Решение №038/902/22 Решение о признании обоснованной жалобы ИП на действия Админ... от 29 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.09.2022г.

Решение в полном объеме изготовлено 28.09.2022г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

при участии представителей организатора торгов — Администрация Шелеховского муниципального района —  (доверенность), (доверенность);

при участии представителя заявителя ИП  (далее - заявитель) —  (доверенность);

при участии представителя заинтересованного лица — простого товарищества в составе ИП и ИП - (доверенность);

рассмотрев жалобу в порядке, установленном ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилась ИП с жалобой на действия организатора торгов – Администрацию Шелеховского муниципального района при организации и проведении открытого конкурса №3/2022 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №108 «п.Чистые Ключи — с.Введенщина — с.Баклаши — г.Шелехов - п.Чистые Ключи».

Согласно доводам жалобы, организатором торгов неправомерно отказано ИП Велиевой И.В. в допуске к участию в открытом конкурсе в связи с не предоставлением в составе заявки документов, подтверждающих идентификацию аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее — ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»). Заявитель полагает, что положения конкурсной документации не содержат в себе требований об идентификации транспортных средств через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» на момент проведения открытого конкурса.

Организатор торгов считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, в обосновании своих возражений организатором торгов представлены письменные пояснения.

Представитель заинтересованного лица — простого товарищества в составе ИП  и ИП , являющегося участником оспариваемого конкурса, пояснил, что заявка простого товарищества также была отклонена организатором торгов по аналогичным основаниям. Вместе с тем, заинтересованное лицо считает действия организатора торгов правомерными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее Закон №220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе, отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 10 Закона №220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона №220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

В силу пункта 2 статьи 21 Закона №220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим межмуниципальный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона №220-ФЗ, извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса.

11.07.2022г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте РФ (https://www.sheladm.ru/) организатором торгов — Администрацией Шелеховского муниципального района были опубликованы извещение о проведении открытого конкурса №3/2022 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №108 «п.Чистые Ключи — с.Введенщина — с.Баклаши — г.Шелехов - п.Чистые Ключи», а также конкурсная документация.

Ознакомившись с вышеуказанной информацией, заявителем ИП  была подана заявка на участие в конкурсе.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 29.08.2022г. конкурсной комиссией организатора торгов рассмотрено две заявки (ИП Велиевой И.В. и простого товарищества в составе ИП  и ИП ), по результатам принято решение отказать в допуске к участию в открытом конкурсе обоим претендентам на основании подпункта 4 пункта 59 раздела 7 конкурсной документации в связи с не предоставлением документа (документов), на обязательность предоставления которых указано в конкурсной документации, либо наличие в таких документах недостоверных сведений.

Как указывает организатор торгов в пояснениях, заявителем не были представлены в составе заявки документы, подтверждающие идентификацию аппаратуры спутниковой навигации в соответствии с Правилами оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216 (далее – Правила №2216).

Рассмотрев доводы жалобы, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 24 Закона №220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

Постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 23.09.2022г. №522-па утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Шелеховского района (далее — Положение).

Согласно подпункту 13 пункта 5 Положения в извещении о проведении открытого конкурса указывается исчерпывающий перечень документов, входящих в состав заявки на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 19 раздела 4 конкурсной документации для участия в открытом конкурсе претенденты предоставляют, в том числе, копии документов, подтверждающих оснащение каждого заявленного транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая подлежит идентификации через государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС, ИП  в составе заявки в подтверждение оснащения каждого заявленного транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая подлежит идентификации через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», были представлены следующие документы:

    1. Протокол осмотра серия 38 №1 289 установленного на транспортном средстве (ТС) абонентского телематического терминала (АТТ) ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS от 28.07.2022г.;

    2. Протокол осмотра серия 38 №1 288 установленного на транспортном средстве (ТС) абонентского телематического терминала (АТТ) ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS от 28.07.2022г.;

    3. Акт о проведении установки АТ и сдачи ТС в эксплуатацию от 17.01.2022г.;

    4. Заказ-наряд от 07.12.2021г.;

    5. Справка о наличии характеристик транспортных средств.

Исходя из указанных документов, можно сделать вывод, что транспортные средства, заявленные заявителем оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая подлежит идентификации через государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

При этом, согласно пункту 4 Правил №2216 при оснащении транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве и ее идентификация в системе.

Как указано в пунктах 6-8 Правил №2216 идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в системе следующих сведений:

государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства (электронного паспорта транспортного средства);

идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы;

наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, идентификационный номер налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства.

При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.

По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, в течение 24 часов после такой идентификации.

Согласно пояснениям организатора торгов, заявителем не представлены документы, которые бы подтверждали идентификацию аппаратуры спутниковой навигации, установленной на заявленных ТС.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 Правил №2216 в случае замены аппаратуры спутниковой навигации, которой оснащено транспортное средство, а также изменения информации о транспортном средстве, об аппаратуре спутниковой навигации, о собственнике (владельце) транспортного средства, указанной в пункте 6 настоящих Правил, собственник (владелец) транспортного средства обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Исходя из совокупного толкования пунктов 6-9 Правил №2216 следует, что идентификация аппаратуры спутниковой навигации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» должна осуществляться собственником (владельцем) транспортного средства, который непосредственно эксплуатирует это транспортное средство и осуществляет перевозки.

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС на основании представленных документов, наличие транспортных средств, заявленных ИП Велиевой И.В. в заявке на участие в конкурсе, подтверждается предварительными договорами аренды транспортных средств без экипажа.

Согласно данным договорам, стороны обязуются заключить основной договор аренды транспортных средств (автобусов) в случае признания арендатора лицом, которому администрацией Шелеховского муниципального района предоставлено по итогам проведения открытого конкурса №3/2022 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №108 «п.Чистые Ключи — с.Введенщина — с.Баклаши — г.Шелехов - п.Чистые Ключи» свидетельство и карта маршрута, в срок не позднее даты выдачи организатором открытого конкурса свидетельств и карт маршрута на осуществление регулярных перевозок пассажиров.

Учитывая положения части 2 части 1 статьи 23 Закона №220-ФЗ участники открытого конкурса, принимающие на себя обязательство подтвердить в установленные конкурсной документацией сроки наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой, на момент подачи заявки могут не иметь в собственности или на ином законном основании заявленные транспортные средства.

Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу, что лица, подавшие заявку на участие в открытом конкурсе и не являющиеся на момент подачи заявки собственниками (владельцами) заявленных транспортных средств, не имеют объективной возможности осуществить идентификацию аппаратуры спутниковой навигации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и представить организатору торгов документы, подтверждающие такую идентификацию.

Соответственно, участник конкурса в таком случае сможет осуществить идентификацию аппаратуры спутниковой навигации в системе только после заключения договора аренды транспортного средства и перехода к нему права владения им.

В связи с чем, выводы организатора торгов о необходимости представления в составе заявки документов, подтверждающих идентификацию аппаратуры спутниковой навигации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», являются неправомерными и неисполнимыми в ряде случаев, что ведет к необоснованному ограничению прав участников конкурса, которые на момент подачи заявки не имеют в собственности или на ином законном основании заявленные транспортные средства.

Кроме того, стоит отметить, что буквальное толкование положений подпункта 15 пункта 19 раздела 4 конкурсной документации свидетельствует о необходимости представления претендентами для участия в открытом конкурсе исключительно документов, которые подтверждают оснащение каждого заявленного транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Такая аппаратура должна подлежать идентификации через государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом, документацией не установлено, что аппаратура должна быть идентифицирована на момент подачи заявки, как и не установлено, что претендентами должны быть представлены документы, которые подтверждают такую идентификацию.

Комиссия Иркутского УФАС обращает внимание на недопустимость расширительного толкования перечня документов, входящих в состав заявки на участие в открытом конкурсе, установленного конкурсной документацией, поскольку такой перечень является исчерпывающим и установлен для обеспечения наиболее объективного рассмотрения поданных заявок конкурсной комиссией организатора торгов.

Также, ввиду отсутствия в Законе №220-ФЗ требования об оснащении каждого заявленного транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации, а также учитывая, что данные требования должны исполняться перевозчиком на основании норм Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», Приказа Минтранса России от 07.10.2020 № 413, Постановления Правительства РФ от 22.12.2020 №2216, контроль за неисполнением данных требований не относится к компетенции организатора торгов, а является прямым полномочием Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Довод организатора торгов о том, что в копиях предоставленных ИП  в составе заявки документов содержится ссылка на нормативный правовой акт Приказ Минтранса от 31.07.2012г. №285, утративший силу, ввиду чего у конкурсной комиссии отсутствовала возможность сделать вывод о соответствии установленной в транспортных средствах аппаратуре спутниковой навигации требованиям действующего законодательства, является несостоятельным ввиду следующего.

В Протоколах осмотра серия 38 №1 289, серия 38 №1 288 от 28.07.2022г. указано, что абонентский телематический терминал соответствует протоколам передачи информации и требованиям к АТТ, определенным Приказом Минтранса от 31.07.2012г. №285.

Вместе с тем, Правила №2216 не устанавливают требования к протоколам передачи информации и требованиям к АТТ, отличные от установленных ранее в Приказе Минтранса от 31.07.2012г. №285. Доказательств обратного организатором торгов не представлено.

Пунктом 58 конкурсной документации установлено, что в случае установления соответствия претендента действующим требованиям по организации и осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, конкурсной документации решением конкурсной комиссии претендент допускается к участию в открытом конкурсе, признается участником.

Согласно части 1 статьи 23 Закона №223-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям, установленным в настоящем законе. Организатором торгов не доказано, что ИП  не соответствует указанным требованиям.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу о неправомерном отказе заявителю в допуске к участию в конкурсе, поскольку предоставление в составе заявки документа, подтверждающего идентификацию аппаратуры спутниковой навигации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», не предусмотрено конкурсной документацией.

Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной, а также о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ИП на действия организатора торгов – Администрацию Шелеховского муниципального района при организации и проведении открытого конкурса №3/2022 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №108 «п.Чистые Ключи — с.Введенщина — с.Баклаши — г.Шелехов - п.Чистые Ключи», обоснованной.

    2. Признать организатора торгов нарушившим подпункт 15 пункта 19 раздела 4, пункт 58 и подпункт 4 пункта 59 раздела 7 конкурсной документации

      3/2022;

    3. Выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;

    4. Копию решения направить сторонам по жалобе.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны