Решение №038/348/23 решение от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2023г.

Решение в полном объеме изготовлено __.04.2023г. г. Иркутск

 

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии:  ; Члены Комиссии: 

при участии представителя заказчика — ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ ИВАНО МАТРЕНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" — (доверенность);

в отсутствие представителей заявителя - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" с жалобой на действия заказчика – ОГАУЗ "ГОРОДСКАЯ ИВАНО-МАТРЕНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" в связи с нарушением при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сшивающих инструментов и расходных материалов к ним для операционного блока, извещение №32312245412.

Заявитель считает, что документация заказчика содержит признаки ограничения конкуренции, так как исходя из описания объекта закупки, поставить закупаемый товар невозможно, а также отсутствует возможность поставить продукцию нескольких производителей.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница», 2 2022-12318(2) утвержденным генеральным Решением Наблюдательного Совета ОГАУЗ ГИМДКБ от «27» мая 2022 года (далее - Положение о закупке).

31.03.2023г. в единой информационной системе в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru, размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сшивающих инструментов и расходных материалов к ним для операционного блока, извещение №32312245412(далее – закупка) и документация.

Главой 4 документации установлены требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно спорным позициям 4, 7, 8, 10 требуется поставка: кассет сменных одноразовых, линейный сшивающее-режущий инструмент со следующими техническими характеристиками:

Позиция 4: Кассета должна быть совместима с линейным сшивающе-режущим аппаратом, с длиной разреза 58 мм. Кассета должна содержать скобки, расположенные в два тройных ряда в шахматном порядке. Кассета должна содержать не более 88 скобок. Материал скобок – МРТ-совместимый титановый сплав. Длина ножки открытой скобки не более 4,5 мм. Высота закрытой скобки должна быть регулируемая от 1,2 мм до 2,5 мм. Кассета обеспечивает формирование скобочного шва длиной не менее 60 мм и не более 65 мм. В кассете должны быть каналы для лезвия между тройными рядами скобок. Нож должен быть в составе кассеты для обеспечения качественного пересечения ткани при каждом прошивании. Лезвие должно быть из медицинской стали 400-й серии, или эквивалент. Должен быть в наличие транспортировочный зажим (предохранительная съемная пластина), а также блокировка использованной кассеты. Инструмент должен поставляться стерильным, в индивидуальной двойной упаковке.

Позиция 7: Кассета должна быть предназначена для наложения двух двурядных линейных швов с пересечением сверхтонкой и сосудистой ткани между ними ножом. Должна быть совместима с аппаратами Endo GIA Ultra, Signia, имеющимися у заказчика. Кассета имеет электронную микросхему, обеспечивающую возможность взаимодействия с совместимым степлером. Кассета должна иметь узел артикуляции в двух направлениях, где угол составляет не менее 50 (град.). Кассета должна иметь два двойных ряда скрепок и длину шва не более 35 мм. Кассета должна иметь систему равномерного сведения браншей для повышения качества шва при различной толщине ткани. Высота незакрытой скрепки должна соответствовать каждому ряду кассеты не менее 2,0 мм и не более 2,5 мм. Нож должен быть в составе кассеты для обеспечения качественного пересечения ткани при каждом прошивании. Две двурядных линии скрепок после закрытия должны иметь высоту не менее 0,88 мм и не более 1,0 мм. Должен быть в наличие транспортировочный зажим (предохранительная съемная пластина), а также блокировка использованной кассеты. Скрепки должны быть выполнены из титановой проволоки и расположены в шахматном порядке. Кассета должна быть совместима с троакарами диаметром 8,0 мм. Инструмент должен поставляться стерильным, в индивидуальной двойной упаковке.

Позиция 8: Кассета должна быть предназначена для наложения двух двурядных линейных швов с пересечением сверхтонкой и сосудистой ткани между ними ножом. Должна быть совместима с аппаратами Endo GIA Ultra, Signia, имеющимися у заказчика. Кассета имеет электронную микросхему, обеспечивающую возможность взаимодействия с совместимым степлером. Кассета должна иметь узел артикуляции в двух направлениях, где угол составляет не менее 50 (град.). Кассета должна иметь два двойных ряда скрепок и длину шва не более 35 мм. Кассета должна иметь систему равномерного сведения браншей для повышения качества шва при различной толщине ткани. Высота незакрытой скрепки должна соответствовать каждому ряду кассеты не менее 2,0 мм и не более 2,5 мм. Нож должен быть в составе кассеты для обеспечения качественного пересечения ткани при каждом прошивании. Две двурядных линии скрепок после закрытия должны иметь высоту не менее 0,7 мм и более 0,88 мм. Должен быть в наличие транспортировочный зажим (предохранительная съемная пластина), а также блокировка использованной кассеты. Скрепки должны быть выполнены из титановой проволоки и расположены в шахматном порядке. Кассета должна быть совместима с троакарами диаметром 8,0 мм. Инструмент должен поставляться стерильным, в индивидуальной двойной упаковке.

Позиция 10: Линейный сшивающее-режущий инструмент с длиной разреза 58+-1 мм с функцией регулирования высоты закрытия скобок для работы с сосудистыми тканями и тканями нормальной толщины. Инструмент должен состоять из опорной и кассетной половин, замыкающихся при помощи запирающего рычага. Должен иметь механизм регулирования высоты закрытия скобок не менее 3-х вариантов высоты закрытия –   в диапазоне от 1,2 мм до 2,5 мм. Должен иметь маркировку, соответствующую каждому варианту высоты закрытия скобок. На одной из браншей должна быть метрическая шкала, с шагом деления не менее 5 мм, а также индикаторы дистального края разреза и проксимального края корректного размещения тканей. На опорной бранше должны быть лунки для формирования закрытых скобок, совпадающие со скобками в сменной кассете по количеству и расположению. Форма каждой лунки должна обеспечивать трехмерную форму закрытия скобок для формирования равномерной компрессии тканей между ножками закрытых скобок. На дистальном конце опорной бранши должен быть расположен выступ для формирования зазора между браншами, соответствующего необходимой высоте закрытия скобок, а также препятствующий выскальзыванию тканей из браншей при прошивании. На кассетной бранше должны быть пазы для корректной установки кассеты. Обе половины аппарата должны иметь упоры для надежной фиксации аппарата при прошивании. Должен быть рычаг для выравнивания и замыкания половин инструмента. Рычаг прошивания должен быть перекидной, для обеспечения возможности прошивания инструментом с обеих сторон. На проксимальных половинах инструмента имеются индикаторы места установки рычага прошивания в деактивированном положении. Обе половины инструмента и рычаг прошивания должны иметь противоскользящее покрытие. Наличие фиксирующегося промежуточного положения закрытия браншей для их точной репозиции на ткани, равномерной ее компрессии и предотвращения ее сборивания. Дистальный край прошиванию должен превышать линию разреза не менее, чем на 4 мм в зависимости от толщины ткани. Аппарат может быть перезаряжен 12 раз универсальными кассетами. Предназначен для использования у одного пациента. Не подлежит повторной стерилизации. Поставляется незаряженным, стерильным.

Согласно доводам жалобы:

1) В требованиях к позиции 7 и 8 Заказчиком установлено: «Кассета должна иметь узел артикуляции в двух направлениях, где угол составляет не менее 50 (град.)» - из анализа в таблице товары производителя Medtronic SIGSDS30CTV и SIGSDS30CTVT не соответствуют данному требованию, так как из инструкции от производителя угол артикуляции  максимально  45 град, При этом имеются товары иных производителей, которые не соответствуют требованиям установленным Заказчиком. Таким образом поставить товар, по мнению заявителя, по позициям 7 и 8 не представляется возможным, так как по основным показателям товар не соответствует требованиям.

  1. Требования позиции 4 «Высота закрытой скобки должна быть регулируемая от 1,2 мм до 2,5 мм» - противоречит инструкции от производителя, так как высота закрытой скобки от 1,5 до 2 мм.

  2. Требования позиции 10 «Должен иметь механизм регулирования высоты закрытия скобок не менее 3-х вариантов высоты закрытия –   в диапазоне от 1,2 мм до 2,5 мм» - противоречит инструкции от производителя, так как данный инструмент имеет 3 варианта закрытия в диапазоне от 1,5 до 2,0 мм.

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На основании пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Положением о закупке п.7.2 подп. 3 ч. а. предусмотрено, следующее - «описание предмета конкурентной закупки осуществляется с учетом следующих правил: в описании предмета конкурентной закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки».

Как пояснил Заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, заказчик определяет потребность с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных медицинских изделий для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и являются важными для Заказчика по безопасности медицинского изделия, технологической новизне, инновационности. Потребительские свойства закупаемых медицинских изделий представляют возможность врачу-хирургу проводить хирургические манипуляции с максимальной безопасностью для пациентов детского отделения и отделения новорожденных, для использования их при минимально-инвазивных доступах.

При подготовке технического задания на поставку сшивающих инструментов и расходных материалов к ним для операционных блоков, заказчик руководствовался техническими характеристиками, указанными в документации производителя, а именно в инструкциях на медицинские изделия и регистрационных удостоверениях к ним.

В технических характеристиках заказчиком указаны общепринятые требования к рассматриваемому товару с указанием на максимальные и минимальные значения с учетом специфики его работы.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

Относительно довода заявителя по позициям 7 и 8 документации комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

В соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия, размещенному на официальном сайте Росздравнадзора производителем установлены следующие технические характеристики к «углам поворота» - минимум 45° (+- 5°) в пошаговом левом и правом положениях. С учетом, того, что производитель допускает отклонение от данного показателя +-5° максимальный угол поворота составляет 50 град., что по мнению Комиссии не противоречит требованиям, установленным в техническом задании.

Следовательно, указание участником закупки показателя угла 50 град. (слова «не. менее» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему), не является, при рассмотрении заявок, основанием для отклонения заявки участника, что исключает нарушение прав и законных интересов участников закупки.

Более того, как установлено Комиссией на рынке имеются в наличии аппараты и сшивающие кассеты к ним с углом артикуляции в обе стороны 50+ 5 град. (ECHELON), 60 - 120 град. (Esi Sing) и иные.

Помимо показателей «углов поворота» кассеты, позиции 7-8 технического задания имеют иные существенные технические характеристики, они должны быть совместимы с аппаратами, имеющимися у заказчика Endo GIA Ultra, Signia, как и кассеты, запрашиваемые к поставке в пп. 1,2,3,5,6.

В силу положений Закона о закупках, у Заказчика нет обязанности формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные характеристики, подходили все без исключения медицинские изделия, а именно кассеты сменные одноразовые всех имеющихся производителей. Более того, Заказчик установил в техническом задании требование согласно которому поставляемое оборудование должно быть совместимо с аппаратами Endo GIA Ultra, Signia, имеющимися у заказчика.

Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаевб) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. В данном случае Заказчику требовались расходные материалы для уже имеющегося аппарата Endo GIA Ultra, Signia.

Также, действующее законодательство не содержит запрета и ограничения к единственному производителю, указанные заказчиком технические характеристики медицинского изделия позволяли любому лицу принять участие в запросе котировок, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в котировке. Невозможность заявителем жалобы найти требуемый к поставке товар, не является основанием, которое ограничивает его доступ к участию в закупке.

Относительно позиций 4 и 10 технического задания Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.

Согласно позиции 4 к поставке необходима кассета сменная одноразовая, высота закрытой скобки должна быть регулируемая от 1,2 мм до 2,5 мм. То есть, Заказчиком установлен диапазон показателей который предусматривает указание в заявке участника нескольких показателей 1,5 мм, 1,8 мм, или 2,0 мм, на что и указывает заказчик в своем техническом задании.

Более того, как пояснил заказчик любой из вариантов является верным, так как заказчик в техническом задании требовал указать, высоту регулирования скобки «от» (где «от» может быть 1,2; 1,3; 1,4 и. т.д.) и «до» (где «до» 2,5 мм является предельным), то есть минимальное и максимальное значение показателей регулирования высоты.

Согласно позиции 10 линейный сшивающее-режущий инструмент должен иметь механизм регулирования высоты закрытия скобок не менее 3-х вариантов высоты закрытия – в диапазоне от 1,2 мм до 2,5 мм. В данном случае, как установлено Комиссией, указание требования заказчиком диапазона включает в себя значения показателей высоты регулирования в который входят минимальный, максимальный и показатели между этими значениями (в рамках указанного диапазона).

Таким образом, установленное заказчиком требование, соответствует описанию технических характеристик товара, указанных производителем в инструкции по применению медицинских изделий, не является ошибочным и не препятствовало заявителю подать заявку на участие в закупке, в том числе обратиться к заказчику с запросом на разъяснение закупочной документации. Заказчиком указаны минимальные, максимальные (от и до) и диапазон шире чем, указан у производителя для того, чтобы не ограничивать круг участников закупки и возможность поставки товара.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика – ОГАУЗ "ГОРОДСКАЯ ИВАНО-МАТРЕНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" в связи с нарушением при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сшивающих инструментов и расходных материалов к ним для операционного блока, извещение №32312245412, необоснованной;

  2. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны