮЛ  - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11;

- обслуживает четыре маршрута. Объем оказанных услуг за январь 2014 года составил 13995 рейсов;

- заключены договоры аренды транспортных средств с ОАО «Автоколонна 1948».

4. ООО «АвтоЛайф» (г.Ангарск, 6 микрорайон, д.6, офис 96, ИНН 3801105699; директор Баженова И.В., учредитель Общества Баженова И.В. с долей  100%);

- основной вид деятельности в соответствии с  выпиской из ЕГРЮЛ  - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11;

- обслуживает один маршрут. Объем оказанных услуг за январь 2014 года составил 6714 рейсов;

5.ООО «Автоцентр ПК» (г.Ангарск, ул.Жданова, 4, ИНН 3801042520; директор , единственный участник Общества – Коротких А.Г.);

- основной вид деятельности - техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств код по ОКВЭД 50.20.2; дополнительный вид деятельности - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11;

- обслуживает три маршрута. Объем оказанных услуг за январь 2014 года составил 30721 рейс;

6.ООО «АнгарскАвтоКом» (г.Ангарск, квартал 84, Радиостанция 3, ИНН 3801060423; учредители: Вигриянова Т.В.-50%, Вигриянов С.А.-50%; директор Вигриянов С.А.);

- основной вид деятельности в соответствии с  выпиской из ЕГРЮЛ  - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11;

- обслуживает два маршрута. Объем оказанных услуг за январь 2014 года составил 8847рейсов;

7. ИП Белозор (г.Ангарск,  212 квартал, д.10, кв.37, ИНН 380115129426; директор Белозор С.Г.);

- обслуживает два маршрута;

8.ООО «Автоколонна 1949», (г.Ангарск, 120 квартал, стр.12, пом.11,  ИНН 3801122285; директор    и учредитель –Березина А.А. с долей 100%);

- основной вид деятельности в соответствии с  выпиской из ЕГРЮЛ  - торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями код по ОКВЭД 50.30; дополнительный вид деятельности – деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию код ОКВЭД 60.21.11;

- обслуживает два маршрута. За январь 2014 объем оказанных услуг составил 7526 рейсов.

 9. ООО «Авто-Версия» (г.Ангарск, 120 квартал. стр.2/1, офис 14, ИНН 3811146831; директор  и учредитель Меркурьева А.С. (доля 100%));

- основной вид деятельности в соответствии с  выпиской из ЕГРЮЛ  - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11;

- объем оказанных услуг в январе 2014 года составил 3810 рейсов.

 10. ООО «Автоколонна 1951» (г.Ангарск, мкр-он Старо-Байкальск, ул.Володарского, д.21, ИНН 3801072147; участники Общества: Алексеева Г.Н. (доля 33,33%), Алексеев Н.Н. (доля 33,33%), Волокитина Л.Н. (доля 33,34%); директор Алексеева Г.Г.);

- обслуживает один маршрут. Объем оказанных услуг за январь 2014 – 8736 рейсов.

11. ООО «Стрижамент» (г.Ангарск, 8 квартал, д.15, ИНН 3801016150; директор Дриго А.В.);

- основной вид деятельности - деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта, код по ОКВЭД 60.24.2, дополнительный вид деятельности - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, код по ОКВЭД 60.21.11;

- обслуживает один маршрут.

По указанным перевозчикам в соответствии с требованиями ст.9 закона «О защите конкуренции» группа лиц не установлена.

12. МУП г.Ангарска «Ангарский трамвай» (г.Ангарск, квартал 123, стр.1, ИНН 3801063030; директор Савинов М.А.);

- объем оказанных услуг (количество перевезенных пассажиров по ЕСПБ) за январь 2014 года составил 2272 человек.

Таким образом, объем  рынка внутригородских регулярных перевозок пассажиров  автомобильным транспортом общего пользования в г. Ангарске за  год  в среднем составляет порядка 1000000 рейсов, соответственно, на рынке нет хозяйствующего(их) субъекта(ов), доля которого(ых) составляет более 35%, максимальная доля перевозчика не превосходит 17%, следовательно, рынок услуг внутригородских регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования в г. Ангарске является конкурентным.

15.03.2012 года перевозчики ОАО «Автоколонна  1948», ООО «Автоколонна 1948-город», ООО «АнгарскАвтоКом», МУП «Ангарский автобус», МУП «Ангарский трамвай» заключили соглашение о реализации единых социальных проездных билетов, согласно условиям которого перевозчики обязуются организовать совместную реализацию гражданам единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) на территории г. Ангарска и оформление реестров учета ЕСПБ  в интересах всех перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров по ЕСПБ, в соответствии с нормативно-правовыми актами Иркутской области. Пунктом 2.2 Соглашения установлена единая стоимость ЕСПБ в размере 50 рублей.

Перевозчиками  ИП Белозор, ООО «АнгарскАвтоКом», ЗАО «Автоколонна 1950», ООО «Авто-Версия», ООО «Автоколонна 1949», ООО «Автоколонна 1948-город», ООО «Автоцентр ПК», МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» так же  были заключены агентские договоры с ОАО «Автоколонна 1948» на услуги по реализации ЕСПБ на 2013 год по цене 50 руб. за один билет.

Согласно информации, представленной в адрес Иркутского УФАС России Прокуратурой г. Ангарска (исх. №31.03.2014 № 07-2614), 22 января 2013 года между всеми перевозчиками, оказывающими транспортные услуги гражданам на территории Ангарского МО (11 перевозчиков) было заключено соглашение о реализации ЕСПБ по цене 25 руб.

В течение 2013 года перевозчики направляли в адрес ОАО «Автоколонна 1948» уведомления об изменении стоимости ЕСПБ (например, ИП Белозор – б/н от 01.04.2013 о стоимости ЕСПБ с 01.04.2013 25 руб.; ООО «АнгарскАвтоКом» - от 31.03.2013 № 24 о стоимости билета с 01.04.2013 25 руб.; ЗАО «Автоколонна 1950» - от 28.02.2013 № 29-03/13 о стоимости билета с 01.03.2013 25 руб. по факту стоимость изменена с 01.04.2013; ООО «Автоколонна 1948-город» - от 28.02.2013 № 26-03/13 о стоимости билета 25 руб. с 01.03.2013, по факту стоимость билета 25 руб. с 01.04.2013 и т.д.)

В конце 2013 году перевозчиками так же были заключены  агентские договоры с ОАО «Автоколонна 1948» на услуги по реализации ЕСПБ на 2014 год, при этом данные агентские договоры  идентичны как по предмету (по поручению принципала агент (ОАО «Автоколонна 1948») обязуется от имени и за счет принципала оказать услуги по реализации месячных единых социальных проездных билетов принципала в пунктах реализации, организованных агентом, а принципал обязуется принять по отчету и выплатить вознаграждение за оказанные услуги в соответствии с условиями договора (п.1.1)),так и по иным условиям: агент ежемесячно обязан получать у принципала бланки ЕСПБ для реализации (п.2.1.1), стоимость ЕСПБ  на 2014 год – 150 руб. (п. 2.1.2); пунктом 2.3.2 установлено право принципала устанавливать цену ЕСПБ в соответствии с локальными актами перевозчика.

Условия вознаграждения по указанным агентским договорам приведены ниже в графе 6 таблицы.

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта  - принципал

Реквизиты договоров, действующих в 2013

Реквизиты договора на 2014

Вознаграждения по договорам на 2014

дата заключения

11

ИП Белозор С.Г.

№ 75-И/12 от 15.11.2012

04.12.13

15-01/14

59 руб. от стоимости одного билета

22

ООО «АнгарскАвтоКом»

№108-И/12 от 10.12.2012

11.12.13

232

55% от суммы выручки

33

ООО «АвтоЛайф»

№ 65-И/12 от 26.11.2012

04.12.13

16-01/14

55% от суммы выручки

44

ЗАО «Автоколонна 1950»

№ 97-И/12 от 11.12.2012

04.12.13

23-01/14

55% от суммы выручки

55

ООО «Авто-Версия»

№ 24-И/13 от 01.04.2013

04.12.13

24-01/14

55% от суммы выручки

66

ООО «Автоколонна 1949»

 

04.12.13

19-01/14

55% от суммы выручки

87

ООО «Автоцентр «ПК»

№ 72-И/2012 от 15.11.2012

04.12.13

16-01/14

59 руб. от стоимости одного билета

88

ООО «Автоколонна 1948-город»

№98-И/12 от 11.12.2012

04.12.13

22-01/14

55% от суммы выручки

99

МУП «Ангарский трамвай»

№298-И/2012-Ю от 17.12.2012

 

 

59 руб. от стоимости одного билета

 

До марта 2013 года по всем перевозчикам стоимость ЕСПБ составляла 50 рублей, затем снижена до 25 рублей; МУП «Ангарский трамвай»  так же цена ЕСПБ 15.03.2013 снижена до 25 рублей, вознаграждение  составило 29 рублей.

В свою очередь ОАО «Автоколонна 1948» реализовывала ЕСПБ через агента - ООО «Диспетчерская служба» (агентский договор №99-И/12 от 10.12.2012, с ежемесячным вознаграждением в размере 170000 рублей), а так же иных юридических лиц (МАУ АМО МФЦ – при условии реализации ЕСПБ по 50 рублей, вознаграждение составляло 50 рублей; ООО «Агата-Курьер» ЕСПБ выдавались путем курьерской доставки при условии реализации по 50 рублей, вознаграждение составляло 50 рублей; УФПС Иркутской области).

ООО «Диспетчерская служба» (г.Ангарск, ул. Кирова, 40, ИНН 3801105226, директор Ковалева О.В.), основные виды деятельности:

- услуги диспетчерской службы, связанные с внутригородскими автомобильными перевозками, подчиняющихся расписанию, удельный вес данного вида деятельности в выручке Общества 29,9%;

- услуги платежного агента, удельный вес вида деятельности в выручке Общества 59,51%;

- услуги агента по оформлению и реализации ЕСПБ, удельный вес деятельности в выручке Общества 10,59%.

Единственный участник Общества  - Шарков С.В. с долей в 100%. В соответствии с п.1 ч.1 ст.9 закона «О защите конкуренции» Шарков С.В., ООО «Диспетчерская служба», ОАО «Автоколонна 1948» составляют группу лиц.

Согласно информации Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области  в 2013 году были заключены договоры на возмещение расходов по ЕСПБ с 12 хозяйствующими субъектами, осуществляющими внутригородские регулярные перевозки пассажиров на территории города Ангарска.  В соответствии с заключенными договорами Министерством социального развития и попечительства Иркутской области в 2013 году перевозчикам г.Ангарска возмещены расходы по 255 175 билетам (ЕСПБ).

За 2013 год ОАО  «Автоколонна 1948» по агентским договорам реализовало ЕСПБ для себя в количестве 60000 штук, для иных перевозчиков -  217 776 шт., за январь 2014 года ОАО «Автоколонна 1948» реализовано ЕСПБ для перевозчиков в количестве 24265 шт. (по данным перевозчиков).

В соответствии с п.4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № 521-пп от  18 ноября 2013, единый социальный проездной билет либо электронное транспортное приложение приобретается гражданами в пунктах реализации проездных билетов перевозчика.

Таким образом,  услуга по реализации ЕСПБ является составной частью рынка услуг  по регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в городском сообщении.

Постановлением  Правительства Иркутской области от 16.01.2009 N 7-пп (ред. от 05.05.2010), действовавшим в 2013г.,  определен  «Порядок  предоставления единого социального проездного билета для отдельных категорий граждан в Иркутской области, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области», в соответствии с п.2 которого органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендовано организовать работу по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме единого социального проездного билета, дающего право на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения (кроме такси) и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), стоимость которого не должна превышать 150 рублей;  а так же  установить на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области стоимость проездного билета общего пользования на перевозки пассажиров транспортом в городском и пригородном сообщении в соответствии с законодательством.

Постановлением администрации г. Ангарска № 214-г от 14.02.2012 была установлена стоимость ЕСПБ в размере не превышающем  150 рублей.

Постановлением  Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и Иркутской области» установлена стоимость единого социального проездного билета  с 1 января 2014 года в размере 150 руб.

Из информации, представленной перевозчиками города Ангарска, установлено:

- агентские договоры на услуги по реализации ЕСПБ на 2014 год заключены в декабре 2013 года, условия договоров (в части предмета договора,  стоимости ЕСПБ и изменения стоимости ЕСПБ) идентичны;

- реализация ЕСПБ в январе 2014 года осуществлялась по различным экономически, технологически и иным образом не обоснованным ценам от 25 руб. до 150 руб. (что подтверждается агентскими отчетами).

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 15.06.2011 года № 76-спр для города Ангарска согласован предельный максимальный тариф на перевозки пассажиров общественным транспортом (кроме муниципального) в размере 14 рублей на поездку.

С 1 июня 2013 года Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 21.05.2013 N 57-спр. предельный максимальный тариф установлен в размере 16 рублей за одну поездку.

При обосновании необходимости увеличения тарифов, перевозчики указали, что реальные расходы на перевозку одного пассажира находятся в пределах от 26,53 рублей до 50,39 рублей, при этом уровень рентабельности не превосходит 10%.

Следовательно, заявленное увеличение тарифа на перевозки пассажиров в среднем до 45,12 руб. (или на 322% от тарифа в 14 руб. на одну поездку) свидетельствует об отсутствии собственных средств перевозчиков на покрытие разницы в стоимости ЕСПБ от установленной в 150 руб. до применяемой в 25 руб. При этом только за счет повышения тарифа на перевозки пассажиров на 2 руб. объем возмещения по ЕСПБ возрос на 18% (при постоянном объеме продаж ЕСПБ), однако и объем продаж ЕСПБ вырос практически в 2 раза (например, уровень продаж января 2014 года к январю 2013 года  составил 191%), при отсутствии аналогичного роста затрат, связанных с увеличением общего объема перевозок (Экспертное заключение Службы по тарифам Иркутской области).

Таким образом, применение различной цены ЕСПБ экономически не обосновано.

В течение 2013 года перевозчиками для осуществления своей деятельности принимались локальные нормативные акты  о стоимости ЕСПБ, о предоставлении различных скидок при приобретении ЕСПБ  льготной категорией граждан. Информация о принятых локальных нормативных актах представлена в таблице ниже.

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Реквизиты локальных нормативных актов

Краткое содержание нормативных актов

11

ИП Белозор С.Г.

Приказ от 01.12.2013 № 02-пр

С 01.01.2014 стоимость ЕСПБ 150 руб.

22

ООО «АнгарскАвтоКом»

Приказ от 20.12.2013 № 32

С 01.01.2014  стоимость ЕСПБ 150 руб.

33

ООО «АвтоЛайф»

Приказ о стоимости ЕСПБ б/н от 29.11.2013

С 01.01.2014 стоимость ЕСПБ 150 руб.

Приказ «О предоставлении скидки на провозную плату отдельных категории пассажиров» б/н от 29.11.2013

Предоставить скидку на проездную плату отдельным категориям пассажиров, имеющих право на приобретение ЕСПБ на январь в размере 100 руб.

44

ЗАО «Автоколонна 1950»

Приказ «О стоимости ЕСПБ» б/н от 04.12.2013

С 01.01.2014 стоимость ЕСПБ 150 руб.

Приказ № 38 от 04.12.2013 «О предоставлении скидки на провозную плату льготным категориям пассажиров»

Предоставить скидку на проездную плату отдельным категориям пассажиров, имеющих право на приобретение ЕСПБ с 04.12.3013 в размере 100 руб.

Маркетинговая политика организации от 04.12.2013

 

55

ООО «Авто-Версия»

Приказ № 1 от 31.03.2013 «О предоставлении скидки на провозную плату отдельным категориям пассажиров»

Предоставить скидку на ЕСПБ с 01.04.2013 в размере 125 руб.

Приказ № 1Б от 31.03.2013 о применении маркетинговой политики с  01.04.2013

 

Приказ «О стоимости ЕСПБ» от 30.11.2013 №4

Стоимость ЕСПБ с 01.01.2014 150 руб.

66

ООО «Автоколонна 1949»

Приказ б/н от 30.09.2013 «О предоставлении скидки на провозную плату льготным категориям пассажиров»

Предоставить скидку с октября 2013 в размере 125 руб.

Маркетинговая политика  организации от 30.09.2013

 

Приказ «О стоимости ЕСПБ» от 30.11.2013 № 9

С 01.01.2014 стоимость ЕСПБ 150 руб.

77

ООО «Автоцентр «ПК»

Приказ № 13 от 31.03.2013

С 01.04.2013 предоставить скидку на приобретение ЕСПБ в размере 125 руб.

Приказ № 14 от 31.03.2013

О введение с 01.04.2013 маркетинговой политики;  о предоставлении  скидки -125 руб.

Приказ № 61 от 02.12.2013 «О стоимости ЕСПБ»

С января 2014 стоимость ЕСПБ 150 руб.

Приказ № 62 от 05.12.2013 «О предоставлении скидки на проездную плату пассажирам льготной категории»

Предоставить скидку в размере 100 руб. льготной категории пассажиров

88

ООО «Автоколонна 1948-город»

Маркетинговая политика организации от 31.12.2012

 

Приказ б/н от 30.03.2013

Предоставить скидку на проездную плату льготной категории пассажиров с 01.04.2013 в размере 125 руб.

Приказ б/н от 30.11.2013

Установить стоимость ЕСПБ с 01.01.2014  150 руб.

99

ОАО «Автоколонна 1948»

Приказ № 10 от 28.02.2013 года

Предоставить скидку на приобретение  ЕСПБ в размере 125 руб.

 

Для уведомления агента по реализации (ОАО «Автоколонна 1948») об изменении стоимости ЕСПБ перевозчики в 2013 году состояли с агентом в деловой переписке, в частности по каждому изменению стоимости ЕСПБ в адрес агента направлялись уведомительные письма.

Таким образом, в действиях перевозчиков прослеживается идентичность и параллельность действий в установлении скидок и стоимости ЕСПБ.

В августе 2013 года Прокуратурой г.Ангарска была проведена проверка деятельности ОАО «Автоколонна 1948» на соблюдение законодательства при реализации ЕСПБ по цене 25 руб. и бесплатно. По результатам проверки не установлено увеличение бюджетного возмещения расходов перевозчиков в части реализации ЕСПБ. Увеличение бюджетного возмещение произошло за счет увеличение потока льготников. При этом обоснованность предоставления льготного проезда указанному числу граждан проверена Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и подтверждена.

Из доводов заявления МУП «Ангарский трамвай» следует, что ОАО «Автоколонна 1948» в январе 2014 года продолжало реализовывать ЕСПБ по цене 25 руб. или бесплатно, в результате чего объем реализации ЕСПБ в МУП г.Ангарска «Ангарский трамвай» снизился на 45% и по возмещению выпадающих расходов предприятие потеряло 1000805 руб.  Однако ОАО «Автоколонна 1948» с января 2014 года не оказывало услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом в городском сообщении (по информации Администрации города Ангарска  с 02.01.2014 года в одностороннем порядке Общество расторгло договор  перевозки), реализацию ЕСПБ ОАО «Автоколонна 1948» осуществляло как агент по продаже ЕСПБ.

В силу п.18 ст.4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно ч.4 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

На основании установленных антимонопольным органом обстоятельств, приказом №235 от 16.07.2014г. в отношении ОАО «Автоколонна 1948», ООО «Автоколонна 1948-город», ЗАО «Автоколонна 1950», ООО «АнгарскАвтоКом», ООО «АвтоЛайф», ООО «Авто-Версия», ООО «Автоколонна 1949», ООО «Автоцентр «ПК», ИП Белозор С.Г., ООО «Диспетчерская служба»  ч.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашения, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции, в том числе к экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар, в частности в заключении агентских договоров по реализации ЕСПБ и реализации ЕСПБ по различным ценам, результатом чего явилось ограничение конкуренции на рынке услуг по  внутригородским регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в г. Ангарске.

В ходе рассмотрения настоящего дела комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.

16.09.2014г. ООО «Авто-Версия» в Иркутское УФАС России представлены письменные пояснения, в силу которых письмо от 05.12.2013г. № 36 о реализации ЕСПБ по 25 руб. направлено в адрес ОАО «Автоколонна 1948» ввиду вступления в законную силу с 01.01.2014г. постановления Правительства Иркутской области № 521-пп. Реализация билетов на январь 2014г. проходила с 10 декабря 2013г., когда действовало постановление № 7-пп, устанавливающее стоимость билета не более 150руб. В ходе устных переговоров с ОАО «Автоколонна 1948» Обществу было указано, что до 05.12.2013г. необходимо в письменном виде дать указание Автоколонне по вопросу стоимость реализации ЕСПБ на январь 2014г. Передача и реализация ЕСПБ по договору № 24-01/14 от 04.12.2013г. фиксировалась в ведомости движения билетов за рассматриваемый период с 10.12.2013г. по 10.01.2014г.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Автоколонна 1949» от 16.09.2014г. большая часть реализации ЕСПБ на январь 2014г. происходила в декабре 2013г. При этом часть ЕСПБ, которая была реализована с 01.01.2014г. по 10.01.2014г. подлежала реализации в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 521-пп. Обществом в адрес ОАО «Автоколонна 1948» было направлено письмо от 05.12.2013г. о реализации ЕСПБ по 25руб. Право устанавливать цену реализации принципалом исходило из положений п.2.3.2. агентского договора № 19-01/14 от 04.12.2013г. Осуществление Обществом реализации ЕСПБ самостоятельно невозможно ввиду отсутствия материальной способности нести соответствующие затраты.

ОАО «Авто Лайф» в Иркутское УФАС России представлены письменные пояснения от 16.09.2014г. исходя из которых с период с 01.01.2014г. по 10.01.2014г. реализация ЕСПБ осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 521-пп. В адрес ОАО «Автоколонна 1948» Обществом направлено письмо о реализации ЕСПБ по 50руб. В декабре 2013г. Общество вправе было реализовывать билеты по цене 50руб. на основании постановления № 7-пп. Ввиду отсутствия материальных средств агентский договор на реализацию ЕСПБ заключен с ОАО «Автоколонна 1948».

Согласно письменным пояснениям от 16.09.2014г. ЗАО «Автоколонна 1950» реализация билетов на основании письма от 05.12.2013г., направленного в адрес ОАО «Автоколонна 1948» осуществлялась по 50руб. Самостоятельная реализация билетов Обществом не осуществлялась по причине отсутствия материальной возможности.

Исходя из письменных пояснений от 16.09.2014г. ООО «Автоколонна 1948-город» реализация ЕСПБ осуществлялась по цене 25руб. при наличии действующего договора № 22-01/14 с ОАО «Автоколонна 1948» осуществлялась на основании п.2.3.2. договора, предусматривающего право принципала устанавливать цену билета в соответствии с локальными актами, действующими на предприятии.

ООО «АнгарскАвтоКом» в письменных пояснениях от 12.09.2014г. указало, что основанием для заключения договора оказания услуг по реализации ЕСПБ № 108-И/12 от 10.12.2012г. и агентского договора № 232 от 11.12.2013г. с ОАО «Автоколонна 1948» на 2013-2014г. послужило желание со стороны Общества осуществлять перевозку граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ и Иркутской области получать возмещение расходов за перевозку таких категорий граждан.

Согласно письменным пояснениям от 16.09.2014г. ИП Белозор С.Г.  реализация ЕСПБ на январь 2014г. осуществлялась ОАО «Автоколонна 1948» на основании заключенного агентского договора, в соответствии с письмом от 05.12.2013г. реализацию билетов необходимо осуществлять по 75руб. в соответствии с п.2.3.2. заключенного договора.

В соответствии с письменными пояснениями от 27.10.2014г. МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» реализация ЕСПБ за 10 месяцев 2014г. составила 5453шт. Количество пунктом реализации ЕСПБ сокращено с 30 до 9 ввиду резкого падения объема реализуемых ЕСПБ в данных пунктах. Граждане отказываются приобретать ЕСПБ по 150руб., мотивируя тем, что ОАО «Автоколонна 1948» осуществляет продажу билетов по 25 руб. При этом довод ОАО «Автоколонна 1948» о том, что реализация ЕСПБ осуществляется по 25 руб. ветеранам войны, инвалидам, участникам Чернобыльской катастрофы в связи с письменными заявлениями указанных лиц, по мнению МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» является необоснованным, поскольку при покупке билетов силами предприятия, ЕСПБ также приобретали ветераны труда, не состоящие ни в каких общественных организациях, и им билеты реализовывались также по 25руб. без каких-либо заявлений. Документов, подтверждающих направление ОАО «Автоколонна 1948» в адрес Правительства Иркутской области заявления о рассмотрении вопроса по возможности снижения стоимости ЕСПБ, не представлено.  

Определением № 1198 от 19.09.2014г. комиссии Иркутского УФАС России к участию в рассмотрении дела № 235 от 16.07.2012г.в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в Иркутское УФАС России представлены письменные пояснения исх. от 31.10.2014г. № 53-35-9815/14-08, в силу которых Управлением министерства по Ангарскому району в ОАО «Пригород» направлено письмо о недопущении бесплатной реализации ЕСПБ на территории г. Ангарска, главе г. Ангарска Жукову В.В. – письмо о реализации ЕСПБ на территории города по цене 25руб. Кроме этого, информация о бесплатной реализации ЕСПБ и их реализации по цене 25 руб. доведена до следственного отдела по г. Ангарску. С 01.04.2014г. министерством проводится сверка реестров учета реализованных ЕСПБ перевозчиков, предоставленных в электронном виде. По результатам сверки за апрель 2014г. выявлены 75 граждан и за май 2014г. – 97 граждан, которые нуждаются либо им предоставлены технические средства реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или медицинским заключением. В ходе опроса указанных граждан установлено, что 6 граждан, включенных в реестр учета реализованных ЕСПБ за апрель 2014г. и 5 граждан, включенных в реестр учета реализованных ЕСПБ за май 2014г., не подтвердили факт приобретения ЕСПБ. Отделом контрольно-ревизионной работы и внутреннего финансового аудита министерства проведена внеплановая проверка исполнения порядка и условий обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Ангарском МО для отдельных категорий граждан, по результатам проведения которой установлено, что локальными нормативными правовыми актами перевозчиков установлена стоимость ЕСПБ в размере 150руб., однако фактически реализация билетов осуществляется по 25руб./шт.

Согласно представленной ООО «Диспетчерская служба» информации от 12.11.2014г. Общество имеет следующие пункты реализации ЕСПБ: 23 почтовых отделения, 2 кассы ЖЭУ-6, 5 касс УК «Жилищная компания», 2 кассы УК «Наш дом», 4 кассы УК «Дост», ДК «Современник», УК «Агата+», 2 кассы УК «Управляющая компания», 20 касс ООО «РКЦ «Салвент», диспетчерский пункт (автостанция), 6 киосков «Иркутскпечать», Поликлиника № 1, Поликлиника БСМП, мрн. Цементный, Отдел перевозок ОАО «Автоколонна 1948», Управление социальной защиты населения администрации Ангарского МО, Поликлиника МСЧ-36, Поликлиника МАНО «ЛДЦ», ТЦ «Колхозный рынок», здание Ростелеком, магазин «Универсам» и «Карлен», детская поликлиника № 1, ТЦ «Шанхайка», СК Ермак, «Свежая пресса», ТЦ «Сатурн киоск», ТЦ «Шанхайка», ТЦ «Гефест», ТЦ «Галант», м-н Норма, ТЦ «Медео». Кроме этого, ООО «Диспетчерская служба» имеет пункты реализации ЕСПБ по предварительным заявкам, и 97 человек распространяют билеты по договору,.

ОАО «Автоколонна 1948» в Иркутское УФАС России представлены дополнительные письменные пояснения исх. № 12 от 12.11.2014г., в соответствии с которыми постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013г. № 521-пп в противоречие со сложившейся судебной практикой по делу № А19-1181/2012 не создана система, реализующая на практике право перевозчика на полное возмещение его расходов, отсутствует обеспечение полного возмещения фактических расходов, а также на перевозчиков возложена обязанность по реализации ЕСПБ при отсутствии регламентированного порядка выдачи билетов, механизма возмещения  либо не возмещения перевозчику расходов, связанных с реализацией (выдачей), изготовлением ЕСПБ. Правительство Иркутской области,  принимая постановление № 521-пп от 18.11.2013г. вышло за пределы полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области № 103-пп от 28.11.2008г., фактически осуществило регулирование (тарификацию) цен на ЕСПБ, несмотря на отсутствие полномочий по регулированию (тарификации) цен и несмотря на тот факт, что цены на ЕСПБ в соответствии с постановлением № 103-пп Правительства Иркутской области не подлежат регулированию (тарификации). Перевозчик, реализуя ЕСПБ в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 521-пп и в интересах РФ и субъекта РФ соответственно, не может претендовать на возмещение стоимости ЕСПБ, поскольку стоимость ЕСПБ является фактически частью компенсации расходов, в связи с чем перевозчик имеет право устанавливать стоимость ЕСПБ, учитывая при этом свои экономические возможности, а также имущественное положение граждан и возможность за счет собственной, установленной законом, компенсации расходов (за свой счет) выдать ЕСПБ отдельным гражданам и организациям по 25руб. Количество граждан, имеющих право на получение ЕСПБ ограничено, определяется твердым количеством и не может быть увеличено за счет выдачи (реализации) ЕСПБ перевозчиками отдельным гражданам и организациям по 25руб. или какой бы то ни было иной стоимости. Утверждение Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области о том, что реализация перевозчиками ЕСПБ по 25руб. приводит к увеличению расходной части бюджета Иркутской области вследствие увеличения количества граждан, которые получили ЕСПБ, не соответствуют объективным обстоятельствам, поскольку прямо противоречат задачам и целям министерства, одной из которой является социальная защита отдельных категорий граждан. ЕСПБ не является товаром, не является предметом купли-продажи, к передаче ЕСПБ гражданину не относятся положения Гражданского кодекса о договорах купли-продажи, а равно и стоимость ЕСПБ не является оценкой трудозатрат его изготовления, а является частью установленного размера компенсации перевозчика. Механизм возмещения расходов перевозчика, установленный постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013г. № 521-пп, фактически обязывает перевозчика для получения части собственной компенсации расходов в размере 150руб. организовывать пункты реализации (выдачи) ЕСПБ, обязывает нести расходы на содержание данных пунктов реализации (выдачи) ЕСПБ, обрабатывать персональные данные, получать часть собственной компенсации расходов от граждан путем передачи последними наличных денежных средств в кассу, а не от уполномоченного органа, при этом законодательно не регламентируя порядок и процедуру реализации (выдачи) ЕСПБ. Также в письменных пояснениях указано, что постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013г. № 521-пп от 18.11.2013г. № 521-пп установлено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (перевозчикам по перевозке от дельных категорий граждан), возлагая на перевозчиков не предусмотренную действующим законодательством обязанность по реализации (выдаче) ЕСПБ, связывая получение части размера компенсации расходов перевозчика с фактом выдачи ЕСПБ и получения этой части возмещения непосредственно от льготника, а не от уполномоченного лица. Перевозчики с частной формой собственности не получают никакого дополнительного возмещения за реализованные ЕСПБ из местного бюджета, с 01.01.2014г. получая только 480руб. за реализацию (выдачу) одного ЕСПБ из федерального и регионального бюджетов, вследствие чего на данный момент МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» получает возмещение за оказание услуг на 40% больше, чем размер возмещения, предоставляемый остальным перевозчикам (793,8 против 480руб.). МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» и администрация г. Ангарска нарушают антимонопольное законодательство, создают дискриминационные условия, предоставляя перевозчику с муниципальной формой собственности преференции в части дополнительного, не предусмотренного постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013г. № 521-п, возмещения расходов, не предусматривая аналогичного возмещения для перевозчиков с иной формой собственности, чем ставит остальных перевозчиков в заведомо неравное положение на рынке транспортных услуг.

Представителем МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» на рассмотрении дела в Иркутском УФАС России даны устные пояснения, в соответствии с которыми в нарушение постановления Правительства Иркутской области № 521-пп ОАО «Автоколонна 1948» с декабря 2013г. осуществляет продажу ЕСПБ по 25руб. за шт., что привело к снижению объема реализации билетов Предприятием, и в результате чего Предприятие несет убытки, так в январе 2014г. объем реализации билетов снизился на 45%.

Представителями администрации г. Ангарска также на заседаниях комиссии антимонопольного органа поддержана позиция МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» по факту необоснованной реализации ответчиками по настоящему делу ЕСПБ по 25руб. 

На рассмотрении дела представитель ответчиков по делу Волков П.С. пояснил, что заказываются ЕСПБ в типографии и реализуются ОАО «Автоколонна 1948» через специализированную организацию – Диспетчерская служба. В январе 2014г. билеты реализованы по ценам в пределах от 25 до 100руб. С января 2014г. основная реализация билетов осуществлялась по цене 150руб., однако в исключительных случаях Общество шло на уступки. ОАО «Автоколонна 1948» не является перевозчиком, ЕСПБ реализует на основании заключенных с перевозчиками агентских договоров.  ЕСПБ были предоставлены материально необеспеченным лицам (матерям-одиночкам, детям-инвалидам) ввиду поступления от них соответствующих заявлений по цене 25 руб. При этом постановление № 521-пп Правительства Иркутской области, которым установлена стоимость ЕСПБ – 150руб., является незаконным. Уменьшение количества реализованных МУП г. Ангарска «Ангарский Трамвай» билетов возможно связано с сокращением количества точек реализации (выдачи) ЕСПБ, поскольку в 2013г. Предприятием прекращены договорные отношения с ОАО «Автоколонна 1948» и ООО «Диспетчерская служба». Исходя из представленных МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» документов количество реализованных ЕСПБ уменьшилось на 67%, а количество перевезенных льготников уменьшилось в 3 раза, что говорит лишь о том, что в январе 2014г. Предприятие получило прибыль, по сравнению с аналогичным периодом 2013г. Представленный МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» акт контроль закупки ЕСПБ получен с нарушением действующего законодательства лицами, не имеющими полномочий на проведение данного рода контрольных мероприятий.

Представитель ОАО «Автоколонна 1949» на рассмотрении настоящего дела пояснил, что реализуя билеты, Общество выполняет свою обязанность по обеспечению равной доступности. ЕСПБ не является товаром, от реализации которого возможно извлечение прибыли.

На рассмотрении дела представитель ООО «Диспетчерская служба» пояснил, что перевозчик выдает билеты для реализации Автоколонне, после их реализации Автоколонна возвращает реестры для оформления и подачи на согласование

Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы, и пояснения по делу, приходит к следующему.

В силу Положения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденного постановлением № 521-пп Правительства Иркутской области (вступило в силу 01.01.2014г.), для реализации права на проезд транспортом общего пользования городского сообщения (кроме такси) и (или) автомобильным транспортом пригородного сообщения (кроме такси) гражданами приобретается единый социальный проездной билет либо электронный социальный проездной билет.

Единый социальный проездной билет приобретается гражданами в пунктах реализации проездных билетов перевозчика. Электронный социальный проездной билет приобретается гражданами в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п.7 Положения право на предоставление бюджетных ассигнований имеют перевозчики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси) обязанность перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, а также если перевозчик, в том числе заключил договор о предоставлении бюджетных ассигнований на приобретение услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения с уполномоченным органом (в рассматриваемой ситуации  - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области) и установил стоимость единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения в размере 150 рублей.

Таким образом, ЕСПБ представляет собой меру социальной поддержки  населения, установленную государством.  

Расчет затрат перевозчиков по единым социальным проездным билетам определяется как разница между объемом транспортных услуг, предоставленных гражданам, и стоимостью единого социального проездного билета с учетом количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов (п.14 Положения).

Объем транспортных услуг, предоставленных гражданам, определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов за пассажирокилометр, среднего расстояния перевозки, а также количества поездок в расчете 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении и 20 поездок на автомобильном транспорте пригородного сообщения в месяц.

Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемого дела в декабре 2013г. перевозчиками г. Ангарска – ООО «Автоколонна 1948-город», ЗАО «Автоколонна 1950», ООО «АнгарскАвтоКом», ООО «АвтоЛайф», ООО «Авто-Версия», ООО «Автоколонна 1949», ООО «Автоцентр «ПК», ИП Белозор С.Г., с ОАО «Автоколонна 1948» заключены агентские договоры на услуги по реализации ЕСПБ на 2014 год,  в соответствии с условиями которых:

- по поручению принципала агент (ОАО «Автоколонна 1948») обязуется от имени и за счет принципала оказать услуги по реализации месячных единых социальных проездных билетов принципала в пунктах реализации, организованных агентом, а принципал обязуется принять по отчету и выплатить вознаграждение за оказанные услуги в соответствии с условиями договора (п.1.1);

- реализация месячных единых социальных проездных билетов агентом осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013г. № 521-пп и иными федеральными, областными законодательными актами и актами органов местного самоуправления (п.1.2.);

-  агент ежемесячно обязан получать у принципала бланки ЕСПБ для реализации (п.2.1.1);

- стоимость ЕСПБ  на 2014 год – 150 руб. (п. 2.1.2);

- принципал вправе устанавливать цену ЕСПБ в соответствии с локальными актами, действующими на предприятии.

Таким образом, на момент заключения агентских договоров стоимость ЕСПБ установлена в размере 150руб.

При этом после заключения указанных агентских договоров  перевозчиками в адрес ОАО «Автоколонна 1948» направлены письма о реализации ЕСПБ по цене, ниже установленной постановлением № 521-пп Правительства Иркутской области.

В конце декабря 2013г. локальными нормативными актами перевозчиками утверждена стоимость единого проездного билета в размере 150руб. с 01.01.2014г.

В результате анализа представленных документов ОАО «Автоколонна 1948» антимонопольным органом установлены следующие показатели реализации Обществом ЕСПД по агентским отчетам от 31.01.2014г. на январь 2014г.:

- ООО «Авто-Лайф»: из 3464шт. 1600 билетов продано по 50руб., 1864шт. – по 150руб.;

- ООО «Автоколонна 1948-город»: из 4903шт. 3932 билета продано по 25руб., 903 – по 150руб., 68 - без оплаты;

- ООО «Автоколонна 1949»: из 2713шт. 2000 билетов продано по 25руб., 713 – по 150руб., 68 – без оплаты;

- ЗАО «Автоколонна 1950»: из 5540шт. 3956 билетов продано по 50руб., 1062 – по 150руб., 522 - без оплаты;

- ООО «Авто-Версия»: из 56690шт. 2101 билетов продано по 25руб., 3568 – по 150руб., 522 – без оплаты;

- ИП Белозор С.Г.: из 400шт. 300 билетов продано по 75руб., 100- по 150руб.;

- ООО «Автоцентр «ПК»: из 509шт. 209 билетов продано по 100руб., 300 – по 150руб.;

- ООО «АнгарскАвтоКом» из 1067шт. – 1000 билетов продано по 50руб., 53 – по 150руб., 14 без оплаты.

Согласно информации, представленной ООО «Диспетчерская служба» в январе 2013г. Обществом было реализовано 13 182 билета по 50руб. за шт., в январе 2014г. – 25 306 билетов.   

Факт реализации перевозчиками г. Ангарска ЕСПБ по цене 25руб. также подтверждается представленными в адрес антимонопольного органа Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области документами о проведении в период с 20 по 23 октября 2014г. внепланового контрольного мероприятия по проверке исполнения порядка и условий обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Ангарском МО для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки.

Кроме этого, МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай» 18.09.2014г. также проведена контрольная закупка ЕСПБ по адресу: г. Ангарск, 19мкр., касса «Салвент», по результатам которой составлен акт о продаже билета № 300555801 на октябрь 2014г. по цене 25руб.

Антимонопольным органом в адрес ООО РКЦ «Салвент» направлен запрос на предоставление информации, на который Обществом предоставлен ответ исх. № 84/10 от 14.10.2014г., исходя из которого Общество оказывает услуги ОАО «Автоколонна 1948» по реализации ЕСПБ на основании договора № 156-И/10 от 30.12.2010г. и ОАО «Пригород» на основании договора № 17-И/12-П от 03.05.2012г. В соответствии с дополнительным соглашением от 01.03.2013г. к договору от 30.12.2010г. цена ЕСПБ является одинаковой и составляет 25руб. Отчетом по проданным проездным билетам за 18.09.2014г. подтверждается реализация ЕСПБ по 25руб.

Таким образом, материалами дела подтверждается реализация ЕСПБ по цене, ниже установленной постановлением Правительства Иркутской области № 521-пп.   

Комиссией антимонопольного органа рассмотрены доводы ответчиков об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства РФ, и признаны необоснованными ввиду следующего:

- фактические действия перевозчиков по реализации ЕСПБ, представлении реестров реализованных билетов в уполномоченный орган свидетельствуют о согласии с положением, установленным постановлением Правительства Иркутской области № 521-пп, какие-либо действия по обжалованию указанного нормативного акта перевозчиками не совершались;

-  в результате реализации перевозчиками ЕСПБ по цене, ниже установленной постановлением № 521-пп Правительства Иркутской области, осуществляется перераспределение покупателей от субъекта, осуществляющего реализацию билетов по 150руб., в сторону субъектов, реализующих билеты ниже указанной стоимости.

Согласно ч.4 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемого дела Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что реализация ЕСПБ осуществлялась ответчиками по настоящему делу, являющимися конкурирующими хозяйствующими субъектами на товарном рынке по регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в городском сообщении.

В 2013г.  отсутствовал нормативный акт, устанавливающий стоимость ЕСПБ в конкретном размере. Возможность варьировать стоимость ЕСПБ в пределах от 0 до 150 руб. была предоставлена перевозчику  нормативно-правовыми актами (Постановление Правительства Иркутской области от 16.01.2009 № 7-пп, Постановление главы администрации г.Ангарска от 19.04.2010 № 512-г «О едином социальном проездном билете на территории г.Ангарска» (в ред. от 14.02.2012 № 214-г), с 01.01. 2014г. стоимость ЕСПБ установлена в конкретном размере – 150 руб. (постановление Правительства Иркутской области № 521-пп). 

В соответствии с агентскими отчетами с 1 января 2014 года стоимость ЕСПБ варьировалась по перевозчикам, например,  ИП Белозор реализовал 300 билетов по 75 руб. и 100 билетов по 150 руб., ООО «АнгарскАвтоКом» реализовало билеты по 50 руб. в количестве 1000 шт. и 53 билета по 150 руб., ОАО «Автоколонна 1948-город» - 3932 билета по 25 руб. и 903 билета по 150 руб. При этом изменение стоимости ЕСПБ обусловлено положениями агентских договоров, в соответствии с которыми принципал вправе устанавливать цену ЕСПБ в соответствии с локальными актами, действующими на предприятии, что не соответствует положению, утвержденному постановлением № 521-пп Правительства Иркутской области.

В результате реализации ответчиками по настоящему делу ЕСПБ по цене ниже 150руб. происходит перераспределение  объема продажи билетов, который учитывается в силу постановления Правительства Иркутской области № 521-пп при возмещении перевозчику понесенных расходов. При этом фактически гражданин, который приобрел ЕСПБ по вышеуказанной цене, может пользоваться транспортными услугами, в том числе МУП г. Ангарска «Ангарский трамвай».

Вследствие указанных обстоятельств комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что  действия перевозчиков, ОАО «Автоколонна 1948» и ООО «Диспетчерская служба», выразившиеся в заключении агентских договоров на услуги по реализации ЕСПБ и реализации ЕСПБ по различным ценам в 2014г., признаются соглашением, запрещенным антимонопольным законодательством, которое привело либо способно привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различной  стоимости (цены) на ЕСПБ, и которое привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по внутригородским регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в г. Ангарске (снижение в январе 2014г. объема реализации ЕСПБ в МУП г.Ангарска «Ангарский трамвай» на 45% и потере предприятием возмещения выпадающих доходов в размере 1000805 рублей).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 11, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, ст.ст. 48,49, Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         

1. Признать ОАО «Автоколонна 1948», ООО «Автоколонна 1948-город», ЗАО «Автоколонна 1950», ООО «АнгарскАвтоКом», ООО «АвтоЛайф», ООО «Авто-Версия», ООО «Автоколонна 1949», ООО «Автоцентр «ПК», ИП Белозор С.Г., ООО «Диспетчерская служба»  ч.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашения, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции, в том числе к экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар, в частности в заключении агентских договоров по реализации ЕСПБ и реализации ЕСПБ по различным ценам, результатом чего явилось ограничение конкуренции на рынке услуг по внутригородским регулярным перевозкам пассажиров транспортом общего пользования в г. Ангарске.

2. Выдать ОАО «Автоколонна 1948», ООО «Автоколонна 1948-город», ЗАО «Автоколонна 1950», ООО «АнгарскАвтоКом», ООО «АвтоЛайф», ООО «Авто-Версия», ООО «Автоколонна 1949», ООО «Автоцентр «ПК», ИП Белозор С.Г., ООО «Диспетчерская служба»  предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем:

- осуществления реализации единых социальных билетов по стоимости, установленной действующим законодательством РФ;

- исключения из агентских договоров, заключенных между перевозчиками и ОАО «Автоколонна 1948» положений об установлении перевозчиком цены реализации ЕСПБ в соответствии с локальными актами, действующими на предприятии.

2. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

3. Копии решения и предписаний направить сторонам по делу.

 

 

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны