Решение №038/338/20 Решение от 1 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №038/338/20 от 01.04.2020.

 г. Иркутск

                Резолютивная часть решение оглашена: 27 марта 2020г.

                Решение изготовлено в полном объеме: ___ марта 2020г.

                Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

                Председатель Комиссии:

                ….. – руководитель Иркутского УФАС России по Иркутской области;

                Члены Комиссии:

                …... – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России по Иркутской области;

                ... – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России по Иркутской области;

                в присутствии – представителя Областного государственного автономного учреждения «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области»,

                в отсутствии иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенными о месте, времени и дате рассмотрения дела,

                рассмотрев дело №038/01/11-1417/2019 от 16.09.2019г., возбужденное по признакам нарушения Областного государственного автономного учреждения «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» и ООО «Объединенная Строительная Компания» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступили материалы, направленные Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой от 02.08.2019г. вх. № 11067/19, о результатах проверки в отношении АО «Международный Аэропорт Иркутск» в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

По результатам антимонопольного расследования установлено, что АО «Международный Аэропорт Иркутск» заключил договор пожертвования денежных средств №15Д-17-1247 от 21.09.2019г. с Областным государственным автономным учреждением «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (далее – ОГАУ «ЦСН») в размере 3 828 373 руб. на осуществление первоочередных работ по благоустройству места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940. На указанные денежные средства, ОГАУ «ЦСН» без проведения конкурентных процедур заключил четыре договора подряда №46/В/2017, №47/В/2017, №48/В/2017 и №49/В/2017 от 26.09.2017г. с обществом в ограниченной ответственностью «Объединенная строительная компания» на выполнение работ на месте захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940гг.

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, приказом № 038/395/19 от 16.09.2019г. возбуждено дело № 038/01/11-1417/2019 в отношении Областного государственного автономного учреждения «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (ИНН 3808002646) и ООО «Объединенная Строительная Компания» (ИНН 3811137202) по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с достижением антиконкурентного соглашения в рамках проведения закупки у единственного поставщика, путем заключения договоров подряда №46/В/2017, №47/В/2017, №48/В/2017 и №49/В/2017 от 26.09.2017г. на выполнение работ по ремонту мемориального комплекса, места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 годов, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, восточнее поселка, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по ремонту территории объекта культурного наследия в границах Иркутского района, в том числе к созданию препятствий другим хозяйствующим субъектам доступа на товарный рынок.

Для рассмотрения дела №038/01/11-1417/2019 от 16.09.2019г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

При рассмотрении заявлений по признакам нарушений статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

                - определение временного интервала исследования;

                - определение продуктовых границ товарного рынка;

                - определение географических границ товарного рынка;

                - определение состава хозяйствующих, субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

                - сведения о барьерах входа на товарный рынок;

                - оценку состояния конкуренции на товарном рынке.

Временной интервал исследования.

В соответствии с п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определен 2017г.

Определение продуктовых границ товарного рынка.

С учетом предмета заключенных договоров и общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продуктовые границы определены на рынке ремонтных работ.

Определение географических границ товарного рынка.

Географические границы товарного рынка определены Иркутским районом.

Сведения о составе хозяйствующих, субъектов на рассматриваемом товарном рынке.

На территории Иркутского района по данным Федеральной службы государственной статистики в 2017г. Деятельность в сфере строительства (в том числе ремонтных работ) осуществляло более 4 000 субъектов.

В Иркутском районе действует более двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по ремонту, в том числе объектов, жилых и нежилых зданий, сооружений.

Барьеры входа на рынок.

На рынке ремонтных работ Иркутского района осуществляют деятельность более двух хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о том, что барьеры являются преодолимыми.

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Рынок ремонтных работ Иркутского района является конкурентным.

В ходе рассмотрения настоящего дела, представители ОГАУ «ЦСН» пояснили следующее.

Способ осуществления процедуры закупки был выбран на основании подпункта 34 пункта 20.1 главы 20 Положения о закупках ОГАУ «ЦСН», утвержденного решением Наблюдательного совета ОГАУ «ЦСН» от 23 декабря 2016г. Протокол №6, в соответствии с которым заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае если такая закупка осуществляется за счет грантов и (или) добровольных пожертвований, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансирование указанных договоров подряда осуществлялось заказчиком с благотворительного счета №…… за счет средств пожертвований в рамках договора пожертвования денежных средств №15Д-17-1247 от 21.09.2017г., в связи с чем, конкурентная процедура определения поставщика не проводилась и настоящие договоры подряда заключены на основании вышеназванного пункта Положения о закупках.

Согласно платежному поручению №10893 от 22 сентября 2017г. денежные средства по договору пожертвования поступили на счет учреждения 22 сентября 2017г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. По данной причине, учреждением был открыт специальный счет для обособленного учета средств пожертвований, на который 25 сентября 2017г. такие средства были переведены, что подтверждается платежным поручением №266 от 25 сентября 2017г.

Таким образом, возможность осуществления закупки возникла с 25 сентября 2017г. Данные работы были приурочены ко Дню памяти жертв политических репрессий, который установлен 30 октября.

В связи со сжатыми сроками осуществления работ проведение конкурентной процедуры в силу длительности ее проведения было бы нецелесообразно.

Договоры подряда, заключенные с ООО «Объединенная строительная компания», подписаны руководителем, который в настоящее время не состоит в трудовых отношениях с ОГАУ «ЦСН», в связи с чем, обоснование выбора именно данного хозяйствующего субъекта в качестве подрядчика не представляется возможным.

В ходе рассмотрения дела, ООО «Объединенная строительная компания» не представил свои пояснения по существу возбужденного дела. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось. Представитель ООО «Объединенная строительная компания» на заседании не являлся, пояснений по факту заключения указанных договоров не давал. Более того, корреспонденция направляемая в адрес общества не получалась.

Оценив доводы сторон, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.

26 сентября 2017г. ОГАУ «ЦСН» заключило четыре договора подряда с единственным поставщиком ООО «Объединенная строительная компания»:

1. Договор №47/В/2017 на сумму 327 737 руб. на выполнение работ по ремонту пешеходной дорожки мемориального комплекса, места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 годов расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, восточнее поселка;

2. Договор №46/В/2017 на сумму 371 922 руб., на выполнение работ по ремонту мемориального комплекса, места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 годов расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, восточнее поселка;

3. Договор №48/В/2017 на сумму 371 850 руб., на выполнение работ по ремонту и устройству покрытий мемориального комплекса, места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 годов расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, восточнее поселка;

4. Договор №49/В/2017 на сумму 254 517 руб., на выполнение работ по ремонту на рвах накопителях мемориального комплекса, места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 годов расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, восточнее поселка.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в частности автономными учреждениями, установлены Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Деятельность в сфере закупок товаров, работ и услуг ОГАУ «ЦСН» регламентирована Положением «О закупках Областного государственного учреждения «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением наблюдательного совета ОГАУ "ЦСН" от 23 декабря 2016г.

Случаи, при которых ОГАУ «ЦСН» может осуществляться закупка у единственного поставщика указаны в главе 20 «Закупка у единственного  поставщика» Положения о закупках.

При заключении указанных договоров подряда способ осуществления процедуры закупки выбран на основании подпункта 34 пункта 20.1 главы 20 в случае, когда закупка осуществляется за счет грантов и (или) добровольных пожертвований, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансирование договоров подряда осуществлялось с благотворительного расчетного счета №…… за счет средств пожертвований в рамках договора пожертвования №15Д-17-1247 от 21.09.2017г.

В качестве единственного поставщика было выбрано ООО «Объединенная строительная компания» на основании решения руководителя, в настоящее время который не состоит в трудовых отношениях с ОГАУ «ЦСН». С ООО «Объединенная строительная компания» ранее были также заключены договоры на выполнение работ с единственным поставщиком.

Следует отметить, что по договорам подряда №46/В/2017, №47/В/2017, №48/В/2017 и №49/В/2017 от 26 сентября 2017г. подрядчик обязан выполнить работы в срок с момента подписания договоров до 16 октября 2017г.

В пункте 2.3 договоров подряда №46/В/2017, №47/В/2017, №48/В/2017 и №49/В/2017 от 26.09.2017г. указано, что заказчик производит оплату за фактически выполненные подрядчиком виды работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 10 банковских дней после подписания акта выполненных работ на основании счета и счета-фактуры.

Из представленных документов следует, что все акты выполненных работ к договорам подряда №46/В/2017, №47/В/2017, №48/В/2017 и №49/В/2017 от 26.09.2017г. подписаны 26 сентября 2017г., то есть в момент подписания договоров. Также в данных актах указан один и тот же объект договора – ремонт на рвах накопителях места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 гг. Представленные счета на оплату по данным договорам подряда также выставлены 26 сентября 2017г. и имеют одинаковый предмет оплаты - ремонт на рвах накопителях места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 гг.

Вместе с тем, установлено, что оплата по указанным договорам подряда происходила по истечению двух дней с момента подписания договоров, а не по факту выполненных работ. Все договоры подряда были оплачены 28 сентября 2017г. платежными поручениями №272, № 271, №270 и №269 соответственно. Предмет оплаты во всех платежных поручениях - ремонт на рвах накопителях места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 гг.

02 марта 2020г. ОГАУ «ЦСН» направлены пояснения, согласно которым учреждение подтверждает наличие фактов свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства, а именно пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Начальник производственно-технического отдела ОГАУ «ЦСН» А. И. пояснил, что ООО «Объединенная строительная компания» приступила к выполнению работ, предусмотренных договорами подряда от 26 сентября 2017г. №№46/В/2017, 47/В/2017, 48/В/2017, 49/В/2017 в 2016г., т. е. до заключения указанных договоров. Данные доводы …. подтвердил на заседании Комиссии лично 04 марта 2020г.

В ходе рассмотрения настоящего дела были запрошены у Главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области материалы уголовного расследования в отношении ОГАУ «ЦСН».

Из протокола допроса Т., которая на момент заключения вышеназванных договоров являлась руководителем ОГАУ «ЦСН», следует, что в мае 2016г. в собственность ОГАУ «ЦСН» был передан земельный участок, на котором располагалось место захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 гг.

В 2016-2017гг. ОГАУ «ЦСН» с ООО «Объединенная строительная компания» была достигнута договоренность о выполнении обществом работ по облагораживанию места захоронения. Данная организация ранее неоднократно сотрудничала с ОГАУ «ЦСН», поэтому именно с ней была достигнута договоренность о том, что работы будут оплачены когда в учреждение поступит пожертвование, поскольку государственным заданием на данные цели финансирование за счет бюджетных средств не предусматривалось.

В 2017г. со стороны АО «Международный Аэропорт Иркутск» было выделено целевое пожертвование на указанные цели на сумму 3,2 миллиона рублей, часть из которых была использована на оплату выполненных ООО «Объединенная строительная компания» работ.

Данные доводы подтверждает У., являющийся на тот момент начальником отдела государственной охраны ОГАУ «ЦСН».

Из протокола допроса генерального директора ООО «Объединенная Строительная Компания» Я. следует, что в августе-сентябре 2016г. руководитель ОГАУ «ЦСН» Т. обратилась в ООО «Объединенная строительная компания» с просьбой в кратчайшие сроки провести первоочередные работы по благоустройству места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940гг. ко Дню памяти жертв политических репрессий. Работы необходимо было выполнить за счет общества в срок до 30 октября 2016г. В сентябре 2017г. между ООО «Объединенная строительная компания» и ОГАУ «ЦСН» было заключено 4 договора на выполнение первоочередных работ по благоустройству мемориала, акты выполненных работ были подписаны сразу после подписания договоров. Данные доводы подтверждаются также протоколом допроса Л., который являлся на момент заключения договоров исполнительным директором ООО «Объединенная строительная компания».

                Непроведение публичных процедур свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В данном случае поведение ОГАУ «ЦСН» при проведении закупки на право заключения договоров подряда на выполнение работ у единственного поставщика свидетельствует о наличии заинтересованности в заключении договоров именно с ООО «Объединенная строительная компания», заключение договоров с конкретным исполнителем достигнуто в результате создания дискриминационных условий участия в закупках иным хозяйствующим субъектам.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Следует при этом отметить, что для применения запрета, предусмотренного частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, установление соответствующих фактов ограничения конкуренции (возможности наступления таких последствий) должно являться именно следствием заключения соглашения, а не стечением иных, не связанных с соглашением, обстоятельств.

Как следует из смысла пункта 18 статьи 4 Закона о конкуренции, ограничивающее конкуренцию соглашение в обязательном порядке подразумевает наличие волеизъявления на осуществление действий, направленных на заключение или реализацию такого соглашения, со стороны всех хозяйствующих субъектов, являющихся участниками такого соглашения.

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в письменной или устной форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Таким образом, заключенные с ООО «Объединенная строительная компания» договоры подряда на выполнение работ подтверждают достижение между данными хозяйствующим субъектами соглашения, запрещенного законом (пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции) и недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством, а также участие в нем Общества.

Более того, факт нарушения антимонопольного законодательства признан ОГАУ «ЦСН».

Учитывая изложенное, Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела №038/01/11-1417/2019 от 16.09.2019г., исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении ОГАУ «ЦСН» и ООО «Объединенная строительная компания» пункта  3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в достижении антиконкурентного соглашения путем заключения договоров подряда №46/В/2017, №47/В/2017, №48/В/2017 и №49/В/2017 от 26.09.2017г. на выполнение работ по ремонту мемориального комплекса, места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 годов, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, восточнее поселка, которое приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по ремонту территории объекта культурного наследия в границах Иркутского района, в том числе к созданию препятствий другим хозяйствующим субъектам доступа на товарный рынок.

                13 марта 2020г. лицам, участвующим в рассмотрении дела направлено заключение об обстоятельствах дела.

                Возражений на заключение об обстоятельствах дела от сторон не поступало.

                В настоящее время антиконкурентное соглашение реализовано, следовательно,у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

                На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1статьи 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006г. №135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Областное государственное автономное учреждение «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (664025, г. Иркутск, ул. 5 Армии, д. 2; ОГРН: 1023801021177, ИНН: 3808002646) и общество с ограниченной ответственностью «Объединенная строительная компания» (664022, г. Иркутск, ул. Коммунистическая, д. 65; ОГРН: 1103850006336, ИНН: 3811137202) нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с достижением антиконкурентного соглашения в рамках проведения закупки у единственного поставщика, путем заключения договоров подряда №46/В/2017, №47/В/2017, №48/В/2017 и №49/В/2017 от 26.09.2017г. на выполнение работ по ремонту мемориального комплекса, места захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1940 годов, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, восточнее поселка, которое приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по ремонту территории объекта культурного наследия в границах Иркутского района, в том числе к созданию препятствий другим хозяйствующим субъектам доступа на товарный рынок.

2. Предписание не выдавать.

3. Копию решения направить лицам, участвующим в деле.

4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

                Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Коммиссии                                                                                     

 

Члены Комиссии                                                                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны