Решение №783 Признать жалобу ООО «Энтос плюс» необоснованной от 16 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Иркутской области

 

ул. Российская, 17, г. Иркутск, 664025

тел. (3952) 24-32-31, факс (3952) 24-32-26

e-mail: to38@fas.gov.ru

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 783

12 декабря 2016г.                                                                                            г. Иркутск

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;

Члены Комиссии: <…>,

при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее – заказчик) – <…>,

в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью «Энтос плюс» (далее – ООО «Энтос плюс», заявитель),

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО «Энтос плюс» на положения документации об аукционе в электронной форме «Капитальный ремонт кровли на здании по адресу: г Иркутск, ул. Лермонтова, 283 В».

В соответствии с доводами жалобы положения документация об аукционе в электронной форме составлены с нарушением норм Федерального закона № 44-ФЗ, в частности, заказчиком не установлен размер штрафа, неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, документация об аукционе содержит избыточные требования к используемым в ходе выполнения работ материалам, заказчиком не указано каким именно ГОСТам должен соответствовать каждый материал.

Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что документация об аукционе составлена в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

 

Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения заказчика, установила следующее.

Заказчиком 18.11.2016г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0334100021716000080 и документация по проведению электронного аукциона на право заключения договора «Капитальный ремонт кровли на здании по адресу: г Иркутск, ул. Лермонтова, 283 В» (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 378 628 000 рублей 00 копеек.

Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены в ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность заказчика при составлении описания объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Требования к работам, являющимся предметом контракта, определены заказчиком в локальном сметном расчете, ведомости объемов работ. Требования к товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в прилагаемом к документации об аукционе документе «Описание объекта закупки».

Пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Требования к содержанию и составу заявок на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в п. 18 раздела I документации об аукционе, подробная инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе содержится в отдельном документе, размещенном с документацией об аукционе.

При этом, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований Федерального закона № 44-ФЗ, при формировании положений документации об аукционе в части описания объекта закупки, содержании заявок на участие в электронном аукционе и инструкции по их заполнению.

 В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Так, одним из единых требований к участникам закупки, которое заказчик должен установить при осуществлении закупки, является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ).

Во исполнение вышеуказанных требований заказчиком в пп. 2 п. 19 раздела I документации об аукционе установлено следующее требование к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе:

«1. Копия свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

п. 33 работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), согласно п.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса, и в соответствии с 33.3. Жилищно-гражданское строительство раздела III приказа от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) 12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования

ИЛИ

п.33 работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), согласно п.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса, и в соответствии с 33.3. Жилищно-гражданское строительство раздела III  приказа от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»». 

Доводы заявителя о нарушении заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона путем установления требования о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к определенным видам работ, Комиссия считает несостоятельным в виду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч. 4 ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что если лицо будет выполнять работы или часть работ лично, то он должен иметь свидетельство о допуске к отдельным видам работ, а в случае привлечения к выполнению работ других лиц – свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Так, заказчик в документации об аукционе установил требование о предоставлении участниками закупки либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства (п. 33) и к отдельным видам работ (п.п. 12,12.12) либо только свидетельства о допуске к работам по организации строительства (п. 33). При этом, участник по своему усмотрению предоставляет тот или иной вид свидетельства, что не может свидетельствовать об ограничении участников закупки и нарушении требований действующего законодательства.

 

Согласно ч. 4 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к содержанию контракта предусмотрены ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

 Так, ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства установлен Постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, в п. 3 которого указано, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.

Ответственность сторон предусмотрена п. 8 проекта договора, в соответствии с которым «в случае ненадлежащего        исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик (исполнитель, поставщик) вправе взыскать с Заказчика штраф в размере ____ процентов цены договора и составляет ____________________» (п. 8.3 проекта договора).

В соответствии с 8.2 проекта договора за ненадлежащее исполнение Подрядчиком (исполнителем, поставщиком) обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, Подрядчик (исполнитель, поставщик) выплачивает Заказчику штраф в размере ____ процентов цены договора и составляет ____________________».

При этом, по указанным пунктам договора заказчик делает следующую ссылку: «Размер штрафа включается в договор в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Договора на момент заключения Договора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063».

Комиссия Иркутского УФАС России, изучив проект договора, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку при определении победителя электронного аукциона и цены контракта, которая им будет предложена, заказчиком будет указан процент и рассчитан размер штрафа.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энтос плюс» необоснованной.
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны