Решение №71 О признании администрации Алзамайского муниципального образо... от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 71

«03» марта 2015 г.                                                                      г. Иркутск

Резолютивная часть решения оглашена «17» февраля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» марта 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (…), члены комиссии: (…),

в отсутствии: представителя ответчика – администрации Алзамайского муниципального образования, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие; представителя заявителя – Нижнеудинской межрайонной прокуратуры; представителя заинтересованного лица – ООО «Вектор», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения,

рассмотрев дело № 28 по признакам нарушения администрацией Алзамайского муниципального образования (665160, Иркутская обл., Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, 119) п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

Приказом № 28 от 30.01.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области возбуждено дело в отношении администрации Алзамайского муниципального образования (665160, Иркутская обл., Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, 119) по признакам нарушений п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившихся:

- в принятии распоряжений от 26.06.2014 г. № 63-р, от 14.07.2014 г. № 71-р;

- в заключении договоров аренды объектов муниципальной собственности № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г.,

о передаче в аренду ООО «Вектор» муниципального имущества: объектов водоснабжения, водоотведения (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), объекты энергоснабжения и электрические сети, а также здание и автотранспорт, без проведения торгов, без указания цели предоставления и предварительного письменного согласия антимонопольного органа и последующее заключение договоров аренды, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства, является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из документов, представленных Нижнеудинской межрайонной прокуратурой, следует, что Главой Алзамайского муниципального образования приняты распоряжения от 26.06.2014 г. № 63-р, от 14.07.2014 г. № 71-р о передаче в аренду ООО «Вектор» муниципального имущества: объектов водоснабжения, водоотведения (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), объекты энергоснабжения и электрические сети, а также здание и автотранспорт.

Решения о передаче муниципального имущества приняты без проведения торгов.

На основании распоряжений от 26.06.2014 г. № 63-р, от 14.07.2014 г. № 71-р Администрацией с ООО «Вектор» заключены договоры аренды объектов муниципальной собственности № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г., соответственно. Договоры заключены на срок до 31.12.2014 г., без проведения торгов.

Из письменных пояснений администрации следует, что в Алзамайском муниципальном образовании нет муниципального предприятия, которое занималось бы предоставлением услуг водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения населению на территории города Алзамая. Создать такое предприятие в настоящее время не представляется возможным, бюджет Алзамапского муниципального образования является дотационным. Единственная организация, имеющая право на осуществление данных видов деятельности, а также необходимых специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства - это ООО «Вектор». Аналогичные организации из близлежащих городов не проявляли своей заинтересованности в аренде объектов и сетей водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения в городе Алзамае в виду малого количества многоквартирных домов (8 штук, три из которых двухэтажные с небольшим количеством жильцов), низкой собираемости платы с населения за коммунальные услуги, изношенности и ветхости сетей.

В настоящее время на основании распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 03.06.2014 г. № 739/и «О передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Алзамайского муниципального образования, в государственную собственность Иркутской области» объекты электроснабжения и электрические сети переданы в государственную собственность Иркутской области и закреплены на праве хозяйственного ведения за ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Также сообщаем Вам, что на сайте torgi.gov.ru 18.12.2014 года было опубликовано извещение № 181214/0743578/01 о проведении открытого конкурса по организации теплоснабжения на территории Алзамайского муниципального образования жилых домов по улице Первомайская, № 80, № 82, оказанию услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей услугами теплоснабжения по тарифам, установленным в соответствии с законодательством (лот № 1) и организации теплоснабжения на территории Алзамайского муниципального образования в районе «Силикатного», оказанию услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей услугами теплоснабжения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства, договора аренды и по тарифам, установленным в соответствий с законодательством (лот № 2), договоры по теплоснабжению будут подписаны 18.02.2015 г.; 31.12.2014 года было опубликовано извещение № 311214/0743578/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Алзамайского муниципального образования (18 лотов), договоры должны быть подписаны 19.02.2015 г.; 30.01.2015 года было опубликовано извещение № 300115/0743578/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов водоотведения,  рассмотрение заявок на указанный конкурс начнется 02.03.2015 года.

Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 28 установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, предусмотренными настоящей статьей.

Несоблюдение органом местного самоуправления установленных действующим законодательством особенностей заключения договоров в отношении муниципального имущества в пользу отдельных хозяйствующих субъектов является предоставлением преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является муниципальной преференцией.

Статья 19 ФЗ «О защите конкуренции», определяет исчерпывающий перечень целей, в соответствии с которыми органом местного самоуправления могут предоставляться преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, в том числе, путем передачи имущества (муниципальная преференция).

Предоставление муниципальной преференции допускается с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключениями, установленными Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., не является муниципальной преференцией предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.

Из представленных материалов следует, что торги на право заключения договоров аренды № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г. указанного муниципального имущества не проводились.

Распоряжения от 26.06.2014 г. № 63-р, от 14.07.2014 г. № 71-р, на основании которых администрацией Алзамайского муниципального образования с ООО «Вектор» заключены договоры № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г. аренды объектов муниципального имущества (объектов водоснабжения, водоотведения (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), объектов энергоснабжения и электрические сети, а также зданий и автотранспорта), соответственно, приняты без предварительного согласия антимонопольного органа.

Принятие органом местного самоуправления распоряжений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (объектов водоснабжения, водоотведения (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), объекты энергоснабжения и электрические сети, а также здание и автотранспорт, отдельному хозяйствующему субъекту в обход общих процедур, т.е. без проведения торгов, без указания цели предоставления и предварительного письменного согласия антимонопольного органа и последующее заключение договоров аренды не соответствует требованиям антимонопольного законодательства, является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает  им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами с нарушением требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Доводы ответчика о том, что ООО «Вектор» является единственным лицом на территории муниципалитета, имеющим право на осуществление деятельности с использованием выше указанного муниципального имущества, являются необоснованными.

Законодательством не установлены какие – либо ограничения или преимущества для хозяйствующих субъектов на осуществление видов деятельности с использованием указанного муниципального имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, предусмотренными настоящей статьей.

Не проведение в случаях, предусмотренных законодательством, открытого конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.

На момент рассмотрения дела № 28, сроки действия договоров № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г. истекли.

Статья 41.1. ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Таким образом, истечение срока действия договоров № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г., не является основанием для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия администрации Алзамайского муниципального образования (665160, Иркутская обл., Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, 119), выразившиеся:

- в принятии распоряжений от 26.06.2014 г. № 63-р, от 14.07.2014 г. № 71-р;

- в заключении договоров аренды объектов муниципальной собственности № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г.,

о передаче в аренду ООО «Вектор» муниципального имущества: объектов водоснабжения, водоотведения (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), объекты энергоснабжения и электрические сети, а также здание и автотранспорт, без проведения торгов, без указания цели предоставления и предварительного письменного согласия антимонопольного органа и последующее заключение договоров аренды, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства, является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, является нарушением п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

В месте с тем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства в связи с окончанием нарушения (истечением срока действия договоров аренды).

Из представленных администрацией документов следует, что в настоящее время на основании распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 03.06.2014 г. № 739/и «О передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Алзамайского муниципального образования, в государственную собственность Иркутской области» объекты электроснабжения и электрические сети, являющиеся предметом договора № 6 от 26.06.2014 г., переданы в государственную собственность Иркутской области и закреплены на праве хозяйственного ведения за ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Кроме того, администрацией на сайте torgi.gov.ru 18.12.2014 года опубликовано извещение № 181214/0743578/01 о проведении открытого конкурса по организации теплоснабжения на территории Алзамайского муниципального образования жилых домов по улице Первомайская, № 80, № 82, оказанию услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей услугами теплоснабжения по тарифам, установленным в соответствии с законодательством (лот № 1) и организации теплоснабжения на территории Алзамайского муниципального образования в районе «Силикатного», оказанию услуг по бесперебойному круглосуточному обеспечению потребителей услугами теплоснабжения согласно действующим нормам и правилам, в соответствии с требованиями законодательства, договора аренды и по тарифам, установленным в соответствий с законодательством (лот № 2).

31.12.2014 года опубликовано извещение № 311214/0743578/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов водоснабжения находящихся в муниципальной собственности Алзамайского муниципального образования (18 лотов).

30.01.2015 года опубликовано извещение № 300115/0743578/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов водоотведения.

Представленные документы, свидетельствуют о том, что администрацией приняты меры по передаче муниципального имущества, являющегося предметом договоров аренды объектов муниципальной собственности № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г. в пользование хозяйствующих субъектов на основании публичных процедур – конкурсов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Выше указанные конкурсы на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), а также здание и автотранспорт, проводятся на основании постановлений администрации Алзамайского муниципального образования от 15.12.2014 г. № 91, от 30.12.2014 г. № 98, от 29.01.2015 г. № 4.

Из выше указанных постановлений следует, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

На основании выше изложенного в связи с тем, что администрацией Алзамайского муниципального образования не соблюдены требования законодательства Российской Федерации относительно вида договора  на право заключения которых должны быть проведены конкурсы, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела № 28 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Кроме того, принятие нормативных актов, а именно: постановлений от 15.12.2014 г. № 91, от 30.12.2014 г. № 98, от 29.01.2015 г. № 4. о проведения конкурсов на право заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, введенных в эксплуатацию более чем 5 лет содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ст. 41.1, ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

РЕШИЛА

1. Признать администрацию Алзамайского муниципального образования (665160, Иркутская обл., Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, 119), нарушившей п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с:

- принятием распоряжений от 26.06.2014 г. № 63-р, от 14.07.2014 г. № 71-р;

- заключением договоров аренды объектов муниципальной собственности № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г.,

о передаче в аренду ООО «Вектор» муниципального имущества: объектов водоснабжения, водоотведения (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), объекты энергоснабжения и электрические сети, а также здание и автотранспорт, без проведения торгов, без указания цели предоставления и предварительного письменного согласия антимонопольного органа и последующее заключение договоров аренды, что является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Не выдавать администрации Алзамайского муниципального образования (665160, Иркутская обл., Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, 119) предписание о прекращении нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившегося в:

- принятии распоряжений от 26.06.2014 г. № 63-р, от 14.07.2014 г. № 71-р;

- заключении договоров аренды объектов муниципальной собственности № 6 от 26.06.2014 г., № 7 от 14.07.2014 г.,

о передаче в аренду ООО «Вектор» муниципального имущества: объектов водоснабжения, водоотведения (включая водопроводные и канализационные сети, котельные, водонапорные башни, станцию биологической очистки стоков), объекты энергоснабжения и электрические сети, а также здание и автотранспорт, без проведения торгов, без указания цели предоставления и предварительного письменного согласия антимонопольного органа и последующее заключение договоров аренды, что является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на соответствующих товарных рынках по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в нарушение требований, установленных главой 5 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с окончанием нарушения (истечением срока действия договоров аренды).

3. Передать материалы должностному лицу Иркутского УФАС для принятия решения о возбуждении в отношении администрации Алзамайского муниципального образования (665160, Иркутская обл., Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, 119) дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с принятием нормативных актов, а именно: постановлений от 15.12.2014 г. № 91, от 30.12.2014 г. № 98, от 29.01.2015 г. № 4 о проведения конкурсов на право заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, введенных в эксплуатацию более чем 5 лет.

4. Передать материалы должностному лицу Иркутского УФАС для принятия решения о возбуждении в отношении должностных лиц администрации Алзамайского муниципального образования (665160, Иркутская обл., Нижнеудинский район, г. Алзамай, ул. Первомайская, 119) дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в связи с ограничением конкуренции.

5. Копию решения направить в адрес: администрации Алзамайского муниципального образования, ООО «Вектор», Нижнеудинской районной прокуратуры.

 

 

Председатель Комиссии                                                            

Члены Комиссии                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны