Решение №038/1228/20 решение от 4 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03.09.2020 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее – заказчик) – <…..>,

в отсутствие представителей Муниципального казенного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Служба единого заказчика» (далее – уполномоченный орган);

рассмотрев жалобу заявителя на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских  работ (разработка проектно-сметной документации) по объекту: «Строительство канализационного коллектора по Якутскому тракту до с. Хомутово в Иркутском районном муниципальном образовании», извещение № 0834300022020000135, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 25 августа 2020 года поступила жалоба заявителя на положения конкурсной документации о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее - открытый конкурс в электронной форме).

Заявитель указывает, что документация о проведении открытого конкурса в электронной форме содержит следующие нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

1. Так, в своей жалобе заявитель указывает, что в нарушение статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в конкурсной документации установлен срок выполнения первого этапа работ (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания) – по 10 ноября 2020 года, а сроком выполнения пятого этапа работ (проектные работы) – после 10.11.2023 по 01.08.2024 года, однако рекомендуемым сроком актуальности результатов инженерных изысканий является 2-3 года, в связи с чем срок действия инженерных изысканий на момент прохождения государственной экспертизы проектной документации и достоверности сметной стоимости, а также государственной экологической экспертизы истекут является невыполнимым условием, что в свою очередь приводит к ограничению количества участников закупки.  

2. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, установленный заказчиком в качестве нестоимостного критерия оценки заявки критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» является необъективным и направлен на исключение конкуренции между участниками закупки, что является нарушением статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ.   

Уполномоченным органом, заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган, заказчик считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом на основании заявки заказчика 10 августа 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0834300022020000135, а также Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских  работ (разработка проектно-сметной документации) по объекту: «Строительство канализационного коллектора по Якутскому тракту до с. Хомутово в Иркутском районном муниципальном образовании» (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 78 624 195 руб. 49 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, заказчика приходит к следующим выводам.

 

1. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 3 статьи 54.2 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 настоящего Федерального закона.

Согласно стать 42 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Установлено, что в соответствии с конкурсной документацией, в частности пунктом 12 приложения № 1 к Контракту «Техническое задание» установлены следующие этапы проектирования:

1. Схема территории размещения объекта;

2. Проект планировки территории и проект межевания территории

3. Инженерно-геодезические изыскания;

4. Инженерно-геологические изыскания;

5. Инженерно-гидрометеорологические изыскания;

6. Инженерно-экологические изыскания;

7. Проектная и рабочая документация;

8. Сметная документация;

9. Экологическая экспертиза;

10. Положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости.

Приложением № 2 к Контракту установлен «График выполнения работ», согласно которому исполнителю по Контракту необходимо выполнить первый этап работ (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания) до 10 ноября 2020 года, а пятый этап работ (проектные работы) необходимо выполнить с 10 ноября 2023 года по 01 августа 2024 года.

Из пояснений представителя заказчика следует, что Федеральным законом № 44-ФЗ не регламентирован порядок формирования сроков, следовательно, решение о сроках выполнения работ принимается заказчиком исходя из своих потребностей.

Комиссия Иркутского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ по следующим основаниям.

Согласно пункту 6.1.7 СП 47.13330.2019 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», при выполнении инженерно-геологических изысканий допускается использование результатов инженерно-геологических изысканий прошлых лет с учетом сроков давности материалов (период от окончания изысканий до начала проектирования) в соответствии с таблицей:

     

Характеристика инженерно-геологических условий

Срок давности используемых результатов, лет

 

на незастроенных (неосвоенных) территориях

на застроенных (освоенных) территориях

Геологическое строение

Без ограничений

Без ограничений

Гидрогеологические условия

5

2

Физико-механические свойства грунтов, химический состав подземных вод

5

2

Физико-механические свойства многолетнемерзлых грунтов

5

2

Геологические и инженерно-геологические процессы

5

2

Геокриологические и инженерно-геокриологические процессы

5

2

Сейсмические и сейсмотектонические условия

Без ограничений*

Без ограничений*

* За исключением случаев, если изменилась нормативная сейсмичность территории или получены новые данные о сейсмических и сейсмотектонических условиях района работ, имеющие приоритет по отношению к картам ОСР в соответствие с 6.3.3.14.

  В связи с тем, что проектирование выполняется по незастроенным территориям ИРМО, срок давности используемых результатов составляет 5 лет и по требуемым в Техническом задании изысканиям будет заканчиваться 01 ноября 2025 года, в то время как, сроком выполнения проектных работ является до 01.08.2024 года. 

Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе включить в конкурсную документацию такие работы и требования к их выполнению, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.

Исходя из анализа положений статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к сроку выполнения работ установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.

Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в конкурсную документацию как требований к работам, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к выполняемым работам. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к выполняемым работам, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Документально подтвержденных доказательств невозможности выполнить работы, указанные в документации, заявителем не представлены.

Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ и указав срок выполнения работ исходя из своих потребностей, не допустил нарушение Федерального закона № 44-ФЗ.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценок заявок), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В силу пункта 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Информационная карта открытого конкурса в электронной форме содержит используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев:

«Не стоимостные критерии 

«Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Значимость критерия оценки: 20 %.

Коэффициент значимости критерия оценки: 0,2

Максимальное количество баллов по данному критерию оценки (показателю):100

     Оценка заявки участника по показателю определяется в соответствии с п. 28-29 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 согласно представленному участником предложению о наличии финансовых ресурсов.

Количество баллов, присуждаемых по показателю определяется членами конкурсной комиссии в соответствии со следующей шкалой оценки:

№ п/п

Показатель

Баллы

3.1.

Размер уставного капитала Участника закупки (Строка 1310 Бухгалтерского баланса)

 

 

Уставной капитал Участника закупки менее 1 000 000,00 рублей

0

 

Уставной капитал Участника закупки от 1 000 000,00 до 9 000 000,00 рублей

15

 

Уставной капитал Участника закупки более 9 000 000,00 рублей

30

3.2.

Размер денежных средств и денежных эквивалентов по состоянию на 31.12.2019 г. (Строка 1250 Бухгалтерского баланса)

 

 

Менее 10 % от НМЦК

0

 

От 10 % до 100 % от НМЦК

30

 

Более 100 % от НМЦК

60

3.3.

Размер собственного капитала Участника (строка 1300 Бухгалтерского баланса)

 

 

Менее 10 % от НМЦК

0

 

От 10% до 50% от НМЦК

5

 

Более 50% от НМЦК

10

 

Комиссией Иркутского УФАС России проанализирована в полном объеме конкурсная документация и установлено, что приведенные положения конкурсной документации в отношении показателя «Не стоимостные критерии.  Критерий оценки – «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» соответствуют требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, заявитель жалобы по данному доводу ссылается на нарушение статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ, вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства не наделена полномочиями по рассмотрению жалоб и заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в рамках Федерального закона № 135-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Аркада» необоснованной;
  2. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

<…..>

 

<…..>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны