Решение №038/486/23 решение по жалобе ИП К. на Администрацию Шелеховского ГП от 31 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2023г.
Решение в полном объеме изготовлено __.__.2023г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
при участии с использованием средств видео-конференц-связи заявителя — ИП К;
при участии с использованием средств видео-конференц-связи представителя организатора торгов — Администрации Шелеховского городского поселения – (доверенность от 24.07.2023г.);
рассмотрев жалобу в порядке, установленном ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России обратился ИП К. с жалобой на действия организатора торгов – Администрацию Шелеховского городского поселения (далее – Администрация) при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Шелехова, извещение № 22000009950000000013.
Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отказал возвратить задатки в связи с отзывом заявок на участие в аукционе по лотам №№ 4, 5, 9, 11; Заявитель не согласен с пунктом 1.6 договора в связи с тем, что места по отдельным лотам непригодны для размещения НТО: лот № 9 – место для размещения НТО захламлено мусором и грунтом в связи с проведением земельных работ на соседнем участке, лот № 11 – находится в охранной зоне, по которой проходят сети водоснабжения и теплоснабжения, лот № 12 – обременен правами третьих лиц, так как на указанном месте размещен НТО.
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, представил письменные возражения по существу жалобы.
В ходе заседания Комиссии Иркутского УФАС России Заявитель поддержал доводы жалобы, представитель Организатора торгов поддержал доводы, изложенные в возражениях на жалобу.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Администрацией на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/ 29.05.2023г. размещено извещение № 22000009950000000013 о проведении электронного аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Шелехова и Документация об аукционе на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Шелехова (далее – Документация).
Дата и время начала подачи (приема) заявок: 30.05.2023 в 04 час. 00 мин. по московскому времени.
Дата и время окончания подачи (приема) заявок: 23.06.2023 в 13 час. 00 мин. по московскому времени.
Дата начала рассмотрения заявок: 26.06.2023г.
Дата и время проведения аукциона: 04.07.2023 в 04 час. 00 мин. по московскому времени.
Срок подведения итогов аукциона: 04.07.2023 в 04 час. 00 мин. по московскому времени до последнего предложения участников.
Ознакомившись с указанной информацией, Заявителем поданы заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 7 протокола по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме от 27.06.2023г. Кореневский А.О. подал заявки на участие в аукционе по лотам №№ 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12.
Пунктом 8 протокола по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме от 27.06.2023г. заявки К.по лотам №№ 4, 5, 6, 8, 9 признаны отозванными.
Вместе с тем, согласно пункту 10.1 того же протокола заявки К. по лотам №№ 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12 допущены к дальнейшему участию в процедуре.
Подпунктом 5 пункта 10 Документации установлено, что претендент вправе не позднее даты и времени окончания приема заявок отозвать заявку путем направления уведомления об отзыве заявки на электронную площадку.
В соответствии с положениями пункта 11 Документации возврат задатков производится, в частности, в следующих случаях:
- если заявитель отозвал принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, возврат задатка осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки;
- если заявитель отозвал принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе позднее дня окончания срока приема заявок, возврат задатка осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.
Таким образом, в силу положений Документации Заявитель был вправе вернуть задатки по отозванным согласно протоколу от 27.06.2023г. заявкам и не участвовать в аукционе по лотам №№ 4, 5, 6, 8, 9, а Организатор торгов был обязан вернуть задатки претенденту на участие в аукционе.
Вместе с тем, положения Документации относительно возможности отзыва заявки на участие в аукционе в электронной форме не согласуются с регламентом работы электронной площадки «РТС-тендер», которая согласно пункту 2 Документации является оператором процедуры аукциона.
Так в соответствии с положениями Регламента работы электронной площадки «РТС-тендер» участник имеет возможность отозвать или изменить поданную заявку до наступления времени окончания подачи заявок, установленного в карточке торговой процедуры.
Согласно пункту 15 протокола о результатах аукциона аукцион в электронной форме по лотам №№ 4, 5, 9, 11, 12 признан несостоявшимся. Проект договора на размещение нестационарного торгового объекта принято направить единственному участнику аукциона.
Посредством функционала электронной торговой площадки проекты договоров на размещение нестационарных торговых объектов по лотам №№ 4, 5, 9, 11, 12 направлены Организатором торгов на подписание ИП К.Указанные проекты договоров подписаны Заявителем 17.07.2023г.
После подписания договоров на право размещения нестационарных торговых объектов Заявителем доводы жалобы дополнены доводом относительно несогласия с положениями пункта 1.6 договора в связи с тем, что места по отдельным лотам непригодны для размещения НТО: лот № 9 – место для размещения НТО захламлено мусором и грунтом в связи с проведением земельных работ на соседнем участке, лот № 11 – находится в охранной зоне, по которой проходят сети водоснабжения и теплоснабжения, лот № 12 – обременен правами третьих лиц, так как на указанном месте размещен НТО.
Комиссия Иркутского УФАС России признает данный довод Заявителя несостоятельным в связи со следующим.
Согласно пункту 4 Документации осмотр мест для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется заявителями самостоятельно с даты опубликования извещения о проведении аукциона в любое время.
Приложение № 2 к Документации содержит проект договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Регламент работы электронной площадки «РТС-тендер» размещен в свободном доступе на официальном Интернет-сайте оператора электронной площадки.
Таким образом, у Заявителя была возможность ознакомиться со всеми положениями проведения аукциона в электронной форме, а также с предметом аукциона до принятия решения о подаче заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, согласно положениям ст.18.1 Закона о защите конкуренции, если обжалуемые действия (бездействие) совершены организатором торгов после окончания установленного в документации срока подачи заявок на участие в торгах, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником, подавшим заявку на участие в закупке.
Для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения аукционной документации до момента подачи своей заявки на участие в данных торгах, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать процедуру торгов после подведения итогов.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в торгах.
Жалобы на положения Документации до окончания срока приема заявок в Иркутское УФАС России не поступали. Кроме того, ИП К. являлся участником аукциона. Подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, участник соглашается со всеми условиями документации о проведении такой процедуры.
Следует отметить, что нарушение положений Закона о защите конкуренции, может быть установлено только в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России не установлено наличия правовых оснований для признания жалобы ИП К. А.О. обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП К. на действия организатора торгов – Администрацию Шелеховского городского поселения при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Шелехова, извещение № 22000009950000000013, необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|