Решение №038/1298/20 Решение по жалобе ООО "Охотники за грязью" от 23 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 038/1298/20

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23.09.2020 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

при участии представителей МО МВД России «Черемховский» (далее – заказчик) – <…..>;

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Охотники за грязью» (далее – ООО «Охотники за грязью», заявитель);

рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе «Прочая закупка товаров, работ и услуг (оказание услуг по уборке служебных помещений в зданиях МО МВД России «Черемховский»)», извещение № 0134100009820000002 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 16 сентября 2020 года поступила жалоба заявителя на действия членов единой комиссии заказчика.

В соответствии с доводами жалобы заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок о признании первой части его заявки, не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе поскольку, по мнению заявителя, его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствует требованиям документации об аукционе и нормам Федерального закона № 44-ФЗ, в то время как заказчиком в нарушение положений Федерального закона № 44-ФЗ установлено неправомерное требование о предоставлении в составе первых частей заявок конкретных показателей товаров, используемых при оказании предусмотренных контрактом услуг.

Заказчиком представлены пояснения на вышеизложенные доводы заявителя. Из представленных пояснений следует, что заказчик считает доводы жалобы обоснованными.  

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 04 сентября 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134100009820000002, а также Документация о проведении электронного аукциона «Прочая закупка товаров, работ и услуг (оказание услуг по уборке служебных помещений в зданиях МО МВД России «Черемховский»)» (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 349 667 руб. 00 коп.

На участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2020 №0134100009820000002-0 участнику с заявкой № 108216578 (ООО «Охотники за грязью») отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, пояснения заказчика приходит к следующим выводам.

 

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствие частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичное положение установлено в пункте 4.3 раздела 4 документации об электронном аукционе «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе)».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Так, согласно раздела 10 документации об электронном аукционе «Техническое задание на оказание услуг по уборке служебных помещений, в зданиях МО МВД России «Черемховский»», заказчиком установлены следующие требования к используемым товарам:

«Требования к моющим, чистящим, дезинфицирующим средства и предметам гигиены для уборки служебных помещений: Туалетная бумага – рулонная со втулкой; цвет серый (белый); однослойная (двуслойная); высота рулона 70-100 мм; длина бумаги в рулоне >18 метров; состав - 100% целлюлоза (вторичное сырье). Мыло жидкое – флакон с механическим нажимным дозатором (быстрооткрывающейся крышкой); объём флакона 450-500 мл.; материал флакона – прозрачный (матовый) полиэтилен; мыло не должно иметь резкого запаха. Мыло хозяйственное – состав: натриевые соли жирных кислот натуральных жиров и масел, вода, хлорид натрия; жирность мыла ˃70%; масса бруска – не менее 200гр. не более 300 гр.; бруски мыла должны быть прямоугольной формы; мыло должно соответствовать ГОСТ 30266-95. Универсальное моющее средство для пола жидкое – средство должно работать в воде любой жесткости и температуры. При высыхании средство не должно оставлять разводов, не должно нарушать защитных покрытий на поверхностях, должно обладать антискользящим эффектом. Средство должно быть не токсично, биологически разлагаемо, без резкого запаха. Упаковка – флакон из прозрачного (матового) полиэтилена, закупориваться должен на надежную крышку, объём флакона 500-1000 мл. Универсальное чистящее средство порошкообразное – средство должно хорошо очищать кафельную плитку, керамогранит, раковины. Упаковка – банка из полиэтилена, на крышке должны быть отверстия для дозирования чистящего средства. Вес чистящего средства в банке 300-500 гр. Универсальное чистящее средство для туалета гелеобразное – средство должно удалять известковый налет, ржавчину, должно хорошо удерживаться на поверхности ободка унитаза, не должно иметь резкого запаха. Упаковка – флакон из полиэтилена, который должен закупориваться на надежную винтовую крышку с носиком-дозатором. Объём флакона 500-1000 мл. Моющее средство для стёкол жидкое – средство не должно иметь резкого запаха и оставлять после высыхания разводов. Упаковка – флакон с распылителем из прозрачного (матового) полиэтилена. Объём флакона не менее 500 мл. не более 1000 мл. Освежитель воздуха во флаконе – освежитель не должен содержать озоноразрушающих веществ, не должен иметь резкого запаха. Упаковка - аэрозольный металлический флакон объёмом не менее 300 мл., клапан распылителя с мягким нажатием, освобождаемый после использования баллон должен утилизироваться как бытовой отход. Мешки для мелкогабаритного мусора – должны быть изготовлены из полиэтилена низкого (среднего) давления; цвет – черный (серый); размер - не менее 45х55 см не более 55х65см; емкость более 25 литров; мешки должны выдерживать более 3 кг мусора; толщина >7 мкм; фасовка мешков – рулон (пласт); количество мешков в упаковке ˃45 шт. Мешки для крупногабаритного мусора – должны быть изготовлены из полиэтилена низкого (среднего) давления; цвет – черный (серый); размер не менее 65*105см не более 75х115см; емкость не менее 120 литров не более 125 литров; мешки должны выдерживать более 10 кг мусора; толщина >20 мкм; фасовка мешков – рулон (пласт); количество мешков в упаковке ˃15 шт. Использовать моющие, чистящие, дезинфицирующие средства и устанавливать предметы гигиены в строгом соответствии с настоящим Техническим заданием. Моющие, дезинфицирующие средства и предметы гигиены должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Необходимые для оказания услуг, по настоящему Контракту, чистящие и моющие средства, оборудование, а так же все расходные материалы, механизмы, и инвентарь Исполнитель использует свои. В течение двух календарных дней с момента заключения Контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику для проверки соответствия требованиям настоящего Технического задания образцы моющих средств и предметов гигиены, планируемых к использованию на объектах МО МВД России «Черемховский»».

 

Комиссия, исследовав первую часть заявки участника закупки ООО «Охотники за грязью» установила, что участник в составе своей заявки представил файл «тп_0134100009820000002.pdf», содержащий сведения о конкретных показателях требуемых к использованию товаров.

Представитель заказчика в ходе заседания Комиссии подтвердил факт представления заявителем конкретных показателей товаров.

Частью 1 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ, установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия единой комиссии заказчика, выразившиеся в неправомерном принятии решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе по вышеназванному основанию заявителя жалобы, свидетельствуют о нарушении части 5 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

Вместе с тем, Комиссия в ходе проведения внеплановой проверки установила следующие нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

Как было указано выше, заказчиком установлены следующие требования к используемым товарам:

- Туалетная бумага;

- Мыло жидкое;

- Мыло хозяйственное;

- Универсальное моющее средство для пола жидкое;

- Универсальное чистящее средство порошкообразное;

- Универсальное чистящее средство для туалета гелеобразное;

- Моющее средство для стёкол жидкое;

- Освежитель воздуха во флаконе;

- Мешки для мелкогабаритного;

- Мешки для крупногабаритного мусора.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, согласно Извещению, объектом закупки является оказание услуг по уборке служебных помещений в зданиях МО МВД России «Черемховский».

В пункте 4.3 раздела 4 документации об электронном аукционе «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе)» установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)*.

Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно «согласия» при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Учитывая изложенное, по мнению Комиссии, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Вместе с тем, учитывая, что Техническим заданием документации об аукционе установлены требования, в том числе, к используемым товарам при оказании услуг по уборке помещений, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в электронном аукционе.

Предметом закупки является, в том числе, используемый товар при оказании услуг, а не поставляемый.

Таким образом, пункт 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ указывает, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании.

Если материалы не передаются заказчику отдельно, а только используются в составе оказания услуг, участнику, руководствуясь положениями пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, в первой части заявки достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

Так, к используемым товарам при оказании услуг, а не поставляемым, относятся следующие товары: - Туалетная бумага;

- Мыло жидкое;

- Мыло хозяйственное;

- Универсальное моющее средство для пола жидкое;

- Универсальное чистящее средство порошкообразное;

- Универсальное чистящее средство для туалета гелеобразное;

- Моющее средство для стёкол жидкое;

- Освежитель воздуха во флаконе;

- Мешки для мелкогабаритного;

- Мешки для крупногабаритного мусора.

Установление в документации об электронном аукционе требования к указанию в заявке конкретных показателей вышеназванных товаров является неправомерным в силу того, что данные товары являются расходными материалами, которые не передаются заказчику по результатам исполненного контракта.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Охотники за грязью» обоснованной;

2. Признать единую комиссию заказчика нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчика нарушившим пункт 2 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ;

3. Выдать заказчику, единой комиссии по рассмотрению заявок заказчика предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены электронного аукциона;

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;

5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

<…..>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны