Решение №78/19 Жалоба ООО НИИ «Земля и город» на положения документации об ... от 28 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 78/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <...>;

члены Комиссии: <...><...>;

при участии представителя Муниципального казенного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Служба единого заказчика» (далее — Уполномоченное учреждение) — <...>; представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее — Заказчик) — <...><...><...>;

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Земля и город» (далее — Общество, Заявитель);

рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об открытом конкурсе  «Подготовка научно-исследовательской работы «Внесение изменений в схему территориального планирования Иркутского районного муниципального образования», извещение №0834300022018000393 (далее – открытый конкурс), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя положения документации об электронном аукционе.

По мнению Заявителя, при формировании документации о проведении конкурса заказчиком были неверно определены величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе в размере 20% - цена контракта, 80% - квалификация участников закупки, которые (величины) соответствуют случаю, когда предметом конкурса является исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, однако вышеуказанные объекты не являются предметом конкурса.

Кроме того, Общество считает незаконным установленный в документации предмет оценки заявок по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (предложения по качеству работ)».

Уполномоченным учреждением представлены возражения на жалобу Заявителя, из которых следует, что Уполномоченное учреждение считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссией установлено, что Уполномоченным учреждением 28 декабря 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении открытого конкурса для закупки №0834300022018000393, а также Конкурсная документация №004-ок-18 открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на подготовку научно-исследовательской работы «Внесение изменений в схему территориального планирования Иркутского районного муниципального образования» (далее – Конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 800 000 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного учреждения, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам, в котором в отношении работ, услуг за исключением отдельных видов работ, услуг предусмотрены минимальная значимость стоимостных критериев оценки – 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки – 40 %, а в случае закупки такого отдельного вида работ, услуг как исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ предусмотрены минимальная значимость стоимостных критериев оценки – 20%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки – 80 %.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величины их значимости:

    1. Цена контракта – значимость критерия 20%;
    2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (предложения по качеству работ) — 70%;

3. Квалификация участников закупки — 10%ю

При этом, из позиции 26 части II Конкурсной документации «Информационная карта открытого конкурса» следует, что показателями критерия «Качество работ» являются следующие:

- Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки — 0 баллов;

- Предложения недостаточно обоснованы или не в полной мере обеспечивают достижение целей работы, приведенных в Задании на выполнение работ, или Предложения детально не проработаны — 10 баллов;

- Предложения наиболее обоснованы, в полной мере обеспечивают достижение целей работ, приведенных в Задании на выполнение работ, и детально проработаны. Предложения содержат технологию сбора, подготовки исходной информации, технологию анализа существующего положения, принципы, технологии и методы выполнения работ. Предложения должны включать стадии и этапы выполнения работ, а также детализировать положения Задания на выполнение работ - 100 баллов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом закупки являются научно-исследовательская работа «Внесение изменений в схему территориального планирования Иркутского районного муниципального образования». Такие изменения в схему территориального планирования по существу являются градостроительной документацией.

В позиции 4 таблицы, приведенной в части III Конкурсной документации «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» установлены следующие цели проектирования: выполнение прикладных научных исследований, обосновывающих предлагаемые градостроительные решения на основе анализа современного использования территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений; обеспечение взаимной согласованности решений документов стратегического планирования и решений градостроительной документации; совершенствование системы планирования реализации стратегических решений о развитии территории муниципального образования; определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; обеспечение принятия органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Также названным пунктом установлены следующие задачи работ: подготовка отчетов о научно-исследовательской работе; подготовка проекта внесения изменений в схему территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, предусматривающая: определение видов, назначения, наименования и основных характеристик и местоположения планируемых к размещению объектов местного значения муниципального образования (в том числе линейных), характеристик зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; уточнение местоположения планируемых к размещению объектов федерального и регионального значения (в том числе линейных); обеспечение публичности и открытости градостроительных решений; нормативное правовое и организационное обеспечение подготовки и утверждения проекта внесения изменений в схему территориального планирования Иркутского районного муниципального образования.

Из позиции 9 названной таблицы следует, что работы выполняются в 3 этапа: аналитический отчет «Обоснование внесения изменений в схему территориального планирования Иркутского районного муниципального образования»; аналитический отчет «Прогноз динамики системы расселения Иркутского районного муниципального образования»; проект внесения изменений в схему территориального планирования Иркутского районного муниципального образования.

В позиции 10 названной таблицы приведены требования к текстовым и графическим материалам, входящим в состав работы.

Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, работ, услуг, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.

Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании работы заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.

Согласно пояснениям Уполномоченного учреждения при описании объекта закупки он исходил из того, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» к научной (научно-исследовательской) деятельности относятся поисковые научные исследования – исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ; к прикладным научным исследованиям - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

При выполнении работ, являющихся объектом закупки, удовлетворяются следующие потребности заказчика:

- выполнение прикладных научных исследований по актуализации схемы территориального планирования Иркутского районного муниципального образования.

Таким образом, поскольку в зависимости от своей потребности заказчик имеет право установить функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик. Комиссия не наделена полномочиями по определению потребностей заказчика. В связи с этим  действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду заказчика в выполнении научно – исследовательских работ по актуализации схемы территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, не противоречат Федеральному закону № 44-ФЗ.

Следовательно, действия заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации предельных величин значимости стоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе в размере 20% и нестоимостного критерия оценки – 80 %, исходя из определенного заказчиком объекта закупки, являющегося отдельным видом работ (научно-исследовательские работы) в соответствии с приложением к Правилам, не подлежат признанию нарушающими требования Федерального закона  № 44-ФЗ, не свидетельствуют о создании преимущественных условий в закупке отдельным ее участникам.

Довод жалобы о незаконности и необъективности установленных в Конкурсной документации показателей критерия оценки «качество работ» также не нашел своего подтверждения.

В силу пункта 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 25 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ и Правила не содержат запрет на установление подобных приведенным в Конкурсной документации показателей критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» и величин их значимости.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

1. признать жалобу необоснованной;

2. направить копии решения Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

<...><...><...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны