Решение №038/738/19 Жалоба ООО «Машины и Механизмы», на положения документации о... от 23 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  № 038/738/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <….>;

Члены Комиссии: <….>; <….>;

 при участии представителей Администрации Хомутовского муниципального образования – Администрация сельского поселения (далее – заказчик) – <….> (доверенность), <….> (доверенность); в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Машины и Механизмы» (далее – ООО «Машины и Механизмы»); рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона «Приобретение автогрейдера», извещение №0134300040919000020 (далее – электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 15 июля 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что документация об электронном аукционе содержит нарушения Федерального закона №44-ФЗ, поскольку заказчиком в Техническом задании установлены такие технические требования к требуемому к поставке товару, которым соответствует одна конкретная модель автогрейдера ГС-14.02 производства корпорации РМ-Терекс, что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Заказчиком, представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 28 июня 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.rts-tender.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300040919000020, а также Документация о проведении электронного аукциона «Приобретение автогрейдера» (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 256 666 руб. 67 коп.

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, которые должны быть представлены участником закупки, указаны Приложении №3 к аукционной документации «Описание и технические характеристики товара».

Так, согласно Техническому заданию участникам закупки необходимо поставить следующий товар: Автогрейдер предназначен для выполнения землеройно-профилировочных работ, строительства и содержания дорог, может использоваться на работах по перемещению и распределению грунта и дорожно-строительных материалов, планировке откосов, насыпей и боковых кюветов, очистке дорог от снега, смешивания грунтов с добавками и вяжущими материалами на полотне дороги, со следующими характеристиками:

 

Общие характеристики

Год выпуска (не ранее)

4 квартала 2018 г.

Колесная формула грейдера

1 х 2 х 3

Эксплуатационная масса, кг (не более)

14000

Емкость топливного бака, л (не менее)

330

Длина х ширина х высота, мм (не более)

8825 х 2500 х 3535

Двигатель

Мощность двигателя, кВт (л.с.) (не более)

110 (150)

Число цилиндров (не менее)

6

Крутящий момент, Нм (не менее)

660

Трансмиссия

Количество передач, вперед / назад (не менее)

6 / 2

Скорость передвижения, вперед / назад, км/ч

(не менее)

23,9/ 13

Ходовая часть

База грейдера (расстояние между осями мостов), мм (не менее)

6000

База заднего моста, мм (не менее)

1420

Колея по осям передних и задних колес, мм

(не более)

2050

Угол складывания шарнирно-сочлененной рамы (в обе стороны), град (не более)

±22

Минимальный радиус поворота, мм (не более)

7500

Шины, размерность, дюйм

14,00-20

Норма слойности шин, не менее

PR14

Угол качания балки переднего моста, град. (не менее)

±16

Угол наклона передних колес, град. (не менее)

±18

Бульдозерный отвал

Длина отвала, мм (не более)

2475

Высота отвала с ножом, мм (не менее)

800

Опускание отвала ниже опорной поверхности, мм (не менее)

50

Грейдерный отвал

Длина грейдерного отвала, мм (не менее)

3660

Высота грейдерного отвала с ножом, мм

(не менее)

610

Опускание отвала ниже опорной поверхности, мм (не менее)

450

Боковой сдвиг отвала, влево/вправо, мм

(не менее)

700

Угол профилирования откоса, град.

0-90

Поворотный круг, тип

с внешним зубчатым венцом

Угол поворота, град. (не менее)

360

Комплектация

Грейдерный отвал

Наличие

Бульдозерный отвал

Наличие

Система защиты кабины, соответствующая требованиям FOPS и ROPS*

Наличие

Окраска техники двухкомпонентной краской с обязательным нанесением грунтовки по технологии, одобренной поставщиком окрасочных материалов, обеспечивающая толщину защитно-декоративного покрытия не менее 10 мкм и адгезию не менее 2 баллов.

Наличие

Гарантийное обслуживание

Срок гарантии (не менее)

12 месяцев или 1500 моточасов c момента подписания акта приема-передачи

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что «Эксплуатационная масса, кг (не более) 14 000» обусловлен тем, что в случае потребности перевозки закупаемого автогрейдера с большим весом на трале не представляется возможным, в связи с ограничением грузоподъемности трала.

Установленные габаритные размеры к предполагаемому к закупке автогрейдеру являются существенными, обусловлены размерами нежилого помещения, в котором планируется хранить автогрейдер, 625 мм это более чем полметра и с такими размерами техника не поместиться в гаражный бокс.

При увеличении мощности двигателя автогрейдера безусловно приведет к увеличению расхода топлива, что в свою очередь приведет к увеличению расхода бюджетных средств на покупку ГСМ для эксплуатации и обслуживания техники.

В состав Хомутовского муниципального образования входит шесть населенных пунктов с количеством автомобильных дорог 425, общей протяженностью 245,8 км. Большая часть дорог имеет ширину менее 5 метров, а это в свою очередь значительно затрудняет работу специальной техники.

Увеличение длины бульдозерного отвала до 2530 мм не представляется возможные так как с такой шириной автогрейдер не будет помещается в проем ворот гаражного бокса, в котором планируется хранить технику, а так же не сможет выполнять работы по грейдированию узких дорог.

Одним из приоритетных требований к объекту закупки является безопасность оператора во время использования техники. В связи с этим установлено дополнительное требование о наличии системы защиты ROBS/FOBS.

В Техническом регламенте Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» отражены требования к безопасности машин, путем оборудования их устройствами защиты при опрокидывании и от падающих предметов, однако это указано в обобщенном виде. Заказчику же на закупаемом товаре требуется именно устройство защиты ROBS/FOBS, которая согласно ГОСТам Р ИСО 3449-2009 и 3471-2009, испытывается сертифицированной организацией и по результатам испытаний предоставляется документ об испытании.

В случае наступления несчастного случая, в процессе использования автогрейдера, в результате которого будет нанесен вред жизни или здоровью оператора, в связи с отсутствием или несоответствие вышеуказанной защите, уголовную или административную ответственность будет нести поставщик техники.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28 декабря 2010 года №11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона №44-ФЗ. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Федеральный закон №44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам рояли в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона №44-ФЗ.

В Техническом задании документации об электронном аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика, непосредственно применяющего закупаемый товар.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Кроме того, предметом электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика вне зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.

Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых не ограничен, что подтверждается коммерческими предложениями, полученными заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Так, в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта при подготовке к проведению электронного аукциона заказчиком направлены запросы о представлении ценовой информации поставщикам. Три поставщика представили ценовые предложения, на основе которых заказчик сформировал начальную (максимальную) цену контракта, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников данной закупки.

Таким образом, Комиссия, оценив положения аукционной документации, пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к автогрейдеру не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

Кроме того, требование к предмету закупки, установленное в документации об электронном аукционе, распространяло свое действие на всех участников закупки, и каждый из них имел возможность его исполнить, так как автогрейдеры имеют широкие каналы дистрибуции, свободно обращаются на российском рынке.

На основании части 9 статьи 105 Федерального закона №44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Помимо прочего, доказательств, подтверждающих отсутствие в свободной продаже требуемого товара, заявителем в Иркутское УФАС представлено не было.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 3.33 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.

Вместе с тем, заявитель жалобы не представил доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которым соответствует товар единственного производителя, не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

<….>

Члены комиссии

<….>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны