Решение №038/85/21 Решение ФГУП "Владимирское" ФСИН России (пункт 4 статьи 16) от 3 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

  г. Иркутск 

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2021 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

;

Члены Комиссии:

;

(далее – Комиссия);

при участии представителей:

- Федерального государственного унитарного предприятия «Владимирское» Федеральной службы исполнения наказаний (600000, ОБЛАСТЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, ГОРОД ВЛАДИМИР, ПЕРЕУЛОК ВОРОНЦОВСКИЙ, ДОМ 2, ОГРН: 1073328007961, Дата присвоения ОГРН: 15.11.2007, ИНН: 3328454829, КПП: 332901001; далее – ФГУП «Владимирское» ФСИН России) –  (доверенность 50/12/20 от 24.12.2020 г.);

- областного государственного казенного учреждения «ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА КАРЛА ЛИБКНЕХТА, ДОМ 99, ОГРН: 1033801011903, Дата присвоения ОГРН: 07.02.2003, ИНН: 3808059441, КПП: 380801001; далее – ОГКУ «Дирекция автодорог») – (доверенность № 1 от 11.01.2021 г.),

- общества с ограниченной ответственностью «ЭМКС-ИРКУТСК» (664009, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ШИРЯМОВА, ДОМ 40, ОФИС 307, ОГРН: 1153850054423, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2015, ИНН: 3811080676, КПП: 381101001; далее – ООО «ЭМКС-ИРКУТСК») –  (доверенность б/н от 09.09.2020 г.);

- общества с ограниченной ответственностью «ПРОГРЕСССТРОЙ» (665801, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД АНГАРСК, КВАРТАЛ 252, СООРУЖЕНИЕ 16, ОГРН: 1123801004194, Дата присвоения ОГРН: 17.10.2012, ИНН: 3801121394, КПП: 380101001; далее – ООО «ПРОГРЕСССТРОЙ») – (доверенность б/н от 04.09.2020 г.);

- общества с ограниченной ответственностью «МОНТАЖНО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ВАВИЛОН» (664044, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА 2-Я КАРЬЕРНАЯ, ДОМ 1Б, ОГРН: 1133850002880, Дата присвоения ОГРН: 30.01.2013, ИНН: 3811163474, КПП: 384901001; далее – ООО «МСК Вавилон») –  (доверенность б/н от 04.09.2020 г.).

Общество с ограниченной ответственностью «СИБЭНЕРДЖИ» (664009, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА КУЛТУКСКАЯ, ДОМ 1, ОФИС 4, ОГРН: 1173850037272, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2017, ИНН: 3811450060, КПП: 384901001; далее – ООО «СИБЭНЕРДЖИ») извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителя не направили;

рассмотрев дело № 038/01/16-1634/2020 от 27.08.2020 г. по признакам нарушения ОГКУ «Дирекция автодорог», ФГУП «Владимирское» ФСИН России пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России, Управление) поступило поручение ФАС России (вх. № 2820-ДСП/20 от 02.03.2020 г.) о проверке соблюдения антимонопольного законодательства государственными и муниципальными заказчиками при заключении контрактов с ФГУП «Владимирское» ФСИН России на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Во исполнение указанного поручения Управлением проведено антимонопольное расследование, по результатам которого в действиях ОГКУ «Дирекция автодорог» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России установлены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом Иркутского УФАС России № 038/237/20 от 27.08.2020 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/16-1634/2020 в отношении ОГКУ «Дирекция автодорог», ФГУП «Владимирское» ФСИН России по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившимся в достижении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на заключение государственных контрактов на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области без проведения торгов, которое привело к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

Для рассмотрения настоящего дела Управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 года № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок).

Временной интервал исследования рынка определен периодом заключения государственных контрактов между ОГКУ «Дирекция автодорог» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России - с 26 сентября 2018 года по 26 ноября 2019 года.

Продуктовые границы рынка - работы по обустройству искусственного освещения автомобильных дорог.

Географические границы рынка – Иркутская область.  

В ходе рассмотрения дела ОГКУ «Дирекция автодорог» представлены возражения, согласно которым государственные контракты на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области заключены на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, которым предусмотрено заключение контракта с единственным поставщиком – учреждением уголовно-исполнительной системы на выполнение работ, предусмотренных перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации. Действующее законодательство не предусматривает обязанность выполнения работ исключительно силами предприятия уголовно-исполнительной системы и допускает возможность привлечения субподрядчиков. ФГУП «Владимирское» ФСИН России является предприятием уголовно-исполнительной системы и имеет право осуществлять данный вид деятельности, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Ответчик также указывает, что Закон о контрактной системе не устанавливает требований к составу документов и сведений, которые необходимо учитывать заказчику при подготовке отчета невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика. В ходе выполнения работ и сдаче-приемке работ ОГКУ «Дирекция автодорог» не было известно о привлечении ФГУП «Владимирское» ФСИН России субподрядных организаций. ОГКУ «Дирекция автодорог» также ссылается на правовую позицию должностного лица Иркутского УФАС России, изложенную в постановлениях о прекращении производства по делам об административных правонарушениях в отношении Клочихина И.И, Гриценко С.Е. за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФГУП «Владимирское» ФСИН России были представлены возражения (вх. № 14387/20 от 17.09.2020 г.), содержание которых, по существу, повторяет позицию государственного заказчика о правомерности заключения государственных контрактов на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и отсутствии в действующем законодательстве запрета на привлечение субподрядных организаций в рамках исполнения таких контрактов. Ответчик также указывает, что предприятие уголовно-исполнительной системы не вправе самостоятельно использовать труд осужденных при осуществлении своей деятельности, поскольку лица, отбывающие наказание, могут привлекаться к труду только по решению территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний или руководителей исправительных учреждении при соблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства в отношении режима конвоирования, безопасности и режимных требований к указанным лицам. При исполнении данных государственных контрактов использование труда осужденных было невозможно ввиду территориальной удаленности исправительных учреждений от мест выполнения работ.

В ходе рассмотрения дела ФГУП «Владимирское» ФСИН России представлено заявление об освобождении от административной ответственности в порядке, предусмотренном примечанием к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (вх. № 19316-ДСП/20 от 22.12.2020 г.), из которого следует, что ответчик признает факт нарушения антимонопольного законодательства.

Обществом с ограниченной ответственностью «ЭМКС-Иркутск» (664009, Иркутская область, г. Иркутск, улица Ширямова, дом 40, офис 307, ОГРН: 1153850054423, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2015, ИНН: 3811080676, КПП: 381101001; далее – ООО «ЭМКС-Иркутск») представлены пояснения (вх. № 16674/20 от 30.10.2020 г.), согласно которым  заключение государственных контрактов было осуществлено государственным заказчиком в соответствии с действующим законодательством, поскольку нормативные акты напрямую не запрещали привлечение субподрядных организаций, а предусмотренная законодательством возможность заключения контракта с учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы имеет своей целью как создание условий для привлечения осужденных к труду, так и улучшение материально-технической базы таких предприятий и учреждений. ООО «ЭМКС-Иркутск» указывает, что правовая неопределенность в данной сфере была устранена информационным письмом ФАС России от 14.11.2019 г. № ИА/100040/19. Общество также считает, что действия ответчиков по делу были обусловлены неправильным трактованием норм материального права, а не наличием соглашения, ограничивающего конкуренцию.

Обществом с ограниченной ответственностью «Сибэнерджи» (664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Култукская, д. 1, оф. 4, ОГРН: 1173850037272, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2017, ИНН: 3811450060, КПП: 384901001; далее – ООО «Сибэнерджи»), обществом с ограниченной ответственностью «ПрогрессСтрой» (665801, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 252, сооружение 16, ОГРН: 1123801004194, Дата присвоения ОГРН: 17.10.2012, ИНН: 3801121394, КПП: 380101001; далее – ООО «ПрогрессСтрой») и обществом  с ограниченной ответственностью «Монтажно строительная компания Вавилон» (664044, Иркутская область, г. Иркутск, ул. 2-Я Карьерная, ДОМ 1Б, ОГРН: 1133850002880, Дата присвоения ОГРН: 30.01.2013, ИНН: 3811163474, КПП: 384901001; далее – ООО «МСК Вавилон») в ходе рассмотрения дела даны устные пояснения, согласно которым государственные контракты заключены в полном соответствии с действующим законодательством и исполнены сторонами в полном объеме, ввиду чего в действиях ответчиков отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 038/01/16-1634/2020 от 27 августа 2020 года Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.

Уставом областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» (далее – ОГКУ «Дирекция автодорог»), утв. распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области № 166-мр от 01 июня 2015 года,  предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области (далее – автомобильные дороги Иркутской области).

Целью деятельности Учреждения является осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения дорожной деятельности.

Управлением установлено, что в рамках уставной деятельности ОГКУ «Дирекция автодорог» выступает государственным заказчиком на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области.

В период с 01 января 2016 года по 22 мая 2020 года ОГКУ «Дирекция автодорог» заключены следующие государственные контракты:

1) Государственный контракт на выполнение строительных работ по проекту «Обустройство искусственным освещением автомобильной дороги Балаганск – Саянск в населенном пункте п. Анучинск в Балаганском районе Иркутской области» № 16/302-16 от 14 сентября 2016 года с ООО «Сибсветстрой», ИНН 3810315798 (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000116002631). Цена контракта – 9 815 068,50 рублей, срок выполнения работ – 90 дней с момента подписания государственного контракта;

2) Государственный контракт на выполнение строительных работ по проекту «Обустройство искусственным освещением автомобильной дороги Братск – Усть-Илимск в населенном пункте п. Бадарма в Усть-Илимском районе Иркутской области» № 16/323-16 от 05 октября 2016 года с ООО «ПрогрессСтрой», ИНН 3801121394 (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000116002949). Цена контракта – 5 456 596,60 рублей, срок выполнения работ – 40 дней с момента подписания государственного контракта;

3) Государственный контракт на выполнение строительных работ по проекту «Обустройство искусственным освещением автомобильной дороги Иркутск – садоводство «Дорожный строитель» на участке концентрации ДТП в Иркутском районе Иркутской области» № 16/307-17 от 17 июля 2017 года с ООО «Горсвет», ИНН 3812140529 (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000117001613) Цена контракта – 6 735 195,15 рублей, срок выполнения работ – с момента подписания государственного контракта по 30 сентября 2017 года; 

4) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Качуг – Мыс – Кузнецы в населенных пунктах д. Рыково и д. Анга в Качугском районе Иркутской области № 16/366-17 от 18 августа 2017 года с ООО «ОПТОСЕРВИС», ИНН 3849054989 (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000117002110). Цена контракта – 7 600 169,60 рублей, срок выполнения работ – с момента подписания государственного контракта по 16 октября 2017 года;

5) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги подъезд к с. Баяндай в населенном пункте с. Баяндай в Баяндаевском районе Иркутской области № 16/485-17 от 20 ноября 2017 года с индивидуальным предпринимателем., ОГНИП 316385000135957 (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000117002110). Цена контракта – 1 114 359,50 рублей, срок выполнения работ – с момента подписания государственного контракта по 18 декабря 2017 года;

6) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Баяндай-Покровка в населенном пункте с. Баяндай в Баяндаевском районе Иркутской области № 16/484-17 от 20 ноября 2017 года с индивидуальным предпринимателем ., ОГНИП 316385000135957 (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000117003129). Цена контракта – 4 207 840,80 рублей, срок выполнения работ – с момента подписания государственного контракта по 18 декабря 2017 года;

7) Государственный контракт на обустройство искусственным освещением автомобильной дороги Жигалово-Казачинское в населенном пункте д. Кузнецовка в Жигаловском районе Иркутской области № 16/87-18 от 21 марта 2018 года с индивидуальным предпринимателем Харинским С.Н., ОГНИП 316385000135957 (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000118000305). Цена контракта – 1 604 936,25 рублей, срок выполнения работ – с момента подписания государственного контракта по 31 мая 2018 года.

8) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Хомутово-Урик-Усть-Куда и Урик-Тихонова Падь в населенном пункте с. Урик в Иркутском районе Иркутской области № 16/88-18 от 23 марта 2018 года с ООО «Горсвет» (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000118000184). Цена контракта – 7 140 098,00 рублей, срок выполнения работ – с момента подписания государственного контракта по 16 июля 2018 года;

9) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Тайшет-Чуна-Братск в населенном пункте п. Квиток в Тайшетском районе Иркутской области № 16/89-18 от 26 марта 2018 года с ООО «ПрогрессСтрой» (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000118000185). Цена контракта – 4 895 842,50 рублей, срок установлен выполнения работ с момента подписания государственного контракта по 29 июня 2018 года;

10) Государственный контракт на обустройство искусственным освещением автомобильной дороги Хомутово – Урик – Усть-Куда в населенном пункте с. Хомутово в Иркутском районе Иркутской области № 16/105-18 от 29 марта 2018 года с ООО «Инвертор» (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000118000304). Цена контракта – 3 724 742,40 рублей, срок установлен выполнения работ с момента подписания государственного контракта по 29 июня 2018 года;

11) Государственный контракт на обустройство искусственным освещением автомобильной дороги Подъезд к п. Маркова в населенном пункте п. Маркова в Иркутском районе Иркутской области № 16/115-18 от 30 марта 2018 года с индивидуальным предпринимателем  (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000118000303). Цена контракта – 1 353 625,65 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта по 31 мая 2018 года;

12) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово в населенном пункте д. Ользоны в Баяндаевском районе Иркутской области № 16/323-18 от 24 июля 2018 года с (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000118002218). Цена контракта – 1 967 630,65 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта до 30 ноября 2018 года;

13) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Качуг-Мыс-Кузнецы в населенном пункте п. Качуг в Качугском районе Иркутской области № 16/346-18 от 06 августа 2018 года с ООО «ОПТОСЕРВИС» (заключен по результатам электронного аукциона № 0134200000118002007). Цена контракта 7 050 000 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта до 01 ноября 2018 года;

14) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Оек – Кударейка и Подъезд к Оеку в населенном пункте с. Оек в Иркутском районе Иркутской области № 16/352-18 от 07 августа 2018 года с ООО «Горсвет» (по результатам электронного аукциона № 0134200000118002246). Цена контракта – 17 680 887,65 рублей, срок выполнения работ установлен с момента заключения государственного контракта до 01 марта 2019 года;

15) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Жигалово-Казачинское в населенном пункте п. Жигалово в Жигаловском районе Иркутской области № 16/429-18 от 26 сентября 2018 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 9 945 910,00 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта до 22 марта 2019 года.

 Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и обществом с ограниченной ответственностью «ЭМКС-Иркутск» (ИНН 3811080676; далее – ООО «ЭМКС-Иркутск») заключен договор субподряда № СЖ/09/18 от 27 сентября 2018 года на сумму 7 777 000,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/09/18 от 27 сентября 2018 года с обществом с ограниченной ответственностью «Сибэнерджи» (ИНН 3811450060; далее – ООО «Сибэнерджи»).

16) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Олха-Большой Луг в населенном пункте с. Олха в Шелеховском районе Иркутской области № 16/431-18 от 26 сентября 2018 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 8 745 570,00 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта до 04 марта 2019 года;

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № СО/09/18 от 27 сентября 2018 года на сумму 6 428 960, 00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/09/18 от 27 сентября 2018 года с ООО «Сибэнерджи».

17) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Урик-Тихонова Падь и Подъезд к д. Горяшина в населенном пункте д. Ширяева в Иркутском районе Иркутской области № 16/433-18 от 26 сентября 2018 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 5 670 850,00 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта до 15 февраля 2019 года;

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № СШ/09/18 от 27 сентября 2018 года на сумму 4 436 990,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/09/18 от 27 сентября 2018 года с ООО «Сибэнерджи».

18) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Смоленщина –Введенщина – Чистые Ключи в населенном пункте д. Смоленщина в Иркутском районе Иркутской области № 16/432-18 от 26 сентября 2018 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 6 480 290,00 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта до 04 марта 2019 года.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № СС/09/18 от 27 сентября 2018 года на сумму 5 117 100,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/09/18 от 27 сентября 2018 года с ООО «Сибэнерджи».

19) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Куйтун – ст. Куйтун, Куйтун – Уян – Новая Када и Куйтун – Лермонтовский – п.д.ж. ст. Мингатуй в населенном пункте п. Куйтун в Куйтунском районе Иркутской области № 16/457-18 от 15 октября 2018 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 12 432 019,00 рублей, срок выполнения работ установлен с момента подписания государственного контракта до 01 апреля 2019 года.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № СК/09/18 от 16 октября 2018 года на сумму 9 745 160,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/10/18 от 16 октября 2018 года с ООО «Сибэнерджи».

20) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением пешеходного перехода и автобусных остановок на автомобильной дороге Иркутск – Усть-Ордынский км 36-000 в населенном пункте Оек в Иркутском районе Иркутской области № 16/139-19 от 02 апреля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 500 160,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 139/СП/19 от 03 апреля 2019 года на сумму 350 430,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/04/19 от 03 апреля 2019 года с ООО «Сибэнерджи».

21) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги «Оек-Кударейка» - Токаревщина в населенном пункте с. Оек в Иркутском районе Иркутской области № 16/140-19 от 03 апреля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 2 092 300,00 рублей, срок выполнения работ – 90 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 140/СП/19 от 03 апреля 2019 года на сумму 1 541 540,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/04/19 от 03 апреля 2019 года с ООО «Сибэнерджи».

22) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги «Иркутск – Большое Голоустное» в населенном пункте д. Худяково в Иркутском районе Иркутской области № 16/147-19 от 16 апреля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 2 755 830,00 руб., срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта;

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 147/СП/19 от 16 апреля 2019 года на сумму 2 175 920,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/05/19 от 16 апреля 2019 года с ООО «Сибэнерджи».

23) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Майская – Рассвет в населенном пункте д. Майская в Осинском районе Иркутской области № 16/148-19 от 16 апреля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 3 244 380,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 148/СП/19 от 16 апреля 2019 года на сумму 2 563 000,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/05/19 от 16 апреля 2019 года с ООО «Сибэнерджи».

24) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги «Иркутск-Оса-Усть-Уда» в населенном пункте д. Захаровская в Боханском районе Иркутской области № 16/146-19 от 16 апреля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 2 779 550,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 146/СП/19 от 16 апреля 2019 года на сумму 2 228 100,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/05/19 от 16 апреля 2019 года с ООО «Сибэнерджи».

25) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги «Братск» - Усть-Илимск на участке км 89-900 км 92+150 в населенном пункте п. Седаново в Усть-Илимском районе Иркутской области № 16/312-19 от 17 июня 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 10 611 420,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ПрогрессСтрой» заключен договор субподряда № 16-312/СП/19 от 28 июня 2019 года на сумму 8 940 849,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПОС/06/19 от 28 июня 2019 года с обществом с ограниченной ответственностью «Монтажно Строительная компания Вавилон» (ИНН 3811163474; далее – ООО «МСК Вавилон») на сумму 1 140 000,00 рублей.

26) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Братск – Усть-Илимск на участке км 165-380 – км 167+560 в населенном пункте п. Эдучанка в Усть-Илимском районе Иркутской области № 16/316-19 от 17 июня 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 9 381 180,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ПрогрессСтрой» заключен договор субподряда № 16-316/СП/19 от 28 июня 2019 года на сумму 7 932 121,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПОЭ/06/19 от 28 июня 2019 года с ООО «МСК Вавилон» на сумму 980 000,00 рублей.

27) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Иркутск-Усть-Ордынский-Жигалово в населенном пункте Никелей в Качугском районе Иркутской области № 16/345-19 от 25 июня 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 3 593 880,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 16/345/СП/19 от 27 июня 2019 года на сумму 2 862 190,00 рублей, а также договор поставки материалов № ПС/06/19 от 28 июня 2019 года с ООО «Сибэнерджи».

28) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Иркутск-Усть-Ордынский-Жигалово в населенном пункте д. Петрово в Жигаловском районе Иркутской области № 16/378-19 от 08 июля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 7 145 130,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 378/СП/19 от 12 июля 2019 года на сумму 5 682 040,00 рублей, а также договор поставки материалов № П/07/19 от 10 июля 2019 года с ООО «Сибэнерджи» на сумму 1 177 267,80 рублей.

29) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Жигалово-Казачинское в населенном пункте с. Тутура в Жигаловском районе Иркутской области № 16/381-19 от 08 июля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 3 576 460,00 рублей, срок выполнения работ – 50 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 381/СП/19 от 12 июля 2019 года на сумму 2 748 070,00 рублей, а также договор поставки материалов № Т/07/19 от 10 июля 2019 года с ООО «Сибэнерджи» на сумму 685 310,60 рублей.

30) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Иркутск-Большое голоустное в населенном пункте д. Большое Голоустное в Иркутском районе Иркутской области № 16/379-19 от 08 июля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 5 558 300,00 рублей, срок выполнения работ – 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 379/СП/19 от 12 июля 2019 года на сумму 4 359 290,00 рублей, а также договор поставки материалов № БГ/07/19 от 10 июля 2019 года с ООО «Сибэнерджи» на сумму 976 692,90 рублей.

31) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги Иркутск-Большое голоустное в населенном пункте д. Поливаниха в Иркутском районе Иркутской области № 16/380-19 от 08 июля 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 8 417 010,00 рублей, срок выполнения работ – 90 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России и ООО «ЭМКС-Иркутск» заключен договор субподряда № 380/СП/19 от 12 июля 2019 года на сумму 6 679 470,00 рублей, а также договор поставки материалов № П/07/19 от 10 июля 2019 года с ООО «Сибэнерджи» на сумму 1 400 880,92 рублей.

32) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильной дороги в Иркутском, Боханском и Эхирит-Булагатском районах Иркутской области № 16/666-19 от 26 ноября 2019 года с ФГУП «Владимирское» ФСИН России (на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта – 30 576 460, 00 рублей, срок выполнения работ – 50 дней с момента подписания государственного контракта.

Во исполнение указанного контракта между ФГУП «Владимирское» ФСИН России заключены следующие договоры:

- договор субподряда № СП/666/19 от 28 ноября 2019 года с ООО «ЭМКС-Иркутск» на сумму 19 987 460,00 рублей, а также договор поставки материалов № 26/11/2019 от 26 ноября 2019 года с ООО «Сибэнерджи» на сумму 6 577 220,00 рублей;

- договор № 11/19/СДО оказания услуг от 26 ноября 2019 года с ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области (изготовление кронштейнов в кол-ве 100 штук);

- договор поставки № 195/19 от 29 ноября 2019 года с обществом с ограниченной ответственностью «РесурсИнвестСтрой»;

- договор поставки товара № 02/12П от 02 декабря 2019 года с ООО «ЭМКС-Иркутск»;

33) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог в Иркутском районе Иркутской области № 16/94-20 от 03 апреля 2020 года   с ООО «ОПТОСЕРВИС» (по результатам электронного аукциона № 0134200000120000421). Цена контракта – 20 698 140,33 рублей, срок выполнения работ – 90 дней с момента подписания государственного контракта;

34) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог в Иркутском, Шелеховском районах Иркутской области № 02/98-20 от 15   апреля 2020 года   с ООО «Горсвет» (по результатам электронного аукциона № 0134200000120000859). Цена контракта – 15 030 855,92 рублей, срок выполнения работ – 75 дней с момента подписания государственного контракта;

35) Государственный контракт на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог в Баяндаевском районе Иркутской области № 16/132-20 от 20 мая 2020 года   с ООО «ОПТОСЕРВИС» (по результатам электронного аукциона № 0134200000120001338). Цена контракта – 8 746 574,80 рублей, срок выполнения работ – 75 дней с момента подписания государственного контракта.

Управлением установлено, что в период с 26.09.2018 г. по 30.11.2019 г. между ОГКУ «Дирекция автодорог» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России заключено 18 государственных контрактов на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области на общую сумму 133 506 699 рублей. В указанный период ОГКУ «Дирекция автодорог» не заключало иных государственных контрактов на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог.

В рамках исполнения каждого государственного контакта ФГУП «Владимирское» ФСИН России (генподрядчик) были заключены договоры субподряда на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области и поставку необходимых материалов.

Указанные государственные контракты заключены между ОГКУ «Дирекция автодорог» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предусматривающего заключение государственного контракта без проведения торгов в случае производства товара, выполнения работ, оказания услуг учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ и услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В отчетах ОГКУ «Дирекция автодорог» о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), об обосновании цены контракта (договора) и иных существенных условий контракта (договора) указано следующее:

«Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1292 утвержден перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закупаемый вид работ указан в перечне товаров (работ, услуг), код ОКПД 2 43.21.10.

В соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждениях.

На основании статьи 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлен перечень организаций, на которых осужденные привлекаются к оплачиваемому труду.

Выбор указанного способа закупки работ позволит обеспечить стабильную трудозанятость осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Учитывая, что из заработной платы и иных доходов, осужденных к лишению свободы, в соответствии со статьями 99 и 107 УИК РФ, производятся удержания с целью удовлетворения всех требований взыскателей и возмещения расходов по содержанию осужденных, стабильное трудоустройство спецконтингента позволит в большем объеме удовлетворить требования взыскателей и компенсировать затраты федерального бюджета на содержание осужденных. Использование иных способов закупки не позволит наиболее эффективно использовать бюджетные средства и достигнуть цели, установленные пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, ввиду чего использование иных способов закупки нецелесообразно».

Комиссия, рассмотрев материалы дела и доводы ответчиков, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для заключения данных государственных контрактов ввиду следующего.

Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Согласно статье 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика. Указанное толкование закона находит свое отражение в письмах Минэкономразвития России от 29 марта 2017 № Д28и-1353 и Минфина России от 17 марта 2020 года № 24-01-08/19660.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)".

Таким образом, заказчики могут заключить государственный контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Правовая основа деятельности таких учреждений определена Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», положениями которого предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду. Исполнение указанными учреждениями данной обязанности способствует достижению цели по исправлению осужденных, обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба, исполнению осужденными иных обязательств (выплата алиментов и др.).  

Законодателем предусмотрена возможность осуществления закупки у исправительного учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика с учетом выполнения учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы социально значимых государственных задач, с целью создания условий для привлечения осужденных к труду.

В ином случае закупка должна осуществляться на общих основаниях, предусмотренных Законом о контрактной системе (по результатам конкурентных процедур).

Указанное толкование закона находит свое отражение в письме ФАС России от 14 ноября 2019 года № ИА/100040/19 «По вопросу о заключении контракта с учреждением уголовно-исполнительной системы как с единственным поставщиком», а также в судебной практике (№ А19-12451/2018, А19-29310/2019).

Поскольку заказчиком осуществляется закупка услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р) ОГКУ «Дирекция автодорог» обязано проводить электронные аукционы на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области.

Управлением установлено, что ФГУП «Владимирское» ФСИН России в адрес ОГКУ «Дирекция автодорог» было направлено письмо по вопросам заключения государственных контрактов на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (вх. № 2791 от 17 июля 2018 года), в котором предприятие предлагает государственному заказчику рассмотреть возможность заключения государственных контрактов на неконкурентной основе, в том числе, на выполнение электромонтажных работ.

ОГКУ «Дирекция автодорог» было направлено письмо в адрес заместителя министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Сенькова А.В. (исх. от 24 июля 2018 года № 3124/01-01/11) по вопросу заключения государственных контрактов на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области в письме (исх. от 31 июля 2018 года № 02-92-974/18) разъяснено право государственного заказчика на заключение контракта с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения дела Управлением установлено, что в период с 15 сентября 2018 года по 26 ноября 2019 года ОГКУ «Дирекция автодорог» отказалось от проведения электронных аукционов, заключая государственные контракты с единственным поставщиком - ФГУП «Владимирское» ФСИН России на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Управлением установлено и сторонами не оспаривается, что ФГУП «Владимирское» ФСИН России работы по государственным контрактам своими силами или с привлечением труда осужденных не выполняло. В указанных целях ФГУП «Владимирское» ФСИН России были заключены договоры субподряда на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области с третьими лицами – ООО «ЭМКС-Иркутск» и ООО «ПрогрессСтрой», т.е. не соблюдено обязательное условие для заключения государственного контракта – выполнение работ непосредственно учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, государственный заказчик не имел правовых оснований для заключения государственных контрактов с ФГУП «Владимирское» ФСИН России в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Необоснованное заключение государственных контрактов с единственным поставщиком приводит к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены хозяйствующие субъекты, желающие получить доступ к такому товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Управлением установлено, что как государственному заказчику – ОГКУ «Дирекция автодорог», так и подрядчику – ФГУП «Владимирское» ФСИН России уже на стадии заключения государственных контрактов было известно о невозможности выполнения работ по контрактам собственными силами и (или) с привлечением труда осужденных, а также привлечении подрядчиком к исполнению контрактов третьих лиц – субподрядчиков, что подтверждается следующим.

Согласно пункту 1.3 Устава ФГУП «Владимирское» ФСИН России, утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 17 октября 2007 года № 578, предприятие является коммерческой организацией, специально созданной для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, входит в состав уголовно-исполнительной системы.

Предприятие создано и действует в целях удовлетворения потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания:

- обеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы продовольственными ресурсами путем организации производства, переработки, торговли и поставки сельскохозяйственной продукции;

- изготовления упаковки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):

- производство упаковки и упаковочных материалов для сельхозпродукции и продуктов питания;

- производство и закупка крупы, муки и прочих продуктов из зерновых культур;

- производство хлеба и мучных кондитерских изделий;

- производство макаронных изделий;

- производство и переработка продукции овощеводства, растениеводства, животноводства, биогумуса;

- предоставление услуг промышленного характера и в области сельскохозяйственного производства;

- оптовая и розничная торговля.

Согласно пункту 2.3 Устава Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом, кроме деятельности, направленной на создание объектов социально-культурного назначения и строительство жилья в целях обеспечения потребностей работников Предприятия.

Осуществление ФГУП «Владимирское» ФСИН России строительных работ (обустройство искусственным освещением автомобильных дорог) Уставом не предусмотрено, ввиду чего предприятие не вправе осуществлять указанный вид деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «Владимирское» ФСИН России (в т.ч. анализ актов документальных ревизий ФСИН России финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2017-2020 гг.) показал, что основной деятельностью предприятия является производство и реализация продовольственных товаров. Данный факт ответчиком не оспаривается.

Обособленное подразделение ФГУП «Владимирское» ФСИН России находится на территории Иркутской области с 26 сентября 2017 года, в котором было трудоустроено 4 сотрудника в период 2018-2019 гг.

До момента заключения государственных контрактов ФГУП «Владимирское» ФСИН России не представило в адрес ОГКУ «Дирекция автодорог» документов, подтверждающих возможность обеспечить исполнение контрактов собственными силами (наличие необходимой материально-технической базы и трудовых ресурсов на территории региона и тд.), а также не представлены документы, в которых отражено согласие учреждения, исполняющего наказания,   на привлечение труда осужденных для выполнения подрядчиком таких работ (в том числе договоров на оказание услуг по подбору рабочей силы из числа осужденных).

В свою очередь, ОГКУ «Дирекция автодорог», принимая решение о заключении государственных контрактов, в целях соблюдения положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (в том числе, принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принципа эффективности осуществления закупок) при необходимой внимательности и осмотрительности должно было проверить наличие фактической (невозможности) исполнения контракта ФГУП «Владимирское» ФСИН России с привлечением труда лиц, отбывающих наказания.

Управлением установлено, что в ходе выполнения рассматриваемых государственных контрактов ФГУП «Владимирское» ФСИН России не осуществлено и не могло быть осуществлено привлечение труда лиц, отбывающих наказания, что обусловлено удаленностью мест выполнения работ по указанным контрактам от мест нахождения исправительных учреждений, и невозможностью обеспечить конвоирование осужденных в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства до места выполнения работ. Данный факт ответчиком также не оспаривается.

Напротив, в целях заключения государственных контрактов государственным заказчиком в порядке, установленном частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе, были подготовлены отчеты о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения подрядчика, которые не содержали достоверной информации о порядке исполнения контрактов предприятием уголовно-исполнительной системы – ФГУП «Владимирское» ФСИН России. 

ОГКУ «Дирекция автодорог» была осведомлено о порядке исполнения контракта ФГУП «Владимирское» ФСИН России, что также следует из содержания государственных контрактов № 16/429-18 от 26 сентября 2018 года, № 16/431-18 от 26 сентября 2018 года, № 16/433-18 от 26 сентября 2018 года, № 16/432-18 от 26 сентября 2018 года, № 16/457-18 от 15 октября 2018 года, в которых ФГУП «Владимирское» ФСИН России поименовано в качестве «Головного исполнителя».

Указанные обстоятельства позволяют Управлению прийти к выводу о том, что на стадии заключения государственных контрактов сторонам сделки было очевидно, что ФГУП «Владимирское» ФСИН России не подпадает под признаки субъекта, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку предприятие не сможет самостоятельно исполнитель указанные контракты и использовать труд осужденных (спецконтингента) для выполнения таких работ.

Факты заключения ФГУП «Владимирское» ФСИН России договоров субподряда в тот же день, что и рассматриваемые государственные контракты либо в течение последующих нескольких дней подтверждает отсутствие намерений подрядчика исполнить государственные контракты в установленном законом порядке.

Искусственное (в обход закона) отступление от необходимости осуществления публичных процедур при осуществлении государственных закупок не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентного отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Недобросовестность сторон сделки также подтверждается тем, что стороны не предприняли мер к расторжению контрактов в тот момент, когда им стало известно о невозможности исполнения государственных контрактов собственными силами предприятия и (или) привлечения труда лиц, отбывающих наказания.

Из письма ОГКУ «Дирекция автодорог» (вх. № 7812/20 от 22 мая 2020 года) следует, что заказчику известно о заключении ФГУП «Владимирское» ФСИН России только двух договоров субподряда (субподрядчик - ООО «ПрогрессСтрой»). Между тем, государственным заказчиком меры к расторжению указанных контрактов также не предпринимались.  

Кроме того, условиями каждого государственного контракта предусмотрено право представителя государственного заказчика отдавать распоряжения о замене субподрядной организации, неудовлетворительно выполняющей работы по настоящему контракту.

В ходе рассмотрения дела ФГУП «Владимирское» ФСИН России представлено заявление об освобождении от административной ответственности в порядке, предусмотренном примечанием к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (вх. № 19316-ДСП/20 от 22.12.2020 г., № 19317-ЭП/20 от 22.12.2020 г.), из которого следует, что ответчик признает факт нарушения антимонопольного законодательства.

Так, ответчик указывает, что в июле 2018 года заместитель директора ФГУП «Владимирское» ФСИН России П.В. Фицнер направил руководителю ОГКУ «Дирекция автодорог» И.И. Клочихину коммерческое предложение, содержащее сведения о возможности заключения контрактов в порядке, предусмотренном пунктом 11 частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Иной официальной переписки по вопросам заключения государственных контрактов между ответчиками не имеется.

Предприятие не подтверждало и не могло подтвердить государственному заказчику наличие опыта выполнения аналогичных контрактов (опыта в сфере строительства), а также наличие материально-технических или кадровых ресурсов.

Распоряжения и информация, связанные с заключением государственных контрактов ответчиками по делу, сотрудникам отдавались заместителем директора Фицнером П.В., который ранее осуществлял трудовую деятельность в Иркутской области (возглавлял ФГУП «Сибирское» ФСИН России).  

До заключения данных контрактов единственным направлением деятельности ФГУП «Владимирское» ФСИН России было производство продуктов питания для поставок в систему ФСИН России. Предприятие не вело подготовку материально-технических ресурсов, не набирало кадровых технических специалистов, не имело опыта взаимодействия и контактных данных каких-либо строительных компаний, которых можно было бы привлечь в качестве субподрядных организаций как на территории Владимирской области, так и на территории других регионов субъектов Российской Федерации.

Исполнение государственных контрактов полностью осуществлялось силами специалистов субподрядных организаций. Так ответчика указывает, что субподрядчики осуществляли подготовку проектов производства работ и всей исполнительной документации (акты выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3). Указанная документация поступала на электронную почту предприятия fgupvladimirskoe@mail.ru к моменту фактического завершения работ субподрядной организацией в редактируемом формате excel, подписывалась должностными лицами предприятия и направлялась в адрес государственного заказчика для ее утверждения. Никакой проверки указанная документация не проходила из-за отсутствия на предприятии соответствующих специалистов. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сотрудника бухгалтерии ФГУП «Владимирское» ФСИН России Московкиной С.Н., исполнявшей обязанности заместителя главного бухгалтера в период 2018-2019 гг.(вх. № 19317-ЭП/20 от 22.12.2020 г.).

За предоставление возможности государственному заказчику сотрудничать с субподрядной организацией, минуя конкурентные процедуры, ФГУП «Владимирское» ФСИН России получало генподрядное вознаграждение в пределах 4-5 % от стоимости государственного контракта. Остальные денежные средства были перечислены в адрес субподрядной организации и поставщика материалов.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о заключении ОГКУ «Дирекция автодорог» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на заключение государственных контрактов на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области без проведения торгов, которое привело к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения сторон соглашения. Иначе говоря, факт наличия соглашения, ограничивающего конкуренцию, устанавливается исходя из совокупности доказательств по делу.

Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, далее - Обзор). Согласно пункту 9 Обзора в указанной сфере, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают антиконкурентное соглашение, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

На особенности доказывания наличия антиконкурентного согласованного поведения, указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 30 июня 2008 года № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства": согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Названный подход применим и к доказыванию соглашений, то есть договоренностей, которые, по их существу, не могут быть подтверждены прямыми доказательствами; наличие таких договоренностей косвенно может подтверждаться иными доказательствами, которые могут убедить правоприменительный орган в наличии или отсутствии таких договоренностей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. в том числе, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При указанных обстоятельствах и правовом регулировании, Комиссия приходит к выводу о нарушении ОГКУ «Дирекция автодорог» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на заключение государственных контрактов на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области без проведения торгов, которое привело к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

По результатам рассмотрения дела Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела (исх. № 038/6499/20 от 29 декабря 2020 года), копии которого были направлены в адрес лиц, участвующих в деле.

В ходе заседания Комиссии представителями ОГКУ «Дирекция автодорог» и заинтересованных лиц были озвучены пояснения, которые не содержат ссылок на новые существенные обстоятельства и не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Представитель ФГУП «Владимирское» ФСИН России выразил согласие с выводами антимонопольного органа, изложенными в заключении об обстоятельствах дела (исх. № 038/6499/20 от 29 декабря 2020 года).

В настоящее время соглашение реализовано в полном объеме, государственные контракты ответчиками исполнены. Комиссией не установлены основания для выдачи предписания по делу.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что общая сумма дохода ФГУП «Владимирское» ФСИН России по указанным государственным контрактам составила 133 499 567,14 рублей.  При этом, начальная (максимальная) цена контрактов была определена заказчиком проектно-сметным методом.

ОГКУ «Дирекция автодорог» данный метод обоснования начальной (максимальной) цены был использован при проведении торгов в период 2016-2018 гг. и в 2020 году.   В ходе проведения указанных электронных аукционов (указаны на стр. 6-8, 14) начальная (максимальная) цена торгов была существенно снижена, что отвечало интересам заказчика и соответствовало принципу эффективности расходования бюджетных средств, установленного в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при котором участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Необоснованное заключение данных государственных контрактов с единственным поставщиком по начальной (максимальной) цене контракта привело к нарушению указанного принципа бюджетной системы Российской Федерации и публичных интересов в виде неэффективного расходования бюджетных средств.  

Указанные обстоятельства, по мнению Комиссии, подлежат процессуальной проверке правоохранительными органами на предмет наличия в действиях должностных лиц ОГКУ «Дирекция автодорог» и ФГУП «Владимирское» ФСИН России признаков преступления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» (664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА КАРЛА ЛИБКНЕХТА, ДОМ 99, ОГРН: 1033801011903, Дата присвоения ОГРН: 07.02.2003, ИНН: 3808059441, КПП: 380801001), ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЛАДИМИРСКОЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (600000, ОБЛАСТЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, ГОРОД ВЛАДИМИР, ПЕРЕУЛОК ВОРОНЦОВСКИЙ, ДОМ 2, ОГРН: 1073328007961, Дата присвоения ОГРН: 15.11.2007, ИНН: 3328454829, КПП: 332901001) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на заключение государственных контрактов на выполнение работ по обустройству искусственным освещением автомобильных дорог Иркутской области без проведения торгов, которое привело к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

2. Предписание не выдавать.

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

5. Направить копию решения по делу в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ФГУП "Владимирское" ФСИН России
ИНН 3328454829, ОГРН 1073328007961