Решение №038/320/19 Жалоба ООО «Стожары» на положения документации о проведении ... от 9 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 038/320/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;

Члены Комиссии<…..>;

при участии представителей Администрации города Иркутска (далее – уполномоченный орган) – <…..>,

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Стожары» (далее – ООО «Стожары», заявитель);

рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по однократной противоклещевой акарицидной обработке и дератизации территорий общего пользования города Иркутска в 2019 году (извещение № 0134300090019000162), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 29 марта 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация о проведении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, по мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика, уполномоченного органа:

1) заявитель полагает, что работы по энтомологическому контролю качества проведенных работ могут быть произведены в рамках собственного производственного контроля и не предусматривают наличие аккредитации на выполнение указанных работ;

2) объединение в один лот работ по акарицидиной обработке и энтомологическому контролю качества проведенных работ противоречит положениям части 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ;

3) проектом контракта предусмотрено, что заказчик в целях проверки предоставленных подрядчиком результатов выполненных работ проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании заключенных контрактов; 

4, 5) заказчиком неверно произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.

Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 28 марта 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300090019000162, а также Документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по однократной противоклещевой акарицидной обработке и дератизации территорий общего пользования города Иркутска в 2019 году (далее – документация о проведении электронного аукциона).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 623 999 руб. 35 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.

1. Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены статьей 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно части 4 статьи 64 Федерального закона № 44-З к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

На основании вышеизложенного, заказчиком в пункте 5.1 проекта муниципального контракта, а также в Информационной карте документации о проведении электронного аукциона установлено, что сдача - приемка результата выполненных работ по контракту оформляется актом о приемки выполненных работ с приложением результатов энтомологического контроля качества проведенных работ, выданных организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 7.4.1.7. Санитарно-эпидемиологическим правилам 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами» (далее - СП 3.1.3310-15) ответственными за проведение акарицидных мероприятий являются: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

Согласно пункту 7.4.1.8. СП 3.1.3310-15 объемы и сроки проведения профилактических мероприятий определяются органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по зоолого-паразитологическим показаниям (в соответствии с постановлением Правительства от 30.06.2004                                       №    322   - Роспортебнадзор, структурным подразделением которого является Управление Роспотребнадзора по Иркутской области).

Пунктом 10.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» предусмотрено, что органы и учреждения Роспотребнадзора субъектов Российской Федерации осуществляют организацию проведения энтомологического обследования на заселенность клещами до акарицидной обработки (чтобы акарицидами не были обработаны незаселенные клещами территории, т.к. стации обитания клещей меняются вследствие антропогенного влияния на природные биотопы в окрестностях всех населенных пунктов (пожары, вырубки, выпас скота, прокладка дорог, строительство новых объектов и пр.) и природных явлений) и контроль ее эффективности после проведения.

Комитетом городского обустройства администрации города Иркутска в адрес Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области 06.02.2019 года направлен запрос №405-70-454/19 о предоставлении информации о наиболее приоритетных объектах, расположенных на территории города Иркутска, подлежащих однократной противоклещевой акарицидной обработке и дератизации в 2019 году.

С учетом поступившего ответа, заказчиком была сформирована заявка с указанием перечня объектов однократной противоклещевой обработки территорий города Иркутска.

Из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что в связи с тем, что территория Иркутской области является неблагополучной по заболеваемости населения инфекциями, передаваемыми иксодовыми клещами проведение всех видов противоклещевых акарицидных мероприятий осуществляется под энтомологическим контролем, который требует специальной подготовки и осуществляется в рамках пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ). Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.

В соответствии с Методическими указаниями МУ 3.1.3012-12 «Сбор, учет и подготовка к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих в природных очагах опасных инфекционных болезней», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 04.04.2012 года, энтомологическая работа является     одним из    разделов эпизоотологического обследования, входящего         в общую       систему эпидемиологического надзора за опасными инфекционными болезнями. Она обеспечивает получение необходимой информации о кровососущих переносчиках этих болезней в целях изучения их природных очагов, прогнозирования эпизоотической и эпидемической ситуаций, планирования и проведения адресных профилактических мероприятий.

Энтомологическая работа в природных очагах включает:

- сбор кровососущих членистоногих для лабораторного исследования с целью выявления их участия в циркуляции возбудителей опасных инфекционных болезней;

  • установление видового состава переносчиков и особенностей их распределения по объектам сбора;
  • наблюдение за сезонным, годовым, многолетним ходом численности паразитов и характером их пространственного размещения;
  • изучение экологии переносчиков возбудителей болезней и факторов, влияющих на их численность на конкретных участках энзоотичной территории;
  • определение физиологического и генеративного состояния массовых видов отдельных групп эктопаразитов в различные фенологические периоды их жизнедеятельности, что необходимо для эпизоотологического прогноза, планирования мероприятий по неспецифической профилактике;
  • подготовку кровососущих членистоногих для лабораторного исследования;
  • составление обзора и прогноза численности переносчиков;
  • создание фундаментальных, справочных и учебных коллекций эктопаразитов, встречающихся в природных и антропоургических очагах.

Энтомологическая работа делится на два этапа - полевой (включает сбор переносчиков из мест их обитания, обследование жилищ человека на зараженность эктопаразитами и доставку материала в лабораторию) и лабораторный (предполагает очес животных и сбор с них эктопаразитов; выборку эктопаразитов из гнезд, клеевых листов и других ловчих приспособлений; подготовку эктопаразитов к лабораторному исследованию: определение видовой принадлежности паразитов, параллельно с которым проводят оценку физиологического и генеративного состояния переносчиков).

Кроме того, энтомологический контроль эффективности акарицидной (противоклещевой) обработки должен проводиться после проведения акарицидной обработки через 3-5 дней и повторно через 15-20 дней. При обнаружении клещей необходимо провести повторную обработку в соответствии с п. 7.4.1.6. СП 3.1.3310-15, пп. 4., 8.4.2. Изменений № 1 к СП 3.1.3.2352-08.

Контроль эффективности однократной противоклещевой обработки, проведенный специалистами, экспертной организации (эксперта), имеющей соответствующую аккредитацию, повысит эффективность противоклещевых обработок и минимизирует риски присасывания клещей на обработанной территории.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя в связи с тем, что заявитель ошибочно отождествляет энтомологический контроль как мероприятие профилактической направленности и полагает, что достаточно провести оценку эффективности акарицидной (противоклещевой) обработки в рамках собственного производственного контроля, который не может объективно дать оценку выполненным работам по муниципальному контракту.

2. В отношении довода заявителя об объединении в один лот работ по акарицидиной обработке и энтомологическому контролю качества проведенных работ, что свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ, Комиссией установлено следующее.

Часть 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчиков при осуществлении закупок использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Указанная норма не содержит правил осуществления закупки в части отсутствия возможности объединения в один лот работ, функционально не связанных между собой, таким образом ссылка заявителя на нарушение заказчиком части статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ является необоснованной.

Предметом закупки по электронному аукциону (извещение №0134300090019000162) является выполнение работ по однократной противоклещевой акарицидной обработке и дератизации территорий общего пользования города Иркутска в 2019 году.

Энтомологический контроль качества проведенных работ не является объектом закупки, а входит в состав работ, который необходимо выполнить в рамках условий муниципального контракта, предусмотренного разделом 5.

В извещении, документации об аукционе требования о наличии аккредитации у лиц, выполняющих работы по однократной противоклещевой акарицидной обработке и дератизации территорий общего пользования города Иркутска в 2019 году заказчиком не установлены.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Из пояснений представителя заказчика следует, что при составлении документации о проведении электронного аукциона заказчик учитывал положения статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ, которая выделяет следующие цели:

- реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), муниципальными программами (пункт 1 статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ), а именно пункт 2.3. плана мероприятий по реализации подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности населения на территории города Иркутска» муниципальной программы «Эко-Логичный город на 2013-2021 годы» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 17.12.2018 №404-02-607/18;

- выполнение функций и полномочий муниципальных органов (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ), а именно исполнение полномочий муниципального органа в рамках Федерального закона № 52-ФЗ.

Таким образом, Комиссия не находит нарушений со стороны заказчика, уполномоченного органа при формировании документации о проведении электронного аукциона в части описания объекта закупки и установления требований к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

3. В отношении довода заявителя о том, что проектом контракта предусмотрено, что заказчик в целях проверки предоставленных подрядчиком результатов выполненных работ проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании заключенных контрактов, что свидетельствует об отсутствии необходимости проведения энтомологического контроля качества проведенных работ, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 5.3 проекта муниципального контракта установлено следующее: «В течение 7 (семи) календарных дней со дня получения от Подрядчика акта сдачи-приемки выполненных работ с приложением результатов контроля качества проведенных работ Заказчик в целях проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ в части их соответствия условиям настоящего Контракта проводит экспертизу результата выполненных работ своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании заключенных контрактов. По результатам экспертизы результата выполненных работ составляется заключение».

Таким образом, из вышеназванного пункта проекта муниципального контракта следует, что он устанавливает порядок приемки выполненных работ в части соответствия выполненных работ условиям контракта по объему, срокам и качеству выполненных работ, в то время, как, предоставление результатов энтомологического контроля является частью выполнения предусмотренных муниципальных контрактом работ и является итогом выполненных работ, а не проверкой результатов выполненных работ.

На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя

4,5. В соответствии с частью 1 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 части 8 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ).

С учетом вышеизложенного, доводы заявителя о нарушении заказчиком, уполномоченным органом обоснования начальной (максимальной) цены контракта, оценке Комиссией Иркутского УФАС России не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Стожары» необоснованной;
  2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…..>

Члены комиссии                                                                          

 

 

 

<…..>

<…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны