Решение №038/1429/20 Решение по жалобе ООО "Ирктеплокоммунэнерго" на МУП "Качугск... от 22 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №  038/1429/20 от 22.10.2020

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия, рассмотрев жалобу в порядке,  установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратился ООО «Иркутсктеплокоммунэнерго» с жалобой на действия организатора торгов - МУП «Качугское муниципальное хозяйство» в связи с нарушением при организации и проведении закупок у единственного поставщика, извещения №№ 32009548323, 32009548293, 32009548331, 32009548345, 32009548300, 32009548308, 32009548351, опубликованные на сайте www.zakupki.gov.ru.

Заявитель считает, что организатором торгов неправомерно выбрана форма закупки — закупка у единственного поставщика, в связи с тем, что предмет закупки - топливо (каменный уголь и дрова хвойных пород) не является товаром, обращающимся на низкококурентном рынке. В связи с чем поставщики указанных услуг лишены возможности участия в закупке на конкурентной основе.

Организатором торгов представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что организатор торгов считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г.
№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, раюот, услуг для обеспечения МУП «Качугское Муниципальное хозяйство»» (далее — Положение о закупках), утвержденным 19.09.2020г.

На сайте (www.zakupki.gov.ru) Заказчиком были опубликованы извещения №№ 32009548323, 32009548293, 32009548331, 32009548345, 32009548300, 32009548308, 32009548351 о проведении закупок у единственного поставщика на заключение договоров поставки топлива (каменный уголь и дрова хвойных пород).

Документация о проведении указанных закупок размещена в ЕИС 02.10.2020г. Договоры по результатам названных закупок заключены 05.10.2020г. При этом жалоба ООО «Ирктеплокоммунэнерго» поступила в антимонопольный орган 06.10.2020г.

Согласно части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

По смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, чтобы признать за лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, право на обращение в антимонопольный орган, необходимо установить, какие права и законные интересы указанного лица могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации или проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в антимонопольный орган с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в названной норме. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.

Из содержания жалобы следует, что организатором торгов допущены существенные нарушения предусмотренного законодательством порядка выбора формы торгов.

При этом, указанные в жалобе обстоятельства не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Кроме того, по смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, следует, что лица, не подавшие заявки на участие в публичных процедурах, в жалобе должны указать на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, если таковые воспрепятствовали им подать заявку. Таких обоснований в жалобы не приведено.

Таким образом, из представленных документов, следует, что ООО «Ирктеплокоммунэнерго» не являетесь лицом, установленным частью 2 статьи 18.1 «О защите конкуренции», уполномоченным на обращение с жалобой в антимонопольный орган.

На основании выше изложенного, рассмотрение жалобы ООО «Ирктеплокоммунэнерго» по правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» прекращено, ввиду обжалования действий организатора торгов ненадлежащим лицом.

Выводы Иркутского УФАС, подтверждаются письмом ФАС России от 23.01.2018 №ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», Определением Верховного Суда РФ от 20.02.2019 №301-ЭС19-192 по делу №А29-13138/2017.

Вместе с тем согласно доводам жалобы ООО «Ирктеплокоммунэнерго» заключены договоры по результатам закупок у единственного поставщика с аффинированными лицами — ООО «Р» и ИП Л.

В связи с тем, что предметом рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является порядок и процедура проведения торгов, довод о наличии антиконкурентного соглашения между заказчиком и участником закупки не может быть рассмотрен Комиссией антимонопольного органа. Вместе с тем Комиссией антимонопольного органа принято решение о передаче материалов дела ответственному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения материалов по существу в порядке, установленном административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339, для установления наличия или отсутствия признаков нарушения статьи 17 ФЗ №135 «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Иркутского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

    1. Рассмотрение жалобы ООО «Иркутсктеплокоммунэнерго» на действия организатора торгов - МУП «Качугское муниципальное хозяйство» в связи с нарушением при организации и проведении закупок у единственного поставщика, извещения №№ 32009548323, 32009548293, 32009548331, 32009548345, 32009548300, 32009548308, 32009548351, опубликованные на сайте www.zakupki.gov.ru, прекратить.
    2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
    3. Передать материалы по жалобе ответственному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения по существу в порядке, установленном административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 для установления наличия или отсутствия признаков нарушения статьи 17 ФЗ №135 «О защите конкуренции».

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Решение №  038/1429/20 от 22.10.2020

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия, рассмотрев жалобу в порядке,  установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратился ООО «Иркутсктеплокоммунэнерго» с жалобой на действия организатора торгов - МУП «Качугское муниципальное хозяйство» в связи с нарушением при организации и проведении закупок у единственного поставщика, извещения №№ 32009548323, 32009548293, 32009548331, 32009548345, 32009548300, 32009548308, 32009548351, опубликованные на сайте www.zakupki.gov.ru.

Заявитель считает, что организатором торгов неправомерно выбрана форма закупки — закупка у единственного поставщика, в связи с тем, что предмет закупки - топливо (каменный уголь и дрова хвойных пород) не является товаром, обращающимся на низкококурентном рынке. В связи с чем поставщики указанных услуг лишены возможности участия в закупке на конкурентной основе.

Организатором торгов представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что организатор торгов считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г.
№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, раюот, услуг для обеспечения МУП «Качугское Муниципальное хозяйство»» (далее — Положение о закупках), утвержденным 19.09.2020г.

На сайте (www.zakupki.gov.ru) Заказчиком были опубликованы извещения №№ 32009548323, 32009548293, 32009548331, 32009548345, 32009548300, 32009548308, 32009548351 о проведении закупок у единственного поставщика на заключение договоров поставки топлива (каменный уголь и дрова хвойных пород).

Документация о проведении указанных закупок размещена в ЕИС 02.10.2020г. Договоры по результатам названных закупок заключены 05.10.2020г. При этом жалоба ООО «Ирктеплокоммунэнерго» поступила в антимонопольный орган 06.10.2020г.

Согласно части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

По смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, чтобы признать за лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, право на обращение в антимонопольный орган, необходимо установить, какие права и законные интересы указанного лица могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации или проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в антимонопольный орган с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в названной норме. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.

Из содержания жалобы следует, что организатором торгов допущены существенные нарушения предусмотренного законодательством порядка выбора формы торгов.

При этом, указанные в жалобе обстоятельства не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Кроме того, по смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, следует, что лица, не подавшие заявки на участие в публичных процедурах, в жалобе должны указать на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, если таковые воспрепятствовали им подать заявку. Таких обоснований в жалобы не приведено.

Таким образом, из представленных документов, следует, что ООО «Ирктеплокоммунэнерго» не являетесь лицом, установленным частью 2 статьи 18.1 «О защите конкуренции», уполномоченным на обращение с жалобой в антимонопольный орган.

На основании выше изложенного, рассмотрение жалобы ООО «Ирктеплокоммунэнерго» по правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» прекращено, ввиду обжалования действий организатора торгов ненадлежащим лицом.

Выводы Иркутского УФАС, подтверждаются письмом ФАС России от 23.01.2018 №ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», Определением Верховного Суда РФ от 20.02.2019 №301-ЭС19-192 по делу №А29-13138/2017.

Вместе с тем согласно доводам жалобы ООО «Ирктеплокоммунэнерго» заключены договоры по результатам закупок у единственного поставщика с аффинированными лицами — ООО «Р» и ИП Л.

В связи с тем, что предметом рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является порядок и процедура проведения торгов, довод о наличии антиконкурентного соглашения между заказчиком и участником закупки не может быть рассмотрен Комиссией антимонопольного органа. Вместе с тем Комиссией антимонопольного органа принято решение о передаче материалов дела ответственному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения материалов по существу в порядке, установленном административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339, для установления наличия или отсутствия признаков нарушения статьи 17 ФЗ №135 «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Иркутского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

    1. Рассмотрение жалобы ООО «Иркутсктеплокоммунэнерго» на действия организатора торгов - МУП «Качугское муниципальное хозяйство» в связи с нарушением при организации и проведении закупок у единственного поставщика, извещения №№ 32009548323, 32009548293, 32009548331, 32009548345, 32009548300, 32009548308, 32009548351, опубликованные на сайте www.zakupki.gov.ru, прекратить.
    2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
    3. Передать материалы по жалобе ответственному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения по существу в порядке, установленном административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 для установления наличия или отсутствия признаков нарушения статьи 17 ФЗ №135 «О защите конкуренции».

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны