Решение №038/84/20 Решение Рубеж и Вымпел от 29 января 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  038/84/20

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 января 2020г.

Полный текст решения изготовлен ___ января 2020 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Александров В. С. - заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;

Члены Комиссии:

Шистеев М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;

Перминова И. А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;

с участием:

представителя ответчика ООО «Рубеж», ООО «Рубеж плюс» - М.;

в отсутствии иных лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, надлежащим образом уведомленные о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 1-16-25/38-19 от 15.03.2019г., возбуждённое по признакам нарушения Администрацией МО «Братский район», Управления образования администрации МО «Братский район», ООО «Рубеж» / ООО «Рубеж плюс» п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило заявление ООО ОА «Вымпел+» на действия администрации муниципального образования «Братский район» (далее — администрация МО «Братский район»).

Из указанных в заявлении доводов следует, что администрация МО «Братский район» с 2015 года лоббирует интересы на территории Братского района определенных хозяйствующих субъектов, а именно ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс». 10.10.2018г. сотрудниками администрации были направлены электронные письма в общеобразовательные учреждения с прямой рекомендацией заключения договоров именно с ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс» с 1 января 2019г. для централизованного контроля за техническим обслуживанием, исправностью, выхода сигнала на пульт МЧС при срабатывании автоматической пожарной системы, видеонаблюдения, охранной сигнализации, своевременной оплатой за данные услуги.

В качестве обоснования своих доводов, Заявитель указывает, что в связи с получением данных указаний образовательные учреждения, а также учреждения культуры расторгли с ним контракты.

По результатам рассмотрения вышеназванного обращения, в связи с выявленными в действиях Администрации МО «Братский район», ООО «Рубеж» и ООО «ОА «Рубеж Плюс», выразившихся в достижении и реализации соглашения в целях устранения с товарного рынка ООО ОА «Вымпел+» и ограничению доступа на него других хозяйствующих субъектов, признаками нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, приказом №94/18 от 15.03.2019г. Иркутским УФАС России возбуждено дело №1-16-25/38—19 от 15.03.2019г.

Определением №038/2576/19 от 18.10.2019г. о привлечении в качестве ответчика по делу №1-16-25/38—19 от 15.03.2019г. привлечено Управление образования администрации МО «Братский район».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-16-25/38--19 от 15.03.2019г. комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 1-16-25/38—19 от 15.03.2019г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с п. 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (в редакции Приказа ФАС России от 20.07.2016г. №1000/16), утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220, по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования.

Между муниципальным казенным образовательным учреждением «Илирская среднеобразовательная школа №2»(далее – МКОУ «Илирская СОШ№2» заключен договор №131-АПС с ООО ОА «Вымпел+» (основной вид деятельности – деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности) на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре на объекте. 09.01.2019г. МКОУ «Илирская СОШ№2» направило в адрес ООО ОА «Вымпел+» уведомление о расторжении договора с 01.02.2019г.

Между ООО ОА «Вымпел+» и муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением Детский сад «Ручеек» (далее – МКДОУ ДС «Ручеек»)  заключен договор №172-ОПС, который был расторгнут с 01.02.2019г. по инициативе МКДОУ ДС «Ручеек».

Одновременно, МКДОУ ДС «Ручеек» и МКОУ «Илирская СОШ№2» заключены договоры с ООО «Рубеж» (согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности – ремонт электрического оборудования).

С учетом целей исследования в качестве временного интервала принимается интервал с даты расторжения перечисленных договоров – с 01.02.2019г. по дату возбуждения дела – 15.03.2019г. (Приказ Иркутского УФАС России №94/19).

Определение продуктовых границ товарного рынка.

Предметом договоров являются услуги охранной деятельности (в том числе техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре на объекте заказчика).

Определение географических границ товарного рынка.

Географическими границами территории, на которых действуют участники рассматриваемого соглашения, является Братский район.

ООО ОА «Вымпел+» в ходе рассмотрения дела представлены копии писем о расторжении договоров, заключенные с МКДОУ ДС «Ручеек» и МКОУ «Илирская СОШ№2». Из представленных письменных пояснений следует, что основанием для расторжения договоров явилось как устное давление на руководителей муниципальных казенных учреждений, так и письменные указания о заключении договоров с ООО «Рубеж».

Как пояснил заявитель, начальником управления образования администрации МО «Братский район» проводятся индивидуальные личные беседы с руководителями муниципальным казенных учреждений о расторжении договоров с ООО ОА «Вымпел+» и заключении с ООО «Рубеж». В случае невыполнения такого указания будет поставлен вопрос о не продлении контрактов с руководителями, а также о проведении проверок образовательных учреждений, на основании которых будет решаться вопрос о их увольнении.

Таким образом, в адрес заявителя со стороны образовательных организаций стали поступать письма о расторжении контрактов.

Представителем ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс» в ходе рассмотрения дела представлены следующие пояснения.

ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс» осуществляет деятельность на территории МО «Братский район» с 2013 года. Клиентская база ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс» постоянно увеличивалась за счет качественного и широкого спектра оказания услуг, а также ориентированности на нужды клиента.

У предприятия гибкая ценовая политика для социально-значимых учреждений города Братска и Братского района, при определении стоимости работ для таких учреждений также учитывается бюджет учреждения, срок действия договора, местонахождение объекта (наличие рядом с учреждением действующих клиентов) и т.д.

Заявитель появился на рынке данных услуг значительно позже ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс», что не может не влиять на выбор исполнителя, так как опыта в данной сфере у него не имеется, что повлекло расторжение с ним договоров. Лоббирование интересов ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс» со стороны администрации МО «Братский район» не происходило.

Более того, ООО ОА «РубежПлюс» не может конкурировать с ООО ОА «Вымпел+», так как у ООО ОА «Вымпел+» нет лицензии на осуществление охранной деятельности, соответственно перечень предоставляемых предприятиями услуг разный.

Представителем администрации МО «Братский район» представлены следующие письменные пояснения.

Администрация МО «Братский район» считает приведенные доводы Заявителя безосновательными, так как отсутствуют доказательства наличия причинно-следственной связи между направленными рекомендательными письмами за подписью начальника Управления образования администрации МО «Братский район» и возможностью влияния указанного письма на ограничение конкуренции с учетом того, что решение о выборе исполнителей принимает не ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс», не администрация МО «Братский район», а сами образовательные учреждения и учреждения культуры.

В обоснование данного довода, согласно поступившим от образовательных учреждений и учреждений культуры пояснениям, ими на протяжении периода времени с 2015 по 2018гг. заключались договоры на техническое обслуживание как с ООО «Вымпел+», ООО «Щит», ООО ОА «Вымпел+», так и с ООО ОА «РубежПлюс» самостоятельно, исходя из существующей целесообразности на момент оказания услуг, в том числе, в связи с реорганизацией ООО ЧОП «Лига» путем слияния с ООО ОА «РубежПлюс» в 2018 году.

Так, с ООО «Вымпел+» в 2019 году заключили договоры на техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, ряд образовательных организаций, среди которых:

    • МКОУ «Тэминская средняя общеобразовательная школа», договор №9-АПС 01.01.2019г.;
    • МКОУ «Тангуйская средняя общеобразовательная школа», договор №10-АПС от 01.01.2019г.;
    • МКОУ «Тарминская средняя общеобразовательная школа», договор №8-АПС от 01.01.2019г.;
    • МКДОУ Детский сад «Озерки», договор №228-АПС от 25.02.2019г.

Управление образования администрации МО «Братский район» поясняет, что письмом «О заключении контрактов/договоров с ООО «Рубеж» на 2019 год» (исх. №1796 от 21.11.2018), напоминало образовательным организациям Братского района о необходимости заключения контрактов на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации на следующий бюджетный год, в том числе руководителям шестидесяти из шестидесяти восьми образовательных организаций Братского района, ранее уже заключавшим муниципальные контракты с аналогичным предметом с ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс».

Учитывая объемный список респондентов, Управлением данное письмо было отправлено в образовательные учреждения в виде массовой рассылки посредством электронной почты.

В учреждения культуры данное письмо Управлением не направлялось, так как данные учреждения не подведомственны Учреждению.

Оценив доводы сторон, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.

На протяжении 2017 и 2018гг. ООО ОА «Вымпел+» был заключен ряд договоров на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре с учреждениями культуры и образования администрации МО «Братский район».

Однако, после направления письма Управления образования администрации МО «Братский район» о заключении контрактов/договоров с ООО «Рубеж», в адрес заявителя со стороны образовательных организаций стали поступать письма о расторжении контрактов.

Установлено, что Управлением образования администрации МО «Братский район» 21.11.2018г. направлено письмо исх. №1796 в адрес руководителей образовательных организаций администрации МО «Братский район» о заключении контрактов/договоров с ООО «Рубеж». Согласно данному письму, Управление напоминает о необходимости заключить контракт/договор с ООО «Рубеж» не позднее 27.12.2018г. Информацию о заключении контрактов/договоров необходимо предоставить на адрес электронной почты Управления образования администрации МО «Братский район» в срок до 28.12.2018г.

В результате таких действий администрации МО «Братский район», в адрес ООО ОА «Вымпел+» стали поступать письма о расторжении ранее заключенных договоров. При этом расторгнувшие договоры организации в кратчайшие сроки заключили новые договоры с ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс».

По смыслу ст. 9 Закона о защите конкуренции ООО «Рубеж» и ООО «ОА «Рубеж Плюс» являются группой лиц (учредителем обеих организаций является одно и тоже лицо с размером доли в ООО «Рубеж» - 94%, в ООО «ОА «Рубеж Плюс» - 92%).

Так, 09.01.2019г. МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа № 2» в адрес ООО ОА «Вымпел+» направило уведомление о расторжении договоров №131-АПС от 01.01.2018г. и №191 от 01.09.2018г. без претензий.

09.01.2019г. МКДОУ Детский сад «Ручеек» в адрес ООО ОА «Вымпел+»

направило уведомление о расторжении договора №172-ОПС от 01.07.2018г. без

претензий.

Однако, до рассылки вышеуказанного письма Управления образования администрации МО «Братский район» с ООО «Вымпел+» расторгли следующие организации:

01.09.2018г. МКУК «Историко-краеведческий музей г. Вихоревка» в адрес ООО ОА «Вымпел+» направлено письмо с просьбой расторгнуть договор от 01.03.2018г. №144-АПС.

01.10.2018г. МКУК «Историко-краеведческий музей г. Вихоревка» заключен договор на оказание услуг по мониторингу, реагированию и техническому обслуживанию ОПС с ООО «ОА «Рубеж Плюс».

16.10.2018г. МКУ ДО «Вихоревская детская школа искусств» в адрес ООО ОА «Вымпел+» направлено письмо с просьбой, расторгнуть договор от 01.01.2018г. №112-АПС.

15.10.2018г. МКУ ДО «Вихоревская детская школа искусств» заключен договор на оказание услуг по мониторингу, реагированию и техническому обслуживанию ОПС с ООО «ОА «Рубеж Плюс».

17.10.2018г. МКУК «Межпоселенческая библиотека Братского района» в адрес ООО ОА «Вымпел+» направлено письмо с просьбой расторгнуть договор

от 01.01.2018г. №111-АПС.

15.10.2018г. МКУК «Межпоселенческая библиотека Братского района» заключен договор на оказание услуг по мониторингу, реагированию и техническому обслуживанию ОПС с ООО «ОА «Рубеж Плюс».

24.10.2018г. МКУК «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района» в адрес ООО ОА «Вымпел+» направлено письмо с просьбой, расторгнуть договор от 01.01.2018г. No110-АПС, претензий не имеется.

15.10.2018г. МКУК «Межпоселенческое социально-культурное объединение «Акцент» Братского района» заключен договор на оказание услуг по мониторингу, реагированию и техническому обслуживанию ОПС с ООО «ОА «Рубеж Плюс».

16.11.2018г. расторгнут договор №043-ОТС от 01.01.2018г., заключенный между ООО ОА «Вымпел+» и МКУ «Вихоревская городская библиотека».

16.11.2018г. МКУ «Вихоревская городская библиотека» заключен договор на оказание услуг по мониторингу, реагированию и техническому обслуживанию ОПС с ООО «ОА «Рубеж Плюс».

Таким образом, в период с 01.09.2018г. по 09.01.2019г. с ООО ОА «Вымпел+» без явных на то причин расторгли договоры 7 казенных учреждений, впоследствии заключившие договоры с ООО «Рубеж» и ООО «ОА «Рубеж Плюс».

Доводы заявителя о том, что учреждения культуры расторгли договор на основании давления со стороны администрации является необоснованным, в силу их недоказанности. Письмо Управления образования направлялось руководителям образовательных учреждений, поэтому рассматривать данное письмо как основание для расторжения договоров учреждениями культуры является нецелесообразным.

Согласно письма №1796 от 21.11.2018г., «Управление образования АМО «Братский район» напоминает руководителям образовательных организаций АМО «Братский район» о необходимости заключить контракт/договор с ООО «Рубеж» не позднее 27.12.2018г. Информацию о заключении контрактов/договоров необходимо предоставить на адрес электронной почты Управления образования АМО «Братский район» в срок до 28.12.2018г».

По факту направления указанного письма, Управление образования администрации МО «Братский район» на заседании Комиссии поясняет, что в связи с окончанием срока действия договоров учреждениями образования, а именно МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа №2» и МКДОУ Детский сад «Ручеек», принято решение о расторжении договоров.

Указанные доводы Управления образования администрации МО «Братский район» Комиссия Иркутского УФАС России считает необоснованными в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 5.1. договора №131-АПС от 01.01.2018г., заключенным между МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа №2» и ООО ОА «Вымпел+», срок его действия вступает в силу со дня, следующего за днем фактического подписания, по 31 декабря 2018 года. Если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не потребует в письменной форме его расторжения, договор автоматически пролонгируется на каждый последующий календарный год на прежних условиях.

В силу пункта 5.2. договора №131-АПС от 01.01.2018г. расторжение настоящего договора допускается по инициативе любой из сторон с предварительным письменным уведомлением другой стороны за 30 дней.

Комиссией установлено, что МКОУ «Илирская СОШ №2» в указанный в п. 5.1. договора срок не потребовала расторжение договора №131-АПС от 01.01.2018г. Таким образом, договор №131-АПС от 01.01.2018г. считается пролонгированным на прежних условиях.

Следовательно, направление 09.01.2019г. МКОУ «Илирская СОШ №2» уведомления о расторжении договора с 01.02.2019г. является нарушением п. 5.2.настоящего договора, в связи с нарушением сроков расторжения договора (срок расторжения составляет менее 30 дней).

По факту расторжения договора №131-АПС от 01.01.2018г. МКОУ «Илирская СОШ №2» пояснила, что учреждение с 2015 по 2017 гг. заключало договоры на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации с ООО «Рубеж», однако в 2018г. заключило договор на данные виды работ с ООО АО «Вымпел+», при этом в 2019г. в связи с тем, что качество диспетчерской службы у ООО «Рубеж» значительно выше, учреждение приняло решение о расторжении договора с ООО АО «Вымпел+» и заключении договора с ООО «Рубеж».

В ходе заседании Комиссии установлено, что МКОУ «Илирская СОШ №2» заключило договор с ООО «Рубеж» от 01.02.2019г. со сроком действия договора с 01.01.2019г. по 31.12.2019г.

Комиссией установлено, что 01.07.2018г. между ООО ОА «Вымпел+» и муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом «Ручеек» заключен договор №172-ОПС со сроком действия договора, согласно п. 5.2 настоящего договора, до 31 декабря 2018г. Если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не потребует в письменной форме его расторжения, договор автоматически пролонгируется на каждый последующий календарный год на прежних условиях.

В силу пункта 5.2. договора №172-ОПС от 01.07.2018г. расторжение настоящего договора допускается по инициативе любой из сторон с предварительным письменным уведомлением другой стороны за 30 дней.

Письмом №2 от 09.01.2019г. МКДОУ Детский сад «Ручеек» направлено уведомление о расторжении договора с 01.02.2019г. без претензий.

Следовательно, направление 09.01.2019г. МКДОУ Детский сад «Ручеек» уведомления о расторжении договора №172-ОПС от 01.07.2018г с 01.02.2019г. является нарушением п. 5.2. настоящего договора, в связи с нарушением сроков расторжения договора (срок расторжения составляет менее 30 дней).

В ходе заседания Комиссии установлено, что МКДОУ Детский сад «Ручеек» заключило договор с ООО «Рубеж» от 22.01.2019г. со сроком действия договора с 01.01.2019г. по 31.12.2019г.

Согласно записи №1796 журнала учета исходящей корреспонденции за 2018г. Управления образования администрации МО «Братский район», письмо  «О заключении договоров с ООО «Рубеж» на 2019г.» 21.11.2018г. направлено всем руководителям образовательных организаций администрации МО «Братский район».

Доводы Управления образования администрации МО «Братский район» о том, что данное письмо носило рекомендательный характер Комиссия считает несостоятельными в силу следующего.

Решением №138 от 29.06.2016г. Думы Братского района Иркутской области утверждено Положение «Об Управлении образования Администрации муниципального образования «Братский район» (далее – Положение).

Согласно п. 1.10 Положения Управление образования администрации МО «Братский район» в целях реализации своей деятельности принимает правовые акты, в форме приказов, распоряжений, локальных актов. Приказы, а также соответствующие разъяснения, принятые Управлением, являются обязательными для всех образовательных организаций (учреждений).

В силу п. 7.2.6 настоящего Положения, начальник Управления издает в пределах своей компетенции приказы, выдает устные указания, подлежащие обязательному исполнению работниками Управления, руководителями образовательных организаций, контроль их исполнения.

В соответствии с п. 7.2.11 Положения начальник Управления осуществляет контроль деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций (учреждений) путем получения оперативной информации, плановых и контрольных отчетов, плановых и оперативных собеседований с отдельными службами и подразделениями, планерок, рабочих совещаний, непосредственных контактов с руководителями муниципальных образовательных организаций (учреждений), коллективами педагогов, обучающимися и воспитанниками, их родителями.

Таким образом, на основании указанного Положения, письмо №1796 от 21.11.2018г. подлежит обязательному исполнению образовательными организациями.

Более того, МКДОУ Детский сад «Ручеек» и МКОУ «Илирская СОШ №2» являются самостоятельными юридическими лицами. В соответствии с Уставами данных учреждений, они самостоятельны в организации образовательного процесса, установлении структуры управления, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации.

Учредителем данных учреждений является администрация МО «Братский район», которая, на основании Уставов вышеназванных образовательных учреждений, назначает заведующего (директора) учреждения, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор. Таким образом, директора (заведующие) находятся в зависимости от решений, принимаемых Учредителем и, соответственно, информация, которая изложена в письме №1796 от 21.11.2018г., являлась руководством к действиям. Нельзя согласиться с позицией администрации МО «Братский район» с тем, что данное письмо являлось напоминанием о необходимости заключения договора, так как текст, указанный в письме №1796 от 21.11.2018г. содержит четкое указание о заключении договора с конкретным хозяйствующим субъектом, а именно ООО «Рубеж».

Выбор хозяйствующего субъекта образовательными учреждениями, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и, учитывая тот факт, что данные договора заключены на основании ст. 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур, с одновременным направлением письма №1796 от 21.11.2018г. и последующим расторжением контрактов без объективных причин свидетельствует о наличии соглашения между администрацией МО «Братский район», Управлением образования администрации МО «Братский район», ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Исходя из приведенного в пункте 6 статьи 3 Закона о контрактной системе определения под муниципальным заказчиком следует понимать муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Пункт 4 названной статьи Закона о контрактной системе определяет участника закупки как любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Настоящий закон определяет способы определения поставщиков как конкурентные или закупки у единственного поставщика.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 Закона об образовании).

Согласно части 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В пункте 8 части 1 статьи 41, пункта 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании на образовательные учреждения возложены обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Часть 2 статьи 99 Закона об образовании закрепляет, что нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Осуществление пожарной охраны в образовательных организациях является ее обязанностью, в рамках которой предполагается выделение публичным образованием бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения полномочий бюджетных учреждений, которые в числе прочего включают оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд.

При приобретении услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения учащихся о пожаре в процессе выполнения своих обязанностей муниципальные образовательные учреждения являются муниципальными заказчиками, следовательно, должны осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание, услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

С учетом вышеизложенного, обязанность по выбору поставщика по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации в образовательных учреждениях Братского района, в том числе за счет бюджетных средств, возложена на соответствующие казенные или бюджетные организации, при этом выбор поставщика должен осуществляться на конкурентных условиях, а именно путем проведения торгов в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе к целям регулирования отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор, и стремящихся предложить организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, а также направление учредителем письма о необходимости заключения договора с конкретным хозяйствующим субъектом, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Таким образом, в совокупности данные факты свидетельствуют о наличии соглашения между администрацией МО «Братский район», Управлением образования администрации МО «Братский район», ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс» в целях вытеснения ООО ОА «Вымпел+» с товарного рынка и ограничения доступа на него другим хозяйствующим субъектам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Указанные ранее обстоятельства свидетельствуют о том, что поведение  МКОУ «Илирская СОШ №2» и МКДОУ Детский сад «Ручеек» не было самостоятельным или случайным, а являлось следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении администрации МО «Братский район», Управления образования администрации МО «Братский район», ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс», направленном на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации МО «Братский район», Управления образования администрации МО «Братский район», ООО «Рубеж» и ООО ОА «РубежПлюс», выразившихся в достижении и реализации соглашения в целях устранения с товарного рынка ООО ОА «Вымпел+» и ограничению доступа на него других хозяйствующих субъектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Лицам участвующим в рассмотрении настоящего дела, направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела (исх. №038/6335/19 от 23.12.2019г.).

Возражения Администрации МО «Братский район» в отношении того, что ст. 732 Гражданского кодекса РФ предусматривает право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, а так же того, что в договорах отсутствует запрет на его расторжение, отклоняется Комиссией в силу следующего. В заключении об обстоятельствах дела отмечается нарушение именно закрепленного в договорах порядка действия сторон при его расторжении или пролонгации. Таким образом, данные возражения не содержат ссылок на новые существенные обстоятельства и не исключают нарушение антимонопольного законодательства.

Доводы представителя ООО «ОА «РубежПлюс» и ООО «Рубеж» в части того, что договоры были расторгнуты без письменных претензий со стороны образовательных учреждений уже являлись предметом оценки Комиссии, результат которой отражен в заключении об обстоятельствах дела.

Возражения представителя ООО «ОА «РубежПлюс» и ООО «Рубеж» касающиеся представленных заявителем документов, а также недостоверной информации, Комиссией отклоняются, так как выводы, обосновывающие позицию Комиссии Иркутского УФАС России, основываются на иных документов, полученных в ходе рассмотрения настоящего дела.

Иные доводы представителя ООО «ОА «РубежПлюс» и ООО «Рубеж» не содержат ссылок на новые существенные обстоятельства и не исключают нарушение антимонопольного законодательства.

В рамках заседания Комиссии 14.01.2020г., представителем ООО «ОА «РубежПлюс» и ООО «Рубеж» подано ходатайство о приостановлении рассмотрении дела, в связи с подачей заявления в МУ МВД «Братское» о том, что в действиях представителя заявителя имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 303 Уголовного кодекса РФ, в связи с подачей в антимонопольный орган поддельных документов. Комиссией Иркутского УФАС рассмотрено указанное ходатайство и принято решение об его отклонении, в связи с тем, что выводы Комиссии основаны на иных документах, полученных в ходе рассмотрения настоящего дела.

Со стороны иных лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, возражений на заключение об обстоятельствах дела не поступало.

В настоящее время антиконкурентное соглашение реализовано, следовательно, у Комиссии отсутствуют основания о выдаче предписания об устранении нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию МО «Братский район», Управление образования администрации МО «Братский район», ООО «Рубеж» и ООО «ОА «Рубеж Плюс», нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», в связи с достижением и реализацией соглашения в целях устранения с товарного рынка ООО ОА «Вымпел+» и ограничению доступа на него других хозяйствующих субъектов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции .
  2. Предписание не выдавать.
  3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны