Решение №775 Признать обоснованной жалобу ИП Блуднин А.В. на действия Зак... от 16 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия),  в составе: (…)

при участии представителя заявителя – ИП Б.: Б. по доверенности; представителей заказчика (организатора закупки) – ОАО «РЖД»: А. по доверенности, Д. по доверенности; в присутствии членов экспертной группы: Ф., Ш.

рассмотрев жалобу ИП Б.(далее – Заявитель) на действия заказчика – (организатора закупки) – ОАО «РЖД» (далее – Заказчик), при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), в порядке, установленном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Иркутской области обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при организации и проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16 (извещение № 31604268383), в связи с установлением в Положении о закупках и в документации о запросе котировок на право заключения договоров выполнения работ по текущему ремонту светодиодных и металлогалогенновых светильников для нужд Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэрго - филиала ОАО "РЖД" в качестве критерия допуска к участию в закупке требования о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены договора.

Из доводов жалобы следует, что установление на стадии допуска к участию в закупке такого критерия ограничивает конкуренцию и нарушает принципы осуществления закупочной деятельности, установленные ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Из пояснений заказчика следует, что в соответствии с требованиями законодательства Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, необходимый для подтверждения их соответствия установленным требованиям, каких-либо ограничений в Законе о закупках относительно требований к порядку проведения закупок не установлено.

Положение о закупках ОАО «РЖД», содержащее возможность установления квалификационных требований к участникам, в том числе о наличии опыта работы, перед его утверждением на совете директоров компании, проходило согласование в Федеральной антимонопольной службе. Согласно письму ФАС России от 26.06.2014 № АЦ-25658-ПР/14 Положение о закупках ОАО «РЖД» рассмотрено антимонопольным органом на предмет соответствия законодательству о закупках и согласовано, замечаний у Федеральной антимонопольной службы к нормам Положения не имеется.

Во исполнение норм Закона о закупке и Положения о закупке (п. 159) в Документации установлены требования к участникам закупки: единые обязательные и квалификационные, в частности, наличие опыта работы, осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 % начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке.

Данные требования установлены в равной степени для всех участников процедуры, не ограничивают допуск к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований и не создают преимущественных условий участникам.

На основании изложенного, заказчик считает жалобу необоснованной.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика и заявителя, представленные документы, установила следующее.

31.10.2016 г. организатором закупки – в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 31604268383 о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16 на право заключения договоров выполнения работ по текущему ремонту светодиодных и металлогалогенновых светильников для нужд Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэрго - филиала ОАО "РЖД".

В соответствии с извещением о проведении закупки, дата окончания срока подачи заявок – 08.11.2016 г., дата вскрытия заявок – 08.11.2016 г., дата рассмотрения заявок – 14.11.2016 г., дата подведения итогов – 14.11.2016 г.

К установленному сроку для участия в закупке № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16 поступили 2 заявки (протокол от 08.11.2016 № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16/1 вскрытия заявок (размещен в ЕИС – 09.11.2016 г.), представленных для участия в запросе.

В соответствии с протоколом от 14.11.2016 № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16/2 (размещен в ЕИС – 17.11.2016 г.) рассмотрения и оценки котировочных заявок, представленных для участия в закупке, Заявителю отказано в допуске к участию в закупке в связи с несоответствием квалификационным требованиям, установленным пунктом 2.1 Документации и в связи с непредставлением документа (копии акта выполненных работ), предусмотренного пунктом 2.1. документации, на основании пункта 6.5.4.1 Документации.

Протоколом от 14.11.2016 г. № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16/3 о подведении итогов запроса котировок (размещен в ЕИС – 17.11.2016 г.) на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту светодиодных и металлогалогеновых светильников, запрос котировок признан несостоявшимся, в связи с тем, что по итогам рассмотрения котировочных заявок только одна котировочная заявка признана соответствующей котировочной документации, на основании подпункта 2 пункта 6.8.1. котировочной документации.

В соответствии с пунктом 6.8.2 котировочной документации принято решение о заключении договора с единственным участником ООО "Технотранс" в объемах и сроки, установленные документацией, предложением участника по цене, согласованной в установленном ОАО «РЖД» порядке, но не выше цены, указанной в предложении ООО "Технотранс" в пределах, выделенных на эти цели средств.

На момент рассмотрения жалобы договор по результатам закупки не заключен.

Как указано выше, в соответствии с протоколом от 14.11.2016 № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16/2 рассмотрения и оценки котировочных заявок, представленных для участия в закупке, Заявителю отказано в допуске к участию в закупке в связи с несоответствием квалификационным требованиям, установленным пунктом 2.1 Документации и в связи с непредставлением документа (копии акта выполненных работ), предусмотренного пунктом 2.1. документации, на основании пункта 6.5.4.1 Документации.

Пунктом 2.1. Документации предусмотрено, что к участникам запроса котировок установлены квалификационные требования: Участник должен иметь опыт выполнения работ по текущему ремонту светодиодных и металлогалогеновых светильников, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.1 котировочной документации. При этом учитывается стоимость всех поставленных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров (по выбору участника закупки) по ремонту светодиодных и металлогалогеновых светильников.

В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

- документ по форме приложения № 8 к котировочной документации о наличии опыта по предмету запроса котировок, указанного в 2.1. котировочной документации;

и

- копии актов о выполнении работ;

и

- копии договоров на выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями).

Документы должны быть сканированы с оригинала, нотариально заверенной копии или копии документа, заверенного подписью уполномоченного лица и печатью, при ее наличии.

В составе заявки Заявителем предоставлен документ по форме приложения № 8 к котировочной документации о наличии опыта по предмету запроса котировок (по текущему ремонту светодиодных и металлогалогеновых светильников), указанного в 2.1. котировочной документации, а также копия договора № 15Д-15-0702 от 08.06.2015 г. о поставке светодиодных промышленных светильников, а также выполнение работ по замене освещения на складах прибытия и отправки грузов в Службе организации почтово-грузовых перевозок (в том числе по установке поставленного товара) с ценой договора – 360 000 рублей. Копия акта о выполнении работ к указанному договору Заявителем не представлена.

Пунктом 5.1.2 Документации предусмотрено, что к участию в запросе котировок допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 5.1.1 котировочной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, котировочные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, котировочной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные котировочной документацией.

В соответствии с пунктом 5.3.1 Документации участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям котировочной документации. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания котировочной документации. Для подтверждения соответствия требованиям котировочной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями котировочной документации.

Информация о квалификационных требованиях и требованиях технического задания, а также о документах, представляемых в подтверждение данным требованиям, изложена в пунктах 2, 3 котировочной документации.

Пунктом 6.5.4 Документации предусмотрено, что участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случае несоответствия котировочной заявки требованиям котировочной документации, в том числе:

котировочная заявка не соответствует форме, установленной котировочной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям котировочной документации (подпункт 6.5.4.1).

Закон о закупках № 223-Ф3 устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах  с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках № 223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках № 223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации  и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного  участника  закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке  по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и  порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе:

  1. установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  2. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  3. требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  4. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  5. сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  6. форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  7. порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных  пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  8. порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  9. требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  10. формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  11. место и дата рассмотрения предложений участников закупки и  подведения итогов закупки;
  12. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  13. порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Включение Заказчиком квалификационных требований к участникам, изложенных в пункте 2.1 Документации о закупке, не отвечает принципам, установленным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, поскольку необоснованно ограничивают количество претендентов на участие в закупке.

Комиссия Иркутского УФАС России полагает, что установление обязательного требования об опыте выполнения работ, являющегося основанием допуска/ не допуска к участию в закупке, необоснованно ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить работы.

Установление таких критериев на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод Заказчика о том, что Закон о закупках обязывает Заказчика самостоятельно разработать и установить в положении требования и порядок проведения закупки без установления каких-либо ограничений относительно требований к такому порядку, является необоснованным.

Право заказчика самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки и перечень документов, необходимый для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должно соотносится с общими принципами осуществления закупочной деятельности, в том числе, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и быть обусловленными объективными потребностями Заказчика как определяющим фактором.

В данном случае Заказчиком не представлены документы, обуславливающие потребность Заказчика в осуществлении работ, являющихся предметом закупки в условиях ограничения числа участников закупки.

Ссылка Заказчика на Положение о закупке, прошедшего согласования в ФАС, в данном случае является несостоятельной, поскольку согласно пунктам 159, 169 Положения о закупке квалификация участника закупки, в том числе наличие опыта работы, может выступать и как условие допуска к участию в закупке, так и критерием оценки и сопоставления заявок участников закупки.

Положением о закупке не установлены общие условия применения квалификации участников закупки в качестве условия допуска или в качестве критерия оценки и сопоставления заявок участников закупочных процедур.

Возможность использования квалификации участников закупки в том или ином качестве зависит от наличия у заказчика соответствующего обоснования своих потребностей.

На основании изложенного, необоснованным является довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований антимонопольного законодательства и законодательства о закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц в связи с закреплением в пункте 159 Положения о закупках требование к участникам закупки о наличии опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.

Комиссия Иркутского УФАС России усматривает нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления п. 2.1 Документации о закупке требования о наличии опыта осуществления поставок по текущему ремонту светодиодных и металлогалогеновых светильников, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.1 котировочной документации. При этом учитывается стоимость всех поставленных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров (по выбору участника закупки) по ремонту светодиодных и металлогалогеновых светильников.

Комиссия приходит к выводу о необходимости  выдачи предписания об устранении выявленного нарушения порядка организации и проведения указанной выше закупки путем аннулирования закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия

РЕШИЛА

  1. Признать обоснованной жалобу ИП Блуднин А.В. на действия Заказчика - ОАО «РЖД», при организации и проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16 (извещение № 31604268383), в связи с установлением в Положении о закупках и в документации о запросе котировок на право заключения договоров выполнения работ по текущему ремонту светодиодных и металлогалогенновых светильников для нужд Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэрго - филиала ОАО "РЖД" в качестве критерия допуска к участию в закупке требования о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены договора.
  2. Признать Заказчика - ОАО «РЖД», нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, в связи с несоблюдением принципа равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, путем неправомерного установления пунктом 2.1 Документации запроса котировок в электронной форме № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16 (извещение № 31604268383) на право заключения договоров выполнения работ по текущему ремонту светодиодных и металлогалогенновых светильников для нужд Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэрго - филиала ОАО "РЖД" в качестве критерия допуска к участию в закупке требования о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены договора.
  3. Выдать организатору закупки (заказчику) – ОАО «РЖД» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения закупки, путем аннулирования закупки - запроса котировок в электронной форме № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16 (извещение № 31604268383) в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
  4. Копию решения направить заявителю и организатору торгов.

 

Председатель Комиссии                                                           

Члены Комиссии:                                                                      

Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 247

«06» декабря  2016 г.                                                                          г. Иркутск

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия),  в составе: (…)

руководствуясь частью 20 статьи 181, пунктом 31 части 1 статьей 23,  статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 775 от  «06» декабря 2016 г.,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору закупки – открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» совершить действия, направленные на устранение выявленного нарушения порядка организации и проведения закупки путем аннулирования закупки - запроса котировок в электронной форме № 2830/ЗКТЭ-ЭЭ/16 (извещение № 31604268383) в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.

2. Информацию об исполнении предписания незамедлительно направить в Иркутское УФАС с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии:                                                         

 

Члены Комиссии                                                                        

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны