Решение №146/20 решение от 18 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17.02.2020 года.

г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

члены Комиссии: ,

в присутствии представителей ОГКУ «Управление капитального строительства Иркутской области» (далее — Заказчик) 

в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Байкалрегионстрой» - (далее – общество, исполнитель, Участник закупки, подрядчик) ;

рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Постановление Правительства №1062),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО «Байкалрегионстрой», в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта «Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Детская поликлиника на 350 посещений ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница №8 в Ленинском районе  г. Иркутска», Контракт № 0134200000115002211.

Обществом представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении № 038/166/20 от 10 февраля 2020 года.

В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что между обществом и заказчиком Контракт на Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Детская поликлиника на 350 посещений ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница №8 в Ленинском районе  г. Иркутска» был заключен между заказчиком и обществом 28 июля 2015 года (далее – контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный срок выполнить работы по строительству (далее – Работы) объекта капитального строительства «Детская поликлиника на 350 посещений ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница №8 в Ленинском районе г. Иркутска» (далее - Объект) в соответствии с проектом и передать результат Работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных Работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Согласно пункту 3.4 контракта срок выполнения работ — до 20 декабря 2017 года.

 

Согласно пункту 10.3 контракта, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон; в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта; по решению суда.

В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта предоставлено заказчику пунктом 10.3 контракта.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ тот исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

20 декабря 2019 года в связи с тем, что по состоянию на эту дату ООО «БайкалРегионСтрой» ненадлежащим образом исполнены обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе в установленные законом сроки, а именно 23 декабря 2019 года.

 

Обществом пояснено, что в ходе исполнения контракта возникли обстоятельства, не позволяющие подрядчику выполнить работы в установленные сроки, а именно:

Согласно части 1, 2 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

Часть 1 статьи 718 ГК РФ устанавливает, что Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Участником закупки пояснено, что фактически по состоянию на 02.02.2017 было освоено 207 млн. руб., или 40% от стоимости контракта, на 01.01.2019г. Выполнено и оплачено работ на сумму 522 757 100 руб. За период с 2015 по 2019 года, было подписано более 10 дополнительных соглашений, корректирующих сумму финансирования и объёмов работ. Также Заказчиком было принято решение о приостановке работ и корректировке ПСД для завершения строительства. 17 декабря 2018 года получено положительное заключение государственной экспертизы.

На момент рассмотрения обращения Заказчика, подрядчик оспаривает односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта, дело № А19-327/2020.

В связи с противоречивостью сведений о действительном объеме фактически выполненных работ, невозможности в рамках заседания комиссии и сроков рассмотрения обращения заказчика установить фактический объем выполненных работ, также в связи с отсутствием полномочий Комиссии рассмотрения вопроса качества выполненных работ и в связи с отсутствием иных документов подтверждающих недобросовестное поведения участника закупки, Комиссия не может прийти к однозначному выводу об недобросовестности участника закупки.

Также Исполнителем представлены копии исполненных контрактов.

Более того, в рамках пятидневного срока уполномоченному органу необходимо не только осуществить проверку представленных документов и изготовить решение, но и надлежащим образом уведомить заказчика и участника закупки о дате и времени осуществления такой проверки, а также запросить у них недостающие документы и информацию, необходимые для выяснения вопроса о наличии в действиях участника закупки признаков недобросовестности и виновности в соответствии с определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № ВАС-11617/12, от 12 июля 2013 г. № ВАС-8371/13, от 27 августа 2012г. № ВАС-11058/12 (далее Определения ВАС РФ, толкования Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации)  и постановлениями Конституционного суда от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П (далее – постановления Конституционного Суда РФ, толкование Конституционного Суда Российской Федерации).

Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в РНП уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участников закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.

При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.

Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.

Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям парадоксальным образом не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.

Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.

Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.

Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности Общества.

Таким образом, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о наличии оснований для включения сведений об Участнике закупки в Реестр.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Часть 7 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 11 Постановления Правительствам РФ № 1062).

Вместе с тем, Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия Иркутского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Байкалрегионстрой» 664074, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА АКАДЕМИКА КУРЧАТОВА, ДОМ 3, ОФИС 301, ИНН: 3808052326), Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью «Байкалрегионстрой» ( ИНН: 381109517253), Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Байкалрегионстрой» (, ИНН: 381109517253) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;

    2. Копии решения направить Заказчику, Обществу.

Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны