Решение №038/1279/20 решение АтлантикПро - МО Аларский р-он от 21 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21.09.2020 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ///;

Члены Комиссии: ///; ///;

при участии представителей Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи, капитальному строительству и архитектуре администрации муниципального образования «Аларский район» (далее – заказчик) ///,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения жалобы Общество с ограниченной ответственностью «АтлантикПро» (далее – ООО «АтлантикПро», заявитель);

 

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении  электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта капитального строительства "СОШ на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района", извещение № 0134300051120000007 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 09 сентября 2020 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель указывает, что заказчиком в нарушение положений Федерального закона № 44-ФЗ установлено требование по поставке товара, технологически и функционально не связанного с предметом закупки.

 

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 25 августа  2020 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300051120000007,  документация об электронном аукционе на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта капитального строительства "СОШ на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района" (далее – Документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 473 965 800,00 руб.

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 10.09.2020 №0134300051120000007-1 было подано единственное предложение о цене контракта - снижение составило 0,5% от НМЦК.

 

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Так, в части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

В письме ФАС России от 09.04.2019 № МЕ/28771/19 и Минпросвещения России от 10.04.2019 № АН-439/09 "О позиции Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами" указано, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.

Не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

Следует отметить, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.

При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.

Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок.

При этом, при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

С учетом вышеизложенного, по мнению Минпросвещения России и ФАС России, принимая во внимание требования Федерального закона № 44-ФЗ, а также в целях недопущения ограничения количества участников закупки и ограничения конкуренции закупку работ по строительству общеобразовательных объектов и закупку товаров в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений необходимо осуществлять различными процедурами.

Вышеуказанная позиция косвенно подтверждается результатами данного электронного аукциона.

Так, в документации об электронном аукционе установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В ходе изучения документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что в локальном ресурсном сметном расчете указано о поставке следующего товара:

Локальный ресурсный сметный расчет № 02-01-15:

1.СТОЛ УЧЕНИЧЕСКИЙ ДВУХМЕСТНЫЙ. РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПО ВЫСОТЕ (Р.ГР. №3-6).  Лак бесцветный, гнутоклееная фанера, все углы закруглены.

2.Стул ученический. Регулируемый по высоте. (р.гр.3-6). Лак бесцветный, гнутоклееная фанера, все углы закруглены.  

3.СТОЛ УЧЕНИЧЕСКИЙ ДВУХМЕСТНЫЙ, РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПО ВЫСОТЕ (Р.ГР. №3-6) И НАКЛОНУ СТОЛЕШНИЦЫ ОТ 0 ДО 24 ГРАДУСОВ 1200х500. СТО2прРН(Д)   

4.Стол компьютерный. выдвижной размеры (Д*Ш*В, мм) 900*700*735. Материал - ЛДСП 16 мм, кромка ABS (ПВХ) 0,45 мм.   

5.Кресло газ-лифт

11.Конференц-стол

12.Стол преподавателя корпусной. Тумба выкатная-3 ящика. 1200х600х760 мм

13.Стул полумягкий м/к металлокаркас. ИЗО

14.Стол 1200х600х750мм с выдвижными ящиками. Блиц Б-62

36.Диван

37.Мягкий уголок детский (диван, 2кресла,тумба). "Малыш"

38.Сборные позиции

40.Кровать детская 1632х640х670мм 35кг. К-0

б/п. Матрац 1400х600х70. МВ-4

и т.п.

Локальный ресурсный сметный расчет №02-01-16:

9н.Ширма медицинская  ПВХ одно секционная. ШП 1/3 (ДЗМО)

б/п  Танометр

б/п  Стетофонендоскоп

б/п  динаметр кистевой

б/п термометр мед.

б/п лоток мед

б/п носилки

и т.п.

Представители заказчика в ходе заседания Комиссии не предоставили доказательств, что поставка мебели неразрывно связана с объектом строительства, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

Таким образом, указанные в документации об электронном аукционе строительные работы и поставляемые товары не связаны технологически и функционально, поскольку поставка таких товаров как: стол ученический, стол препараторский и т.п., осуществляется в качестве следующего за строительством этапа, а не как часть самого этапа строительства.

 Пояснения заказчика о том, что деление объекта закупки на выполнение работ и поставку товара сделает невозможным оплату по контракту, т.к. КБК предусмотрено выполнение работ с поставкой товаров и комплектацией объекта для последующего ввода в эксплуатацию на основании прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, что предусматривает результатом объект капитального строительства готового к эксплуатации, т.е. «под ключ» не находят своего подтверждения на основании следующего.

Положениями статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ одновременная закупка строительных работ и поставки товаров возможна при следующих условиях:

Ч. 55. До 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 настоящей статьи.

Ч.56. В случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Ч.57. В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

В связи с чем, только при наличии одновременно стадии проектирования и выполнения работ возможно включение в контракт поставки оборудования. 

Однако, согласно данным документации об электронном аукционе строительные работы необходимо выполнить на основании уже разработанной и прошедшей государственную экспертизу ПСД, т.е. предмет закупки не предусматривает стадию проектирования.

Также, согласно позиции Верховного Суда РФ отраженной в определении от 05.06.2018 №303-КГ18-6481 по делу №А24-4483/2016 для наличия у заказчика права на объединение в один предмет закупки выполнение работ по строительству и поставки товаров, не относящихся напрямую к выполнению подрядных работ, необходимо условие о выполнении строительных работ «под ключ».

Согласно нормам Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 №147, метод строительства объектов «под ключ» осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включающий в себя проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, ввод в эксплуатацию.

Судами сделан вывод о том, что такие товары, как: шкафы, полки, тумбы, столы письменные,  не являются оборудованием, технологически и функционально связанными со строительными работами и поставка которых может осуществляться отдельно.

Таким образом, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общество с ограниченной ответственностью «АтлантикПро» обоснованной;
  2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены электронного аукциона;
  4. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                             

///

 

 

Члены комиссии                                                                         

 

///

 

///

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны