Решение №655 Признать жалобу АО «Согаз» обоснованной от 19 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 655
10 октября 2016 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе: <…>, при участии представителей Акционерного общества «СОГАЗ» (далее – общество, заявитель) – <…>, <…>; при участии представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее – заказчик) – <…>; при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – <…>,рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение № 0134200000116003193 (далее – открытый конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 03 октября 2016 года поступила жалоба заявителя на положения документации об открытом конкурсе.
Заявитель считает, что установление заказчиком в документации об открытом конкурсе такого показателя нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе как количество мотивированных отказов потерпевшим по их требованиям о прямом возмещении убытков является незаконным, противоречит требованиям, установленным статьями 8, 32 Федерального закона № 44-ФЗ, и приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Согласно указанным возражениям заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 14 сентября 2016 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении открытого конкурса для закупки № 0134200000116003193, а также документация на проведение открытого конкурса с целью определения поставщика на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 166 849 руб. 44 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
Пунктом 24 раздела 2 «Информационная карта» конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе: цена контракта, а также качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг в соответствии с приложением к пункту 24.
В соответствии с Приложением к пункту 24 Информационной карты – критерии оценки заявок на участие в конкурсе одним из показателей критерия «Качественные, функциональные характеристики оказываемых услуг» является «Количество мотивированных отказов потерпевшим по их требованиям о прямом возмещении убытков (ед.) за январь-сентябрь 2015 г. (Согласно данным формы 1-С участника закупки за январь-сентябрь 2015г.)».
Предложение участников закупки по данному показателю оценивается следующим образом:
Уровень отказов в выплатах по ОСАГО, % |
Шкала предельных величин значимости показателей
|
||||
Значимость показателя -40%
Максимальное значение в баллах для данного показателя - 100 баллов. При отсутствии информации по данному показателю, при отсутствии копии бухгалтерского баланса Страховщика (Форма 1 С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика») — 0 баллов Расчет значений уровня отказов в выплате по ОСАГО по итогам деятельности производится по формуле:
|
При значении показателя менее 2% - 100 балов; При значении показателя от 2% до 3% - 70 балов; При значении показателя от 3% до 5% - 50 балов; При значении показателя более 5% - 0 балов.
|
||||
|
|
I |
Показатель убыточности, %
|
Шкала предельных величин значимости показателей
|
|
Максимальное значение в баллах для данного показателя – 100 баллов. При отсутствии в составе заявки информации по данному показателю, при отсутствии копии «Отчета о финансовых результатах страховщика» (формы Ф2-страховщик) – 0 баллов
|
При значении показателя более 65% 0 баллов; При значении показателя от 65% до 60% - 50 баллов; При значении показателя менее 60% 100 баллов
|
||||
|
Текущая платежеспособность, % |
Шкала предельных величин значимости показателей
|
|||
Максимальное значение в баллах для данного показателя – 100 баллов. При отсутствии в составе заявки информации по данному показателю, при отсутствии копии «Отчета о финансовых результатах страховщика» (формы Ф2-страховщик) – 0 баллов
|
При значении показателя менее 70 % – 0 баллов; При значении показателя от 70% до 80% – 50 баллов; При значении показателя более 80% – 100 баллов.
|
||||
Согласно пункту 9 части 1 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает в том числе такой критерий как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Частью 8 названной статьи установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно с подпунктом «б» пункта 4 Правил критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» характеризуется как нестоимостной.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст.50 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ и в соответствии с частью 8 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Комиссия полагает, что установление критериев уровня отказов в выплатах по ОСАГО и шкалы предельных величин значимости показателей, при которых количество мотивированных отказов прямо пропорционально количеству заключенных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и в результате установления количества таких отказов в качестве показателя оценки заявок заказчик создает необоснованное преимущество страховым организациям с небольшим количеством заключенных договоров страхования.
Таким образом, установление данного критерия оценки квалификации участников и присвоение по нему количественного значения ставится в зависимость от действий третьих лиц, а именно от правильности и полноты оформления документов страхователя при обращении в страховую компанию за выплатами страховых возмещений. При этом не учитывается значение необоснованных отказов выплаты страховых возмещений как объективный показатель квалификации участников.
Установление подобных критериев не позволяет объективно оценить и соотнести предложения участников с учетом выгодности одного предложения относительного другого.
В частности, участники, имеющие незначительное преимущество перед другими, получают несопоставимое преимущество по количеству присеваемых баллов.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о нарушении уполномоченным органом части 2 статьи 8, части 9 статьи 32, п. 9 ч. 1 ст.50 Федерального закона № 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «Согаз» обоснованной;
2. Признать уполномоченного органа нарушившим часть 2 статьи 8, часть 9 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ;
3. Выдать уполномоченному органу предписание об устранении нарушений части 2 статьи 8, части 9 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ путем аннулирования открытого конкурса;
4. Направить копии решения и предписания заказчику, заявителю, уполномоченному органу;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<…>
|
Члены комиссии
|
<…> |
|
<…>
|
ПРЕДПИСАНИЕ № 206
10 октября 2016 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе: <…>, <…>, при участии представителей Акционерного общества «СОГАЗ» (далее – общество, заявитель) – <…>, <…>; при участии представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее – заказчик) – <…>; при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) – <…>,на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России № 655 от 10 октября 2016 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу устранить допущенные при проведении открытого конкурса оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение № 0134200000116003193, нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования указанного открытого конкурса;
2. в срок до 10 ноября 2016 года Уполномоченному органу представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<…>
|
|
Члены комиссии
|
<…>
|
|
|
<…>
|
|
|
|
|
|
|
|