Решение №038/1087/21 решение от 16 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии: <…..>;

в отсутствие представителей ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи» (далее – заказчик) – ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителя Общества с ограниченной ответственностью «Медико-Производственная Компания «Елец» (далее – ООО «МПК «Елец», заявитель),

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (шприцы, иглы, ручки-скарификаторы), извещение № 0334300016921000079 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 10 сентября 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, Федерального закона № 135-ФЗ, поскольку заказчиком в пунктах 1,2,4,5 Технического задания установлены такие технические требования к требуемому к поставке товару, которым соответствуют шприцы конкретного производителя ООО «Паскаль Медикал) (Московская обл., г. Дубна), что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Как следует из жалобы заявителя, к требованиям, содержащимся в документации о проведении электронного аукциона и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки отнесена следующая характеристика шприцев общего назначения «надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой для набора раствора из флаконов с резиновой пробкой, для предотвращения вырезания материала пробки при прокалывании ее иглой».

По мнению заявителя, шприцы общего назначения с данными параметрами в качестве эквивалентной продукции отсутствуют на рынке, в силу чего ограничено количество участников закупки и нарушены требования статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 01 сентября 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0334300016921000079, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (шприцы, иглы, ручки-скарификаторы) (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 473 725 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.

 

Пунктом 1.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от19 ноября 2014 года № 727/14, предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрение жалобы заявителя производится в порядке, установленном главой 6 Федерального закона № 44-ФЗ, а также названным административным регламентом, и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом «О защите конкуренции» в связи с чем доводы заявителя о нарушении положений Федерального закона № 135-ФЗ Комиссией не рассматривались.

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Комиссия, не оспаривая право заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Федерального закона № 44-ФЗ, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.

Аналогичная позиция содержится в п. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017г.).

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых к оказанию услуг указаны в части 3 документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» (далее – Техническое задание).

В соответствии с Техническим заданием объектом закупки являются, в том числе, шприцы общего назначения, содержащие следующие характеристики требуемого к поставке товара:

п/п

Наименование

товара

Код ОКПД2 или КТРУ

Характеристики (качественные, функциональные) товара

1.

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004567

Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.

 

Градуированный объем шприца: 2 Кубический сантиметр;^миллилитр. Игла в комплекте: две и более. Коннектор: Луер Слип. Тип шприца: 3-х компонентный. Начальное усилие для приведения шток-поршня в действие не более 30Н. Размер 1-й иглы 0,8мм х 40 мм, 2-й - 0,6 мм x 30 мм. Надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой для набора раствора из флаконов с резиновой пробкой, для предотвращения вырезания материала пробки при прокалывания ее иглой; применяется цветовая кодировка предохранительного колпачка, соответствующая цветовой кодировке иглы для предотвращения риска непредумышленного укалывания медицинской сестры при подготовке инъекции; вторая игла должна находится внутри стерильной упаковки шприца и необходима для проведения инъекции, для атравматического введения и снижения болезненности при проникновении в ткани. Нетоксично, апирогенно. Метод стерилизации - этиленоксид. Срок стерилизации не менее 5 лет. Указать соответствует ли стандартам: ГОСТ ISO 7886-1-2011

2.

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004579

Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.

 

Градуированный объем шприца: 5 Кубический сантиметр;^миллилитр. Игла в комплекте: две и более. Коннектор:  Луер Слип. Тип шприца : 3-х  компонентный. Начальное усилие для приведения шток-поршня в действие не более 30Н. Размер 1-й иглы 0,8мм х 40 мм, 2-й - 0,7 мм x 40 мм. Надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой для набора раствора из флаконов с резиновой пробкой, для предотвращения вырезания материала пробки при прокалывания ее иглой; применяется цветовая кодировка предохранительного колпачка, соответствующая цветовой кодировке иглы  для  предотвращения риска непредумышленного укалывания медицинской сестры при подготовке инъекции ; вторая игла должна находится внутри стерильной упаковки шприца и необходима для проведения инъекции, для атравматического введения и снижения болезненности при проникновении в ткани. Нетоксично, апирогенно. Метод стерилизации - этиленоксид. Срок стерилизации не менее 5 лет. Указать соответствует ли стандартам: ГОСТ ISO 7886-1-2011.

4.

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004579

Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.

 

Градуированный объем шприца: Кубическийсантиметр;^миллилитр 10. Игла в комплекте: Две и более. Коннектор:Луер Слип. Тип шприца : 3-х  компонентный. Начальное усилие для приведения шток-поршня в действие не более 30Н. Номинальный наружный диаметр трубки надетой иглы не более 0,9 мм. Номинальная длина трубки надетой иглы не более 40 мм. Номинальный наружный диаметр трубки приложенной иглы более 0,7 мм. Номинальная длина трубки приложенной иглы не более 40 мм. Надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой. Игла с плоской заточкой необходима для набора лекарственных препаратов из флаконов с резиновой пробкой, предотвращения вырезания материала пробки при прокалывании ее иглой и последующего попадания частиц резиновой пробки в шприц и введения их в пациента. Также плоская заточка иглы минимизирует риск ранения медицинского работника при смене игл в процессе подготовки к инъекции; применяется цветовая кодировка предохранительного колпачка, соответствующая цветовой кодировке иглы  для  предотвращения риска непредумышленного укалывания медицинской сестры при подготовке инъекции; вторая игла должна находится внутри стерильной упаковки шприца и необходима для проведения инъекции, для атравматического введения и снижения болезненности при проникновении в ткани. Нетоксично, апирогенно. Метод стерилизации - этиленоксид. Срок стерилизации не менее 5 лет. Указать соответствует ли стандартам: ГОСТ ISO 7886-1-2011.

5.

Шприц общего назначения

32.50.13.110-00004579

Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.

 

Градуированный объем шприца: Кубическийсантиметр;^миллилитр 20. Игла в комплекте: Две и более. Коннектор:Луер Слип. Тип шприца : 3-х  компонентный. Начальное усилие для приведения шток-поршня в действие не более 30Н. Номинальный наружный диаметр трубки надетой иглы не более 0,9 мм. Номинальная длина трубки надетой иглы не более 40 мм. Номинальный наружный диаметр трубки приложенной иглы более 0,7 мм. Номинальная длина трубки приложенной иглы не более 40 мм. Надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой. Игла с плоской заточкой необходима для набора лекарственных препаратов из флаконов с резиновой пробкой, предотвращения вырезания материала пробки при прокалывании ее иглой и последующего попадания частиц резиновой пробки в шприц и введения их в пациента. Также плоская заточка иглы минимизирует риск ранения медицинского работника при смене игл в процессе подготовки к инъекции; применяется цветовая кодировка предохранительного колпачка, соответствующая цветовой кодировке иглы  для  предотвращения риска непредумышленного укалывания медицинской сестры при подготовке инъекции ; вторая игла должна находится внутри стерильной упаковки шприца и необходима для проведения инъекции, для атравматического введения и снижения болезненности при проникновении в ткани. Нетоксично, апирогенно. Метод стерилизации - этиленоксид. Срок стерилизации не менее 5 лет. Указать соответствует ли стандартам: ГОСТ ISO 7886-1-2011.

 

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановление Правительства РФ № 145 от 08.02.2017г. (далее – Правила).

В силу пункта 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом в силу пункта 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно техническому заданию заказчиком закупаются, в числе прочего, по позициям 1,2,4,5 шприцы общего назначения различного объема, соответствующие коду КТРУ 32.50.13.110-00004567, 32.50.13.110-00004579.  Заказчиком, в том числе, установлено требование к закупаемому товару, не предусмотренное КТРУ: «Надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой».

При этом заказчиком предоставлено обоснование установленного требования, во исполнение положений пункта 6 Правил: «Надетая на шприц игла должна быть с плоской заточкой для набора раствора из флаконов с резиновой пробкой, для предотвращения вырезания материала пробки при прокалывании ее иглой».

Комиссия отмечает, что Федеральным законом № 44-ФЗ, Правилами не установлено требований к содержанию обоснования, предоставляемого Заказчиком при описании объекта закупки. Ссылка Заявителя на письмо ФАС России (№АЦ/54724/18 от 16.07.2018г.) не может быть принята во внимание в рамках рассмотрения настоящей жалобы, поскольку разъясняет порядок применения иного нормативного акта (а именно Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), относится к вопросам применения упомянутого нормативного акта при закупке лекарственных препаратов.

Вместе с тем, установленным требованиям, по мнению заявителя, соответствует товар единственного производителя ООО «Паскаль Медикал», что ограничивает количество возможных участников закупки.

Заказчиком не представлены письменные доказательства того, что установленным требованиям соответствуют шприцы иных производителей, кроме того, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.09.2021 №0334300016921000079-1 на участие в данной закупке подана 1 заявка – ООО «Ультра Мед». Данный участник предложил по позициям 1,2,4,5 Технического задания к поставке шприцы производства ООО «Паскаль Медикал».

Комиссия также отмечает, что коммерческие предложения, используемые заказчиком при формировании начальной максимальной цены контракта и представленные на обозрение Комиссии, не содержат указания на производителей товаров, предполагаемых к поставке. Следовательно, коммерческие предложения, предоставленные заказчиком в материалы жалобы, не подтверждают наличие как минимум двух производителей товаров, соответствующих установленным в аукционной документации требованиям.

Таким образом, довод заявителя нашел свое подтверждение, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МПК «Елец» обоснованной;
  2. Признать заказчика нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ;
  3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.09.2021 №0334300016921000079-1, внесения изменений в документацию об электронном аукционе и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания
  5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
  6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны