Решение №038/228/23 решение о признании необоснованной жалобы ИП А. на действия ... от 17 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.03.2023г.

Решение в полном объеме изготовлено ____.03.2023г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

Члены Комиссии: ;

в отсутствии представителя заявителя — ИП А. – заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия заявителя;

при участии представителя заказчика — Восточно-Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» –  (доверенность);

рассмотрев жалобу в порядке, установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) обратилась ИП Ас жалобой на действия заказчика – АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 2760/ОКЭ-ИркФПК/23 на право заключения договора выполнения работ по сносу (демонтажу) объекта недвижимого имущества для нужд Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» (опубликованного на официальном сайте: 223.rts-tender.ru/supplier/auction/Trade/View.aspx?Id=2662655&sso=1&code=-5#1).

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил в конкурсной документации требование о предоставлении документов, подтверждающих оплату по договорам с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, что влечет необоснованные затраты для представителей малого и среднего предпринимательства при подаче заявки на участие в конкурсной процедуре и подрядчики, имея многомиллионный опыт выполнения работ, не имеют возможности его подтвердить.

Заказчик считает доводы необоснованными, представил письменные возражения по существу жалобы.

В ходе заседания Комиссии Иркутского УФАС России представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в возражениях на жалобу.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения Заказчика, представленные документы, установила следующее.

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п.1 ч.2 ст.1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», утвержденного решением Совета директоров АО «ФПК» (протокол № 4 от 01.09.2022г.). (далее – Положение о закупках).

Заказчиком на сайте Электронной торговой площадки «РТС-тендер» www.rts-tender.ru 27.02.2023г. размещено извещение № 2760/ОКЭ-ИркФПК/23 о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора выполнения работ по сносу (демонтажу) объекта недвижимого имущества для нужд Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК», а также документация по закупке (далее – Документация).

Дата начала приема заявок – 27.02.2023г.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 15.03.2023 09:00 (МСК).

Дата подведения итогов - 24.03.2023.

Начальная максимальная цена – 109 875 393 рубля 42 копейки без учета НДС.

Ознакомившись с вышеуказанной информацией и Документацией, ИП А.. обратилась с жалобой в антимонопольный орган.

Согласно доводам жалобы, в пп.1 «Критерии и порядок оценки сопоставления конкурных заявок» (приложение 1.4 к конкурсной документации) указано:

В подтверждение опыта выполнения работ по строительству и /или реконструкции и/или сносу (демонтажу) объектов участник в составе заявки представляет:

- документы, подтверждающие оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 документации о закупке, с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, иные документы, подтверждающие исполнение обязательств по оплате).

Из доводов Заявителя также следует, что после консультации с сотрудниками банка, где обслуживается ИП А.и согласно информации на сайте «Банковские услуги малому и среднему бизнесу» (http://sberbank.ru), раздел «тарифы», подраздел «справки по банковским операциям по одному или нескольким счетам», стоимость заверенной копии документа на бумажном носителе составляет 450,00 рублей. Учитывая размер начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, предприниматели должны предоставить подтверждающие опыт платежные документы, затратив сумму в несколько десятков тысяч рублей, так как их количество, учитывая НМЦ, потребует не одну сотню заверенных банком документов, подтверждающих оплату по договору (этапу договора).

Заказчик в возражениях на доводы жалобы указал, что согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг, в связи с чем установление вышеуказанного требования о предоставлении документов, подтверждающих оплату по договорам, обусловлено проявлением должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки в соответствии с гражданским законодательством. В закупочной документации не установлен конкретный перечень документов, которыми можно подтвердить оплату по договору. Перечень таких документов является открытым.

Комиссия Иркутского УФАС России оценив доводы Заявителя жалобы, доводы Заказчика и представленные им документы, пришла к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 ст.3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч.16 ст.3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу положений пунктов 13 и 14 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 196 Положения о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов МСП, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Приложение № 1.4 к Документации содержит критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Критерий 2 «Квалификация участника» включает два подкритерия, в том числе подкритерий 2.1 «Опыт участника»: максимальное количество баллов – 20 баллов; Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником работ по строительству и/или, реконструкции и/или сносу (демонтажу) объектов, на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС), по формуле:

, где

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником работ по строительству и/или, реконструкции и/или сносу (демонтажу) объектов (без учета НДС);

Ц нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

N – максимально возможное количество баллов 20.

В случае, если стоимость поставок товара/выполнения работ/оказанных услуг равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается N баллов.

Согласно Приложению № 1.4 к Документации Оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных участником в составе заявки (в том числе в подтверждение соответствия требованиям технического задания, если такие требования установлены конкурсной документацией), иных документов, полученных в соответствии с положениями документации о закупке, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии:

1. В подтверждение опыта выполнения работ по строительству и /или реконструкции и/или сносу (демонтажу) объектов участник в составе заявки представляет:

- документы, подтверждающие оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 документации о закупке, с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, иные документы, подтверждающие исполнение обязательств по оплате).

Таким образом, копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 документации о закупке, с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, являются не единственным возможным документом, подтверждающим оплату по договору.

Заявителем не представлены доказательства невозможности подтверждения оплаты по представленным договорам иными документами.

Следует отметить, что согласно требованиям Положения о закупках и Документации, отсутствие документов, подтверждающих оплату по договору, не будет являться основанием отклонения заявки на участие в открытом конкурсе. Вместе с тем, непредставление указанных документов будет служить риском получения меньшего количества баллов по соответствующему критерию.

Оснований полагать, что установленное требование ограничивает количество участников закупки с точки зрения нарушения антимонопольного законодательства, а также требований Закона о закупках, Комиссией антимонопольного органа не установлено.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП А. на действия заказчика – АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Восточно-Сибирского филиала при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 2760/ОКЭ-ИркФПК/23 на право заключения договора выполнения работ по сносу (демонтажу) объекта недвижимого имущества для нужд Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» (опубликованного на официальном сайте: 223.rts-tender.ru/supplier/auction/Trade/View.aspx?Id=2662655&sso=1&code=-5#1), необоснованной;

2. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

Председатель Комиссии

   

 

 

Члены Комиссии

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Восточно-Сибирский филиал АО "ФПК"
ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738