Решение №038/259/22 Решение;признание;14.6;1;ИП Р от 25 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дата заседания 24.03.2022г. г.Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в присутствии ответчика —  (паспорт, выписка ЕРГИП).

в отсутствие заявителя ООО «Мастер Бренд», ООО «Юридическая группа «Совет», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

рассмотрев дело №038/01/14.6-84/2022, возбужденное по признакам нарушения ИП Р (ИНН 319385000060534) п.1 ст.14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) 16 декабря 2021 года поступило заявление ООО «Мастер Бренд» - ООО «Юридическкая группа «Совет», содержащие в себе жалобу о нарушении норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, в части недобросовестных конкурентных действий по использованию товарного знака "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО" по свидетельству Российской Федерации №646961, дата приоритета 09.01.2017 без согласия правообладателя.

По результатам проведения антимонопольного расследования Иркутским УФАС России установлено следующее.

Согласно доводам заявления, ООО «Мастер Бренд» является правообладателем товарного знака "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО", что подтверждается свидетельством Российской Федерации на товарный знак N №646961, дата приоритета 09.01.2017., 44 класс МКТУ.

Также, к заявлению прилагается акт проверки парикмахерской «ЧИО РИО» из которого следует, что 18.10.20121г. Исполнителем по договору об оказании услуг №СКТ-2021-149 от 18.10.2021 проведена контрольная закупка, а именно "тайный клиент" посетил экспресс-парикмахерскую, расположенную по адресу г. Иркутск, ул. Фридрих Энгельса, 34, ТЦ «Октябрьский» "ПАРИКМАХЕРСКАЯ ЧИО РИО", с целью получения услуги (стрижка кончиков волос).

Вследствие проверки выявлено, что по указанному адресу расположена парикмахерская "ЧИО РИО". Вывески, плакаты и все виды различного рода рекламных механизмов и инструментов парикмахерской "ЧИО РИО" идентичны товарному знаку и оформлению экспресс-парикмахерских «ЧИО ЧИО», принадлежащие ООО «Мастер Бренд».

Вышеуказанная парикмахерская исходя из документов представленных заявителем принадлежит ИП Р. (ОГРИП 319385000060534).

По мнению заявителя обозначения парикмахерской "ЧИО РИО" идентично с товарным знаком "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО" до степени смешения, так как общее зрительное впечатление сравниваемого обозначения "ЧИО РИО" с товарным знаком "ЧИО ЧИО" является близким и сформировано на исходе сходного цветографического решения, в том числе или ином виде являющегося доминирующем. Кроме того, обозначение "ЧИО РИО" используется при оказании парикмахерских услуг, которые аналогичны деятельности по зарегистрированному товарному знаку "ЧИО ЧИО" по классу МКТУ 44.

Вместе с тем, в парикмахерской "ЧИО РИО" дизайн, наполнение, постановка и наличие предметов в самой парикмахерской полностью идентично парикмахерской "ЧИО ЧИО".

Согласование использования обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком принадлежащие ООО «Мастер Бренд», ИП Р не проводилось, соответственно законного разрешения на использование не имеется.

Согласно письменным пояснениям изложенным в заявлении ООО «Мастер Бренд» от 16.12.2022 года, ООО «Мастер Бренд» является автором проекта "ЧИО ЧИО" - сети экспресс-парикмахерских. "ЧИО ЧИО" является самой быстрорастущей сетью в салонном бизнесе и располагается в 119 городах и 4 странах мира, ежемесячно запускается более 30 парикмахерских. Исключительные права на развитие торговой марки "Чио Чио" в пределах города Иркутска предоставляет на основании лицензионного договора №2/01-361/2019 от 25.02.2019 заключенного с ИП М..(ОГРНИП 319385000018600).

Так как, ИП М.. на территории г. Иркутска в своей деятельности применяет товарный знак "ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961, а предприниматели из других городов и стран приобретают указанные интеллектуальные права, в том числе стиль компании, который проверен годами, следовательно стороны действуют в целях реализации личного бизнеса и получения за счет этого прибыли, ООО «Мастер Бренд» получает единовременную выплату и ежемесячное вознаграждение, а предприниматели получают права использования интеллектуальных прав, стилевое решение, готовую систему бизнеса, с отлаженными системами продаж, поддержку и консультации по ведению бизнеса.

Поскольку владелец парикмахерской "ЧИО РИО" ИП Р. без законного решения использует в своей деятельности обозначение "ЧИО РИО", сходное до степени смешения с товарным знаком "ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961, стилевое оформление, слоганы, фирменный стиль, маркетинговые материалы, то ИП Р. получает преимущество перед ИП М.., так как ИП Р. устанавливает цены на услуги ниже чем в парикмахерских "ЧИО ЧИО" и ИП Р. не требуется производить ежемесячные выплаты за пользование интеллектуальными правами в пользу ООО «Мастер Бренд», в то время как ИП М.могут быть причинены убытки и нанесен урон репутации бренда "ЧИО ЧИО" ввиду некачественно оказанных услуг, так как потребители смешивают вышеуказанные парикмахерские.

В информационно телекоммуникационной сети "Интернет" на странице «chiorio38» социальной сети «Инстаграм» https://instagram.com/chiorio38?utm_medium=copy_link, а также в справочно-информационной системе «ДубльГис», размещена информация, из которой усматривается, что стилевое оформление парикмахерской "ЧИО РИО" и используемые слоганы, идентичны стилевому оформлению и слоганам, используемые в экспресс-парикмахерских "ЧИО ЧИО".

Более того, исходя из информации на странице «Инстаграм» «chiorio38» в сети «Интернет», установлено, что абонентский номер телефона  принадлежит Р. который является супругом ИП Рыковой М.Я. (согласно свидетельству о заключении брака от №873548 от 28.09.2013г.). Также, исходя из информации размещенной в справочно-информационной системе «ДубльГис» абонентские номера телефонов принадлежат Р. (ранее Бельчикова) исходя из информации представленной ПАО «Мегафон», ПАО «МТС».

Таким образом, владелец парикмахерской "ЧИО РИО" ИП Рыкова М.Я., используя в своей коммерческой деятельности обозначение "ЧИО РИО" и стилевое оформление, сходное/тождественное до степени смешения с товарным знаком "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961 без согласия правообладателя, а также установление в парикмахерской "ЧИО РИО" фиксированной цены на стрижки в сумме от 250 рублей, в то время как в парикмахерской "ЧИО ЧИО" цена стрижки 300 рублей, свидетельствует о получении преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит законодательству Российской Федерации и причиняет убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания парикмахерских услуг на территории города Иркутска ИП М.

На основании изложенных доводов заявитель ООО «Мастер Бренд» считает, что действия владельца парикмахерской "ЧИО РИО" ИП Р.. являются актом недобросовестной конкуренции и противоречат п. 1 ст. 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции" и выражаются в незаконном использовании в своей деятельности обозначения сходного до степени смешения с товарным знаком "ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961.

В Федеральную службу по интеллектуальной собственности Иркутским УФАС России направлен запрос информации (исх. №038/596/21 от 20.12.2021 г.) о тождественности или степени сходства обозначения "ЧИО РИО" с товарным знаком по свидетельству №646961.

На исследование были представлены фотоизображения вывески парикмахерской «ЧИО РИО» расположенной по адресу г. Иркутск, ул. Фридрих Энгельса, 34, ТЦ «Октябрьский» и изображение товарного знака согласно свидетельству №646961.

Согласно данным, представленным Федеральной службой по интеллектуальной собственности от 22.12.2021г. N 41-15027-12, относительно тождественности или степени сходства обозначения "ЧИО РИО" с товарным знаком по свидетельству №646961 установлено следующее.

Представленное обозначение используется в отношении услуг, оказываемых экспресс-парикмахерскими.

Указанные услуги являются однородными услугами, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак по свидетельству №646961 -"услуги в области ароматерапии; маникюр; массаж; парикмахерские; салоны красоты; советы по вопросам здоровья; услуги визажистов; услуги саун; услуги соляриев", содержащиеся в 44 классе Международной классификации товаров, услуг.

По результатам проведенного исследования Федеральной службой по интеллектуальной собственности установлено, что обозначения являются сходными до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №646961, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу фонетического сходства словесных элементов "ЧИК РИО" и "ЧИО ЧИО", сходства изобразительных элементов, а также сходного композиционного построения элементов.

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Таким образом, Иркутское УФАС России приходит к выводу о том, что действия ИП Р. (ИНН 319385000060534) содержат признаки нарушения п. 1 ст.14.6 Закона о защите конкуренции и являются актом недобросовестной конкуренции, которые выразились в незаконном использовании в своей деятельности обозначения сходного до степени смешения с товарным знаком "ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961.

На основании вышеизложенного, приказом Иркутского УФАС России № 038/8/22 от 24.01.2022г. возбуждено дело №038/01/14.6-84/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП Рыковой М.Я. по признакам нарушения п.1 ст.14.6 Закона о защите конкуренции, в связи в связи с совершением действий, выразившихся в незаконном использовании в своей предпринимательской деятельности обозначения сходного до степени смешения с товарным знаком "ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961, что является актом недобросовестной конкуренции.

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 038/01/14.6-84/2022 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела №038/01/14.6-84/2022 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) (далее – Порядок);

3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст,  далее Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 038/01/14.6-84/2022.

По делам возбужденным по признакам нарушения ст.14.6 Закона о защите конкуренции, аналитический отчет содержит всю предусмотренную п. 10.6. Порядка  информацию, а именно : выводы о временном интервале исследования рынка, выводы о продуктовых границах рынка, выводы о географических границах рынка, и определение состава участников рынка.

В соответствии с п.11.3 Порядка в случае если в соответствии в т.ч. с пунктом 10.6 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов исследования.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы  материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 038/01/14.6-84/2022.

1. Выводы о временного интервала исследования

Согласно п. 2.1 Порядка интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Из материалов дела следует, что 18.10.2021г. проведена контрольная закупка «тайный клиент» в парикмахерской «ЧИО РИО».

 Временной интервал установлен с 18.10.2021г. по 24.01.2022г. (дата возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства).

2. Определение продуктовых границ рынка

Согласно п.п. «б» п.10.6 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения ст.14.6, может производиться:

- исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

- исходя из сведений Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Согласно Общероссийскому  классификатору видов экономической деятельности, группа 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Эта группировка включает:

- мытье волос, подравнивание и стрижку, укладку, окрашивание, мелирование, завивку, выпрямление волос и подобные работы, выполняемые для мужчин и женщин;

- бритье и подравнивание бороды;

- маникюр, педикюр, макияж, массаж лица и т.п.

Эта группировка не включает:

- изготовление париков, см. ОКВЭД 32.99

Код ОКВЭД 96.02 включен в Раздел S. Предоставление прочих видов услуг классификатора и является группой, содержащим следующие подгруппы:

·  96.02.1: Предоставление парикмахерских услуг

·  96.02.2: Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты.

В соответствии с требованиями п.п. «б» п.10.6, продуктовые границы товарного рынка – парикмахерские услуги.

3. Определение географических границ товарного рынка

Согласно п.4.2. Порядка при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- информацию о регионе, в границах  которого выявлены  признаки нарушения антимонопольного законодательства;

-  информации об условиях обращения товара.

Признаки использования обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком принадлежащие ООО «Мастер Бренд», выявлены на территории г.Иркутска. Согласно лицензионному договору №2/01-361/2019 от 25.02.2019 на территории г. Иркутска предпринимательскую деятельность под фирменным наименованием и использованием товарного знака по свидетельству №646961 осуществляет ИП М. (319385000018600).

Следовательно, в качестве географических границ товарного рынка принимаются границы г.Иркутска.

4.Определение состава хозяйствующих субъектов.

Согласно п.п. «г» п.10.6 Порядка определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, осуществляется в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Хозяйствующий субъект, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции – ИП Р. (парикмахерская «ЧИО РИО») (ОГРНИП 319385000060534).

Хозяйствующие субъекты, которому причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации – ООО «Мастер Бренд» (ИНН 2225218955), ИП М. (319385000018600)

ВЫВОД:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке парикмахерских услуг установлено следующее.

1. Временной интервал исследования – временной интервал настоящего исследования период с 18.10.2021г.  по 24.01.2022г.

2. Продуктовые границы рынка -   парикмахерские услуги.

 3. Географические границы рынка  - г.Иркутск.

4. Состав хозяйствующих субъектов -  заявитель - ООО «Мастер Бренд» (ИНН 2225218955), ИП М. (319385000018600) (экспресс-парикмахерская «ЧИО ЧИО»); ответчик - ИП Р. (экспресс-парикмахерская «ЧИО РИО») (ОГРНИП 319385000060534).

В ходе рассмотрения дела № 038/01/14.6-84/2022 лицами, привлеченными к участию в рассмотрении дела, представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

Исходя из письменных и устных пояснений ИП Рыковой М.Я. следует, что парикмахерскую «ЧИО РИО» с наименованием, оформлением, мебелью, оборудованием и правом аренды в ТЦ «Октябрьский» приобрела 01.10.2020 года, так как находилась в поиске дополнительного заработка, соответственно с данного времени используется в деятельности ИП Р.товарный знак «ЧИО РИО». Автором фирменного наименования «ЧИО РИО» и оформлением зала, а также всех рекламных материалов, таких как визитки, растяжки и баннеры является предыдущий хозяин парикмахерской, так как именно от нее после совершения сделки получили все материалы по электронной почте для дальнейшего ведения и разработки рекламных материалов. По мнению индивидуального предпринимателя, умышленных действий по смешению товаров парикмахерской «ЧИО РИО» и парикмахерских «ЧИО ЧИО» не совершала, а только продолжила работу в том виде, как предыдущий владелец, каких-либо взаимоотношений с заявителем не имела и не предупреждалась, не уведомлялась ранее о нарушении авторских прав.

Дополнительных письменных пояснений от заявителя ООО «Мастер Бренд», ООО «Юридическая группа «Совет» в адрес Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения дела не поступило.

Комиссия Иркутского УФАС России оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, письменные и устные пояснения, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации под результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе товарные знаки и знаки обслуживания.

Статья 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (пункт 1 статьи 1477 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (часть 2 статьи 1484 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (часть 3 статьи 1484 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий какого-либо субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1. наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке;

2. при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые:

- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом;

3. в результате названных действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации.

Иркутским УФАС России установлено, что в ИП Р.осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению парикмахерских услуг в экспресс-парикмахерской "ЧИО РИО" с использованием обозначения "ЧИО РИО", схожего до степени смешения с товарным знаком "ЧИО ЧИО", и принадлежащего на дату обращения в антимонопольный орган ООО «Мастер Бренд» - ООО «Юридическкая группа «Совет».

Сведениями, полученными из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дополнительным видом деятельности ИП Р. является предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (ОКВЭД 96.02), предоставление парикмахерских услуг (ОКВЭД 96.02.1).

Также установлено, что ИП Р. и сторона лицензионного договора №2/01-361/2019 от 25.02.2019 ИП М. осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке, т.е. являются конкурентами на рынке оказания парикмахерских услуг, оказываемых экспресс-парикмахерскими на территории г. Иркутска.

Согласно справке, представленной Федеральной службой по интеллектуальной собственности от 22.12.2021 г. N 41-150275-12 относительно тождественности или степени сходства обозначения "ЧИО РИО" с товарным знаком по свидетельству №646961, представленное обозначение используется в отношении парикмахерских услуг, оказываемых в экспресс-парикмахерских. Указанные услуги являются однородными услугами, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак по свидетельству №646961 - "услуги в области ароматерапии; маникюр; массаж; парикмахерские; салоны красоты; советы по вопросам здоровья; услуги визажистов; услуги саун; услуги соляриев", содержащиеся в 44 классе Международной классификации товаров.

Анализ рынка парикмахерских услуг, проведенный в рамках рассмотрения дела №038/01/14.6-84/2022, показал, что ИП Р.и ИП М.. являются конкурентами на рынке парикмахерских услуг экспресс-парикмахерскими, соответственно, в границах товарного рынка на территории г. Иркутска.

Таким образом, вышеуказанные действия ИП Р., выразившиеся в использовании в своей деятельности обозначения сходного до степени смешения с товарным знаком "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961, направлены на получение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке, причинили (могли причинить) убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам, противоречат требованиям законодательства РФ, подпадают под понятие "недобросовестная конкуренция".

В том числе, указанные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем снижения затрат на продвижение своих услуг.

Осуществление однородной с заявителем деятельности под обозначением, сходным до степени смешения со средством индивидуализации парикмахерских услуг «ЧИО РИО», свидетельствуют о намерении ИП Р. воспользоваться репутацией и узнаваемостью субъекта-конкурента ООО «Мастер Бренд», ИП М.. с целью получить преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности и причинить убытки конкуренту в результате перераспределения спроса на услуги, предоставляемые ИП М. На территории г. Иркутска посредством указания на изобразительный товарный знак «ЧИО РИО», вызванного оттоком потребителей, которые могут ошибочно воспринять услуги ИП Р. по оказанию парикмахерских услуг на территории г. Иркутска в качестве известной им компании экспресс-парикмахерских «ЧИО ЧИО».

При этом, Комиссия отмечает, что для признания факта недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующего субъекта-конкурента, заявителю не требуется доказывать факт наступления последствий в виде причинения убытков, для квалификации достаточно установления возможности наступления таких последствий.

Более того, Комиссия полагает, что помимо возможности причинения убытков вследствие незаконных действий ИП Р., ООО «Мастер Бренд» и ИП М.. несут репутационные потери, т.е. имеет место факт причинения ущерба деловой репутации заявителя.

При указанных обстоятельствах, сама по себе возможность того, что потребитель, посчитав парикмахерские услуги предоставляемые ИП Р.. в парикмахерской «ЧИО РИО» относящимся к услугам экспресс-парикмахерских «ЧИО ЧИО», может воспользоваться его услугами, свидетельствует о возможном оттоке клиентов.

Более того, ИП Р.. не оспорено, что исключительное право на изобразительный товарный знак «ЧИО ЧИО» для индивидуализации парикмахерских услуг принадлежат ООО «Мастер Бренд» на основании свидетельства №646961. Также, факт осуществления предпринимательской деятельности под схожим изобразительным товарным знаком «ЧИО РИО» ИП Р. не оспаривается и подтверждается рекламными материалами, представленными в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия ИП Р., выразившиеся в использовании в своей предпринимательской деятельности обозначение "ЧИО РИО", сходного до степени смешения с товарным знаком "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО" по свидетельству Российской Федерации №646961, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могли причинить убытки или нанести ущерб деловой репутации хозяйствующим субъектам-конкурентам, содержат все признаки такого деяния, сформулированные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в связи с чем признаются актом недобросовестной конкуренции и квалифицированы в соответствии с пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ИП Р. М.Я. нарушения пункта 1 статьи 14.6 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в использовании в своей предпринимательской деятельности по предоставлению парикмахерских услуг обозначения "ЧИО РИО", сходного до степени смешения с товарным знаком "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961 принадлежащего ООО «Мастер Бренд», поскольку данные действия приводят к смешению с деятельностью ИП М.А., оказывающие аналогичные услуги на территории г. Иркутска.

 

Определением от 01.03.2022 №038/280/22 рассмотрение дела отложено на 24.03.2022 на 11:00 в связи с принятие Комиссией заключения об обстоятельствах по делу.

Комиссией Иркутского УФАС России 01.03.2022г. принято заключение об обстоятельствах дела № 038/01/14.6-84/2022 и направлено в адрес лиц, участвующих в деле.

В ходе рассмотрения дела 24.03.2022 ответчиком - ИП Р.. представлены документы, а также фотографии исходя из которых следует вывод об устранении вмененного нарушения.

Заявителем пояснений и возражений на заключение об обстоятельствах дела представлено не было.

На момент вынесения настоящего решения нарушение ИП Р. устранено, следовательно, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ, Комиссия


 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ИП Р. нарушившей пункт 1 статьи 14.6 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с совершением действий, выразившихся в использовании в своей предпринимательской деятельности по предоставлению парикмахерских услуг обозначения "ЧИО РИО", сходного до степени смешения с товарным знаком "ЭКСПРЕСС-ПАРИКМАХЕРСКИЕ ЧИО ЧИО" по свидетельству №646961 принадлежащего ООО «Мастер Бренд», поскольку данные действия приводят к смешению с деятельностью ИП М.., оказывающие аналогичные услуги на территории г. Иркутска.

  2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

  3. Копию решения направить лицам, участвующим в деле.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны