Решение №038/996/20 Решение по жалобе Ю. от 15 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  038/996/20

 

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15.07.2020 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

в отсутствие Ю. (далее – Ю., заявитель), представителей Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска (далее – заказчик) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителей Финансового управления администрации города Усть-Илимска (далее – уполномоченный орган);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову собак и кошек без владельцев и содержанию их в пункте временного содержания на территории муниципального образования город Усть-Илимск, извещение № 0134300051920000068 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 07 июля 2020 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация о проведении электронного аукциона содержит следующие нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

1. В п. 8.2.7 Технического задания заказчиком установлено требование о содержании отловленных животных без владельцев в пунктах временного содержания животных, в то время, как положениями части 5 статьи 18 Федерального Закона № 498-ФЗ от 27.12.2018г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

2. В части 2 Технического задания указаны цели оказания услуг, противоречащие части 1 статьи 17 Закона № 498-ФЗ.

3. В п. 8.3.6 Технического задания приведены показания к эвтаназии животного, не предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона № 498-ФЗ.

4. Содержание п. 8.3.6 Технического задания противоречит главе 3 Приказа службы ветеринарии Иркутской области от 26.12.2019 № 68-спр «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными на территории Иркутской области» в части указания на сроки содержания животных в приютах.

Кроме того, в п. 4 Технического задания указана цена за «поддержание надлежащих условий жизнедеятельности собак без владельцев» на сумму «2011 шт. (руб.)» и за «поддержание надлежащих условий жизнедеятельности кошек без владельцев» на сумму «555 шт. (руб.)», что не позволяет заявителю жалобы понять, как получены данные суммы, в то время, как в Извещении указано, что оплата будет производиться по факту оказания услуг.

5. В разъяснениях положений документации заказчиком указано на свое намерение принять услугу ненадлежащего качества, которой является услуга отлова, при которой животное погибло, что запрещено Законом № 498-ФЗ, статьей 245 УК РФ, а также ГОСТ Р 58784-2019 «Услуги для непродуктивных животных. Отлов и транспортирование животных без владельца. Общие требования».

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 25 июня 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300051920000068, а также Документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову собак и кошек без владельцев и содержанию их в пункте временного содержания на территории муниципального образования город Усть-Илимск (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 604 970 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

 

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральный законом. В извещение об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупки объекта закупки должен руководствоваться, что  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона представлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрено, что в приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.

При этом техническим заданием предусмотрено, что при оказании услуг необходимо руководствоваться, в том числе, вышеуказанным законом.

Пунктом 8.2.7 Технического задания установлено, что отловленные животные без владельцев в день проведения мероприятий по их отлову доставляются в пункт временного содержания для животных в условиях, исключающих травмирование или гибель животных.

 Заявитель жалобы не согласен с формулировкой заказчика «пункт временного содержания», поскольку, по его мнению, Федеральный закон № 498-ФЗ оперирует только формулировкой «приют».

Вместе с тем, как установлено ранее, часть 5 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ устанавливает, что в приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.

Кроме того, из абзаца 2 Технического задания следует, что содержание отловленных животных без владельцев  в местах и пунктах временного содержания животных, не являющими приютами для животных, не допускается.

Из вышеуказанного следует, что требования заказчика о помещении животных в пункт временного содержания, что подразумевает под собой помещение в приют, не противоречит положениям Федерального закона № 498-ФЗ, следовательно, довод заявителя признается Комиссией необоснованным.

 

2. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:

1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;

2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;

3) гуманного отношения к животным без владельцев;

4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;

5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;

6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

Заказчиком в пункте 2 Технического задания установлено следующее:

«Цель оказания услуг: защита населения от нападения и укусов бродячих собак, оздоровление санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования город Усть-Илимск».

Вместе с тем, из пояснений заказчика следует, что указанная им в Техническом задании цель «защита населения от нападения и укусов бродячих собак» соответствует по своей сути положениям пункта 2 части статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ «предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц», а цель «оздоровление санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования город Усть-Илимск» соответствует по своей сути положениям пункта 1 части статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ «предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев».

Таким образом, Комиссия полагает, что установленные заказчиком в пункте 2 Технического задания цели оказания услуг не противоречат положениям статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ, что свидетельствует о необоснованности доводов заявителя жалобы.

 

3. Согласно части 11 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

Заказчиком в пункте 8.3.6 Технического задания указано следующее «умерщвление (эвтаназия) животных в ПВС в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного. Соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть».

Таким образом, Комиссия полагает, что заказчиком в Техническом задании указано на обязанность по размещению отловленных животных исключительно в приютах для животных независимо от их наименования по тексту Технического задания, а также возможность умерщвления (эвтаназии) животных при определенных законом обстоятельствах установлена непосредственно частью 11 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ и в том же виде представлена в пункте 8.3.6 Технического задания, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны заказчика и о необоснованности доводов заявителя жалобы.

 

4.  В отношении довода заявителя жалобы о том, что содержание п. 8.3.6 Технического задания противоречит главе 3 Приказа службы ветеринарии Иркутской области от 26.12.2019 № 68-спр «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными на территории Иркутской области» в части указания на сроки содержания животных в приютах, Комиссией установлено следующее.

Так, пунктом 8.3.6 Технического задания установлено следующее:

«При содержании животных в ПВС Исполнитель  проводит  следующие мероприятия:

- регистрация и учет всех отловленных животных в Журнале движения животных в Пункте временного содержания  по форме согласно Приложению №4;

-обязательное карантирование в течение 10 дней,  включающее  в себя:

1)проведение   первичного  осмотра, оценки специалистом в области ветеринарии физического состояния поступивших в приют животных без владельца, с оформлением   Заключения о клиническом состоянии животного без владельца  по форме согласно При-ложению №5;

2) оказание неотложной ветеринарной помощи и лечение животных (при необходи-мости);

3) осуществление обязательных профилактических ветеринарных мероприятий;

4) обработка животных без владельца против экто- и эндопаразитов;

5) вакцинация от бешенства;

6) стерилизация (кастрация);

- послеоперационное содержание по заключению ветеринарного врача, но не менее 10 дней для сук и кошек, 5 дней для кобелей, котов;

- маркирование (мечение) или чипирование;

- передержка отловленных  животных без владельцев  в вольерах  до 20-ти дней;

 - обеспечение отловленных животных двухразовым питанием в период передержки;

- возврат потерявшихся животных их владельцам, а так же передача  новым владельцам поступивших в ПВС животных без владельцев по акту приема- передачи домашнего животного  по форме согласно  Приложению №6;

- возврат на прежние места обитания неагрессивных вакцинированных, маркированных и стерилизованных животных с отметкой в акте возврата животного без владельца в прежнее место обитание по форме согласно Приложению №7;

- умерщвление (эвтаназия) животных в ПВС в                                                                                                                                                случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспо-собных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветерина-рии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного. Соотвестствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

Согласно пунктам 23 и 25 Приказа службы ветеринарии Иркутской области от 26.12.2019 № 68-спр «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными на территории Иркутской области»:

23. После клинического осмотра и оказания неотложной ветеринарной помощи отловленные животные помещаются на содержание в блок карантина. Мероприятия по обязательному карантинированию осуществляются в течение 10 дней под наблюдением специалиста в области ветеринарии.

25. Длительность послеоперационного ухода за животными без владельцев после стерилизации устанавливается специалистом в области ветеринарии и составляет не менее 7 дней.

Таким образом, вышеназванным Приказом установлена нижняя граница срока послеоперационного ухода, в связи с чем заказчиком увеличен данный срок до 10 дней, вместе с тем остальные, установленные Техническим заданием сроки, не противоречат положениям Приказа службы ветеринарии Иркутской области от 26.12.2019 № 68-спр «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными на территории Иркутской области».

Кроме того, Комиссией установлено, что указанные в пункте 4 Технического задания цены за «поддержание надлежащих условий жизнедеятельности собак без владельцев» на сумму «2011 шт. (руб.)» и за «поддержание надлежащих условий жизнедеятельности кошек без владельцев» на сумму «555 шт. (руб.)», соответствуют приложению к Распоряжению службы ветеринарии Иркутской области от 10 марта 2020 г. № 56-ср.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

 

5. Довод заявителя жалобы о том, что в разъяснениях положений документации заказчиком указано на свое намерение принять услугу ненадлежащего качества, которой является услуга отлова, при которой животное погибло, что запрещено Законом № 498-ФЗ, статьей 245 УК РФ, а также ГОСТ Р 58784-2019 «Услуги для непродуктивных животных. Отлов и транспортирование животных без владельца. Общие требования» не находит своего подтверждения на основании следующего.

Требования к отлову животных установлены пунктом 8.1.2.2 Технического задания, согласно которому: «При оказании услуг Исполнитель должен привлекать лиц, не состоящих на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, а также не привлекавшихся к ответственности за жестокое обращение с животными, умышленное причинение смерти или умышленное причинение вреда здоровью человека», а также разделом 8.2 Технического задания, которым установлено следующее: «8.2.1. Отлов животных без владельцев (собак и кошек) производится  Исполнителем на основании заявок  в срок, не превышающий трех календарных дней со дня поступления заявки. Информация о дате проведения и микрорайоне города, в котором будет производиться отлов, подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8.2.2. В случае регистрации факта нападения животного без владельца на человека, проявления агрессии по отношению к человеку и другим животным, мероприятия по отлову проводятся исполнителем мероприятий по отлову животных без владельцев в течение суток с момента поступления заявки без предварительного информирования населения.

8.2.3. Отлов   животных  без владельцев  Исполнитель должен производить преимущественно в утренние часы до начала рабочего дня и массового выхода граждан или после 22:00 часов в вечернее время.

8.2.4. Отлов животных без владельца производится при помощи приманок, сеток, сачков, ловушек, пищевых приманок и специальных средств для временной иммобилизации (обездвиживающие препараты с дозировкой в соответствии с инструкцией к применяемому препарату), разрешенных к применению на территории Российской Федерации. При отлове не должны использоваться травмирующие животных приспособления: проволочные петли, удавки, крючья, капканы и другие приспособления, так же  запрещено использовать миорелаксанты переферического действия (курареподобные средства), в частности, Дитилин, Адилин, Адилин-супер, Листенон и другие аналоги данных препаратов.

8.2.5. При отлове животных без владельцев  запрещается:

- вести стрельбу по неясно видимой цели (в кустах, при плохом освещении и т.д.), стрельбу на расстоянии более 10 метров от цели, из транспортных средств, а также стрельбу в направлении, в котором находятся люди;

- снимать с привязи животных, временно оставленных у входов в здания и в

других общественных местах (за исключением случаев, когда усматривается угроза жизни и здоровью животного);

- отлавливать стерилизованных животных без владельцев, имеющих неснимаемые или несмываемые метки, за исключением животных без владельцев, проявляющих немо-тивированную агрессию в отношении других животных или человека;

- применять огнестрельное оружие, лекарственные и иные вещества, а также ис-пользовать способы и технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных;

-превышать дозировку специальных средств для временной иммобилизации животного, рекомендуемую инструкцией по применению ветеринарного препарата;

- производить отлов животных без владельцев в присутствии несовершеннолетних, за исключением случаев, когда поведение животных представляет общественную опасность;

- совершать иные действия (бездействие), нарушающие требования законодательства Российской Федерации в области обращения с животными.

8.2.6. При отлове животных без владельцев Исполнитель обязан вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа или Муниципального заказчика копии этой видеозаписи. Видеозапись, фиксирующая отлов животных без владельцев, хранится в течение трех лет со дня окончания мероприятия в отношении животного без владельца.

8.2.7.  Отловленные животные без владельцев в день проведения мероприятий по их отлову доставляются в пункт временного содержания для животных в условиях, исключающих травмирование или гибель животных. Исполнитель составляет Акт отлова животных без владельцев и передачи в пункт временного содержания  по форме согласно Приложению №3 в 2 (двух) экземплярах, в день отлова и хранится в течение трех лет».

Вместе с тем, из пояснений заказчика следует, что им не исключена ситуация, при которой возможна случайная гибель животного, не связанная с виновными действиями лиц или некачественным исполнением условий контракта.

В то же время при приемке оказанных услуг заказчик в соответствии с условиями контракта осуществляет экспертизу для проверки оказанных услуг на соответствие условиям муниципального контракта, таким образом, осуществляя контроль за действиями исполнителя.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя жалобы.

 

       Пунктом 3.33 Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.

В силу части 9 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Из приведенных положений Федерального закона № 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона №44- заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия уполномоченного органа, нарушают его права и законные интересы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Ю. необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                         

<…..>

 

<…..>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны