Решение №038/1036/21 решение от 31 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей Администрации Киренского муниципального района (далее – заказчик) – <…..>, представителей Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Техномодуль» (далее – ООО «Техномодуль», заявитель) – <…..>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж бескаркасно-арочного строения, извещение № 0134300019221000046 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

     

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 23 августа 2021 года поступила жалоба заявителя на действия членов аукционной комиссии.

В соответствии с доводами жалобы заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок о признании первой части его заявки не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе поскольку, по мнению заявителя, его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствует требованиям документации об аукционе и нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, заказчик считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что заявка заявителя отклонена обоснованно.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 06 августа 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300019221000046, а также Документация об электронном аукционе на поставку и монтаж бескаркасно-арочного строения (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 181 000 руб. 00 коп.

На участие в указанном электронном аукционе подано 2 заявки.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17 августа 2021 года участнику № 1 (ООО «Техномодуль») отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:

«Несоответствие информации, предусмотренной ч.З ст.66 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (отказ по п.2 ч.4 ст.67 44-ФЗ).

Документацией об электронном аукционе в соответствии с требованиями пп. «б» п.2 ч.З ст.66 44-ФЗ было установлено, что первая часть заявки должна содержать в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в части III документации об аукционе «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)».

1. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: «Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словом (словами) «эквивалент», «аналог», «требуемый», «необходим», «ориентировочно», «типа», «применено», «должно», «не должно», «должны», «не должны», «должен», «не должен», «должна», «предусмотреть», «могут», «может», «необходимо», «необходима», «максимальной», «минимальной», «не должна», «быть», «иметь», «должен быть», «должна быть», «должны быть», «требоваться», «требуется», «допускается», «не допускается» (в любых падежах, числах и словосочетаниях) и допускать разночтения или двусмысленного толкования.».

1.1. По показателю «8.1. Электроснабжение» в документации указано: «Помещение игрового зала должно быть оборудовано влагозащищёнными светодиодными светильниками накладного типа.» Участник в заявке указал: ««Помещение игрового зала оборудовано влагозащищёнными светодиодньми светильниками накладного типа.»».

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

 

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичное положение установлено в пункте 21 части II документации об электронном аукционе «Информационная карта электронного аукциона».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Так, согласно части III документации об электронном аукционе «Техническое задание», участникам закупки необходимо поставить бескаркасно-арочное строение.

Пунктом 8 Технического задания предусмотрено следующее: «Помещение игрового зала должно быть оборудовано влагозащищёнными светодиодными светильниками накладного типа.».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, инструкцию по заполнению заявки.

Инструкция по заполнению заявки содержится в пункте 1.2.3 части I документации об электронном аукционе.

Так, Инструкцией установлен следующие правила заполнения заявки:

«Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словом (словами) «эквивалент», «аналог», «требуемый», «необходим», «ориентировочно», «типа», «применено», «должно», «не должно», «должны», «не должны», «должен», «не должен», «должна», «предусмотреть», «могут», «может», «необходимо», «необходима», «максимальной», «минимальной»,  «не должна», «быть», «иметь», «должен быть», «должна быть», «должны быть», «требоваться», «требуется», «допускается», «не допускается» (в любых падежах, числах и словосочетаниях) и допускать разночтения или двусмысленного толкования.».

Из пояснений заказчика следует, что участникам закупки с учетом вышеназванных положений Инструкции по заполнению заявки в отношении товара, послужившего основанием для отклонения заявки заявителя жалобы, необходимо было указать какими светодиодными светильниками должно быть оборудовано помещение игрового зала с указанием типа его монтажа без словосочетания «типа».

Комиссия, исследовав первую часть заявки участника закупки ООО «Техномодуль» установила, что участник в своей заявке в отношении светодиодных светильников указал характеристики товара, не соответствующие требованиям документации о проведении электронного аукциона с учетом установленной Инструкции по заполнению заявки.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о правомерности недопуска заявителя к участию в электронном аукционе, так как им при заполнении первой части заявки не учтены требования Инструкции установленной документацией о проведении электронного аукциона.

 

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения положений Федерального закона № 44-ФЗ.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Положения статьи 6 Федерального закона №44-ФЗ устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона №44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из толкования пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений аукционной документации.

При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников закупки, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в электронном аукционе.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Пунктом 1.2.3 части I документации об электронном аукционе установлена Инструкция по заполнению заявки.

Проанализировав позиции Технического задания аукционной документации, Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также заявки участников закупки, Комиссия Иркутского УФАС России, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.

Инструкция сформирована заказчиком таким образом, что для подачи заявки участникам закупки необходимо соотнести все показатели товаров (материалов) с положениями указанными в инструкции по заполнению первой части заявки, для чего необходимо структурировать по порядку соотношение «показателя товара – положения инструкции». При этом, в случае, если участник закупки в первой части заявки укажет значения показателей товаров лишь с учетом наличия у данного товара конкретной характеристики (в данном случае это тип монтажа), то в таком случае заявка не будет соответствовать положениям инструкции по заполнению заявки, что приведет к отклонению такой заявки от участия в электронном аукционе в связи с ее несоответствием требованиям документации об электронном аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.08.2021 №0134300019221000046-1 на участие в указанном электронном аукционе подано 2 заявки, 1 из которых отклонена аукционной комиссией заказчика.

В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленная заказчиком в документации об электронном аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявок на участие в электронном аукционе, а также не позволяет однозначно определить какие именно положения указанной инструкции необходимо применять при указании показателя товара.

Таким образом, установленная заказчиком в документации об электронном аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе не позволяет участникам закупки заполнить заявки на участие в электронном аукционе надлежащим образом, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. № 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В связи с тем, что установленная ненадлежащая Инструкция по заполнению заявки послужила основанием для отклонения заявок двух участников закупки, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, Комиссия полагает, что необходимо выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Техномодуль» необоснованной;

2. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ;

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.08.2021 №0134300019221000046-1, протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 18.08.2021 №0134300019221000046-3, внесения изменений в документацию об электронном аукционе и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;

5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;

6.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

<…..>

 

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны