Решение №038/508/19 Жалоба ООО ЧОП «Кодекс» на действия заказчика – АО «Дорожна... от 31 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 038/508/19

 

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии: <….>,

Членов Комиссии: <….>; <….>;

при участии представителей заказчика по доверенности – <….>, <….> <….>; при участии представителя уполномоченного органа <….> по доверенности; при участии представителя ООО ЧОП «Кодекс» по доверенности <….>, рассмотрев жалобу,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области с жалобой обратилось ООО ЧОП «Кодекс» с жалобой на действия заказчика – АО «Дорожная служба Иркутской области», в связи с допущенным, по мнению заявителя, нарушением при организации и проведении закупки- запроса предложений в электронной форме, № 31907798078, предмет закупки- оказание услуг по охране объектов в северных филиалах АО «ДСИО» в части установления в документации неправомерных требований к участникам закупки, ограничивающего конкуренцию между участниками закупки, в нарушение требований действующего законодательства.

Жалоба заявителя рассмотрена в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представители заказчика, уполномоченного органа считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, в обосновании своих доводов представлены письменные возражения.

Комиссия, исследовав все имеющиеся в деле материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Дорожная служба Иркутской области» , (далее положение).

Пунктом 4.1. Положения о закупках определен порядок проведения закупок конкурентными способами с начальной (максимальной) ценой договора (далее — НМЦД) от пяти миллионов рублей и  выше определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляет министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее -Уполномоченный орган) в порядке, определенном правовыми актами Иркутской области и настоящим Положением о закупках.

Заказчиком -АО «Дорожная служба Иркутской области» в единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки –запроса предложений, извещение № 31907798078, предмет закупки- оказание услуг по охране объектов в северных филиалах АО «ДСИО».

Ознакомившись с вышеуказанной информацией, заявителем подана жалоба в антимонопольный орган.

Из доводов жалобы следует, что заявитель считает, что документация о закупке противоречит действующему законодательству и ограничивает конкуренцию, в частности :

- установленные заказчиком в подпункте 3 пункта 7.10 документации требования к участникам закупки, являющиеся критериями оценки заявок на участие в запросе предложений «наличие не менее 3 филиалов/представительств Участника в районах Иркутской области, соответствующих расположению охраняемых объектов Заказчика», приводят к ограничению конкуренции и нарушают положения Федерального закона № 223-ФЗ, Федерального закона № 135-ФЗ;

  • в документации отсутствует конкретный перечень охраняемых объектов заказчика, что делает невозможным определение потребности заказчика и представление заявки, соответствующей требованиям документации;
  • имеются противоречия, в частности в части 7.10 информационной карты указано на наличие не менее 3 филиалов/представительств Участника в районах Иркутской области, тогда как в разделе 11 документации указано- районы Иркутской области и Тункинский район, республики Бурятия;
  •   В п .3 ч. 7.10 Информационной карты в качестве требования, являющегося критерием оценки заявок Участника закупки, указано на наличие опыта оказания аналогичных услуг  за последние 3 года без указания определенной территории.

  В противоречие вышеуказанным требованиям в главе 11 Документации указано:

     -  на наличие опыта аналогичных услуг на объектах расположенных менее чем на 5 разных территориях одновременно;

    -  на наличие опыта аналогичных услуг на объектах расположенных не менее чем на 5 разных территориях одновременно;

- В ч. 7.12 информационной карты установлен запрашиваемый перечень документов: «г) документы, подтверждающие получение высшего образования, дополнительного профессионального образования, удостоверения частного охранника у руководителя (копии);

е) копии штатного расписания и удостоверений частного охранника, свидетельств о присвоении квалификации сотрудников»;

и) копия выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающая наличие филиалов и представительств и копия свидетельства на право собственности помещения/здания либо договорами аренды помещения/здания либо договора субаренды с приложением договора аренда, предусматривающий право передачи в субаренду помещения/здания».

Документы содержат персональные данные, обработка которых в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» осуществляется с согласия субъекта персональных данных. Таким образом, для предоставления вышеуказанных документов Заказчик обязан также истребовать соответствующее согласие  указанных лиц  на обработку персональных данных;

          Требование о предоставлении указанных документов является незаконным и ограничивающим конкуренцию, поскольку наличие (отсутствие) у Заказчика помещений и документов, подтверждающих право собственности (аренды, субаренды) на указанные помещения не влияет на качество предоставляемых услуг по охране объектов Заказчика;

  • формулировка в п. 12.3. Документации: «В случае если участник закупки не является плательщиком НДС (применяется упрощенная система налогообложения), то он допускается к участию в запросе предложений в электронной форме, если предложенная им цена не превышает начальную (максимальную) цену договора (цену лота) без учета НДС. В этом случае в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений всех участников закупочной процедуры, обеспечения равной и объективной оценки заявок, сравнение предложений по критерию «Цена договора» проводится без учета НДС», предоставляет преимущества для определенных участников закупки. И напротив, несоответствие предложения участника может стать основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Комиссией установлено следующее.

Довод жалобы об отсутствии в документации конкретного перечня охраняемых объектов заказчика, не находит подтверждения, поскольку, документация содержит оспариваемый перечень объектов и места расположения.

Относительно доводов заявителя о противоречиях в информационной карте и документации «в районах Иркутской области», «районы Иркутской области и Тункинский район, республики Бурятия», комиссия приходит к признанию его необоснованным, поскольку заказчиком внесены изменения в документацию, которыми противоречия устранены.

Довод заявителя о включении заказчиком в документацию требования о предоставлении согласия субъектов персональных данных при предоставлении участником закупки документов, подтверждающие получение высшего образования, дополнительного профессионального образования, удостоверения частного охранника у руководителя (копии), копий штатного расписания и удостоверений частного охранника, свидетельств о присвоении квалификации сотрудников», признан комиссией антимонопольного органа необоснованным, поскольку именно участник закупки, имеющий намерение принять участие в конкурентной процедуре, несет ответственность за разглашение персональных данных своих сотрудников и именно ему необходимо испросить соответствующие согласия  указанных лиц  на обработку персональных данных, при формировании своей заявки.

Довод заявителя о предоставлении преимуществ для определенных участников закупки п. 12.3. Документации, в части сравнения предложений участников по критерию «Цена договора» без учета НДС, применяется в равной степени ко всем участникам, использующим тот или иной режим налогообложения и направлено на обеспечение возможности сопоставления по критерию "цена" заявок участников, использующих именно разные режимы налогообложения, что не является ограничением участников закупки.

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы об установлении заказчиком ограничивающих конкуренцию требований и критериев, а именно:

  • подпункт 3 пункта 7.10 документации требования к участникам закупки, являющиеся критериями оценки заявок на участие в запросе предложений «наличие не менее 3 филиалов/представительств Участника в районах Иркутской области, соответствующих расположению охраняемых объектов Заказчика»;
  • предоставление документов на основании пп. «и» ч. 7.12 информационной карты, в частности копия выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающая наличие филиалов и представительств и копия свидетельства на право собственности помещения/здания либо договорами аренды помещения/здания либо договора субаренды с приложением договора аренда, предусматривающий право передачи в субаренду помещения/здания», по следующим основаниям.

          Подпунктом 14 пункта 12.2 Положения о закупке предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в частности критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (в случае осуществления запроса предложений в электронной форме) в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурентной закупке (Приложение 3 к Положению) (далее - Правила оценки).

В соответствии с пунктом 4 Правил оценки Заказчик осуществляет оценку заявок (предложений) на участие в запросе предложений в электронной форме с применением, в том числе, нестоимостного критерия оценки:

-    квалификация участника закупки.

Согласно пункту 67 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по критерию «квалификация участника закупки» допускается использование одного или более из следующих показателей критерия оценки:

1)  обеспеченность трудовыми ресурсами - наличие в штате участника закупки необходимого количества специалистов и иных работников (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

2)  обеспеченность материально-техническими ресурсами - наличие на праве собственности или ином законном основании производственных мощностей, технических средств, техники, технологического оборудования, транспортных средств, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

3)  деловая репутация участника закупки.

На основании пункта 68 Правил оценки лучшим предложением по критерию является наибольшее значение показателя (показателей) критерия оценки, определенного (определенных) в соответствии с пунктом 67 Правил оценки.

С учетом внесенных изменений в извещение и документацию о проведении запроса предложений в электронной форме от 29.04.2019, в соответствии с пунктом 7.14 информационной карты документации о проведении запроса предложений в электронной форме:

в заявке на участие в запросе предложений (форма 2) участник вправе указать предлагаемую им информацию по критерию «Квалификация» участника закупки» о наличии филиалов/представительств участника, соответствующих расположению охраняемых объектов Заказчика.

А также, вправе приложить документы, подтверждающие информацию, предоставляемую для оценки критерия «Квалификация участника»:

- копию выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающую наличие филиалов/ представительств и копию свидетельства на право собственности помещения/здания либо договорами аренды помещения/здания либо договора субаренды с приложением договора аренда предусматривающего право передачи в субаренду.

Пунктом 7.15 документации предусмотрено, что порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке осуществляется в соответствии с разделом 11 «Критерии и порядок оценки заявок».

Из раздела 11 «Критерии и порядок оценки заявок» закупочной документации следует, что критериями оценки заявок на участие в запросе предложений, являются:

Цена договора.

Наличие опыта выполнения услуг, сопоставимых (аналогичных) предмету закупки

Квалификация участника.

Совокупная значимость указанных выше критериев составляет сто процентов.

Значимости критериев составляют:

1.   Цена договора - 50 процентов.

2.   Наличие опыта выполнения услуг, сопоставимых (аналогичных) предмету закупки процентов.

В соответствии с пунктом 75 Правил оценки для оценки заявок по показателю нестоимостного критерия оценки с применением шкалы оценки заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение показателей, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Участнику закупки, сделавшему предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Таким образом, в положениях документации о проведении запроса предложения в электронной форме заказчиком установлены критерии оценки заявок, в частности, нестоимостной критерий «Квалификация участника», а также показатель критерия оценки (наличие не менее 3 филиалов/представительств Участника в районах Иркутской области, соответствующих расположению охраняемых объектов Заказчика) в соответствии с Положением о закупке, Правилами оценки и действующим законодательством о закупках.

Таким образом, оценка по показателю - наличие не менее 3 филиалов/представительств Участника в районах Иркутской области, соответствующих расположению охраняемых объектов Заказчика, подтверждается предоставлением документов в соответствии с пп. «и» ч. 7.12 информационной карты, в частности копия выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающая наличие филиалов и представительств и копия свидетельства на право собственности помещения/здания либо договорами аренды помещения/здания либо договора субаренды с приложением договора аренда, предусматривающий право передачи в субаренду помещения/здания», по следующим основаниям.

Отсутствие филиалов/представительств у Участника в районах Иркутской области не свидетельствует о невозможности надлежащим образом исполнить обязательства по договору, кроме того победителем могут быть привлечены иные исполнители по договору субподряда, что подтверждено заказчиком.

Оценка заказчиком участников по показателю - наличие не менее 3 филиалов/представительств Участника в районах Иркутской области, соответствующих расположению охраняемых объектов Заказчика, а также предоставление документов в соответствии с пп. «и» ч. 7.12 информационной карты, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пп. 2 п. 2.3 главы 2 Положения о закупках заказчика, поскольку направлено на необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия антимонопольного органа, исследовав, все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной, в связи с допущенным заказчиком АО "Дорожная служба Иркутской области» п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пп. 2 п. 2.3 главы 2 Положения о закупках заказчика о закупках товаров, работ, услуг заказчика.

На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО ЧОП «Кодекс»  на действия заказчика- АО "Дорожная служба Иркутской области», при организации и проведении закупки, извещение № 31907798078, обоснованной.

  1. Признать заказчика АО "Дорожная служба Иркутской области» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пп. 2 п. 2.3 главы 2 Положения о закупках заказчика о закупках товаров, работ, услуг заказчика.
  2. Выдать заказчику АО "Дорожная служба Иркутской области» предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений, внесения изменений в документацию о проведении запроса предложений в электронной форме, извещение № 31907798078, предмет закупки - оказание услуг по охране объектов в северных филиалах АО «ДСИО», с учетом решения антимонопольного органа, в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания. о чем незамедлительно направить в Иркутское УФАС России информацию.
    1. Передать материалы по жалобе в отдел антимонопольного контроля Иркутского УФАС России для проведения антимонопольного расследования.
  3. Копию решения и предписания направить сторонам по жалобе.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены комиссии

 

<….>

<….>

<….>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны