Решение №038/1128/21 Решение о признании обоснованной жалобы Аксютиной В.М. на де... от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.09.2021г.

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2021г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

Члены Комиссии: ; ;

при участии представителей организатора торгов — Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации г. Иркутска —.(удостоверение), (доверенность),  (удостоверение);

при участии заявителя ИП

. (паспорт);

рассмотрев жалобу в порядке, установленном ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилась ИП А. с жалобой на действия организатора торгов – Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации г. Иркутска при организации и проведении аукциона в электронной форме за право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Иркутска, извещение №200821/14603827/01.

Согласно доводам заявителя организатор торгов проводит аукцион в отсутствие действующей схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории города Иркутска. Также заявитель указывает,что Постановление администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена», в соответствии с которым проводятся торги, является незаконным, поскольку содержит ссылки на Приказ ФАС России от 10.02.2010г. №67. Кроме того, А. полагает, что все места размещения НТО по 39 лотам заняты хозяйствующими субъектами, а также их описание не соответствует схеме размещения НТО, утвержденной Постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11. Кроме того, согласно доводам жалобы в аукционе отсутствует предмет договора, т. к. не приложены кадастровые точки координат к каждому лоту.

Организатор торгов считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, в обосновании своих возражений заказчиком представлены письменные пояснения.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, представленные документы, установила следующее.

Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются в том числе развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров, и обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

20.08.2021г. на официальном сайте — www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте организатора торгов www.admirk.ru Комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее - Комитет) размещена информация о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории г. Иркутска, извещение № 200821/14603827/01.

В соответствии со статьей 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

    1. Приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20 января 2011 года № 3-спр утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее — Порядок утверждения схемы).

Согласно пункту 16 Порядка утверждения схемы НТО Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления по форме согласно приложению к настоящему Порядку на срок не менее 1 года. При утверждении Схемы указывается период ее действия.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска утверждена постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 года № 031-06-3192/11 (далее — Схема).

С момента принятия Схемы по настоящее время актами администрации в Схему вносились изменения, в частности Постановлениями администрации г. Иркутска от 18.01.2013 № 031-06-90/13, от 07.07.2014 № 031-06-831/14, от 24.04.2015 № 031-06-373/5, от 27.08.2015 № 031-06-788/5, от 23.12.2016 № 031-06-1165/6, от 29.12.2017 № 031-06-1319/7, от 28.12.2018 № 031-06-1219/8, от 15.07.2019 №031-06-523/9, от 01.06.2021 № 031-06-378/2.

Решением Иркутского УФАС от 02.06.2021 года № 038/636/21 по делу № 038/01/15-78/2021 администрация города Иркутска признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с совершением действий, выразившихся в необоснованном сокращении Постановлением от 15.07.2019 №031-06-523/9 мест в Схеме.

На основании указанного решения антимонопольным органом было вынесено предписание от 2 июня 2021 года № 038/79/21, согласно которому администрации города Иркутска предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем приведения согласно решению УФАС по Иркутской области Схемы, в соответствие с требованиями норм действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере организации НТО, в части недопущения необоснованного исключения объектов из Схемы, в срок до 19 ноября 2021 год.

Арбитражный суд Иркутской области по делу А19-14410/2021 об оспаривании администрацией города Иркутска названных решения и предписания пришел к выводу об их законности и обоснованности, в удовлетворении заявленных требований администрации города Иркутска было отказано.

Предписание антимонопольного органа до настоящего времени не исполнено, и Схема НТО не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Постановлением администрации города Иркутска от 15.07.2019 г. №031-06-523/9 срок действия Схемы был продлен до 31.12.2020г. До указанной даты администрацией не были предприняты меры по продлению или утверждению новой Схемы.

При этом, спустя шесть месяцев после окончания срока действия Схемы администрация города Иркутска Постановлением от 01.06.2021г. № 031-06-378/21 продлевает срок ее действия до 01.01.2027г.

Стоит отметить, что ни Законом №381-ФЗ, ни Порядком утверждения схемы НТО не предусмотрена возможность продления ранее утвержденной Схемы после окончания срока ее действия.

Согласно пункту 6 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена (утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8) (далее — Положение о размещении НТО) размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, вендинговых автоматов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли, торговых палаток) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места.

С учетом установленных обстоятельств, не приведение Схемы в соответствие с требованиями действующего законодательства согласно предписанию антимонопольного органа, а также продление срока действия Схемы фактически спустя полгода после окончания срока свидетельствует о нарушении организатором торгов пункта 6 Положения о размещении НТО, поскольку Комитетом планируется размещение нестационарных торговых объектов по результатам конкурса в соответствии со Схемой, которая не соответствует требованиям законодательства.

 

    1. Порядок организации и проведения торгов за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на который не разграничена утвержден Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 (далее — Порядок проведения торгов).

Согласно предупреждению Иркутского УФАС от 25.05.2020 года №038/62/20, Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное постановлением администрации города Иркутска от 29 октября 2018 года № 031-06-961/8, содержит признаки нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в использовании процедуры проведения торгов на право размещения НТО в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10 февраля 2010 года № 67, в сферу правового регулирования которых не входят правоотношения по предоставлению права на заключение договора на размещение НТО

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС, постановлением администрации города Иркутска от 02.08.2021 года № 031-06-542/21 о внесении изменений в Положение о размещении НТО приняты меры по устранению выявленных нарушений путем исключения из пункта 7 Положения о размещении НТО ссылки на Приказ № 67 и разработки Порядка организации и проведения торгов за право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена.

Торги в электронной форме за право на заключение договоров на размещение НТО на территории города Иркутска объявлены Комитетом после вступления в законную силу вышеуказанного нормативно-правового акта.

Таким образом, соответствующий довод заявителя признается Комиссией Иркутского УФАС необоснованным.

 

    1. Согласно пояснениям организатора торгов предметом аукциона являются места размещения НТО, включенные в Схему, которые являются свободными и в отношении которых не заключены договоры.

Кроме того, организатором торгов на заседание Комиссии Иркутского УФАС представлены акты осмотра земельных участков по 39 лотам аукциона. Согласно представленным актам, места размещения НТО по 37 лотам являются свободными от прав третьих лиц.

Также представитель организатора торгов пояснил, что при проведении осмотра было установлено, что два земельных участка заняты третьими лицами, в связи с чем Лот №2 и Лот №3 исключен из аукционной документации Распоряжением от 02.09.2021 №182-02-342/21 о внесении изменений. Указанные изменения размещены на официальном сайте — www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте организатора торгов www.admirk.ru.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу о необоснованности довода заявителя относительного того, что все места размещения НТО по 39 лотам заняты хозяйствующими субъектами.

 

    1. Как было указано ранее, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска утверждена постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 года № 031-06-3192/11.

С момента принятия Схемы по настоящее время актами администрации в Схему вносились изменения, в частности Постановлениями администрации г. Иркутска от 18.01.2013 № 031-06-90/13, от 07.07.2014 № 031-06-831/14, от 24.04.2015 № 031-06-373/5, от 27.08.2015 № 031-06-788/5, от 23.12.2016 № 031-06-1165/6, от 29.12.2017 № 031-06-1319/7, от 28.12.2018 № 031-06-1219/8, от 15.07.2019 №031-06-523/9, от 01.06.2021 № 031-06-378/2.

В случае внесения изменений в нормативный правовой акт предыдущая редакция считается утратившей силу, действующим является документ с внесенными изменениями.

Иркутским УФАС установлено, что согласно опубликованной в СМИ, размещенной на сайте администрации города Иркутска (www.admirk.ru) и в системе «Консультант Плюс» Схеме размещения НТО в последней редакции от 01.06.2021г. (ранее также в ред. от 15.07.2019) все места размещения НТО на территории города Иркутска, являющиеся предметом торгов, соответствуют нумерации, указанной в текстовой и графической частях Схемы.

Таким образом, указанный довод заявителя является необоснованным.

 

    1. Согласно подпункту 4 пункта 17 Порядка проведения торгов аукционная документация должна содержать описание предмета торгов (лотов), в том числе места, условий и сроков (периодов) размещения нестационарных торговых объектов.

Комиссией Иркутского УФАС установлено, что в описании предмета торгов в аукционной документации указана следующая информация о лотах:

  • лота;

  • в схеме;

  • Адрес расположения (место расположения) нестационарного торгового объекта;

  • Вид нестационарного торгового объекта;

  • Специализация нестационарного торгового объекта Площадь нестационарного торгового объекта (кв. м);

  • Площадь земельного участка (кв. м);

  • Начальная цена предмета аукциона - за пользование местом размещения НТО, в руб. (НРП);

  • Шаг аукциона (5% от НРП);

  • Размер задатка, в руб. (50% от НРП);

  • Дополнительные требования;

Относительно каждого лота обозначен номер места расположения НТО в Схеме. Графическая часть Схемы содержит характерные точки координат каждого места размещения НТО, а также ортофотоплан с обозначением конкретного места.

Кроме того, на сайте администрации города Иркутска совместно с аукционной документацией размещен файл, содержащий цветное изображение графической схемы размещения и координаты мест размещения НТО в отношении каждого лота.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу, что описание предмета торгов в части места размещения НТО установлено в аукционной документации организатором торгов надлежащим образом, в связи с чем соответствующий довод заявителя является необоснованным.

 

Также в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.

В пункте 2.1 аукционной документации указаны требования к документам, предоставляемым для участия в аукционе, к содержанию и форме заявки.

Согласно подпункту «е» пункта 2.1 документации для участия в аукционе претендент направляет оператору электронной площадки заявку на участие в аукционе в электронной форме и следующие сведения, документы, в том числе постановочный эскиз нестационарного торгового объекта, выполненный в цвете, масштабе и иллюстрирующий его внешний вид, в также его функционально-планировочную организацию, комплектацию элементами, размеры объектов как в целом, так и отдельных частей, соответствующий Правилам благоустройства территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 25 декабря 2008 года № 004-20-560950/8 и типовым архитектурным решениям, размещенным на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirk.ru).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 документации претендент не допускается Комиссией к участию в торгах в случае, если непредставление документов, определенных пунктом 2.1 настоящей Документации об аукционе, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

Таким образом, в случае непредставления претендентом в составе заявки постановочного эскиза нестационарного торгового объекта, такая заявка подлежит отклонению, претендент не допускается до участия в аукционе.

Вместе с тем, установленное в документации требование о представлении в составе заявки постановочного эскиза НТО является неправомерным и излишним на основании следующего.

В пункте 20 Порядка проведения торгов указано, что заявка на участие в торгах должна содержать сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку и документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка. При этом, в указанном пункте Порядка установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в составе заявки. Постановочный эскиз НТО в указанном перечне отсутствует.

В документации не указано, что отсутствие в составе заявки постановочного эскиза НТО не является основанием для отказа претенденту в допуске к участию в аукционе.

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу о нарушении организатором торгов пункта 20 Порядка проведения торгов в части установления неправомерного требования о представлении в составе заявки постановочного эскиза НТО.

Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной, а также о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулирования торгов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ИП А.на действия организатора торгов – Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации г. Иркутска при организации и проведении аукциона в электронной форме за право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Иркутска, извещение №200821/14603827/01, обоснованной.

    2. Признать организатора торгов нарушившим пункт 6 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена (утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8), пункт 20 Порядка организации и проведения торгов за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на который не разграничена (утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8);

    3. Выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с учетом решения антимонопольного органа;

    4. Копию решения направить сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации г. Иркутска
ИНН 3808193750, ОГРН 1163850055808