Решение №756 Прекратить рассмотрение дела № 151 от 22.07.2016г. в связи ... от 7 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 756

 

06 декабря 2016г.                                                                                            г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен    06 декабря 2016 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»;

Члены Комиссии:

«…», «…»,

в присутствии представителей ответчиков по делу: МУП «Центральный рынок» г. Иркутска (ИНН 3808000222) – «…», СПК «Байкальский фермер» (ИНН 3811185479) – «…», ООО Комплекс «Зверево» (ИНН 3801103980) – «…», в отсутствие представителя заявителя ООО «Сельхозпродукт» (ИНН 5405477810), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 рассмотрев дело № 151 от 22.07.2016г., возбужденное по признакам нарушения МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО «Сельхозпродукт» (вх. № 3310 от 25.03.2016г.) на действия СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево», связанные с вытеснением заявителя с Центрального рынка г. Иркутска.

Согласно доводам заявления, на Центральном рынке г. Иркутска сложилась ситуация, при которой поставщики мяса лишены возможности осуществлять поставки указанной продукции на Центральный рынок без согласования таких поставок с СПК «Байкальский фермер» (далее СПК), поскольку большая часть торговых мест, предназначенных для торговли мясом предоставлена именно СПК администрацией Центрального рынка, а СПК, в свою очередь указывает членам СПК с какими лицами необходимо взаимодействовать по вопросам приобретения продукции, в частности по приобретению мяса свинины - ООО Комплекс «Зверево».

По мнению заявителя указанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности поведения СПК и ООО Комплекс «Зверево» и возможном заключении ими антиконкурентного соглашения, направленного на нарушение прав розничных продавцов мяса и потребителей в целом.

В результате проведенного антимонопольного расследования, Иркутским УФАС России установлено следующее.

СПК «Байкальский фермер» (ИНН 3811185478) является арендатором (нанимателем) 33 торговых мест на Универсальном рынке Центрального рынка г. Иркутска, назначение торговых мест – для торговли мясом в период с февраля 2016 года по настоящее время. Основанием для получения права пользования торговыми местами является договор о предоставлении торговых мест от 29.02.2016г. № 000000853, заключенный между СПК «Байкальский фермер» и управляющей рынком компанией – МУП «Центральный рынок» г. Иркутска сроком до 31.05.2016г. В настоящее время действует иной договор № 000001021 от 26.05.2016, уже на предоставление 38 торговых мест для торговли мясом, также заключенный на срок равный трем месяцам с 01.06.2016 по 31.08.2016.

В результате проведения проверки законности предоставления такого количества торговых мест на Универсальном рынке одному лицу установлено следующее.

Торговые места на Центральном рынке города Иркутска предоставляются в порядке, установленном Регламентом предоставления торговых мест на универсальном и сельскохозяйственном розничных рынках МУП «Центральный рынок», утвержденным приказом директора МУП № 396-9/07 от 22.12.2015г.

В соответствии с указанным регламентом (п. 4) торговое место предоставляется на основании заявления заинтересованного лица с приложением следующих документов:

1) копии учредительных документов (за исключением типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом) - для юридических лиц;

2) копии документов, удостоверяющих личность и содержащих сведения о гражданстве заявителя, - для индивидуальных предпринимателей и граждан;

3) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не ранее чем за 30 календарных дней до дня представления в управляющую рынком компанию заявления о заключении договора о предоставлении торгового места, - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно;

4) копия документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

5) копия документа, подтверждающего осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан;

6) перечень продавцов (при их наличии), привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в соответствии с формой, установленной в приложении 2 к настоящему Положению;

7) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, - для товаропроизводителей в случае предоставления им торгового места в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона в соответствии с формой, установленной в приложении 3 к настоящему Положению;

8) информация о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, в соответствии с формой, установленной в приложении 4 к настоящему Положению;

9) копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

10) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, если заявление подписано представителем заявителя.

Основаниями для отказа в предоставлении торгового места (п. 7 Регламента) являются: 1) предоставление недостоверных сведений и (или) неполного перечня документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения; 2) отсутствие свободных торговых мест на розничном рынке; 3) если заявителю ранее предоставлялись торговые места на Универсальном и (или) Сельскохозяйственных рынках и договор был расторгнут МУП «Центральный рынок» в одностороннем порядке в результате нарушения условий договора заявителем.

При рассмотрении заявления СПК «Байкальский фермер» (далее СПК) от 05.02.2016г. о выделении 33 торговых мест и заявления от 15.04.2016 о выделении 38 торговых мест, Иркутским УФАС России установлено, что сведения (документы), обязательные для указания (предоставления) в соответствии с вышеприведенными пунктами 6, 8 и 10 в заявках СПК отсутствуют.

Кроме того, СПК подало одну заявку о предоставлении сразу 33 и 38 торговых мест, тогда как Регламентом предусмотрена процедура выделения каждого торгового места в отдельности. По мнению Иркутского УФАС России факт подачи заявления сразу на 33 и 38 торговых места указывает на наличие предварительной договоренности с МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, поскольку иного способа информирования о наличии 33 и 38 свободных от прав третьих лиц мест в данном случае не усматривается.

Таким образом МУП «Центральный рынок» г. Иркутска надлежало отказать СПК в предоставлении 33 и 38 торговых мест в связи с несоблюдением требований к составу заявления на предоставление торговых мест на основании п/п 1 п. 7 Регламента.

Необходимо также отметить, что в соответствии с регламентом (п. 3.3.1.) торговые места на Универсальном рынке предоставляются сроком до одного года, а в рассматриваемом случае договор перезаключается каждые три месяца.

Также в ходе проведения антимонопольного расследования установлено, что на момент подачи заявления от 15.04.2016 о выделении 38 торговых мест, пять из указанных мест (№№ 137, 109, 112, 103, 107) были заняты индивидуальными предпринимателями, четверо из которых на дату 21.07.2016 являются членами СПК.

Вместе с тем, исходя из представленных СПК сведений, последний не занимается производством мяса и мясной продукции, а приобретает его у СХПССПК «Корсукский» через посредника – ООО ТД «Экопродукты». При этом указанные юридические лица являются членами СПК.

Помимо указанных лиц членами СПК с 2016 года являются, в частности: ИП А Е.В., ИП А А.Д., КФХ А А.И., ИП Б Л.А., ИП Б Т.В., ИП Б Л.Е., ИП Б А.Ю., ИП Б А.А., ИП Б Г.М., ИП В Т.В., ИП Д М.А., ИП Д Н.Н., ИП К А.А., ИП К М.В., ИП К В.Е., ИП М Д.Г., ИП Р Л.Е., ИП Ф А.Л., ИП Х В.А. и ИП Ш Е.Э.; ИП К Е.Д. При этом все вышеуказанные лица ранее (в 2015 году или начале 2016) являлись арендаторами торговых мест, в настоящее время находящихся в пользовании у СПК.

Необходимо отметить, что для вступления в СПК, в соответствии с уставом СПК необходимо оплатить обязательный паевый взнос в размере 5000 рублей.

Все вышеуказанные лица осуществляют предпринимательскую деятельность на Центральном рынке г. Иркутска и реализуют охлажденное мясо на торговых местах, предоставленных им по типовому соглашению СПК. Данное типовое соглашение (п. 2.2.22.) предусматривает обязанность сторон закупать мясо в тушах и четвертинах только у членов СПК, а закупать мясо у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и КФХ, не являющихся членами СПК, стороны вправе только по согласованию с СПК.

Так членом СПК с 2014года является ООО Комплекс «Зверево» (ИНН 3801103980), который и осуществляет в преобладающем большинстве (по количеству) поставки мяса свинины на Центральный рынок г. Иркутска с 2016 года (согласно информации, представленной Службой ветеринарии Иркутской области ОГБУ «ИГСББЖ»).

Таким образом, на Универсальном рынке тремя юридическими лицами – МУП «Центральный рынок г. Иркутска», СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево» созданы дискриминационные условия для осуществляющих деятельность по реализации мяса лиц, а именно определен следующий порядок действий, позволяющих лицам продавать мясо на Центральном рынке.

Для получения торгового места лицо, получив устный отказ от управляющей рынком компании – МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, получает предложение стать членом СПК, заплатив паевый взнос и заключив соглашение, по которому такое лицо лишается права выбора поставщика мяса, и соответственно лишается возможности самостоятельно определить выгодные для него финансовые условия приобретения мяса.

По имеющимся в Управлении сведениям в ряде случаев бывшим арендаторам торговых мест даже не поступает предложение об альтернативном получении прав на торговые места, а просто возвращается без регистрации их заявление о предоставлении торгового места без указания причин отказа в его предоставлении (например, ИП М М.И.).

В силу п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Как следует из п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» факт наличия антиконкурентного соглашения может быть установлен и при отсутствии документального подтверждения. Вывод об его наличии может быть сделан исходя из фактических обстоятельств, при условий установления, что результат соглашения соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; действия заранее известны каждому из участников, вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашений, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Исходя из избранной предполагаемыми участниками антиконкурентного соглашения тактики поведения можно сделать вывод об удовлетворении данным соглашением интересов всех участников соглашения.

Так МУП «Центральный рынок» г. Иркутска как лицо, имеющее полномочия распорядителя торговыми местами на Центральном рынке отдав сначала 33, а затем и 38 торговых мест на Универсальном рынке, предназначенных для торговли мясом из 60 таких торговых мест переложил свои обязательства, связанные с контролем исполнения договорных обязательств по надлежащему пользованию торговыми местами и обязательства по ведению договорной отчетности в целом на СПК, чем снял с себя бремя ответственности за многочисленные договоры о предоставлении торговых мест.

СПК путем привлечения в членство кооператива большого количества новых участников получил прибыль в виде пополнения паевого фонда за счет обязательных паевых взносов каждого из вновь присоединившихся членов кооператива, а также получил возможность контролировать поставки мяса, реализуемого на полученных у МУПа торговых местах по своему усмотрению путем заключения соглашений о предоставлении членам СПК торговых мест.

ООО Комплекс «Зверево» получило возможность поставлять большими партиями и на постоянной основе мясо на основном по привлекательности из всех существующих в г. Иркутске каналов сбыта данного товара – Центральном рынке г. Иркутска.

Действия МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево» безусловно заранее известны каждому из указанных лиц, вызваны действиями всех участников соглашения, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

При этом все вышеописанные действия указанных лиц осуществлены в условиях несоблюдения интересов третьих лиц – непосредственных продавцов мяса (в том числе бывших арендаторов торговых мест), которые не имеют возможности беспрепятственно в установленном порядке получить торговые места на Центральном рынке для осуществления розничной продажи мяса и вынуждены вступать в СПК, либо вообще прекратить продажу мяса на указанном рынке. Кроме того, такие лица даже после вступления в члены СПК вынуждены приобретать (оптом) мясо только у лица, указанного руководством СПК, что препятствует доступу на товарный рынок лицам, желающим осуществлять поставки мяса (оптом) для лиц, осуществляющих реализацию мяса на Центральном рынке.

Таким образом, вышеописанные обстоятельства указывают на наличие в действиях МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево» признаков нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, поскольку такие действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в виде создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.

Наличие вышеуказанных обстоятельств послужило поводом к возбуждению приказом № 151 от 22.07.2016г. в отношении МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево» дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ, выразившегося в достижении и реализации антиконкурентного соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции в виде создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 151 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

МУП «Центральный рынок» г. Иркутска представлены письменные пояснения по существу возбужденного дела от 18.08.2016 исх. № 830-9/09, из содержания которых следует, что МУП не признает вменяемое нарушение в связи с наличием следующих обстоятельств.

Заявителем по делу не доказан факт ограничения конкуренции в виде создания каких-либо препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности лицам, желающим поставлять или реализовывать мясо на Центральном рынке.

Предоставление определенного количества торговых мест СПК обусловлено подачей им заявления на их предоставление, а утверждение о принятии администрацией рынка неверно решения о предоставлении таких торговых мест не имеет обоснования в связи с отсутствием установленной обязанности отказывать лицам, подавшим заявление с нарушением Регламента предоставления торговых мест, принятие решения об отказе в предоставлении торгового места является правом администрации Центрального рынка.

На основании изложенного МУП «Центральный рынок» г. Иркутска просит прекратить рассмотрение дела № 151 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства РФ в рассматриваемых комиссией действиях.

Представителем МУП вышеизложенные доводы пояснений поддержаны в полном объеме.

Комиссия Иркутского УФАС России критично относиться к доводу МУП «Центральный рынок» г. Иркутска об отсутствии у последнего обязанности принятия решения о предоставлении либо отказе в предоставлении торговых мест на рынке в соответствии с утвержденным Регламентом предоставления торговых мест, поскольку при таком подходе администрации рынка соблюдение установленного Регламента является формальным, что может привести к нарушению прав добросовестных арендаторов торговых мест, противоречит Постановлению Администрации Иркутской области №62-па от 12.04.2007г. и может привести к нарушению ч. 8 ст. 15 ФЗ № 271 от 30.12.2006г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

СПК представлены письменные пояснения по существу возбужденного дела от 18.08.2016г., согласно которым СПК не ограничивает лиц, входящих в его состав в выборе поставщика мяса и вступление в члены СПК является добровольным. Отсутствие ограничений по поставщикам мяса подтверждается Протоколом общего внеочередного собрания СПК № 09 от 11.01.2016г., которым установлено право членов СПК по своему усмотрению выбирать поставщика мяса.

Представителем СПК вышеизложенные доводы пояснений поддержаны в полном объеме.

ООО Комплекс «Зверево» представлены письменные пояснения по существу возбужденного дела от 18.08.2016г., согласно которым указанное лицо полагает, что не допускало нарушения антимонопольного законодательства РФ, поскольку выбор его в качестве поставщика мяса свинины лицами, осуществляющими реализацию мяса на Центральном рынке, обусловлен хорошим качеством производимой им продукции, а не ограничениями со стороны СПК.

Представителем общества вышеизложенные доводы пояснений поддержаны в полном объеме.

Вместе с тем, заявитель по делу – ООО «Сельхозпродукт» после возбуждения дела № 151 участия в рассмотрении дела не принимал. Определением № 1582 от 20.10.2016г. у ООО «Сельхозпродукт» запрошены документы, подтверждающие фактическое обращение ООО «Сельхозпродукт» в СПК «Байкальский фермер», или к иным лицам, входящим в члены СПК (занимающим торговые места на Ц. Рынке) с предложением о поставке продукции (мяса) для реализации на торговых местах Центрального рынка г. Иркутска, а также документы, подтверждающие получение отказа на вышеуказанные предложения ООО «Сельхозпродукт».

Однако на очередную дату рассмотрения дела № 151 (24.11.2016) вышеуказанные документы ООО «Сельхозпродукт» не представлены.

Кроме того, ответчиками по делу представлены доказательства вступления в члены СПК на добровольной основе и отсутствия ограничения права выбора поставщика мяса и (протокол общего внеочередного собрания СПК № 09 от 11.01.2016г., письменные пояснения членов СПК), а также доказательства добровольного выбора в качестве поставщика мяса ООО Комплекс «Зверево» (письменные пояснения продавцов мяса – членов СПК).

Таким образом заявителем не представлено и антимонопольным органом не добыто доказательств наступления (возможного наступления) неблагоприятных последствий в результате осуществления рассматриваемых действий МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево», а именно доказательств ограничения конкуренции в виде создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях комиссии.

На основании вышеизложенного, исследовав представленные материалы по делу  № 151 от 22.07.2016г., руководствуясь статьями 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 151 от 22.07.2016г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства РФ в рассматриваемых действиях МУП «Центральный рынок» г. Иркутска, СПК «Байкальский фермер» и ООО Комплекс «Зверево».
  2. Копию решения направить в адрес лиц, привлеченных к участию в деле № 151 от 22.07.2016г.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                               «…»

 

                                                                                                            «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны