Решение №038/602/23 решение от 26 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2023г.
Решение в полном объеме изготовлено 26.12.2023г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
;
Члены Комиссии:
;
,
при участии представителя заявителя — (доверенность);
при участии представителей заказчика — ОГАУЗ «Ангарская городская больница» — (доверенность), (доверенность);
рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «Чистый город» с жалобой на действия заказчика – ОГАУЗ «Ангарская городская больница» в связи с нарушением при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», извещение №32312987475.
Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Ангарская городская больница», утвержденным Протоколом Наблюдательного совета №16-2023 от 27.11.2023г. (далее — Положение о закупке).
22.11.2023г. заказчиком на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б».
Способ осуществления закупки — запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Предметом закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б».
Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 900 000 (четыре миллиона девятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
ООО «Чистый город» подана заявка на участие в указанном запросе котировок. Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 01 декабря 2023г. заявке ООО «Чистый город» присвоено третье место. Не согласившись с указанным решением закупочной комиссии, Заявитель обратился в Иркутское УФАС с жалобой.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно признано победителем закупки ООО «АльфаГрупп», поскольку данный участник не мог предоставить весь перечень документов, необходимых для участия в закупке и, как следствие, стать ее победителем. По мнению Заявителя, такие документы, как: санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора на санитарно-защитную зону, в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и документы (Свидетельство), определяющие оценку степени негативного воздействия предприятия (стационарного источника) на качество атмосферного воздуха, с указанием категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду — находятся в общем доступе на сайте Управления Роспортебнадзора по Иркутской области и являются доказательством наличия возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в области обращения с медицинскими отходами класса «Б». В свою очередь в отношении ООО«АльфаГрупп» таких документов не имеется.
Как пояснил Заказчик, в составе заявки победителя закупки было приложено письмо о том, что утилизация медицинских отходов происходит на производственной базе победителя закупки, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, 16 квартал, земельный участок 24, земельный участок с кадастровым номером 38:26:041203:101. Земельный участок с кадастровым номером 38:26:0412036101 входит в санитарно-защитную зону АО «АНХК» (проект №38.МБ.01.000.Т.000001.20 от 28.01.2020г.). Также Заказчик отметил, что в составе заявки победителя закупки была приложена Выписка из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду №9158352, с указанием кода объекта в государственном реестре, категории негативного воздействия: 25-0238-004327-П, II категория.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно п.20 Извещения о проведении запроса котировок, заявка участника должна содержать следующие документы:
- Документацию (заключение, уведомление), подтверждающую прохождение государственной экологической экспертизы на объект и оборудование по обезвреживанию/уничтожению медицинских отходов класса опасности «Б», в соответствии со ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора на санитарно-защитную зону в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- Документы (Свидетельство), определяющие оценку степени негативного воздействия предприятия (стационарного источника) на качество атмосферного воздуха, с указанием категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000г. №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
- для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду предоставляется «Декларация о воздействии на окружающую среду», по установленной форме Приказом Минприроды от 11.08.2018 года №509;
- Медицинские книжки сотрудников, занятых транспортированием медицинских отходов класса «Б». В медицинских книжках должен быть отражены отметки о прохождении предварительных (при приёме на работу) и периодических медицинские осмотры, а также отражены отметки прохождения профилактической иммунизации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии пп.8 п.24 Извещения, победителем в проведении запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, подавший заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и в которой указана наиболее низкая цена договора.
Комиссия Иркутского УФАС России установила, что документация Заказчика не содержит указаний на то, что п.20 Извещения будет соблюден участниками закупки в случае предоставления ими иных документов, подтверждающих или же заменяющих вышеперечисленные, в связи с чем Комиссия антимонопольного органа делает вывод о том, что предоставление любых иных документов без наличия тех, которые указаны в п.20 Извещения, будет считаться несоответствием требованиям документации Заказчика.
Вместе с тем, санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора на санитарно-защитную зону, в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» у победителя закупки в составе заявки отсутствует.
В соответствии с пп.9 п.24 Извещения, закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, если:
1) участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику закупки, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
2) заявка признана не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
3) не предоставления документов и информации, определенных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме либо наличия в предоставленных в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме документах и информации недостоверных сведений об участнике, подавшем такую заявку, или о товарах, работах, услугах соответственно на поставку, выполнение, оказание которых проводится запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок от 01.12.2023г., ООО «АльфаГрупп» признано победителем закупки, но ввиду отсутствия в его заявке всех необходимых документов Комиссия Иркутского УФАС России считает данное решение неправомерным, поскольку в соответствии с положениями Извещения, заявка Общества должна была быть отклонена.
Ссылка Заказчика в своих пояснениях на ч.19.2 ст.3.4 Закона о закупках (в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки) необоснованна, поскольку по смыслу закона речь здесь идет о документах, которые влияют непосредственно на оценку заявки, то есть в случае отсутствия таковых документов у участника, он может получить меньшее количество баллов. В данном же случае речь идет о самой возможности участия в закупке ввиду отсутствия у участника предусмотренных Извещением документов, необходимых для допуска его заявки к участию в закупке и уже последующей ее оценке закупочной комиссией.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Чистый город» на действия заказчика — ОГАУЗ «Ангарская городская больница» в связи с нарушением при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», извещение №32312987475, обоснованной;
2. Признать комиссию заказчика нарушившей пп.9 п.24 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
3. Выдать единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса «Б» предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 01.12.2023г. (извещение №32312987475) и рассмотрения заявок повторно в соответствии с принятым решением Иркутского УФАС России;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.