Решение №038/319/21 Решение от 1 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ///;

Члены Комиссии: ///; ///,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомлённых о времени и месте рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя  Игонина Екатерина Игоревна (далее – ИП И., заявитель); Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Пуляевский психоневрологический интернат» (далее – заказчик);

рассмотрев жалобу заявителя на поставку информационного терминала для инвалидов, извещение № 0334200014721000004 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 24 марта 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что заказчиком при описании объекта закупки по позиции 1 технического задания включены требования к характеристикам информационного терминала, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, тем самым нарушаются требования статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ и части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ, а именно: не указана единица измерения в ширине информационного терминала, ширина и диагональ информационного терминала несопоставимы друг другом параметрами.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, уполномоченный орган, заказчик считают доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 15 марта 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0334200014721000004 , документация об электронном аукционе на поставку информационного терминала для инвалидов (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 191 300, 00 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.03.2021 №0334200014721000004-1 на участие в данной закупке подано 7 заявок.

Исходя из протокола проведения электронного аукциона от 25.03.2021 №0334200014721000004-2 следует, что ценовые предложения поступили от 3 участников закупки, размер наименьшего ценового предложения составил 109 041,00 рублей.

25 марта 2021 года заказчиком размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 25.03.2021 №0334200014721000004-3. Согласно названному протоколу победителем признан ООО «///».

I. Одним из доводов жалобы является то, что действия заказчика, совершенные при описания объекта закупки не соответствуют требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ, а именно при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Вместе, с тем пунктом 1.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14, предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрение жалобы заявителя производится в порядке, установленном главой 6 Федерального закона № 44-ФЗ, а также названным административным регламентом, и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом «О защите конкуренции».

II. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в cфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона №44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Руководствуясь частью 1 и частью 2 статьи 33, статьей 6 Федерального закона №44-ФЗ в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством РФ положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Также Верховный Суд РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, информации, работам, услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно условиям документации об электронном аукционе в части 3 аукционной документации «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» описание объекта закупки произведено в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, требований о поставке товара с конкретным товарным знаком, также как и требований о возможности участия в закупке только производителей товара в документации об электронном аукционе Комиссией Иркутского УФАС России не выявлено.

В извещении о проведении электронного аукциона объект закупки отнесен к коду по ОКПД2- 26.20.16.140: Терминалы ввода/вывода данных, при этом продукция с указанным кодом содержится в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ: код позиции — 26.20.16.140-00000011: «Информационный терминал», что свидетельствует о необходимости описания объекта закупки в соответствии со сведениями, указанными в КТРУ.

Из письменных пояснений заказчика, следует, что для описания объекта закупки по позиции 1 технического задания использованы показатели характеристик в соответствии с КТРУ 26.20.16.140-00000011 «Информационный терминал», в том числе:

п/п

Наименование поставляемого объекта закупки

Показатель

Значение

Обоснование

1

Информационный терминал

Размер диагонали:

 

Возможность подключения к сети передачи данных:

 

Наличие акустической системы:

 

Наличие принтера:

 

Высота:

 

Ширина

42-55

 

 

 

Да

 

 

Да

 

Нет

 

170-180

 

55-60

 

КТРУ 26.20.16.140-00000011

 

Согласно пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В силу пункта 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Так, дополнительные характеристики товара установлены исходя из потребности заказчика, а именно:

«Ширина информационного терминала — 42-55», то есть данная характеристика товара отсутствует в КТРУ, в связи с чем заказчик в силу пунктов 5, 6  Правил использования КТРУ должен указать обоснование необходимости данного показателя, то есть раскрыть необходимости его наличие с точки зрения целей приобретения указанного оборудования.

Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в документации об электронном аукционе не содержится обоснования необходимости использования данного показателя.

Таким образом, в документации об электронном аукционе не раскрыто обоснование необходимости данной характеристики с точки зрения цели применения информационного терминала для инвалидов  в нарушение части 6 статьи 23 Федерального закона №44-ФЗ З, пункта 6 Правил использования КТРУ.

В связи с чем, довод заявителя признан обоснованным.

III.Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона №44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что общепринятыми единицами измерения характеристики «Ширина информационного терминала» являются дюймы.

Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

ИП Игонина Е.И. не направлял запросы о даче разъяснений положений документации относительно установленных заказчиком единиц измерения показателей товара «информационный терминал» в отношении электронного аукциона «Поставку информационного терминала для инвалидов», извещение №0334200014721000004.

Следовательно, у заявителя вопросы относительно предоставления в заявке предусмотренной части 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ информации не возникли.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. № 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика, описанных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку такие нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя И. частично обоснованной;

2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 23 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункт 6 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145;

3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать;

4. Направить копии решения сторонам по жалобе;

5. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

///

 

Члены комиссии

 

 

///

 

///

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны